С русского на русский

Ren Ren

'порох, свинец, ружья, турки, сабли и панцыри при прежнем владельце Галданм - Чирине делали. А ныне де оное получают из Большой Бухарин, где и мастера их, зенгорцы, имеются'

Что в данном контексте означают "турки"? В документах первой половины 18 века встречаются нередко.


P.S. Уважаемые коллеги, добавляйте и свои вопросы по трудностям русского языка - пусть тема станет долгоиграющей 😊

Niels

Проконсультировался у хорошо знающей родную речь старой знакомой.
Узнал, что турка - это старинное название винтовки.
Собственно, вот:
http://www.zabytye-slova.ru/turka/

вольгаст

\\Что в данном контексте означают "турки"?\\

Андреев И.Г. "Описание средней орды киргиз-кайсаков"

12. ОБ ОРУЖИИ
Оружие имеют огнестрельное, по большей части турки, длинные калмыцкие; а равно к оным покупают с позволения при портах и российские, как простые, так [68] и винтовальные. Замков у оных не имеют, а стреляют фитилями; и стреляют редкие хорошо зверей, а птицы никакой; и имеют ружья довольно.
http://vostlit.narod.ru/Texts/...dreev/text2.htm

Ren Ren

Ооо!!! Спасибо, коллеги!

Есаул ТКВ

Узнал, что турка - это старинное название винтовки.
Я думаю это не старинное название винтовки, а тип восточного огнестрельного оружия.. вероятно фитильное ружьё с простым или винтовальным стволом турецкого изготовления. Основным признаком турецкого фитильного ствола была змеиная голова.

вольгаст

\\стволом турецкого изготовления\\

Все же скорее не турецкого изготовления, а "на турецкое дело". А то получается, что калмыки с бухарцами суть сущие турки. 😊

вольгаст

Есть такой текст:

"А в нЪмъ(имеется ввиду в колчане) 300 стрелъ (на количество стрел смотреть не нужно, текст былинный): пол 100 кибирей, 70 аргичевъ, 80 ташлыковъ, 30 сверЪгъ, оприченно надобныхъ стрел. А всякая стрела - морская трость: натрое колото и начетверо строгоно, и наливано в нихъ красного золота аравитцкого."

Я знаю, что кибирями называли стрелы со свистком, аргиши, видимо, срезень двузубый, а вот что такое свереги и ташлыки? Может кто в курсе? Есть предположение, что ташлыки - это томар...

Bonart

вольгаст
и наливано в нихъ красного золота аравитцкого."
а это что такое?

Arabat

а это что такое?
Может, медь? Для утяжеления.

Esky

Сия книга Троицкого Сергиева монастыря подьячего Анфима Шеипкова. А писал сам своею рукою лета 7204 сентября


В древних было лЪтех, а в далных странах.
Коли, де, себЪ отликой молодецъ смолода былъ белъ-кудрявъ, конь у нево былъ бур-косматъ, на ухо лыс, задняя нога по окорокъ бЪла, передняя нога по лопатку бЪла. И всего того хорошае было у добра коня 12 приметъ: ротъ какъ пасть, язык какъ рукавъ, грива колЪсомъ, уши колпакомъ, окорока висли памяти вышли, оленьи мышки, заечьи почки, хвостъ какъ кутас, круглые копыты, что полные морские раковины, а очи у добра коня, что великие питьи чаши на лоб вышли. Весь молодецкий конь в примЪтах, что лютой зверь.

И коли, де, себЪ отликой дородный молодЪцъ оседлаетъ своего добра коня и вскинЪтъ на нЪго свое седло черкаское и подстЪгаетъ двЪнатцать подпругъ белого шелку шемахинского, у всякие подпруги пряшки красного золота аравитцкого, и положит на добра коня свою узду тесмяную, и остегнЪтъ на себя свой полный садакъ. А в нЪмъ 300 стрелъ: пол 100 кибирей, 70 аргичевъ, 80 ташлыковъ, 30 сверЪгъ, оприченно надобныхъ стрел. А всякая стрела - морская трость: натрое колото и начетверо строгоно, и наливано в нихъ красного золота аравитцкого.
И опояшелъ на сЪбя свою молодетцкую вострую саблю тулушманку: пошире драницы, а немногимъ поуже тесницы, за конЪмъ с саженъ, а перед конемъ с локоть. Аковоно она в красномъ дорогЪ заморскомъ булатЪ, огницко вострое, сабля дорога камЪни самоцвЪтного, а у ноженъ оконца красного золота аравитцкого.

И свЪдали про тое его молодЪцкую вострую саблю во многихъ далныхъ ордах многие царевичи и с королЪвичи. И учали из далныхъ ордъ своих к добру молотцу послы посылати, чтобы сь его молодецкие вострые сабли сняти образецъ. Великие ради хитрости и мудрости обрасца не сняли и проч по своимъ далнимъ ордамъ розъехалися.

И учал себЪ отликой молодецъ своею вострою саблею похвалятися: 'Не потому, де, моя молодецкая вострая сабля дорога, что она кована в заморскомъ красне дорогЪ булате, потому, де, моя молодецкая вострая сабля дорога, что еЪ ковали 70 мастеровъ с семидесяти городовъ, а всякой мастеръ ималъ от своего хитрого мастерства по семи сотъ рублевъ. Еще, де, моя молодецкая вострая сабля не потому дорога - потому, де, моя молодецкая вострая сабля дорога, что здЪлана она хитростию и мудростию: натоще в ней же каталися 2 дорогие зерна бурминские от майдана и до долу. Еще, де, моя молодецкая вострая сабля не потому дорога, потому, де, моя молодецкая вострая сабля дорога, что ково аз тою саблею ни тиновал, тотъ от единого разу живъ не Ъзживал'.
И коли, де, себЪ отликой дородной молодецъ сядетъ на своего добра коня, и выедет в чистое полЪ, и заиграетъ.

Жаль, что автор миновал тему ножа "подсайдашныя", но затронул тему "моти-давати")))


В сказках так вроде писано о "золоте аравийском" в виде пряжек

"Накладывал Незнайко на своего коня узду тесмянную, потники, войлоки, седельце немецкое, подтягивал двенадцать подпруг, тринадцатую нагрудную: подпруги все были белошелковые - того шелку чистого, пряжицы были красного золота - того золота аравицкого, спенки были булатные - того булата заморского, и то не для басы добра молодца, а для крепости богатырския, потому - шелк не рвется, булат не гнется, красное золото не ржавеет".

В реалиях так

"В Описи 1597 г. Покровского монастыря в Суздале, упоминающей множество вкладов царя Ивана Грозного и его семьи, среди богатейшего убора иконы Одигитрии 'над Пречистою с обе стороны' были 'две аравеи золоты со яхонты и з жемчуги'. Слово 'аравея', не известное составителям словарей древнерусского языка, связано с названием Аравийского полуострова, издревле служившего символом богатства.
В Псалтири аравийское злато - один из образов прославления Госпо-
да: 'Цари Аравстии... дары приведут и поклонятся ему вси цари зем-
стии, все языцы поработают ему... и дастся ему от злата Аравийска, и... весь день благословят его...' (Пс. 71: 10). В русской книжности XVI в. аравийское злато прямо связывалось и со знаками царского достоинства: вавилонский царь Навуходоносор имел венец 'из камней драгих: сапфира, измарагда и жемчуга великого и злата ававитска'. В 'Сказании о князьях Владимирских' и в надписи на правой дверце Мономахова трона 1551 г. в московском Успенском соборе среди даров, посылаемых Констинтином Мономахом в Киев, названа и 'чепь от злата ававийска искована' - военный трофей, так как Константин 'в то время брань имеа с персы и с латыною'. На Мономаховом троне, в сцене передачи Константином даров, изображена эта золотая цепь-аравея, прикрепленная к наперсному животворящему кресту67 как один из символов вселенского значения Московского государства и его самодержца, восприявшего славу от древних царей"

vilka33

ташлык - камень ,может имелось в виду стрелы с каменными наконечниками