Российские фрегаты безоружны в руках индийцев

Said_PVO
Российские фрегаты безоружны в руках индийцев
Заказчик их не принимает
экспорт вооружений

Вчера Москва впервые публично признала факт задержки исполнения крупнейшего для России экспортного контракта. Передача Индии двух фрегатов, которые строятся на санкт-петербургском Балтийском заводе, в положенный срок не состоялась. Индийские экипажи так не смогли выполнить с них зачетных стрельб из-за неполадок в одной из главных систем вооружения - ракетном комплексе "Штиль-1". Теперь они будут сданы заказчику не ранее апреля 2003 года. Это может поставить под угрозу заключение нового миллиардного контракта с Дели на постройку еще трех фрегатов.

Подписанные в 1997 году два контракта на строительство трех фрегатов проекта 1135.6 для Индии (стоимость проекта оценивается в $1 млрд) и достройку двух эсминцев для Китая (стоимостью около $800 млн), по существу, спасли отечественных кораблестроителей, специализирующихся на строительстве надводных кораблей: с начала 90-х годов они не получали крупных заказов. Эти контракты гарантировали санкт-петербургским Балтийскому заводу и "Северной верфи" долгосрочную загрузку: уже тогда было ясно, что в случае успешного выполнения контрактов покупатели дозакажут еще по одной партии из трех фрегатов и двух эсминцев.

Частично эти ожидания оправдались: в начале прошлого года "Рособоронэкспорт" подписал с Пекином контракт еще на два эсминца. С фрегатами ситуация оказалось сложнее: вчера заместитель гендиректора "Рособоронэкспорта" Виктор Камардин был вынужден официально признать факт задержки передачи Индии двух первых фрегатов.

Контракт на строительство и поставку для ВМФ Индии трех фрегатов был подписан 17 ноября 1997 года между индийским минобороны и госкомпанией "Росвооружение". Эксперты оценили его стоимость в $1 млрд. Головным исполнителем контракта 10 марта 1998 года стал Балтийский завод. Закладка головного фрегата Talwar состоялась 10 марта 1999 года (спущен на воду 12 мая 2000 года); второго, Trishul,- 22 сентября 1999 года (спущен 24 ноября 2000 года); третьего, Tabar,- 26 мая 2000 года (спущен 25 мая 2001 года). Первый корабль должен быть передан заказчику в мае 2002 года, следующие - с интервалом в шесть месяцев, в ноябре 2002-го и в мае 2003 года.

Серия фрегатов проекта 1135.6 уникальна тем, что впервые в российской истории для зарубежного заказчика строился корабль, аналога которому не было в российском ВМФ. В реализацию проекта были вовлечены 130 поставщиков из России, Белоруссии, Украины, Индии, Англии, Германии, Дании и других стран, включая более 30 петербургских предприятий и институтов. В одобренной правительством Индии в феврале прошлого года программе модернизации военно-морских сил страны, рассчитанной на 30 лет, фрегатам российской постройки отводилась существенная роль в защите военно-морских целевых групп.

Фрегат проекта 1135.6 разработан Северным проектно-конструкторским бюро на базе российского сторожевого корабля проекта 1135.1 (всего построено семь кораблей этого типа для российского ВМФ). Фрегат имеет водоизмещение 4 тыс. тонн. Он способен выполнять широкий круг задач в океане, в первую очередь поиск и уничтожение подводных лодок и крупных надводных кораблей. Фрегат вооружен ударным противокорабельным комплексом Club с вертикальным стартом ракет, а также реактивной бомбометной установкой РБУ-6000, многоканальным зенитно-ракетным комплексом средней дальности "Штиль-1", зенитным ракетно-артиллерийским комплексом "Каштан", артиллерийским комплексом "Пума-универсал". На фрегате предусмотрено базирование противолодочного вертолета.
Первым на заводские испытания вышел фрегат Talwar. Его заводские испытания начались в ноябре 2001 года. Сразу обнаружились проблемы с двигателями, корпусом, интеграцией оборудования и систем оружия. К началу февраля, как утверждают на Балтзаводе, эти недостатки были устранены. С 8 февраля по 15 марта 2002 года фрегат успешно прошел государственные испытания на Балтике, в ходе которых подтвердил заявленные характеристики. 8 мая госкомиссия, состоящая из представителей ВМФ России, и руководство Балтийского завода подписали акт приемки фрегата Talwar. Параллельно прошел береговое и морское обучение и индийский экипаж, состоящий из 180 офицеров и матросов.

17 мая прошлого года начались приемопередаточные испытания с индийским экипажем. Тут опять возникли проблемы. Как рассказал вчера заместитель генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт" Виктор Камардин, "Индия решила поставить на фрегат слишком много радиоэлектронных систем. Это привело к большим сложностям. Возникли такие радиоэлектронные помехи, что при испытаниях комплекса 'Штиль-1' зенитная ракета сразу после выхода из пускового контейнера потеряла управление, произошло ее самоуничтожение. Это стало причиной задержки в передаче двух первых эсминцев Индии".

Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) "Штиль-1" имеет в составе 24 зенитные управляемые ракеты и предназначен для обороны корабля от атак противокорабельных ракет и самолетов. Комплекс обеспечивает дальность поражения самолетов на расстоянии от 3,5 до 25 км и дальность поражения противокорабельных ракет на расстоянии от 3,5 до 12 км.

Генеральный директор Балтийского завода Олег Шуляковский заявил вчера корреспонденту Ъ: "Эти корабли абсолютно новые. В них было много новых систем вооружения. Первый корабль закончил приемопередаточные испытания по всем видам вооружений и техники и принят 21 июля прошлого года индийской стороной, за исключением зенитного ракетного комплекса 'Штиль-1'. Причем этот комплекс вместе с другими системами корабля был принят российской государственной комиссией, а неудачи с ним появились только при приемопередаточных испытаниях: прошли неудачные пуски. С тех пор разработчики комплекса 'Штиль-1' и зенитной ракеты в полном согласовании с индийской стороной ведут различного рода научно-исследовательские работы, измерения, проверки, связанные с доведением и испытаниями комплекса и его ракеты. Это проблема не только этих кораблей, а глобальная проблема, поскольку предусмотрены также поставки подобных комплексов и в Индию для кораблей индийской постройки, и на эсминцы, которые строятся для Китая, и на корабли, которые строят сами китайцы. Наша проблема заключалась в том, что мы оказались первыми, кто поставил на свой корабль 'Штиль-1'. Сейчас готовятся испытания этого комплекса с доработанным программно-математическим обеспечением и доработанной ракетой. В этом году пока испытания не проводили, так как была плохая погода. Стрельбы пройдут в самые ближайшие дни".

В ГосНПО "Альтаир", являющемся разработчиком и производителем зенитных ракетных комплексов для кораблей, в том числе и комплекса "Штиль-1", вчера помощник генерального директора Вячеслав Грудинин сообщил корреспонденту Ъ: "Действительно, со 'Штилем' были определенные технические проблемы и сложности. Все это рассматривалось на различных уровнях. Есть определенные планы-графики доработки, которые мы выполняем. В ближайшее время все это будет проверено".

Пока же индийский экипаж Talwar, все это время находившийся в Санкт-Петербурге, возвратился в Индию. Из-за проблем с комплексом "Штиль-1" второй фрегат - Trishul - вышел на госиспытания лишь в ноябре прошлого года. "Рособоронэкспорт", и индийские заказчики перенесли дату передачи обоих фрегатов на год - на апрель 2003 года. Господин Камардин вчера заявил: "Мы уверены, что к апрелю корабли будут переданы заказчику".

КОНСТАНТИН Ъ-ЛАНТРАТОВ
Газета "КоммерсантЪ" ?10(2613) от 23.01.03


Said_PVO
Проблемы с зенитным ракетным комплексом на индийских фрегатах ближайшее время будут решены
03.02.2003 12:43

В ближайшее время все проблемы с обеспечением безотказной работы зенитного ракетного комплекса 'Штиль-1', который установлен на строящиеся на Балтийском заводе по заказу ВМС Индии фрегаты Talvar и Trishul, будут решены и корабли в оговоренные ранее сроки - к апрелю 2003 года - планируется передать заказчику. Об этом сообщил гендиректор Морского научно-исследовательского института радиоэлектроники 'Альтаир' Сергей Климов.

'Теоретически все возникшие вопросы с работой комплекса 'Штиль-1' уже решены, необходимые доработки материальной части проведены', - сказал С.Климов. Он пояснил, что собственно с комплексом 'Штиль' никаких проблем нет и никогда не было. Эта система уже много лет стоит на вооружении российского Военно-морского флота и на деле доказала свою высокую эффективность и безотказность в работе.

По словам С.Климова, сбои в работе комплекса 'Штиль-1' на индийских фрегатах возникли из-за очень большого наполнения кораблей электромагнитными средствами. 'Среди этих средств оказались такие, которые работают на тех же частотах, что и 'Штиль'. Это заранее не было выяснено при проведении испытаний. Причем речь идет о новых комплексах, которые только были заданы в разработку', - сказал С.Климов. По его словам, еще в августе была установлена причина сбоев в работе комплекса, проведены несколько НИОКР и получен положительный результат.

'В настоящее время совместно со специалистами 'Альтаира' работает группа индийских экспертов. Все необходимые доработки проведены и документы подписаны. Причем это касается не только 'Штиля', но и других систем вооружения, стоящих на корабле', - сказал С.Климов. По его словам, к марту все работы будут закончены, в соответствии с достигнутыми договоренностями в апреле корабли планируется передать заказчику.

Межгосударственный контракт на поставку трех фрегатов ВМС Индии был подписан 17 ноября 1997 года. Строящиеся для Индии фрегаты проекта 11356 разработаны Северным проектно- конструкторским бюро и представляют собой экспортный вариант российского сторожевого корабля водоизмещением 4 тыс. тонн.

Фрегат предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок и крупных надводных кораблей. Вооружен новым ударным противокорабельным комплексом 'Club' с вертикальным стартом ракет, реактивной бомбометной установкой РБУ-6000, многоканальным зенитно-ракетным комплексом средней дальности 'Штиль-1', зенитным ракетно-артиллерийским комплексом 'Каштан', артиллерийским комплексом 'Пума-универсал'. На фрегате предусмотрено базирование противолодочного вертолета. Скорость хода корабля достигает 30 узлов.

В кооперации по производству фрегатов принимают участие более 130 российских предприятий, а также индийские фирмы, которые поставляют некоторые комплектующие изделия, в частности, гидроакустическое оборудование.


Источник новости: Интерфакс