Орнамент на приборе ножен и рукояти

Praeceptor

Уважаемые востоковеды! Вот предмет. Большая просьба помочь с атрибуцией орнамента на приборе ножен и рукояти. Страна, локализация, стиль.

Praeceptor




Praeceptor

agvozd

Россия, Златоустовская оружейная фабрика, вторая половина 19 века.

Praeceptor

Браво, Александр! Точнее, 60-е годы XIX века. ЗОФ.
Но вот под кого орнамент стилизован? Чует мое сердце, что сработано под персиянцев. Или все же это просто фантазийный "москов накыш"?

Хотелось бы переформулировать (уточнить) вопрос. Был ли у златоустовского отделочника некий восточный (персиянский) образец перед глазами при создании этого предмета? Или это своеобразный русский стиль, смелое и оригинальное видение неизвестного уральского мастера, украшавшего этот клинок?
Прошу мнений, господа!

АланАс

Praeceptor
Браво, Александр! Точнее, 60-е годы XIX века. ЗОФ.
Но вот под кого орнамент стилизован? Чует мое сердце, что сработано под персиянцев. Или все же это просто фантазийный "москов накыш"?
Хотелось бы переформулировать (уточнить) вопрос. Был ли у златоустовского отделочника некий восточный (персиянский) образец перед глазами при создании этого предмета? Или это своеобразный русский стиль, смелое и оригинальное видение неизвестного уральского мастера, украшавшего этот клинок?
Прошу мнений, господа!

Образцов разных стран перед глазами наверняка было в избытке.
Я думаю это оригинальное видение восточных мотивов немецкими мастерами и европейская ювелирная техника. Из чего и сложился своеобразный златоустовский стиль. Как на мой взгляд-слишком аляпистый , но ювелирная техника безупречная.
В музее много златоустовского восточного оружия в такой отделке от кукри до ятаганов и все отдает немного "ненастоящестью", ИМХО-этническое оружие все-таки лучше смотрится в традиционном стиле отделки.

Praeceptor

Спасибо за мнение, уважаемый АланАс!

Я думаю это оригинальное видение восточных мотивов немецкими мастерами и европейская ювелирная техника.

Позвольте спросить, а почему сразу немецкими? Уже к тридцатым годам XIX века практически все мастера и унтершихтмейстеры цеха украшенного оружия были русскими. Достаточно вспомнить наградной лист за изготовленные в 1833 году для цесаревича Александра Николаевича латы, более известные как "Древнее вооружение". Среди 32 фамилий награжденных только четыре немецкие.
К тому же, среди направленных на учебу после возрождения в 1860 году цеха вытравки и позолоты в архивах Златоустовского краеведческого музея значатся имена исключительно русских мастеров.
А к нашему случаю особенно интересным мне показался вот этот фрагмент: "Эфесный мастер Василий Южаков, командированный в 1834 году, вместе с кузнецом Карлом Вольферцем в Тифлис, не только перенял у известного кавказского оружейника Кахрамана Элизарова его способ изготовления сварочного булата, но и еще освоил технику насечки стали серебром и золотом,чеканки по серебру".("ЗОФ", Ю.П.Окунцов)
Что до нашей шашки, то она сделана после 1860 года и является одной из первых, изготовленных в Златоусте на восточный манер.
"К середине XIX столетия стиль украшения златоустовского холодного оружия изменился коренным образом «...» Наряду с вытравкой и позолотой широко применялась насечка. Это искусство, получившее развитие на Кавказе, как нельзя лучше подходило для плавных растительных узоров. Кроме того, наши оружейники освоили просечные работы" ("ЗОФ", Ю.П.Окунцов)

P.S. И все же,господа востоковеды, орнаментика какой страны (региона) видится вам прежде всего в представленном экземпляре?

gor200766

на мой взгляд-слишком аляпистой , но ювелирная техника безупречная.
В музее много златоустовского восточного оружия в такой отделке от кукри до ятаганов и все отдает немного "ненастоящестью", ИМХО-этническое оружие все-таки лучше смотрится в традиционном стиле отделки.
+1

маратх

Praeceptor
Был ли у златоустовского отделочника некий восточный (персиянский) образец
Praeceptor
орнаментика какой страны (региона) видится вам прежде всего в представленном экземпляре?

Не Персия.

Gesss

Мне видятся Бухарские мотивы, но сильно Европейским глазом. 😊

АланАс

Praeceptor
Позвольте спросить, а почему сразу немецкими? Уже к тридцатым годам XIX века практически все мастера и унтершихтмейстеры цеха украшенного оружия были русскими. Достаточно вспомнить наградной лист за изготовленные в 1833 году для цесаревича Александра Николаевича латы, более известные как "Древнее вооружение". Среди 32 фамилий награжденных только четыре немецкие.К тому же, среди направленных на учебу после возрождения в 1860 году цеха вытравки и позолоты в архивах Златоустовского краеведческого музея значатся имена исключительно русских мастеров.
Ответ очевиден, учителя и создатели златоустовской школы-немцы, были талантливые ученики, что-то свое привносили, но в русле той же школы.
Не искусствовед, но мне видятся европейские элементы орнамента переплетенные растительным орнаментом для восточного колорита.

АланАс

Praeceptor
А к нашему случаю особенно интересным мне показался вот этот фрагмент: "Эфесный мастер Василий Южаков, командированный в 1834 году, вместе с кузнецом Карлом Вольферцем в Тифлис, не только перенял у известного кавказского оружейника Кахрамана Элизарова его способ изготовления сварочного булата, но и еще освоил технику насечки стали серебром и золотом,чеканки по серебру".("ЗОФ", Ю.П.Окунцов)
Это натяжка, Южаков и Вольферц поехали учиться булатному мастерству, как раз насечке они научиться не смогли из-за того что нужно острое зрение, коим видимо они не обладали.

Praeceptor

Спасибо за мнения, уважаемые маратх, Gesss!

Наверное, все-таки надо съездить в Златоуст. Может что-нибудь интересное музейные работники скажут, а тамошние художники добавят. Кстати, легенда златоустовских граверов Геннадий Михайлович Берсенев в октябре прошлого года отпраздновал свое 90-летие! Есть возможность и поздравить, и проконсультироваться.
Заодно для почтеннейшего собрания представлю здесь фото шафовских, бушуевских и бояршиновских клинков. Благо фотоаппарат новый недавно приобрел 😊

АланАс

Если есть возможность, съездить надо. Клинки в музее великолепные, кое-что в этой теме показывал.
http://guns.allzip.org/topic/79/913901.html

Praeceptor

АланАс
кое-что в этой теме показывал

Собственно это они и есть. Поэтому ничего принципиально нового показать, увы, не удастся. Разве, что планы покрупнее и детализацию. Есть там еще пара интересных кирас ... и один совсем простенький шамшир с табличкой ..."башкирская сабля" 😊
Да, вот еще! Если не продали за два предыдущих месяца, в одном фирменном магазине выставлена современная копия русской шпаги на 1798 год, украшенная в стиле а-ля Бушуев. Дивная работа!

Gesss

Praeceptor
Наверное, все-таки надо съездить в Златоуст. Может что-нибудь интересное музейные работники скажут, а тамошние художники добавят.
При возможности - обязательно. Я в соседней теме искренне восхищаюсь Златоустовским клинком http://guns.allzip.org/topic/79/1397990.html , но...
Вы обратились к желающим высказаться как к "востоковедам", так вот, я увлечен восточным ИХО (ИСТОРИЧЕСКИМ! Холодным Оружием) и мне совершенно не нравятся работы "а-ля восток" из Златоуста. Есть чем восхищать без всяких "а-ля".
Например приведенная Вами шашка(клинок Вы не показали) для меня имеет нулевой интерес. Мертвая, вычурная ювелирка, без восточной души (или духа).
И далее +100 к словам АланАс

АланАс
...все отдает немного "ненастоящестью", ИМХО-этническое оружие все-таки лучше смотрится в традиционном стиле отделки.


А это "а-ля" вообще в "Реплики" 😊: http://guns.allzip.org/forum/244/

Praeceptor
Да, вот еще! Если не продали за два предыдущих месяца, в одном фирменном магазине выставлена современная копия русской шпаги на 1798 год, украшенная в стиле а-ля Бушуев. Дивная работа!

Praeceptor

Позвольте еще несколько вопросов, господа востоковеды и специалисты по кавказской шашке!
На исследуемом в этой теме предмете рукоять сделана из черного дерева.

Насколько это типично/атипично для кавказского клинноклинкового? Насколько часто вам попадались "историки" (офицеры) с эфесом из черного дерева и из рога соответственно? Есть ли привязка по материалу для рукоятей из щечек и рукоятей всадных?
Как по-вашему мнению, всечку на данном предмете сочли возможным сделать по дереву вследствие неумения тамошних мастеров работать по рогу/кости или есть иная причина?

И еще: следует ли признать изготовление на ЗОФ рукоятей из черного дерева как дефицит рога на Урале и/или неумение работать с этим материалом (рог и кость)?

Достаточно показательная цитата (разумеется, речь идет о штатном оружии для нижних чинов):

"Рукояти из бакаутового дерева Златоустовская оружейная фабрика делала для Терского казачьего войска. Во время пробы ударом они часто трескались. В связи с этим и возникла мысль о замене их березовыми с окрашиванием под цвет бакаутового дерева.
Главное управление предложило Кубанскому казачьему войску обсудить вопрос о подобной замене. 4 марта 1904 г. последовал рапорт атамана: "Шашечные и кинжальные клинки для вверенного мне войска изготавливаются на Златоустовском заводе без рукояток. Такие рукояти делаются в пределах войска из буйволиного рога и прикрепляются согласно описания, представленного в Главное управление казачьих войск ..."
Б.Е. Фролов "Холодное оружие кубанских казаков"

По прейскуранту ЗОФ на 1916 г. (Ю.П. Окунцов "ЗОФ") по рукоятям имеются нижеследующие позиции "черешок черного и бакаутового дерева", "черешок березового дерева (черненый)";
в подразделе "Кубанское и Терское оружие" указано "клинки шашечные без ручек", "кинжальные клинки без ручек".

Заранее благодарю всех откликнувшихся.

agvozd

Конечно, откуда на горном Урале рог в таких количествах. Дорог то толком не было. Продукцию ЗОФ сплавляли в центральные губернии баржами по реке весной в половодье. А леса в избытке.

Есаул ТКВ

К периоду прейскуранта 1916 года продукция ЗОФ (например шашки) уже так же отправлялись по железной дороге и почтой.

SV1727

Какого Берсенева Вы хотели поздравить - он умер в 2006 году.

ArielB

Мне тоже декорация не нравится: какой-то компот из разных стилей, с вычурными формами накладок, узорами- смесью Европы и Азии....
Пардон за сравнение, но такую безвкусицу только у современных болгар видел.