Выпуск пистолета ТТ по годам

Gervas 01-11-2009 19:22

В книгах Д. Н. Болотина "Советское стрелковое оружие" (М., 1990, с 109) и "История советского стрелкового оружия и патронов" (СПб, 1995, с. 23) со ссылкой на Центральный архив министерства обороны приведены следующие данные (обобщено):
1933 = 6785,
1934 = 47150,
1935 = 38488,
1936 = ?
1937 = 59824,
1938 = 87022,
1939 = ?
1940 = ?
1941 = 120903,
1942 = 161485.
(ЦАМО, ф. 81, оп. 12106, д. 108, л. 46).

Однако с появлением на форуме осенью 2009 года большого числа ММГ ТТ-30 и ТТ-33 ранних лет выпуска обнаружилось, что серийные номера многих ТТ, мягко говоря, не вписываются в цифры общего выпуска пистолета.

Gervas 01-11-2009 19:22

Вот, напр., фото ТТ-30 1933 г/в с No. 7184

и ТТ-30 1934 г/в с No. 48421.

С производством пистолетов ТТ в 1935 году - переход от модели ТТ-30 к модели ТТ-33 - вообще непонятно.

Во-первых, вот фотография ТТ-33 1935 г/в: No. 51457.

Превышение "канонической" цифры в 34488 шт. общего выпуска - почти на 13 тыс. шт., или почти на 34%(!) годового производства. При этом если относительно подделки ТТ-30 можно дискутировать, то насчет ТТ-33 сомнений нет: какой смысл "фуфлить" изделия, которые (по кр. мере, пока) продаются по цене самых обычных, ничем не примечательных?
Кстати, "фуфлить" ТТ-30 из ТТ-33 весьма проблематично, только выпиливанием "декоративной" крышки пружины спуска и наваркой верхнего уголка спуска тут не обойдешься - разница в конструкции рамки, напр., столь разительна, что свободный ход спуска у ТТ-30 заметно короче, так что ТТ-30 и ТТ-33 можно различить даже на ощупь в полной темноте. А точить рамку целиком заново...

Во-вторых, в серийных номерах ТТ-30 и ТТ-33 1935 г/в наблюдается "перехлест".

Вот фото ТТ-30 1935 г/в No. 38464

и фото ТТ-33 1935 г/в No. 37048.

Более поздняя модель - с более ранним номером!
При этом номер 38464 весьма близок к цифре 38488, что позволяет выдвинуть предположение о том, что последняя цифра характеризует данные годового выпуска пистолетов ТТ лишь по модели 1930 г. Но в таком случае, что происходит с нумерацией ТТ-33 1935 г/в? Была ли она продолжена или начата заново? С одной стороны, выявление ТТ-33 с более ранним номером, чем у ТТ-30 вроде бы говорит о самостоятельной нумерации изделий каждой модели. Но тогда общее число произведенных ТТ обеих моделей в 1935 г. составило бы 38488+51457=89945 шт. (!) - и это как минимум, поскольку пока еще не доказано отсутствия в природе ТТ-33 1935 г/в с номером бОльшим, чем 51457. Не знаю, по-моему, это что-то из области фантастики.
Да, непросто что-то в советском пистолетном производстве.

Добавлю, что наибольший из мне известных номеров ТТ-33 1936 г/в - No. 47637. Не знаю, насколько по нему можно судить об общем выпуске ТТ в 1936 году.

Все известные мне ТТ выпуска 1937 г. полностью укладываются в цифру 59824.

С 1938 нумерация ТТ (а также наганов) стала буквенно-цифровой, что делает оценку числа произведенных единиц оружия только по натурным образцам невозможной.

ПРИМЕЧАНИЕ: Критика по существу, поправки, уточнения, фото изделий с бОльшими номерами и т.д. приветствуются; тема для выяснения непоняток с номерами, а не для разбирательства кто кого "умнее". :)

Gervas 01-11-2009 20:34

Вот еще некоторые данные:

1931 = 1000
1932 = 2000

01.1943 =24090
02.1943 =12536
03.1943 =25903
04.1943 =29820
05.1943 =31800 = всего за 5 м-цев 1943 = 124149 (план = 250000)
1944 = 315000 (план)
1942-45 Ижмаш = 961500
всего ТТ всех моеделей произведено: 1740000 (оценка).

(источник: С. Монетчиков, журн. "Оружие" No. 7-2003, спецвыпуск "Все о пистолете ТТ", с. 21, 24-26)

ScrewDriver78 02-11-2009 12:13

Далеко не факт, что номера каждому стволу давались с 00001 и по порядку. Там может быть зашит какой-нибудь цифрой месяц выпуска, или номер цеха, например.
Возможно, и даже наверняка, номер в начале года стартовал не с нуля именно для того, чтобы в декабре никто не мог по номеру определить - сколько их выпущено за год.

Gervas 03-11-2009 03:52

Интересно. "Откуда дровишки", коль не секрет?

NORDBADGER 03-11-2009 13:53

quote:
Originally posted by Gervas:
Интересно. "Откуда дровишки", коль не секрет?

Я так их встречал у итальянских товарищей, а откуда они брали - фз.

http://www.euroarms.net/ITEMS/TokarevTT30.htm

Gervas 03-11-2009 16:37

Спасибо!
Ссылки всегда важны.
Интересная ситуация: +90 тыс. изделий в 1935 г. (год перехода с модели на модель) и 50+50+60 в последующие годы.
"... Но здравый смысл подсказывает мне, Ватсон, что это скорее солнце вращается вокруг земли"... э-э-э... то есть, я хотел сказать, при переходе с модели на модель логично ожидать скорее снижения производства, чем роста; как же период "освоения в производстве"?

Что касается мнения коллеги ScrewDriver78, что в номере "... может быть зашит какой-нибудь цифрой месяц выпуска, или номер цеха, например..." - то:
1. Есть фото изделия No. 833 - это должно было бы означать выпуск не более 82 изделий к марту, либо 33 - к августу; что странно; к тому же, "зашивание" месяца требует ДВУХ цифр, а значит, логично ожидать большого количества изделий с пятизначным номером, чего мы не наблюдаем; не случайно после войны примерно для той же цели стали использовать букву.
2. Какой смысл шифровать номер ЦЕХА (их всего девять на заводе?), если по выпуску изделия отчитывается завод в целом? Если два-три завода - да, еще может быть; но насколько мне известно, по меньшей мере до 1938 года ТТ изготавливал только ТОЗ (позже - пишут еще о Коврове и Подольске).
3. Насчет "запутывания разведки противника серийными номерами" - не знаю; ау, коллеги-знатоки иностранного оружия, как там обстояли дела с номерами на изделиях буржуйского ВПК в 1930-е гг.? У меня ощущение, что не боялись они ни 4-го упр. ШтаРККА, ни Инфостатупра РККА, ни РУ РККА...

ScrewDriver78 03-11-2009 16:57

quote:
Originally posted by Gervas:

1. Есть фото изделия No. 833 - это должно было бы означать выпуск не более 82 изделий к марту, либо 33 - к августу; что странно; к тому же, "зашивание" месяца требует ДВУХ цифр, а значит, логично ожидать большого количества изделий с пятизначным номером, чего мы не наблюдаем; не случайно после войны примерно для той же цели стали использовать букву.


Я совершенно не уверен, что нумерация была сквозной по всему году. Поэтому изделие 833 может быть просто 33им изделием августа или 83им изделием марта. Ноябрь и декабрь же, например, могли так же обозначатся "1" и "2" - как сейчас в автомобильных номерах.

quote:
Originally posted by Gervas:

2. Какой смысл шифровать номер ЦЕХА (их всего девять на заводе?), если по выпуску изделия отчитывается завод в целом? Если два-три завода - да, еще может быть; но насколько мне известно, по меньшей мере до 1938 года ТТ изготавливал только ТОЗ (позже - пишут еще о Коврове и Подольске).



О! Еще версия.
Навряд ли все выпускаемые пистолеты проходили через один-единственный пункт маркировки. У каждой сборочной линии он наверняка был свой. И каждому пункту маркировки должен быть выделен диапазон номеров, чтобы они не пересекались. Что, естественно, вызовет избыточность.

quote:
Originally posted by Gervas:

3. Насчет "запутывания разведки противника серийными номерами" - не знаю; ау, коллеги-знатоки иностранного оружия, как там обстояли дела с номерами на изделиях буржуйского ВПК в 1930-е гг.?


Я конечно может и параноик, но маркировать пистолеты с номера 0001 и до упора, чтобы любой шпиён в декабре мог с точностью до нескольких тысяч установить произведенное количество - я бы такого не допустил.

Кстати, а попадались ли хоть раз ММГ с двухзначными номерами?

Nagant 03-11-2009 18:08

quote:
Originally posted by ScrewDriver78:

Я совершенно не уверен, что нумерация была сквозной по всему году.


а зря...

ScrewDriver78 04-11-2009 13:25

quote:
Originally posted by Nagant:

а зря...


Собственно есть только три варианта - либо Болотин ошибался, либо нумерация не сквозная, либо начиналась каждый год не с N1.

Gervas 04-11-2009 18:04

Есть еще версия - Болотин не ошибался, данные взяты из сводной ведомости, составленной кем-то на основе неполных данных (конец 1942 г.?)
Версия "заумной цифровой нумерации" на мой взгляд опровергается фактом введения цифро-буквенной нумерации: какой смысл менять то, что и так хорошо вводит разведку потенциального противника в заблуждение?