Здравствуйте коллеги. Сейчас работаю над темой нубийской дворцовой стражи, что существовала в Египте XIV-нач.XX века. В живописных работах Людвига Дойча 1890-х гг. можно наблюдать вооружение, частым которым были ятаганы. Но самое интересное это кинжалы, как-то давно здесь был представлен подобный кинжал из Эфиопии. Такой вопрос, возможно по данным работам атрибутировать их? И есть ли связь с Кавказом? Дело в том, что нубийская стража была организована при Бурджитах (черкесских мамлюках) и укомплектована по типу мамлюкского вооружения, традицию которых они как гвардия сохраняли до своего упразднения в XX веке. Буду благодарен за любые советы и мысли.
А пистолей кавказских не заметили?
Связь есть и была. Вполне себе кавказские кинжалы, прорисовано достаточно точно.
У первого и второго стражника тип кинжала и рукояти, отделка и ножны очень похожи на кинжалы работы тифлисских мастеров на первую половину XIX века. Таких в книге Ю. Миллера по кавказскому оружию из собрания Эрмитажа наберется, наверное, с десяток.
NormansТо есть, до указанного периода времени она не существовала?
нубийской дворцовой стражи, что существовала в Египте XIV-нач.XX века
Может, имеет смысл более корректно сформулировать?
А так - черкесок нет...Недоработка!
А так - черкесок нет...Недоработка!Недоработка в смысле одежды или в смысле баб-с? 😊
я не в смысле черкешенок.
То есть, до указанного периода времени она не существовала?Фараоны как-то не догадывались снабдить стражу кинжалами тифлисской работы.
В это время уже фотография активно начала своё триумфальное шествие. Я бы обратился к ним и к воспоминаниям путешественников. А не к картинам, в к-рых наблюдается художественный вымысел
То есть, до указанного периода времени она не существовала?
Может, имеет смысл более корректно сформулировать?
Нубийская дворцовая стража была организована именно в XIV веке не ранее. Известно, что позднее мамлюкский султан Египта Каит-бей аль-Ашраф создал регулярную армию ан-нас также из детей мамлюков и нубийцев, они как раз были вооружены огнестрельным оружием (неаполитанскими мушкетами), просуществуют не долго из-за предвзятого отношения мамлюков к огнестрельному оружию как к подлому (поэтому тема пистолей в данном исследовании не актуальна). А в целом нубийцы-мамлюки встречаются с XI века, когда в борьбе с Бахритами были разбиты и вытеснены из цитадели аль-Бурджи, где затем "расквартировались" черкесы.
Для меня более актуальным был бы вопрос, когда именно данная стража, или как ее называют гвардия была упразднена. В 1914 году или ранее, позднее...
NormansВоля Ваша, княжеская. Коль угодно рассматривать историю с Баршанбу и 1316 - Бог в помощь.
Нубийская дворцовая стража была организована именно в XIV веке не ранее.
Бедные нубийцы - Захария, Геворг, Василий, Давид))))
Всем спасибо. Если будут дополнения, пишите. К сожалению фотографии не нашел, а вот портретов много от знаменитых работ Людвига Дойча и до русского портретиста Константина Маковского. Только Верещагина не достает ... А также один датский художник писал нубийских гвардейцев.
Дарю истинный раритет для проработки
Henri Regnault - "Exécution sans jugement sous les rois maures de Grenade"
Gesss
Лаз-бичак (чарноморский ятаган) и кавказский (черкесский) пистолет
Салам, Игорь! А пистоль точно черкесский? - Вроде рукоять не кость?
И почему у черного стражника за поясом такие широченные ножны, а в руках сплошное недоразумение?
Ну и не могу отказать себе в удовольствии представить в теме еще одну картину Людвига Дойча. Здесь то пистоль точно не кавказский, полагаю, что балканский (?)
Салам Дмитрий!
Изображенных с пистолетом очень много, с турецкими, балканскими и... черкесскими.
Я писал об этом когда то и в рабочем компе есть несколько. Если до понедельника тема будет актуальна, выложу. Связи с Кавказом очевидны.
Костяное яблоко при роговой ложе (или в черной коже) - по моему конкретный признак.
Ножны то-же аутентичные
Sergeevich1951
У басурмана в руке шашка?
А на что еще похоже? 😊
У басурмана в руке шашка?А то! Златоустовская, похоже. 😊
Мавры в Гренаде это какие года?
Снова "сон-пронесон"?
Мы же вроде к связям с Кавказом двигались, зачем сумбурить?
Вот с шашкой - бомба!
GesssИгорь, "сумбур" заложен уже в самом оголовке темы))
Мы же вроде к связям с Кавказом двигались, зачем сумбурить?
А Кавказ и Средиземноморье главенствуют неоспоримо.
Вот если Вы о фразе "картина-парадокс" - это действительно и есть "парадокс" в некоторых аспектах.
Но добавлю к ней одного персонажа (они, кстати, все существуют отдельно в других работах) - стражника/телохранителя - отдельно .
Вот с шашкой - бомба!Особенно, если учесть, где и когда она вдруг обнаружилась. 😊
Про "парадокс" согласен полностью. Я эту картину давно перевариваю и все никак не переварю. )))
маратхВ этих лично я никаких "необычностей" не вижу - ну, кроме желания пыхнуть песику в мордашку)) Совершенная обыденность и любовь к гончим собакам - особенно салюкам - (как и к ловчим птицам) в исламском мире.
Что и эти будете
Салюки считаются совершенно чистым животным (в отличие от всех других собак). Бедуины вообще полагают салюка даром Аллаха и использовали веками для охоты на зайцев и газелей. Они относились к своим собакам очень бережно - салюки жили вместе с ними в шатрах, а до места охоты собак "подвозили" верхом на верблюде и в арбе. Да и сейчас все так же
А вот намаз в мечети стоя и с оружием - уже нонсенс.
Я подумал, что речь выше была о песиках.((
маратхЯ бы предполагал, что ни одна. Обе - дань моде.
А как вы думаете, какая из этих двух картин писалась с натуры?
На правой по виду - нубийский раб, задний план и прочее просто фон, на левой - свободный араб. И то, и другое могло иметь место.
Имею подозрение, что нижняя из тех, что я привёл,писана не с натуры. Думаю ясно почему
А в мечеть вроде бы нельзя с обнажённым оружием заходить. А в ножнах-можно
Восток-дело тонкое. Вот в церковь, точно можно.
Заходить и молиться не одно и то же.
В церковь с оружием можно только казакам. Остальным - только на чин "Освящения воинских оружий"
Gesss
Заходить и молиться не одно и то же.
А зачем ещё мусульманину в мечеть заходить?)))
для начало полотно полностью
маратхВ мечети (как справедливо отмечено) запрещено оружие "обнажать".Прямого запрета на ношение в мечети меча, ножа копья либо стрел не существует.
А в мечеть вроде бы нельзя с обнажённым оружием заходить. А в ножнах-можно
Если кто-либо из вас проходит через нашу мечеть или рынок, имея при себе стрелы, то пусть придерживает их острие ладонью. Не раньте, не заденьте мусульманина!(Ас-Суюты Дж.Аль-джами' ас-сагыр. С.59, хадис ?862)
В соблюдение этого наставления ( а так же иных, заботящихся о соблюдении удобства, порядка и мира в мечетях, не попадания туда чего-либо оскверненного) существовали как правило привратницкие, куда при входе оружие сдавалось. Живописных полотен - кстати - на эту тему достаточно.
И даже стояние во время молитвы можно объяснить соблюдением правила - совершить два ракаата намаза-приветствия мечети, прежде чем сесть.
"О, Абу Зарр! Мечеть имеет право на то, чтобы ей воздавали приветствие. "Тахия" мечети - это совершение 2-х ракаатов намаза. Вставай и выполни 2 ракаата намаза!" (св. хадисов ибн Хиббана)
Это и не вызывает особых нареканий - вполне возможно, что художник достаточно интересовался и расспрашивал знающих людей.
Возможно, он даже знал, что "воины" зачастую молятся несколько в стороне от остальных - что тоже не являлось большой тайной.
"Парадокс" заключается в том, что при подобном знании, художник не мог изобразить молящихся с огнестрельным оружием, пребывание которого в доме молитвы недопустимо...
Как и недопустимо (даже для евнуха)
Хотя некоторые живописцы и на то не обращали внимания
PraeceptorПодобный чин существовал и в исламской традиции со всеми присущими ему атрибутами.
Остальным - только на чин "Освящения воинских оружий"
Как зачем? Узнать, есть ли новый хабар. Чем хороша мусульманская умма, так это сплоченностью. После молитвы мечеть превращается в мусульманский "мужской клуб". Старики лениво пьют чай, молодые горячо обсуждают последние новости. Здесь правоверный может обратиться за помощью, если в его дом пришла беда. И, скорее всего, он ее получит: из сумм "закята" или в форме "садака". СубханаЛлах уа альхамдулилЛах!
Ну и ...
Сами три персонажа полотна по-врозь.
Кто выступил "моделью" всех трех - оставлю "за кадром", хоть и очень известный и почитаемый человек)))
Резюмируя от себя:
Более десятка европейских живописцев - Jean-Leon Gerome, Rudolf Swoboda, Gustav Bauernfeind, Jean Joseph Benjamin Constant, Ludwig Deutsch, Charles Bargue, Rudolf Ernst,Emil Rudolf Weiss, Charles Wilda, Raphael Ambros, GiulioRosati, Eugène Delacroix, Carl Haag , Edwin Longsden Long, Maria Martinetti, так или иначе обращались к теме нубийских "хранителей", хоть и не всегда уточняли в подписях к картинам - что же конкретно призваны были охранять сии стражи "покоя, тела и целомудрия". Зачастую - в буквальном смысле.
Получив вдохновение в виде новой и богатой для живописного воплощения культуры, художники больше стремились подчеркнуть колоритность материала, а нубиец, эфиоп, ливиец, кеш - это не всегда интересовало.
А, в большинстве, все происходило много проще
Что ни в коей мере не отменяет действительного первенства Кавказской и Средиземноморской культур.
Но, нубийский "страж" для упомянутого времени и региона совершенно обыденная "вещь", предмет не только купли-продажи, но и маркер статута владельца. И не более того.
Арсенал за кушаком приятно радует. А если это всё в бою из-за кушака вытащить? Кушак не прослабнет? На спадёт? Подтяжки бы нужно. И поражает обилие собак. Собаки вроде бы у мусульман это поганые животные.
А так ятаганы приятные! А как у них была выделка канала ствола при такой длине? Зеркало?
С уважением.
ЯРЛ
, а почитать сообщения участников - не судьбинушка?
Esky, еще хочу добавить в ваш список европейских живописцев, кто писал по теме - датского Peder Mønsted, который напишет известные нубийского гвардейца в рост и портретом. И русского портретиста Константина Маковского (Египетский воин, 1871). Хотя это совсем простые образы нубийцев, близкие друг к другу по датировки.
Normans
, всех упомянуть у меня терпения не хватило 😞
Салюки считаются совершенно чистым животным (в отличие от всех других собак)
а почитать сообщения участников - не судьбинушка?И что тут все породы собак именно "салюки" изображены? И в сообщении номер 42 на втором фото именно "салюки" валяются у ног воина с длинноствольным ружьём?
Ятаганы мне очень нравятся. Жаль, что от них отказались роты почётного караула в странах с восточным типом власти и управления.
Ятаганы мне очень нравятся. Жаль, что от них отказались роты почётного караула в странах с восточным типом власти и управления.Будете в Стамбуле сходите на концерт Традиционного военного оркестра. Будут вам и ятаганы, и сабли, и луки, и бунчуки и еще Аллах знает что, вплоть до здоровенного барабана на двух ослах.
ЯРЛ
По сути вашего вопроса
В Коране собаки упомянуты только трижды, ни разу отрицательно. В двух случаях собаке даже воздается должное как спутнику и помощнику правоверного.
"Аль-Маида" Аллах говорит, что среди благ (в данном случае пищи), дозволенных верующему -дичь, на которую дозволено охотиться при помощи собак (Коран, 5:4).
В "Аль‑Араф" Аллах упрекает того, кому были дарованы знамения, но он предпочел последовать за своей прихотью. Такого человека Он сравнивает с собакой, которая дышит, высунув язык, независимо от того, прогоняют ее или оставили в покое (Коран, 7:176).
И, наконец, знаменитая история о благочестивых юношах в пещере, которых охраняла их собака (Коран, 18:18, 22).
И никакого желания заниматься дальнейшим обсуждением собаководства в исламском мире на основании чьей-то вольной трактовки хадисов и прочей мелкопоместной отсебятины нет. Гуглы-Яндексы теребите.
Gesss1870 год издания, что тут удивительного? Художники онЕ такие. Вот тут беднягу Орфея чем только не отоваривают и скрипкой и серпом и клюшкой, а вроде и понятно "по описи" -тирс, камни, голые руки.)
Про "парадокс" согласен полностью. Я эту картину давно перевариваю и все никак не переварю. )))
http://sschool8.narod.ru/76_Gods/21_Orpheus.htm
(см. в самом низу)
Надо отметить, что археология как таковая родилась в эпоху Возрождения из интереса к красивым вещам - римским, греческим и т.д. Древности скупали, не особо интересуясь историческим контекстом, как владельцы частных коллекций, так и известные музеи мира. Покупатели артефактов не скупились выкладывать целые состояния. Именно это и подтолкнуло настоящих мастеров своего дела к созданию фальшивых древностей. Как здесь не вспомнить одну из реплик Шарля Боне: 'Мои клиенты миллионеры, они хотят шедевры - и они их получают'.
К пистолям у мавров
К нубийским "стражам"
Brandt, Jozef - 1897, "Departure of John III Sobieski from Wilanow"
И чутка "на сладости"
Zmurko, Franciszek (1859-1910) - 1884 "Nubian"
ЯРЛПохоже, там кармашки таки были, вернее, универсальные петли.
А если это всё в бою из-за кушака вытащить? Кушак не прослабнет? На спадёт? Подтяжки бы нужно.
Сегодня были на "слете" антикваров в ЦДХ и в одном из павильонов наткнулись на "нубийцев", 😊 их там было видимо-не видимо. 😊 По ценам живых экземпляров. 😀
GesssНатуральные, как мне кажется, обошлись бы куда дешевле))
По ценам живых экземпляров.
Esky
Натуральные, как мне кажется, обошлись бы куда дешевле))
Даже будучи обвешанными оружием. ))
NormansС бычком в зубаx на посту?! Куда сержант смотрит?!
еще хочу добавить в ваш список европейских живописцев, кто писал по теме - датского Peder Mønsted, который напишет известные нубийского гвардейца в рост
ГрозаБв сторону гарема!))
Куда сержант смотрит?!
фудзинЯ бы лучше на морозе караулы проверял...
А там такие 😊