Немного об английских морских уставных кортиках

Thom

4 апреля 1856г. английскими морскими регуляциями (уставом) для кадетов и мичманов были введены уставные морские кортики. Это был последний этап их развития, когда они стали ассоциироваться именно с мичманами. Дизайн рукояти был взят от также уставной морской сабельки, с белой акульей кожей и с львиной головой, немного загнутые в противоположные стороны квиллоны гарды заканчивались стилизованными желудями, атавизм от охотничьих кортиков и тесаков. Клинок был прямым, весьма мощным, напоминавший тесачный, и изготавливался двух основных видов. Один - с длиной клинка около 13.5" (33см) и шириной 1.125" (29мм), второй - соответственно около 12" (30.5см) и 1.375" (35мм). Вес обоих около 400г. Ножны поначалу были со шпеньком для подвеса в лягушке, что, как оказалось впоследствии не совсем удачным, и через несколько лет стали делать с двумя кольцами. Украшения на клинке достаточно бедные, в виде травления опутанного тросом якоря, короны, вензеля VR, а зачастую отсутствуют вовсе.
Вот пара предметов ранних кортиков обр. 1856г. из Британского Морского музея в Гринвиче
1-й вариант, клинок 346 x 29 мм. Кортик капитана Генри Джона Мартина (родился в 1841, мичман 1854, лейтенант 1861, капитан-коммандер 1869, умер в 1876). Кортик изготовлен в 1856г. THOS.WALTON, GOSPORT

2-й вариант, клинок 305 x 35 мм. Кортик изготовлен в 1856г. 'REILLY 502 OXFORD ST LONDON'

Эти кортики не были популярны в качестве боевого оружия. Мичман Эдмунд Хоуп Верни (тот самый, который уже будучи лейтенантом и участвуя в Индии в войсковых учениях морских бригад, предложил защелку на катлас-штык обр. 1858г.) писал своему отцу из Индии во время мятежа 1856-1857гг. (вольный перевод): "Что за хренотень эти кортики, они хороши, чтоб прогуляться по Портсмуту, но не для реального боя... Я даже не знаю, что бы стал с ним делать супротив сипая".

Из этого отрывка можно сделать пару выводов - конечно, против сабли такой кортик мелковат, но, тем не менее, он все равно рассматривается в качестве личного оружия, это все же не декоративный элемент. И, кстати, в одной из книг встретил фразу, что известны случаи его успешного боевого применения во время этого мятежа.
На основе опыта использования делались выводы и со временем кортик немного менялся. Ввели для подвеса кольца на ножнах, и, по свидетельству капитана Босанкуэта (Bosanquet, авторитетный составитель подробного каталога Британского морского музея и автор книги на основе этого каталога Морское офицерское ХО) с 1870г. клинки кортиков были увеличины 17,75" (45см), а ножны, соответственно до 18". Правда надо отметить, что экземпляры обр. 1856г. с длинным клинком, но без защелки на клинке (что является уже образцом 1879г.), т.е. непеределанные 1870-1878гг. выпуска, чрезвычайно редки. Можно даже сказать, если кому-то попадется такой образчик, что это почти наверняка или подделка, или сборный предмет, хотя и в спортлото кто-то выгрывает...
Образец 1856г. в хорошем состоянии и несборный достаточно редок.

Пр.сл.

Arabat

Короткий мне больше нравится, симпатичнее как-то. А вообще, по-моему, вполне нормальное оружие, не против сабли, конечно.

Foxbat

Против колбасы, в самый раз... если не твердо копченая, разумеется.

Arabat

Против колбасы гарда мешает. Но и тут короткий лучше, он, думаю, и твердокопченую выдержит.

Dmitry Z~G

Интересно что имея довольно схожие морские сабли, Англия и Германия пошли совершенно разными путями в разработке кортиков. Англичане базировали эфес своего на эфесе в\м сабли, как ты написал, а немцы взяли совершенно новый дизайн.
Нет-ли у тебя фото того времени изображающее мичмана в полной форме, с кортиком?


Foxbat

Dmitry Z~G
а немцы взяли совершенно новый дизайн.

Колбаса у них совсем другая. Кровяную любят, черти.

мак

Люблю немецкую кровяную колбасу, сил нет.

Сохатый

смотря где, смотря где ....

Thom

Arabat
Короткий мне больше нравится, симпатичнее как-то. А вообще, по-моему, вполне нормальное оружие, не против сабли, конечно.

Все же совсем уж тесачный клинок и совсем уж короткий

Thom

Dmitry Z~G
Интересно что имея довольно схожие морские сабли, Англия и Германия пошли совершенно разными путями в разработке кортиков. Англичане базировали эфес своего на эфесе в\м сабли, как ты написал, а немцы взяли совершенно новый дизайн.
Нет-ли у тебя фото того времени изображающее мичмана в полной форме, с кортиком?
Поищу хорошую фотку и выложу, а пока продолжим.

Thom

Вот мой экземпляр кортика образца 1856г., с именем изготовителя, владельца, а также с родным подвесом и ножнами, только разве что без темляка.
Клинок не маркирован, размером 336х29х6мм. Эфес в прекрасном состоянии, практически никакого люфта. Вес кортика 460г, с ножнами - 630г.










Что радует особо - родные ножны и родной подвес. На устье ножен в внутренней стороны имя изготовителя - DUDLEY GRAND PARADE PORTSMOUTH, с внешней - имя владельца J.C. Caswall. Судя по поясному ремню талия у этого Касуолла 76см в обхвате, подросток или сухощавый вьюноша, хотя трудно сказать по середине 19 века, средний рост мужчин был тогда вроде 160-164см. Кожа на ремнях хоть и соответствует времени по виду, но мягкая и не ломается.

пр.сл.

Thom

Фото не нашел (это ж 50-60е годы 19 века), для более позних образцов буду еще искать. А картинки униформенных регуляций 1856г. нашел.

Капитан, адмирал и мичман образца 1856г.

А вот здесь мичман на первом плане, правда художник, паразит, хотя и нарисовал у него кортик обр. 1856г., это и по длине видно, но зачем-то добавил к эфесу дужку, как на саблях 😊

Thom

С Дадли сначала заминочка вышла, точнее с его адресом. Все поголовно справочники твердили одно и то же - адрес Гранд Парад был у него (в смысле у семейной фирмы Джеймс, Джозеф, Самуэл и снова Джеймс мл.) только с 1790 до 1805г., хоть тресни. После этого до 1892г. адрес был по Хай (High) стрит, но менялся как-то хаотически. Перечисляются номера домов 78, 79, 80, 84, 85, причем немного по-разному в разных источниках, и это немного странно - постоянно переезжали что-ли.
Вот типичная картина:
Portsmouth Dudley, James 1790 Grand Parade
Portsmouth Dudley, James 1805 79 High St
Portsmouth Dudley, Joseph 1820 1826 78, 79, 84 or 85 High St
Portsmouth Dudley, Joseph 1830 1867 79 or 80 High St
Portsmouth Dudley, Samuel 1872 1887 80 High St
Portsmouth Dudley, James 1889 1892 80 High St
Посмотрел в интернете другие предметы его изготовления, тоже безрадостная картина - в основном морские сабли-палаши обр. 1805г. с такой же надписью и все поголовно в связи с адресом датируют 1805г., хотя на мой взгляд многие из них явно не ранние. Но против фактов не попрешь, начинаю думать плохое. И тут в одной единственной книжке с основной такой же информацией натыкаюсь на примечание, напечатанное крохотными буковками.
Во-первых, справочники по недвижимости тех лет дают всего один или пару реальных домов с такими адресами. Т.е. реально-то он, может и не переезжал никуда, а менялся только номер дома из-за каких-нибудь почтовых или застроечных проблем.
Во-вторых, все эти номера домов по Хай стрит были последними и примыкали к Гранд Параду (видимо, площади). И главное, Дадли, оказывается, на всех своих изделиях давал адрес ... (правильно) - Гранд Парад.
В конце 19 века у Дадли Джеймса Младшего, как и у многих изговителей ХО, даже у монстров, начались проблемы. Он переезжает в SouthSea, потом объединяется с Генри Коксом, помирает в 1914г., а в 1938 его вдова продает бизнес фирме Диммер. Фирма просуществовала до января 1941г., когда здание с оборудованием было разрушено налетом немецкой авиации.

Thom

Если кому-то интересно, то продолжаю.

Подвес организован на двух кольцах, т.е. кортик не из самых ранних, начинать датировку, по всей видимости, можно с 1860г. По поводу верхней датировки очевидно, что кортик изготовлен ранее 1870 (клинок еще короткий) и, вероятнее всего, можно ограничиться 1867г., годом смерти Джозефа Дадли. Скорее всего именно старик любил ставить адрес Гранд Парад. В общем с большой вероятностью, судя по деталям и изготовителю, можно считать, что кортик изготовлен в 1860-1867гг.
По-поводу владельца J.C. Caswall'а из бесплатных общедоступных источников узнать ничего не удалось Выяснилось только, что фамилия эта известная, были такие и пэры Англии, и шерифы Лондона, но принадлежит ли искомый кадет или мичман к этой семье - осталось неизвестным, но, по крайней мере, это не противоречит английским дворянским традициям. Хотя, если подумать, то вряд ли. В этом случае наверняка кортик был бы заранее заказан у модного лондонского мастера и имел бы хотя бы травление на клинке.
Кроме фамилии и инициалов можно также предположить, судя по датировке кортика 1860-1867гг., такое же время его принадлежности к морским кадетам или к мичманам. Год рождения соответственно где-то 1840-1853гг. Негусто по входным данным.
По совету Eugene1981 (огромное ему спасибо) обратился за помощью к специалистке, имеющей доступ у английским архивам. Специалистка слупила с меня внушительную сумму, достаточной для приобретения простенькой сабельки в Европе, и приступила к работе. Времени в архивах на поиски она потратила достаточно, сначала сообщила, что в самой перспективной книге записей продвижения по службе ничего не обнаружила, но через несколько дней все же нашла этого Кэсуолла в Летописи мичманов и кадетов периода 1853-1870гг. Эта книженция настолько большая, что она не смогла ее самостоятельно даже запихнуть в копир 😊 .
Заодно интересно сравнить мою умозрительную датировку с настоящей.

Dmitry Z~G

Ето всё что она тебе выяснила?!
Что за книга такая амбарная что в ксерокс не влазит? Как называецца по-английски? Я у англичан спрошу.

Thom

Я завтра поготовлю и выложу обработанные результаты поиска. Ксерокопии идут еще почтой.
А книжка вроде как Succession book for Midshipmen and Cadets 1853-1870

Thom

В общем, информация о владельце следующая:
James Clarke Caswall, родился 5 ноября 1845г.
28 марта 1861г. поступил мичманом на HMS Hero (Герой). По всей видимости, он потратился на кортик прямо в портовом городе Портсмут, возможно сразу после зачисления, т.е. датировка кортика - 1861г., и денежек у него хватило (или таково было жабодавление) в основном только на пристойный вид кортика в ножнах, правда заказав его у приличного мастера (может времени искать другого не было), но сэкономив на украшении клинка.
Hero был практически новым пароходным боевым деревянным 91-пушечным кораблем 2-го ранга (от 80 до 100 пушек), двухпалубный, с гребными винтами, спущен на воду в 1858г. Другие характеристики - длина 71м, водоизмещение 4765т, 860 человек, паровой двигатель 600 л.с.
Картины с изображением не нашел, фото, разумеется, тоже. Есть только изображение на вязании и вышивка 😊

И есть также изображение на плохонькой копии из газеты The Illustrated London News из статьи о поездке в 1860г. Принца Уэльского в Канаду на HMS Hero.

Небольшое отвлечение. Вообще в 19 веке не только огнестрельное оружие развивалось ускоренными темпами, но и весьма сильно видоизменялся военно-морской флот. В это конкретное время строились еще деревянные суда с паровыми двигателями, но уже с гребными винтами, хотя корабли и несли еще парусное вооружение (типа гибридный движитель для экономии угля). Броненосцы с дредноутами уже были на подходе.
Капитаном Hero тогда был Captain Alfred Phillipps Ryder (участник Крымской войны - капитан тогда фрегата HMS Dauntless-Неустрашимый, в 1877г. стал адмиралом, в 1885г. - адмиралом флота, высшее звание в Королевских ВМС). В описываемый период Hero находился в плавании сначала в Ла-Манше в составе Channel (так англичане называют Ла-Манш) Fleet, затем у берегов Северной Америки и Вест-Индии.
Отдельные отрывки (краткий пересказ) из лондонской Таймс соответствующего периода.
2.10.1861 "Шесть кораблей из флота Канала прибыли сегодня в Berehaven, Ирландия. Два из них Герой и Трафальгар ожидались особенно. Они тренировались и набирались опыта в очень тяжелую погоду. Не обошлось без потерь парусов, шлюпок и людей. По сведениям, полученным нашим корреспондентом, на Герое при взятии рифов на парусах налетевший шквал реями просто смел напрочь часть экипажа, 50 из которых нашли свою могилу в пучине моря, а 10 умерли впоследствии на борту. Надеемся, что эти потери преувеличины".
10.10.1861 "Потери флота Канала из-за недавнего шторма оцениваются примерно в 10тыс. фунтов. Conqueror, Centurion, и Aboukir потеряли все свои шлюпки. Hero потерял свою главную рею, Трафальгар сильно повредило. Conqueror (Завоеватель) потерял три топселя, и, кроме того, почти все паруса, так что на приказ адмирала Стюарта "Поднять паруса" они вынуждены дать ответ "У нас их нет". Корабли подлежат ремонту, затем некоторые из них будут направлены в Вест-Индию".
01.03.1862 "Согласно Бермудской Королевской газете, 4 февраля на остров прибыли корабли: винтовой пароход 90-пушечный Нил, капитан Барнард, флагман контр-адмирала Александра Милна; 89-пушечный Герой, капитан Райдер (Примечание. Уменьшили на бумаге вооружение на пару пушек, чтоб было чуть меньше, чем у флагмана. Примечательно также, что Милн выбрал Нил, а не Герой. Дальше следует список еще кучи кораблей) .... Последним прибыл Завоеватель, попавший в кораблекрушение и его бушприт едва виднелся над водой." Завоеватель умудрился в прекрасную погоду напороться на коралловые рифы еще 29 декабря 1861г. (видимо изрядно отметили Рождество 😊 ). Впоследствии он был потерян и, хотя, военным судом, происходившем на Герое, капитана Завоевателя Сотби признали невиновным и вынесли только порицание, но Адмиралтейство категорически с этим не согласилось и признало вину капитана.
22 ноября 1862г. по возвращении в Англию Caswall убыл с HMS Hero, причем вся команда вместе с капитаном была сокращена с выплатой выходного пособия и впоследствии направлены на другие корабли. Причина неизвестна (возможно серьезные повреждения или неисправности, т.к. с 1862г. Героя на боевом дежурстве уже не было), но в 1871г. Hero был продан на слом.

Пр.сл.

Mower_man

Thom
Адмиралтейство категорически с этим не согласилось и признало вину капитана.
22 ноября 1862г. по возвращении в Англию Caswall убыл с HMS Hero, причем вся команда вместе с капитаном была сокращена с выплатой выходного пособия и впоследствии направлены на другие корабли. Причина неизвестна (возможно серьезные повреждения или неисправности, т.к. с 1862г. Героя на боевом дежурстве уже не было), но в 1871г. Hero был продан на слом.

скорее всего отрабатывались экспериментальные двигатели и движители... поплавал чутка, убедилсь в порочности конструкци и и списали

Thom

Такая же участь в те годы постигли многие корабли. Может эксперименты, как еще с одним кораблем, я о нем завтра напишу, на нем тоже Caswall служил. А некоторые, возможно, просто морально устарели, деревянные корабли в качестве боевых становились пережитком, на подходе были броненосцы.

Dmitry Z~G

Вязь шелковыми нитками и шерстяной пряжей - не изделие жен или невест, ожидавших на берегу своих мужчин, а творения самих матросов, занимавшее их в долгие месяцы океанских круизов. Такого рода гобелены довольно часто можно встретить в музеях и на аукционах морских реликвий, причем в 9 случаях из 10 ето произведения Британских матросов.

Thom

Очень может быть, а то это слишком распространено. Есть целые каталоги такого творчества.

Thom

24 января 1863г. Caswall поступил на HMS Marlborough, боевой деревянный трехпалубный линкор 1-го ранга (более 100 пушек), тоже с гребными винтами, спущен на воду в 1855г в качестве самого большого деревянного корабля в Королевском флоте (на то время). Другие характеристики - 131 пушка, длина 75м, водоизмещение 6065т, 1100 человек, паровой двигатель 800 л.с., скорость 10,2 узла. Мальборо был в то время флагманом сначала вице-адмирала Уильяма Мартина, затем вице-адмирала Роберта Смарта, командовал им капитан Чарльз Феллоуз (в 1885г. стал Командущим флота Канала). В описываемый период Мальборо находился в Средиземном море, морская база - Мальта.

С 1864г. снят с боевого дежурства и стал тренировочным кораблем. В 1904г. переименован в Vernon II, в 1924г. затонул при буксировке, когда шел на слом (при этом погибли 4 человека).

6 августа 1863г. Caswall переведен на фрегат HMS Orlando. Орландо был винтовым, самым длинным и большим, самым мощным однопалубным деревянным кораблем в Королевских ВМС. Его длина была 102м (вдвое длинней HMS Victoria - флагманского корабля адмирала Нельсона при Трафальгаре), водоизмещение 5643т, развивал скорость 12.5 узлов и был хорошо вооружен - от 40 до 50 пушек (в разное время, с разными пушками), 600 человек. Хотя сейчас это не впечатляет, но тогда, при спуске на воду в 1858г., производил весьма сильное впечатление.
Фото 1861г.:

Но длина была его ахилессовой пятой. Огромные нагрузки на деревянный корпус вкупе с мощной паровой машиной, приводили к тому, что швы и стыки постоянно расходились. Командовал кораблем в 1862-1865гг. капитан George Granville Randolph, ставший впоследствии в 1872 контр-адмиралом, в 1877г. вице-адмиралом. Как раз в 1863г. Орландо совешил вояж в Соединенные Штаты, в котором выявились его серьезные конструктивные недостатки, демонстрируя предел возможностей деревянных кораблей. В 1866г. последний раз Орландо был на боевом дежурстве и в 1871г. он пошел на слом.
Что касается Джеймса Кэсуолла, то служба на этом корабле закончилась печально - 2 июня 1864г. его смыло за борт в Средиземном море. Очень даже возможно, что мичманы участвовали и руководили матросами по задраиванию этих злосчастных швов, особенно в плохую погоду. Теперь понятно, почему его нет в книге записей продвижения по службе, до лейтенанта он так и не дорос. В Таймсе он попал в колонку смертей на Королевском флоте.
По сообщению опять же Таймс в том же 1864г с Орландо у Туниса произошел еще инцидент - перевернулась шлюпка и погибли куча офицеров: лейтенант Still, врач-хирург Wood, капитан морских пехотинцев Pritchard, мичманы (возможно друзья Кэсуолла) De Gama, Fielding и Kemble, штурман Hadrill, казначей Stratford, а также четверо матросов и морской пехотинец. Они покинули корабль для пикника на берегу и при возвращении под парусами налетевший шквал перевернул шлюпку (хорошо, видно, отдохнули), когда она была уже в километре от берега. Спасся только один матрос, сумевший добраться до берега. Он был найден на следующий день голым и изможденным в арабской лачуге катером с Орландо.

Пр.сл.

Eugene1981

Классная история!
Интересно, сколько рук прошёл этот кортик после гибели несчастного Caswall'а?
Эх, нет ничего лучше, чем иметь предмет с историей!

P.S. И всё-таки эта поганка Swabey неплохо помогла 😛

Вот еще картиночка HMS Marlborough (1854г., 131 пушка):

Thom

Ну уж почему поганка. У меня был выбор, соглашаться или нет по поводу цены. К сожалению, у изготовителя Дадли узнать полное имя заказчика нет никакой возможности, что весьма упростило бы задачу, приходилось здесь обходиться фамилией и инициалами. Задача в принципе выполнена, она сообщила мне полное имя (слава Богу, оно единственное оказалось в рамках условий задачи), номер записей в архиве, содержание этих записей (это дата, звание, корабль, и операция - прибыл, убыл, кратко о смерти) и выслала копию на мой адрес.
А картинка эта с рисунком, наверное, еще когда Мальборо только закладывался, спущен на воду он был только 1855г.

Thom

Продолжаем о кортиках.

В 1879г. вышли новые английские регуляции, касающиеся кортиков. Кортик в общем лучше описали, из существенных деталей добавился овальный медальон с якорем с внешней стороны крестовины и пружинная защелка для фиксации клинка в ножнах. Система фиксации в целом аналогична советскому образцу 1945г. Клинок описывался с размерами 17,75" (45см) и шириной 1" (25мм, более узкий, чем обр. 1856г.), украшенный синькой и позолотой. Приборы эфеса и ножен позолочены.
В 1891г. - новые регуляции. Фактически повторены предыдущие (лучше описан медальон, содержащий корону, опутанный тросом якорь, в обрамлении лаврового венка), за исключением одного упущения. Совсем не описывался клинок, подразумевая, наверное, что он остается таким же, как и был. Но этим тут же воспользовались - практически перестали покрывать клинок синькой и позолотой, ограничиваясь только травлением и уменьшая стоимость кортика. Отмечается, что в старых рамках продолжали работать исключительно мастера Thurkle и Gaunt (по всей видимости, они делали в основном особые презентационные экземпляры).

Фото из Британского морского музея.
Образец 1879г., клинок 457 x 25мм. Кортик адмирала Leonard Andrew Boyd Donaldson (родился в 1875, морской кадет 1890, мичман 1892, лейтенант 1898, капитан-коммандер 1909, капитан 1914, контр-адмирал 1926, вице-адмирал 1930, адмирал 1935, умер в 1955). Кортик изготовлен в 1890г. и, как видим, украшен, что характерно.

Образец 1879/1891г. (обычно указывают просто как образец 1879г.), клинок 451 x 25мм. Кортик капитана-коммандера W.M. Phipps Hornby. Кортик изготовлен в 1891-1900г. и, как видим, с обычным травлением, что тоже характерно.

Пр.сл.

Thom

А вот и мой простенький экземпляр кортика обр. 1879г.







Кортик со стандартными размерами, со стандартной защелкой. Имени владельца, к сожалению, нет, зато есть родной темляк. Вес кортика 490г. Изготовлен известной фирмой Mole & Sons (Моле с сыновьями), Бирмингем.
На клинке остались следы украшательства, поэтому грубая датировка этого кортика - 1879-1891гг. Ее можно сверху попытаться вероятностно уточнить, если попробовать разобраться с фирмой Mole.
Семейство оружейников Mohll было известно в Золингене как минимум с начала 17 века.
В 1687г. один из отпрысков семьи, Абрахам, с согласия отца Йоханна, который хотел расширить сбыт своей продукции и дать сыновям подработать, решил попытать счастья в Англии. Видимо конкуренция замучила, да и по слухам, те золингеновские оружейники, которые перебрались в Англию, в Хоунслоу, в середине 17 века в результате Тридцатилетней войны, весьма неплохо там устроились. И Абрахам с сыном Германом переезжает в Shotley Bridge, Англия, заключив договор с фирмой Hollow Sword Blade Company.

Пр.сл.

Eugene1981

Thom
А вот и мой простенький экземпляр кортика обр. 1879г.


Класс! 😊

Thom

Интересна история создания фирмы Hollow Sword Blade Company, организация бизнеса в то смутное время, а также какую роль играли германские специалисты-оружейники по всей Европе, от Англии до России.
К середине 17 века в Европе становится популярна шпага вместо длинной и тяжелой рапиры. Шпага намного короче и, что требует новая техника фехтования, намного легче. Она становится как военным, так и гражданским оружием. Чтобы облегчить еще больше шпагу, сохранив необходимую жесткость клинка, начинают применять клинки треугольного сечения, причем все три грани, опять же для уменьшения веса, имели вогнутый профиль, так называемый hollow grind. Но если в Англии делали такие клинки вручную, то в Золингене применяли новую технологию, получая нужный профиль на механизме с небольшими обдирочно-шлифовальными кругами. Соответственно резко возрастала производительность труда и уменьшалась себестоимость. В 1685г. несколько преприимчивых дельцов образовали синдикат по производству шпаг по золингеновской технологии. Само производство разместили в долине реки Дервент вблизи местечка Shotley Bridge (словечко Shotley вроде как на староанглийском означает "зачищен от шотландцев").

Синдикат планировал пригласить туда мастеров из Золингена, а также из Хоунслоу, где производство начинало угасать. Шотли Бридж располагался удачно, в 2-х милях от Ньюкастла (угольный центр и второй по величине в то время порт Англии), причем река Дервент впадала в реку Тину, на которой стоял Ньюкастл, обеспечивая транспортировку сырья и готовых изделий. Цеха с водяными колесами располагались вдоль реки и энергия воды использовалась для шлифовки-полировки, для падающих молотов и многого другого. Кроме того, в Шотли Бридж были собственные запасы железной руды, которую синдикат сам и добывал.

В 1685г. королем Англии становится James II (Яков II), католик. Для подавления восстания протестантов во главе с герцогом Монмутом ему требуется много оружия, и у нему обращается синдикат с просьбой выдать патент на эсклюзивные права производства трехгранных клинков по золингеновскому методу в Англии. Для поддержки петиции они показывают и сравнивают клинок собственного производства и клинок оружейника Френсиса Троулетта из Лондона (сравнение по всей видимости не в пользу Троулетта). Но революция 1688-1689гг. , направленное на изгнание короля-католика, мешает подписанию патента.
В 1687г. заключил контракт с 19-ю золингеновскими оружейниками на 6 лет, несмотря на чинимые судом Золингена препятствия, угрожавшего мастерам арестом и конфискацией собственности. Среди них были и известные фамилии Hoheman, Ohlig, Mohll, Schaffe. Контракт подразумевал изготовление клинков и готовых шпаг с предоставлением домов, цехов, складов, оборудования, инструментов и прочего. По прибытии оружейников организованная фирма Hollow Sword Blade Company сразу начала производство, несмотря на отсутствие патента от короля. Но в 1690г. синдикат вновь пишет петицию короля, уже новому, Вильгельму III, но уже не для патента на эксклюзивные права, а просто на разрешение производить трехгранные клинки в Англии. Это королевское разрешение было дано и синдикат уже официально стал Hollow Sword Blade Company.

Пр.сл.

Thom

Hollow Sword Blade Company реально выпускала не только шпаги, но и палаши, рапиры, кинжалы и штыки.
Здания оружейных цехов в Шотли Бридж (вроде как с 17 века, но, скорее всего неоднократно перестраивались)




Дом немецкого оружейника в Шотли Бридж

Вроде бы все шло хорошо, сплошные войны, требовалось много оружия, но после мира с Францией в 1697г. начались трудности. В 1702г. производство было близко к закрытию, многие из золингеновских оружейников к этому моменту померли, в том числе и Абрахам Mohhl (впрочем они тогда изменили фамилию на Moll). Контракт заканчивался и мастера недовольны были закупочными ценами компании на клинки. Дошло дело до того, что Герман Молл уехал до конца 1703г. обратно в Золинген. Между тем компания подписала с оружейниками новый 6-летний контракт с новыми ценами, но Молла там уже не было.
В декабре 1703г. Герман Молл возвращается из Золингена через Ньюкастл на датском корабле Св.Анна. Молл заодно решает подработать на контрабанде и привозит с собой необработанные немецкие клинки на продажу. Привозит он их в Ньюкастл в больших бочках с двойным днем, всего 64 дюжины клинков, а также и другой товар. Но во время погрузки на речные баржи в Шотли Бридж его кто-то закладывает в таможню, его арестовывают и сажают в Монпетскую тюрьму. Он признался, что клинки его, получены в Золингене для продажи в Англии и предназначались для зам. управляющего Hollow Sword Blade Company Роберта Рено. Молла обвинили в контрабанде и, вследствие того, что на корабле было много шотландцев и ирландцев, он был обвинен в попытке продажи клинков якобитам (что-то напоминает, не правда ли? 😊 ), приверженцам Стюартов, шотландской королевской ветви. Шотлибриджеские оружейники дали показания в пользу Молла, Роберт Рено заплатил за него пошлину и штраф, и Молла в январе 1704г. выпускают из тюрьмы. Затем Молл оборудует свою собственную мастерскую и приступает к работе.
А Hollow Sword Blade Company пустилась в 1704г. в авантюры, вложив огромные деньги 20000 фунтов в конфискованные земли и собственность в Ирландии. Но ирланские спекуляции провалились и компанию заполучила группа банкиров во главе с лондонским шерифом сэром Джорджем Кэсуоллом (вроде знакомая фамилия 😊 , см. кортик обр. 1856г.). Название компании стало Sword Blade Bank. В 1724г. после некоторого взлета компания окончательно ликвидировалась, но оружейники с разным успехом и разное время продолжали работать самостоятельно. Семейство же Моллов и после смерти Германа в 1716г., сменив в очередной раз фамилию на Mole, оставалась одной из самых успешных фирм, вплоть до последней четверти уже 19 века, когда развиваются монстры типа Вилкинсона.

Пр.сл.

Thom

В интересующий нас период 1879-1891 фирма Моле стала зависеть от Вилкинсона. Jonh Latham, руководящий компанией Вилкинсон с 1861г. после смерти Генри Вилкинсона, писал, что в начале между компаниями было дружеское (?) соревнование, переросшее в тесное сотрудничество. Активно сотрудничать Моле стал уже в 1884г., отдав ему в бессрочную аренду своих лучших мастеров Tom Beasley, Ernie Johnson и Walter Johnson. В 1889г. Вилкинсон уже практически поглотил фирму Моле (об этом пишет Босанкуэт), но видимо юридически оформить это помешала реорганизация самой Вилкинсон, закончившаяся в 1890г. участием в фирме другого монстра - Киршбаума из Золингена и сменой названия на Wilkinson Sword Co Ltd. В 1914г. германские интересы в фирме заграбастало Британское правительство, наверное в связи с войной, и в том же году Вилкинсон прямо забрала производство ХО у Моле (юридически это было оформлено в 1920г., опять же показывая, что они и так были там хозяевами). Фирма Моле не развалилась, но перестала совсем выпускать ХО, сосредоточилась на режущем инструменте и сельхозоборудовании (в 1927г. стала специализироваться на производстве мачете и топоров) и просуществовала до 1967г. Кстати компания Вилкинсон приобрела также известные фирмы Reeves, Thurkle, Pillin.
У меня устойчивое впечатление, что после 1884г. у Вилкинсон и Моле существовало своеобразное разделение труда. Вилкинсон сосредотачивается на дорогих заказах по ХО, в том числе украшенных и презентационных, а Моле выпускает массовые модели без излишеств, синьки и позолоты.
В общем, по моему мнению, данный Моллевский кортик изготовлен до 1885г., т.е его датировка 1879-1884гг.

Пр.сл.

Thom

Продолжаем о кортиках.

В 1901г. изменилась защелка, фиксирующая кортик в ножнах. С клинка она переместилась на ножны, а на крестовине появилось соответствующее фиксирующее отверстие. По выражению Федурина, только англичане смогли додуматься до такого 😊 . Можно считать, что именно с этого момента английский морской кортик стал чисто парадным. Измененный кортик принято называть образцом 1901г. В таком виде он носился мичманами до отмены новыми регуляциями в 1939г. Есть данные, что кортики изготавливались еще до 1942г. включительно для награждений.
Фото из Британского морского музея кортика одного из авторов книги Swords for Naval Service капитана-коммандера William Edward May (родился 1899, кадет 1912, мичман 1915, лейтенант 1919, исп. обязанности капитана-коммандера 1936, капитан-коммандер 1946, зам. управляющего Британским морским музеем 1951, умер 1989), изготовленного фирмой Gieves в 1916г.

В Королевском ВМФ существовала традиция награждений (призов) кортиками некоторых кадетов (типа отличников боевой и политической подготовки) на учебно-тренировочных кораблях и морских колледжах. С 1867г. их начали презентовать от Главного Кадетского Капитана на учебном судне Британия, сначала 4, затем 6шт. в год. В Британском морском музее есть несколько подобных кортиков, причем не обошлось без загадок, на которые, впрочем есть ответы, показывающие, что и для музея порой трудно подобрать нормальные экземпляры.
Например экземпляр с надписью "CHIEF CAPTAIN'S PRIZE AWARDED TO Mr. G.R.C.CAMPBELL H.M.S. BRITANNIA APRIL 1903". А клинок маркирован Edward Thurkle, изготавливающий клинки только до 1900г. И это не объясняется просто старым клинком, ибо на нем стоит вензель Эдуарда VII (король Англии 1901-1910), а на медальоне крестовины - Викторианская корона!
Другой пример, фото из того же музея. Кортик адмирала Louis Henry Keppel Hamilton (родился 1890, мичман 1908, лейтенант 1913, капитан-коммандер 1926, капитан 1932, кнтр-адмирал 1941, вице-адмирал 1943, адмирал 1947, умер 1957), изготовленный в 1908г.


Аналогичная призовая надпись с датой апрель 1908г. Но на клинке вензель Георга V (король 1910-1936). Здесь может быть только одно объяснение - прое... потерял будущий адмирал свой кортик и сделал замену. Отмечается, что утопить за бортом свой кортик не такое уж необычное дело для мичмана. Они часто назначаются ответственными за спуск шлюпок, и мичманы при этом обязаны быть при кортике, и, бывало, что он запутывался и терялся в морской пучине.

Пр.сл.

Eugene1981

Thom
В Британском морском музее есть несколько подобных кортиков, причем не обошлось без загадок, на которые, впрочем есть ответы, показывающие, что и для музея порой трудно подобрать нормальные экземпляры.
Например экземпляр с надписью "CHIEF CAPTAIN'S PRIZE AWARDED TO Mr. G.R.C.CAMPBELL H.M.S. BRITANNIA APRIL 1903". А клинок маркирован Edward Thurkle, изготавливающий клинки только до 1900г. И это не объясняется просто старым клинком, ибо на нем стоит вензель Эдуарда VII (король Англии 1901-1910), а на медальоне крестовины - Викторианская корона!

Я тут тоже озадачился похожим вопросом, связанным с датировкой одной вещицы (кокарды/бэйджа). В качестве ориентира рассматривал тип короны ны этом самом бэйдже. Обратился за консультацией к забугорным спецам (в частности, Ted Harris, Digger History) и получил интересный ответ, который сводится буквально к следующему:
"that design (в смысле тип короны) long outlasted Queen Victoria"...

Сорри за оффтоп...


Thom

Логистические проблемы, конечно возможны, как и другие.
В том случае, скорее всего, был сборный предмет на уровне поставщика с новым травленным вензелем на клинке.

Thom

Вот мой, совсем простенький экземпляр образца 1901г., из поздних. Все стандартно, защелка работает, родной темляк.
Но самое главное - известен владелец! На устье ножен нанесено H.C.J. Shand RN.






В данном случае с поиском информации о владельце все гораздо легче.
Это Hinton Colin Joseph Shand, Royal Navy.
Фотка пока только такая.

Пр.сл.

Thom

Продолжаю, хотя, судя по всему, бессмысленно и никому неинтересно

Hinton Colin Joseph Shand родился в 1915г. в г.Гилдфорд, графство Суррей в южной Англии.
Стал морским кадетом в 1933г., по всей видимости тогда же изготовлен кортик. Обучался на HMS Frobisher, в то время кадетский тренировочный крейсер (1916-1949, длина 185м, водоизмещение 12190т, двигатель - паровые турбины 70000 л.с., скорость 31 узел).

Фробишер на Мальте (на фотке название корабля написано с ошибкой)

Фробишер в 1945г.

В 1934г. стал мичманом и служил на линкоре HMS Valiant - Отважный, Средиземное море. (1914-1950, длина 197м, водоизмещение 27500т, двигатель - паровые турбины 56500 л.с., скорость 24 узла - 44км/ч)

Моряки с Отважного 1934-1935

В 1936г. стал и/о лейтенанта, после учебного курса в 1937г. в Портсмуте служил на эсминце HMS Esk (1934, подорвался на мине и затонул в 1940 у голландского острова Тексел)

Пока еще пр.сл., но чтоб короче, буду сокращать

Thom

В 1938г. Шенд стал лейтенантом.
В 1939г. переведен на тяжелый крейсер HMS Sussex (1928-1950, длина 193м, водоизмещение 13315т, двигатель - паровые турбины 80000 л.с., скорость 32 узла).

Действия в интересующий нас период, когда на борту был Шенд:
В сентябре 1939г. - поиск в южной Атлантике в составе группы H немецкого рейдера Адмирал Граф Шпее, который в том же сентябре-декабре потопил 9 торговых судов, причем никто из членов экипажей этих судов не погиб. 2 декабря Сассекс перехватил германский пассажирский корабль Ватусси, но он при угрозе захвата был затоплен экипажем. Когда 17 декабря в результате боев с другой британской группой Шпее был затоплен собственным экипажем, Сассекс вернулся в Англию и участвовал в Норвежской операции. Затем он встал на ремонт в Глазго для подговки в участии в Мурманском конвое, но вместо ремонта в него попала немецкая бомба и Сассекс не мог выйти в море до августа 1942г.

В 1941г. закончил навигационные курсы в Навигационной школе в Портсмуте.
С 1942г. штурман на минном тральщике HMS Cromer (1940-1942).

9 февраля 1942г. Кромер направлялся с группой других минных тральщиков от Александрии (Египет) к Ливии для зачистки маршрута конвоя, но недалего от египетского городка Marsa Matruh подорвался на магнитной мине итальянского минного заграждения, поставленного эсминцами Antonio Pigafetta и Giovanni da Verazzano, и затонул. Шенд выжил.

1943г. - эсминец HMS Hardy (1942-1944).

В ноябре 1943г. Shand был направлен на навигационные курсы в Портсмут, а в уже в январе 1944г. во время сопровождения конвоя в Мурманск Харди около Норвегии был торпедирован немецкой подлодкой U-278, получил серьезные повреждения и затонул.

1944 - навигационные курсы в Портсмуте и минный тральщик HMS Whitehaven (1941-отправлен на слом 1948), затем учебка на базе HMS Cochrane в г.Rosyth, Шотландия.
Минный тральщик Whitehaven:

9мая 1944 при службе на Whitehaven Шенд получил награду - крест за безупречную службу. В наградном листе записано - за большое мастерство, стойкость и преданность к службе на кораблях Его Величества Whitehaven и Cromer при разминировании вражеских минных полей для обеспечения конвоев и наступательных соединений 8-й армии при наступлении от Египта до Туниса.
За действия во время 2-й Мировой он получил еще 3 награды - звезда за активное участие во 2-й Мировой, "Африканская" звезда за активное участие в военных действиях в Северной Африке 1942-1943гг., Британская военная медаль 1939-1945гг.

Пр.сл. (еще чуть-чуть)

Eugene1981

Thom
Продолжаю, хотя, судя по всему, бессмысленно и никому неинтересно

А вот это зря... Очень даже интересно...

Lwov

Потдерживаю слежу с большим интересом, просто т.к. по сушеству добавить нечего, а флудить не хочу. Так что продолжай, пожалуйста.

Thom

Ладненько, раз уж материал подготовлен, дело надо закончить.

Затем, после войны, по 1946г. - Шенд снова на навигационных курсах, на базе HMS Dryad, Портсмут, где ему присвоено звание капитана-лейтенанта.

1947-1948 - штурман на крейсере HMS Cleopatra (1939-1958, длина 156м, водоизмещение 6850т, двигатель - паровые турбины 62000 л.с., скорость 32.25 узла). Район - Средиземное море.
Клеопатра, ноябрь 1948г.:

1949-1950 - снова навигационная школа, с 1950г. - капитан-коммандер.
1952-1953 - в Адмиралтействе, морская разведка. Скорее всего, Shand принимал участие в Корейской войне 1950-1953гг. (Британия, разумеется, вместе с США выступала на стороне Южной Кореи), т.к. награжден именной медалью "За службу в Корее" и медалью ООН " За службу в Корее".
В 1955-1956 - звание капитана и должность капитана на фрегате противовоздушной обороны HMS St Austell Bay (1944-1959, длина 94м водоизмещение 1435т, двигатель 6500 л.с скорость 19.5 узла).

Члены экипажа St Austell Bay

1957-1958 замначальника рекрутирования в Лондоне. С 1961г. в чине капитана 1-го ранга на HMS Londonderry (1958, в 1989 использован как мишень и потоплен).

В 1966г. вышел в отставку и женился, дети были, причем еще до брака, старшая дочь Дана сама вышла замуж в 1972г. В 1974г. капитан Shand книжку написал и издал, "Балтийский Лоцман. От пролива Каттегат к Балтийскому морю". Хорошие отзывы, как об учебном пособии.

Умер Shand в Англии, графство Корнуэлл, в 1992г. в возрасте 77 лет. К сожалению, семейные реликвии не остались в семье, их стали активно продавать и перепродавать.

Например, все его награды были проданы на нумизматическом аукционе Noble в 2005г. за $3200, ну а кортик неведомыми путями достался мне за достаточно небольшие деньги, наверное из-за его простого вида. Но человек достойный, для своей страны премного постарался, а началось все с морского кадета и кортика в 1933г.

v-g

Спасибо за захватывающий сериал.
С уважением ВГ.

майкл

Thom

Продолжаю, хотя, судя по всему, бессмысленно и никому неинтересно

Ну почему же. очень интересно, спасибо.
Я просто не высказываюсь - поскольку тему не знаю, просто читаю ее и не загромождаю тему глупыми вопросами.
Ну если более 900 просмотров темы - все таки интересно народу.

Сохатый

Тhom, с удовольствие прочитал и буду дальше читать. Сказать или добавить мне действительно так же как и Майклу нечего, но читаю с удовольствием.

Thom

Ну, и в заключение, немного о подделках и репликах. Кортик - знаковый предмет ХО, к тому же морская романтика... В общем спрос есть - будет и предложение, есть и плохо сделанные копии, а есть очень даже ничего. На eBay подделок, пожалуй, половина кортиков будет, особенно в недорогой категории, благо пакистанцы и индусы постарались насчет реплик. Признаки стандартные - как правило, обычная (не акулья) кожа на рукояти, такого быть не должно (хотя в некоторых случаях вроде бы встречалась, по всей видимости перетяжка), плохая термообработка клинка или ее отсутствие, некачественное травление и т.д.
Вот, например, честная реплика.

Кроме того, очень распространены сборки, даже есть наборы по типу "собери сам", этим даже грешат очень известные дилеры. Жаль, что не осталась фотка такого набора для двух кортиков от Д'Лонга. Уитерс был также замечен в свое время в продаже образца 1856г. с клинком самого конца 19 века без явного указания сборки. Но, как правило, хорошие дилеры хоть и зачастую хитрят, но дают косвенные подтверждения и зацепки - например, тот же Уитерс давал описание клинка с названием изготовителя (без пояснений). Во всех случаях надо тщательно читать описание, перепроверять и везде искать подвох. Но в принципе, это стандартная процедура для всех предметов.
Вообще любопытное это занятие - читать описание предметов от продавцов, особенно на еБее 😊 . Например, сейчас продается кортик образца 1879/1891г. (год выпуска 1891-1900) с убитым клинком с непонятными ножнами от какого-то тесака, с очень плохими фотками, с описанием от продавца, что это это кортик 1800-х годов, приписывается в качестве владельца мичману, который родился в 1827г. (в 1891г. этому мичману было уже 64 года 😊 ).

Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец. Всем читавшим - большое спасибо.

Eugene1981

Спасибо автору! 😊

Кстати, вот парочка счастливых обладателей упомянутых выше реплик:
http://ww2.ru/forum/index.php?showtopic=53040

http://ww2.ru/forum/index.php?showtopic=50339