Иванов посадил коллег на 'Иглу'

Said_PVO
Иванов посадил коллег на 'Иглу' http://gazeta.ru/2002/11/20/ivanovposadi.shtml
Текст: Илья Жегулев
Российские спецслужбы неспособны установить источники поставок боевикам в Чечне самого опасного оружия - комплексов 'Игла', с помощью которых только за последние три месяца в республике было сбито пять вертолетов. Требование министра обороны Сергея Иванова провести ревизию ПЗРК в странах СНГ и Балтии, по мнению экспертов 'Газеты.Ru', не перекроет каналы поставок этого оружия в Чечню.


В середине прошлой недели глава российского военного ведомства поставил вопрос об утечке ПЗРК на заседании совета министров обороны стран СНГ. По мнению Иванова, проблема утечки современных вооружений к незаконным вооруженным формированиям - одна из ключевых в борьбе с международным терроризмом. Министр обороны России, как известно, попросил коллег по Содружеству, а также министров из стран Балтии провести ревизию складских запасов переносных зенитно-ракетных комплексов и усилить охрану мест их хранения. Ревизия, как объяснил Иванов, нужна для того, чтобы выявить каналы утечки этого оружия к чеченским боевикам.

Как рассказал министр, в последнее время 'в процессе контртеррористической операции в Чечне' военные захватили несколько десятков пусковых установок 'Игла'. На них есть заводские номера. 'Естественно, это оружие в свое время производилось в Советском Союзе, - заявил Иванов. - Часть осталась в других независимых государствах. Здесь надо навести порядок, поскольку, я считаю, вопрос принципиальный, и мы должны сделать все для того, чтобы такое опасное оружие ни при каких обстоятельствах не могло попасть в руки к террористам'.

Однако коллеги Иванова отреагировали на его призыв молчанием. И дело вовсе не в том, что результаты ревизии на военных складах могут привести к крупным скандалам в некоторых республиках бывшего СССР.
Дело в том, что желание Иванова в принципе не выполнимо. Об этом 'Газете.Ru' заявил эксперт Центра по контролю над вооружением Марат Кенжетаев.

На сегодняшний день в России все ПЗРК производятся на одном единственном заводе - в городе Коврове, на заводе имени Дегтярева (ЗИД). Есть еще один завод, участвующий в создании комплексов, - это 'Ломо' в Санкт-Петербурге. Там собирают боеголовки. По словам Марата Кенжетаева, заводы по производству ПЗРК типа 'Игла' были построены по советским лицензиям в Польше, Болгарии и Северной Корее. Общие объемы производства этого вида оружия как в России, так и в других странах на сегодняшний день неизвестны. Однако в открытых источниках проходила информация о том, сколько именно комплексов досталось бывшим республикам СССР после развала Союза. Так, только на вооружении украинской армии оказалось не менее 1000 ПЗРК. Партии меньшего объема оказались на территории Белоруссии, Казахстана и Армении.
Данных о том, что ПЗРК остались на территории стран Балтии, до сих пор не было, но факт обращения Иванова и к этим странам с просьбой о ревизии свидетельствует о том, что они, по-видимому, также обладают каким-то арсеналом этого вида вооружений.

Появляющиеся в последнее время в ряде СМИ, в том числе западных, сведения о том, что в Чечню попадают ПЗРК, продаваемые боевикам со складов грузинской армии, не соответствуют действительности, так как Грузии этих вооружений не досталось. Нет 'Игл' и у Азербайджана, хотя ему различных вооружений досталось намного больше, чем Армении. Уже российские ПЗРК поставлялись Армении в 1996 году - об этом заявлял генерал Лев Рохлин. Однако в каком количестве - неизвестно.

Таким образом, вероятных каналов утечек ПЗРК - множество. И проверить все просто нет никакой возможности, даже если коллеги пойдут Иванову навстречу не только в СНГ, но и в Польше, Болгарии. Не исключено даже, что основной канал утечки ПЗРК в Чечню находится на территории самой России, так как до недавнего времени никаких данных о том, как хранились эти комплексы на протяжении 1991-2000 годов нет.
Дело в том, что в армии России, как отметил Марат Кенжетаев, существует двойная система хранения: что-то хранится прямо в воинских частях, что-то - на так называемых 'базах хранения военной техники'.

Если в частях что-то похитить крайне сложно (частые ревизии, больший контроль), то на 'базах хранения' охрана и контроль до последнего времени были значительно хуже. 'Я плохо себе представляю, как какой-нибудь прапорщик на этой БХВТ толкает сегодня 'налево' 'Иглы'. Но это было возможно в первой половине 1990-х, когда бардак творился', - утверждает Марат Кенжетаев. После серии показательных процессов, в том числе и над военачальниками высокого ранга, с дисциплиной и ответственностью на БХВТ стало значительно лучше.

Однако проблема Иванова и российских спецслужб на самом деле не в дисциплине на складах, а в том, что, по мнению Кенжетаева, во многих ситуациях невозможно проследить судьбу ПЗРК. Советская документация на них утрачена во многих странах, куда эти комплексы поставлялись. В частности, непосредственно перед распадом СССР в ГДР в конце 1980-х было поставлено 1000 комплексов. После объединения Германии выяснилось, что бундесверу они не нужны и немцы активно распродавали это оружие. Кому и какими партиями - неизвестно. Но скорее всего, большая их часть досталась Турции. Причем в связи с утратой советской документации на оружие, ракетные комплексы продавались оптом, никто контейнеры не вскрывал и номера не переписывал.

И это - только один пример. А ведь поставки 'Игл' на экспорт активно продолжались и в середине 1990-х годов. За последние 10 лет Россия поставила около 1000 'Игл' Сингапуру (1997 год), более 100 - Бразилии (1996 год), несколько сот - Южной Корее (1995 год) и около 400 - Индии. И это - только те контракты, которые оказались 'засвечены' в прессе.
Конечно, вряд ли боевики в Чечне получают ПЗРК из этих стран. Источники утечки находятся либо в непосредственной близости от границ России, либо на ее территории.

В последнем случае, нельзя исключать, что крупные партии этого оружия были похищены со складов в середине 1990-х, а во время второй чеченской кампании были вывезены в Грузию, где и складированы в тайниках. И уже оттуда боевики перебрасывают его обратно в Чечню небольшими партиями или вовсе поштучно.

В любом случае по номерам изъятых у боевиков ПЗРК быстро можно установить завод-производитель, год выпуска комплексов, а также воинскую часть, базу хранения или страну СНГ, куда он был отправлен. Вся эта документация, насколько известно, в России сохранена, даже если речь идет о комплексах, выпускавшихся во времена Союза. А это значит, что министру Иванову должны быть примерно известны каналы утечек ПЗРК боевикам в Чечню. Таким образом, за его призывом провести ревизию стоит либо угроза разоблачений в адрес отдельных стран Содружества, поставляющих втайне оружие террористам, либо это признание того, что с документацией не все в порядке, и часть ее, возможно, утрачена.
25 НОЯБРЯ 09:43