Похвалите или поругайте

Pss

Кажется сбылась мечта - достал раннюю шашку. Судя по форме, орнаменту, середина 19 века. Прибор ножен медный (бронзовый) с серебрянными накладками. Если у кого есть мысли по более точной датировке, прошу поделиться. Спасибо.






майкл

Лично у меня никаких мыслей по датировки нет.
Прошу только показать ближе сам клинок, т.к. существующее увеличение картинки ничего не дает.

Pss

майкл
Лично у меня никаких мыслей по датировки нет.
Прошу только показать ближе сам клинок, т.к. существующее увеличение картинки ничего не дает.

Только так.

АланАс

По датировке-возможно так и есть.Выскажу некоторые свои соображения.Клинок возможно переделан из другого,дол идет почти до острия,что часто встречается.Посмотрите как сведен обух к острию,должен идти клином начиная где-то с 1/5 части и там же должен заканчиваться дол.И рукоять немного тонковата,а накладка головки великовата..Не понял,что имелось ввиду под серебрянными накладками,посеребренные?Я думаю сплав серебра с медью(обычно 15-20% меди,а тут побольше).Бронзу(медь+олово)я не встречал и не слышал,чтобы применяли.Орнамент-стилизованные бараньи рога-характерен для всех народов С.Кавказа.А вот выборка фона зигзагами,вместо обычного канфарения точками и окантовка вместо ложной зерни,как раз черкесская техника 19 века.Видел как это делается штихелем-техника довольно простая.Думаю шашка из Адыгеи или Причерноморья.В общем работа посредственная.Учитывая,что Вы покупали,как историческое оружие,а не шедевр,думаю вполне удачное приобретение."Сау тут"-пожелание на карачаево-балкарском языке-"владей невредимым".

А это лакская стилизация под черкесский галун на ножнах,но уже 20 век.

Bonart

кроме того, что кожа на ножнах новая, больше ничего сказать не могу - картинки не позволяют 😞

Pss

АланАс
По датировке-возможно так и есть.Выскажу некоторые свои соображения.Клинок возможно переделан из другого,дол идет почти до острия,что часто встречается.Посмотрите как сведен обух к острию,должен идти клином начиная где-то с 1/5 части и там же должен заканчиваться дол.И рукоять немного тонковата,а накладка головки великовата..Не понял,что имелось ввиду под серебрянными накладками,посеребренные?Я думаю сплав серебра с медью(обычно 15-20% меди,а тут побольше).Бронзу(медь+олово)я не встречал и не слышал,чтобы применяли.Орнамент-стилизованные бараньи рога-характерен для всех народов С.Кавказа.А вот выборка фона зигзагами,вместо обычного канфарения точками и окантовка вместо ложной зерни,как раз черкесская техника 19 века.Видел как это делается штихелем-техника довольно простая.Думаю шашка из Адыгеи или Причерноморья.В общем работа посредственная.Учитывая,что Вы покупали,как историческое оружие,а не шедевр,думаю вполне удачное приобретение."Сау тут"-пожелание на карачаево-балкарском языке-"владей невредимым".

А это лакская стилизация под черкесский галун на ножнах,но уже 20 век.

Спасибо огромное! Коллекционеру всегда нужна поддержка. Рукоятка , как для меня очень удобная, головка полностью серебряная, а вот прибор ножен медный,только с лицевой стороны напаяны серебряные украшенные пластины.
Кстати вместе с ней купил и этот "шедевр".






Bonart

для АланАс: весьма распространенная на Кавказе техника оковки тонкой серебряной пластиной медной, латунной или бронзовой основы. причем грубая гравировка наносилась на основу, а затем прочеканивалась и подчищалась по серебру.

АланАс

Bonart
для АланАс: весьма распространенная на Кавказе техника оковки тонкой серебряной пластиной медной, латунной или бронзовой основы. причем грубая гравировка наносилась на основу, а затем прочеканивалась и подчищалась по серебру.

Про эту технику я знаю,хотя не такая уж она и распространенная на оружии,встречал на поясах,конской упряжи,здесь немного не то.Pss уже ответил -головка целиком серебрянная,а прибор медный с напаянными с лицевой стороны пластинами из серебра,орнамент гравированный,а не прочеканенный.

АланАс

[QUOTE]Originally posted by Pss:
[B]

Кстати вместе с ней купил и этот "шедевр".


На мой взгляд,отличная шашка,скорее всего Владикавказ,детально не рассмотреть."Волчок",правда,сомнительный.Долы слишком далеко от рукояти,неужели,чтобы вытравить волчок.Обычно оставляли небольшое поле для вензеля,ККВ и т.п.,а клейма наносили прямо по долам(и гурда и волчок и все остальное).

Pss

АланАс
[QUOTE]Pss
[B]

Кстати вместе с ней купил и этот "шедевр".


На мой взгляд,отличная шашка,скорее всего Владикавказ,детально не рассмотреть."Волчок",правда,сомнительный.Долы слишком далеко от рукояти,неужели,чтобы вытравить волчок.Обычно оставляли небольшое поле для вензеля,ККВ и т.п.,а клейма наносили прямо по долам(и гурда и волчок и все остальное).


Но-но, это фото такие. Клинок трёхдолый, нижняя широкая прямо от рукояти, две верхние подальше. Волчок с обоих сторон, гравированный, всечка золотом. Судя по книгам Э.Г. тоже северо- западный Кавказ или Чечня. + легенды о крестоносцах и Великом Князе Михаиле Николаевиче.

АланАс

Пардон,потом рассмотрел широкий дол,а в книге есть как раз такой вариант-широкий дол внизу,узкий дол на расстоянии.Ставили,чтобы не обижать и крестоносцев и Великого князя,с одной стороны МН,с другой НМ.Тут предпочтение отдали князю.А стык ножен по азиатскому типу,думаю все-таки Владикавказ или лакцы Дагестана,что одно и то же,орнамент насколько разобрал ихний.

АланАс

А по поводу Чечни,есть у меня сомнения.Клинки они ковали хорошие,а вот отделку часто делали лакцы(не без исключений,конечно).Тот же Чилли отдавал клинки во Владикавказ Коджоянцам,Махмад-лакцам живущим в том же селе и т.д.Вот мое последнее приобретение.В книгах(Аствацатурян,Асхабов)называют чеченскими ножнами"с глазками",я лично не уверен,что только у них встречались такие ножны.Буду рабираться с орнаментами и надписью мастера по-арабски на обратной стороне ножен.Год 1892/3.Может у кого есть похожее?

Pss

АланАс
А по поводу Чечни,есть у меня сомнения.Клинки они ковали хорошие,а вот отделку часто делали лакцы(не без исключений,конечно).Тот же Чилли отдавал клинки во Владикавказ Коджоянцам,Махмад-лакцам живущим в том же селе и т.д.Вот мое последнее приобретение.В книгах(Аствацатурян,Асхабов)называют чеченскими ножнами"с глазками",я лично не уверен,что только у них встречались такие ножны.Буду рабираться с орнаментами и надписью мастера по-арабски на обратной стороне ножен.Год 1894/5.Может у кого есть похожее?

[URL=http://img.allzip.org/g/79/orig/330529.jpg][/URL]

Какая красота! Супер! Стиль отменный без "перегрузок". Не то что Кубачи или Владикавказ.

АланАс

Да,согласен с Вами.Часто чрезмерно перегружено орнаментом,особенно если комбинируют разные техники.Мне тоже нравится более строгий стиль,например,как на этом кинжале.

Tonydin

2 АланАс: Отличный кинжал! Только, думаю не Чечня а отходники в Закавказье. В доказательство: запятые, композиция "лум" видоизмененные в виде вьющихся стеблей, и главное - средняя вытянутая клепка по-середине черена и декоративная подкладная пластина на головке рукояти. Но общая композиция очень выдержанная без излишеств - вещь со своеобразной эстетикой. Очень нравится. Имхо, у чеченов более свободные поля и широкие, размашистые формы рисунков.
2 Pss: Мое скромное мнение, шашка ваша -старой работы клин, и более новый убор. Но владелец не мог себе позволить богатой работы, поэтому обратился к не очень хорошему мастеру и заказал работу с минимальными затратами по материалу. Орнамент закавказский под черкесов - если верить Аствацатурян, то разделка фона зигзагом свойственна мастерам именно этого региона. Черкесы использовали круглые пуансоны, а не штихель. "Рога" у черкесов все-таки более пластичные, фон немного заглублен. В начале - перв. пол. XIX века у черкесов было туго с серебром и дорого, часто серебром покрывали стальные обоймицы и на них выполняли узоры, отсюда - отсутствие глубокой гравировки. А на данном предмете, серебро по латуни - металле, характерном как раз для Закавказья.
И в защиту Кубачей - их классические техники "тутта и мархарай" самые лучшие в композиционном плане на Кавказе. Ну еще черкесский "замкнутый" орнамент и осетинская сплошная чернь. Это мое сугубо личное мнение.

АланАс

Слов нет,Кубачи -законодатель ювелирного дела на С.Кавказе.И орнамент как у них,ни у кого не проработан.У лакцев развилось позже,их орнамент курадар и мурх очень похожи на тутта и мархарай,а очень часто и смешаны.Речь о том,что в конце 19 начале 20,в угоду любителям кавказской экзотики,начали делать чрезмерно загруженный декор.Могли совмешать филигрань,зернь,гравировку,чернь.В общем все по максимуму.

Tonydin

А это как всегда, тут и не только любители экзотики, но и коренные жители захотели что бы "по-богатому" было, это неизбежно. Посмотрите на современное отечественное "авторское" ХО, например.

АланАс

Из кубачинской работы мне больше всего нравится золотая и серебрянная всечка по железу(как у Алексея G,на недавней теме),но пока у меня такого нет.А этот кинжал,может быть и отходников с Закавказья,только там они были в основном в Тифлисе и еще нескольких городах,пробирное дело было поставлено хорошо и все изделия клеймились.Прочитают надпись,может что-то прояснится(на клинке тоже по арабски 1311г.(1893)и имя мастера полустерто,вряд ли читаемо.А по шашке: я сам не всречал предметов с таким фоном,взял как раз у Аствацатурян про зигзагообразную гравировку штихелем в 19 веке у черкесов,и что серебро по латуни или меди из-за дороговизны и нехватки,тоже говорит в пользу черкесов.В Закавказье латунный прибор как правило у горных грузин(хевсур,пшавов,тушин),надо думать тоже по тем же причинам.А при таком развитии оружейного и ювелирного дела,как в Закавказье,говорить о недостатке драгметаллов не приходится.А по пластике и пр.,тут еще многое зависит от класса мастера.

Tonydin

Так вот в том-то и дело, что на Сев. кавказе серебро накладывали на железо, а в Закавказье и на латунь и на прочие медные сплавы.
Таких Кубачей у меня тоже нет. И судя по росту цен уже не предвидется в ближайшей перспективе 😊

АланАс

Зачем же так,надо веселее смотреть в будущее 😊
Pss,у вас редкая удача,две такие шашки одновременно,надо облить большим количеством спиртного,для лучшего сохрана и от сглаза 😊.

Pss

Tonydin
Так вот в том-то и дело, что на Сев. кавказе серебро накладывали на железо, а в Закавказье и на латунь и на прочие медные сплавы.
Таких Кубачей у меня тоже нет. И судя по росту цен уже не предвидется в ближайшей перспективе 😊

Господа, да встречаются у нас такие кинжалы! В субботу в одном из антикварных магазинов мне показывали такой, прекрасной сохранности, только кожа в прорези на тыльной стороне ножен протёрта. Правда просили за него 3500$, но в Киеве вообще цены идиотские. Я знаю в Киеве ещё минимум три экземпляра (всечка золотом), а вот серебром никогда не видел.

Pss

АланАс
Зачем же так,надо веселее смотреть в будущее 😊
Pss,у вас редкая удача,две такие шашки одновременно,надо облить большим количеством спиртного,для лучшего сохрана и от сглаза 😊.

С шашками и пр. жена давно смирилась а вот со спиртным...
Я кстати,много пью, когда больше нечем заняться, а когда шашки, книги , информация, бизнес и др. даже не тянет!

АланАс

Серебром я видел на окладе дагестанской сабли,на простом кинжале,без всякой отделки,видел всечку серебром на железной обоймице.

АланАс

[QUOTE]Originally posted by Pss:

С шашками и пр. жена давно смирилась а вот со спиртным...
Я кстати,много пью, когда больше нечем заняться, а когда шашки, книги , информация, бизнес и др. даже не тянет![/QUOT
Так ей не мириться надо,а всемерно способствовать 😊

Pss

АланАс
[QUOTE]Pss
[b]

С шашками и пр. жена давно смирилась а вот со спиртным...
Я кстати,много пью, когда больше нечем заняться, а когда шашки, книги , информация, бизнес и др. даже не тянет!

[/QUOT
Так ей не мириться надо,а всемерно способствовать 😊[/B]

Не мешает - и то хорошо.
Кстати на Сотбис 26,04. будет выставлено несколько интересных экземпляров. Цены - как в Киеве.

http://search.sothebys.com/jsps/live/lot/LotDetail.jsp?sale_number=N08182&live_lot_id=471&go.x=8&go.y=11
http://search.sothebys.com/jsps/live/lot/LotDetail.jsp?sale_number=N08182&live_lot_id=472&go.x=11&go.y=16
http://search.sothebys.com/jsps/live/lot/LotDetail.jsp?sale_number=N08182&live_lot_id=627&go.x=4&go.y=6
http://search.sothebys.com/jsps/live/lot/LotDetail.jsp?sale_number=N08182&live_lot_id=627&go.x=4&go.y=6
http://search.sothebys.com/jsps/live/lot/LotDetail.jsp?sale_number=N08182&live_lot_id=632&go.x=13&go.y=8
http://search.sothebys.com/jsps/live/lot/LotDetail.jsp?sale_number=N08182&live_lot_id=633&go.x=0&go.y=5

Mower_man

АланАс
Серебром я видел на окладе дагестанской сабли,на простом кинжале,без всякой отделки,видел всечку серебром на железной обоймице.


таушировка серебром по вороненной стали - древнейший прием отделки у кочевников Азии и Дальнего Востока, с 12 века известно минимум.

Pss

АланАс
А по поводу Чечни,есть у меня сомнения.Клинки они ковали хорошие,а вот отделку часто делали лакцы(не без исключений,конечно).Тот же Чилли отдавал клинки во Владикавказ Коджоянцам,Махмад-лакцам живущим в том же селе и т.д.Вот мое последнее приобретение.В книгах(Аствацатурян,Асхабов)называют чеченскими ножнами"с глазками",я лично не уверен,что только у них встречались такие ножны.Буду рабираться с орнаментами и надписью мастера по-арабски на обратной стороне ножен.Год 1892/3.Может у кого есть похожее?


"Работал Али 1315"= 1897г.

АланАс

Pss


"Работал Али 1315"= 1897г.

Спасибо за перевод.А на клинке стоит 1311г.Видимо раньше был сделан.