Капитан / Der Hauptmann

ded2008

1 Режиссер Роберт Швентке является, должно быть, самым известным немецком режиссером. И не за высоколобые картины, не за арт-хаус или авторское видение. Просто творения этого человека представляют собой плоть от плоти Голливуда: 'РЭД', 'Призрачный патруль', 'Дивергент' : Его проект 'Капитан' сделан про немцев и для немцев, а до кучи, наверное, для всех остальных европейцев, включая русских. Возвращение в германский кинематограф для Швентке привело к полной потере голливудского лоска. В 'Капитане' происходит много шокирующих событий: казни за малейшие провинности, брутальная сцены массовых убийств заключенных, издевательства нацистов над соотечественниками. Последние дни Второй Мировой усилили хаос; хаос, в свою очередь, привел к панике; а паника заставила солдат Вермахта довести свои зверства до красной черты безумия в обмен на возможность прикоснуться к роскошной жизни. Однако самое потрясающее, что есть в 'Капитане' - финальная плашка, красноречиво свидетельствующая о том, что этот жестокий и пессимистический мысленный эксперимент основан на реальных событиях, к тому же вполне достоверно переданных на экране.

Снятый в черно-белом стиле 'Капитан' настолько же жесток, как и сама реальность последних дней Войны. Вилли Герольд - девятнадцатилетний дезертир. Спасаясь бегством от заградотрядов в сельской местности, юноша нашел форму Hauptmann-а Luftwaffe и взял на себя роль капитана.

Современная культурная среда, а также образование, привели к тому, что немецкие кинотворцы относятся к нацизму со всей серьезностью, в первую очередь, чтобы напоминать своим зрителям об опасности подобных явлений. Пока 'прогрессивные' американцы способны на ангажированные антирасистские байопики вроде 'Прислуги' или 'Скрытых фигур', ну, у современной немецкой нации кинотворчество более: прямолинейное и, самое главное, обращены ленты в день сегодняшний. 'Капитан' не стал исключением. Среди самых смелых решений Швентке - желание сделать Герольда симпатичной фигурой, по крайней мере с первых кадров. Сценарий начинается как обычная история о хитро сделанном парне, к которому можно даже проявить сострадание, однако по мере развития событий нацистский мундир делает сове дело. В конце концов 'Капитан' заходит в зону каких-то экзистенциальных вопросов о природе человека: неважно, 'арийской' он породы или нет. Зло есть во всех, и стала ли капитанская форма тем самым, что спустило с предохранителя молодого идеалиста, о жизни которого до нахождения заветного багажа зритель ничего не знает?

В духе классических психологических исследований эксперимента Милграма, человек начинает распадаться ментально под действием власти униформы. 'Капитан' вообще представляет собой хорошую иллюстрацию того, как другие реагируют на авторитетную фигуру и готовы на любые приказы, особенно если их начальник возьмёт ответственность. Пугающий вывод приводит отнюдь не к самопомазанному садисту Герольду как к личности на грани диагноза садомазохизм, а к его интерпретации как катализатора жестокости окружающих. Во всяком случае 'Капитан' работает не как драма, а как очень-очень тёмная сатира именно на эту тему: на оправдание людьми своих ошибочных деяний, которые они совершили в первую очередь из-за своей ужасной природы, использовав как оправдание нежелание оспорить приказ лидера.

Швентке окружает своего пустого нигилистического героя персонажами, которые также представляют собой различные крайности: есть больные, есть скромные солдаты (рядовой Фрайтаг - адъютант и 'совесть' Герольда), а также нацистские маньяки. В основном же эти фигуры несут слабую смысловую нагрузку; даже офицер, противостояние с которым у Герольда больше искусственное, чем напряженное.

Где-то ближе к концу 'Капитан' превращается в настоящий абсурд, содержащий в себе отсылки к 'Гибели богов' Висконти и 'Сало, или 120 дней Содома' Пьера Паоло Пазолини. Нельзя сказать, что эти моменты двигают сюжет или нужны для шок-эффектов (или для наслаждения зрелищем, это как рассудить). В отличие от бурного протеста фильмов-вдохновителей, 'Капитан', вероятно, больше сосредотачивается на логике соучастия, вызывания амбивалентности у зрителя от созерцания недобросовестных действий. Швентке задает вопрос: будут ли люди вести себя по-другому, если обстоятельства режима повторятся сегодня?

Время от времени 'Капитан' страдает от ужаса, как физического, так и метафизического: вряд ли это дурной вкус; это больше похоже на мрачную иронию над одержимостью регулированием и порядком, что возвели в культ различные деструктивные движения вроде нацизма. Единственное, что не кажется двусмысленным, так это комментарии режиссера о том, как история Вилли Герольда в форме 'Капитана' ложится на нынешний политический контекст. Замечание киноленты не поддается сомнению: для обращения в нациста достаточно лишь представить 'лучший мир', а затем проницательно рассказать окружающим то, что они хотят услышать. Передано это в психологическо-садистской форме, особенно усиливающейся во время депрессивных финальных титров, хотя именно в них не происходит ничего жестокого на первый взгляд: просто экранные фашисты сошли из мира 'Капитана' в реальный мир. А последней 'вишенкой на торте' этого мрачного антивоенного высказывания служит постер: на нем запечатлена сцена из фильма, в которой группа солдат тянула разбитый автомобиль, с восседающем в нём Герольд на почетном пассажирском сидении. Параллели можно привести вовсе не с бурлаками: афиша отсылает к знаковому изображению американских морских пехотинцев, водружающих флаг на Иводзиме. Вряд ли это можно считать простым совпадением в истории о modus operandi фанатичного культа смерти: когда у солдат кончаются противники, они, очевидно, начинают убивать друг друга.

7,5 из 10

ded2008


ded2008

23 мая 1945 года бывший рядовой Вилли Харольд был схвачен британскими солдатами, когда выяснилось какие военные преступления он совершил. его судили. 14 ноября 1946 года Харольд вместе со своими шестью сообщниками был казнен. ему был 21 год

ded2008

Девятнадцатилетний Вилли Герольд, отбившийся в марте 1945 года под Гронау (на немецко-голландской границе) от своего батальона, шлепал пехом в сторону Бентгейма. Смотрит - у обочины машина разбитая, а в ней - ящики всякие. И надыбал он себе в одном из ящиков униформу, новенькую, аж капитана Люфтваффе! и на ней - Железный Крест первого класса! Дальше он почесал уже в этой форме, а по дороге к нему присоединилось человек тридцать. Даже машиной обзавелся. На проверке военной полицией вел себя так решительно, свысока, даже документы отказался показать (у него их и не было). И добрался Вилли до Ашендорфенмора, а там - лагерь для пленных, дезертиров да политических. Представился там спецпорученцем от самого Гитлера, и так всех под себя прогнул, что стал лагерем фактически командовать. Короче, за считанные дни порешил он в лагере 172 человека. Люди себе могилу копали, а он их из зенитки расстреливал и гранатами добивал...

Он уже потом англичанам попался, в 1946 г., - буханку хлеба своровал в Вильгелмсхафене. Оказалось, эту суку даже из Гитлерюгенда в свое время выперли. Короче, бошку ему отрубили в Вольфенбюттеле. "Эмсландский палач". (по статье в Шпигеле)

ded2008

Er fand eine Uniform am Straßenrand, übernahm als Hochstapler ein Gefangenenlager - und ermordete fast 170 Menschen. Wie der Schornsteinfeger Willi Herold im April 1945 zum Kriegsverbrecher wurde.


Der Schornsteinfegerlehrling Willi Herold, 1925 in Lunzenau bei Chemnitz geboren, wird kurz nach seinem 18. Geburtstag eingezogen und zum Fallschirmjäger ausgebildet. Eineinhalb Jahre später wird er zum Kriegsverbrecher.

Sadist im Sonntagsanzug: Herold wurde als Jugendlicher aus der Hitler-Jugend verbannt, weil er Veranstaltungen schwänzte und eine eigene Indianerbande gründete. Zumindest erzählt er das nach seiner Festnahme im Verhör.

Prixvat

удивительно , что он англов не напарил. вобщем то он своими действиями только улучшал ситуацию на фронте, а его преступления были против солдат (пусть и пленных) вермахта. непонятно, за что его казнили

ded2008

этож конченная мразь если б его не казнили он бы в мирное время чикатилой стал.

Sobaka1970

ded2008
этож конченная мразь если б его не казнили он бы в мирное время чикатилой стал.

Или Мавроди.

Unigiss

Это что то из области военной психиатрии,иначе чем объяснить немотивированную агрессию к своим?

ded2008

Ключевой вопрос в этой истории: а что двигало ефрейтором Герольдом в его стремлении убивать заключенных, когда натурально в спину дышит накатывающийся фронт? Ответ - а хрен его знает. Власть портит людей? Возможно. Впрочем, не менее интересным обстоятельством выступает то, с какой готовностью начальство лагеря сняло с себя всякую ответственность за происходящее, передав ее абсолютно неизвестному лицу в форме капитана Люфтваффе, банально на основании уверенного заявления этого человека о наличии у него "неограниченных полномочий" от самого фюрера.

Prixvat

ded2008
Ключевой вопрос в этой истории: а что двигало ефрейтором Герольдом в его стремлении убивать заключенных, когда натурально в спину дышит накатывающийся фронт? Ответ - а хрен его знает. Власть портит людей? Возможно. Впрочем, не менее интересным обстоятельством выступает то, с какой готовностью начальство лагеря сняло с себя всякую ответственность за происходящее, передав ее абсолютно неизвестному лицу в форме капитана Люфтваффе, банально на основании уверенного заявления этого человека о наличии у него "неограниченных полномочий" от самого фюрера.

так ответ то в фильме: парнишка должен был играть на повышение градуса, чтоб свою историю не рушить. Там же видно , что некоторые его "подчиненные " сразу смекнули кто он на самом деле, и просто подыгрывали , чтоб "доказывать" реальность происходящего. Лучшим способом это сделать , посчитали террор. Он и полномочия подтверждал и заодно отводил подозрения. Не думаю , что он был реально чикатилой, обычный инстинкт самосохранения подсказал сценарий поведения.