Коридор бессмертия

ded2008
Вчерашняя ленинградская школьница Маша Яблочкина после лютой блокадной зимы 1941-1942 года приходит на железнодорожные курсы в надежде выжить и набраться сил. Оттуда девушку отправляют на строительство Шлиссельбургской магистрали, соединяющей город с Большой землей и находящейся в прямой видимости немецкой артиллерии. Так героиня попадает в 48-ю паровозную колонну особого резерва НКПС, которой ценой смертельного риска предстоит доставить в Ленинград 75% всех грузов и военного снаряжения.
ded2008
ждал долго, но.....
и начинается вроде нормально. но потом какой то налепленный комок событий. нераскрытые персонажи, непонятные сюжеты и повороты необоснованные. вообщем впечатление что хотели снять 12 серийный сериал но денег не хватило поэтому все впихнули в дну серию не заботясь ни о какой связи между сюжетами и персонажами. оставив боле менее эффектные кадры..... вообщем испортили кино.

работа пиротехников на отлично. работа консультантов по железнодорожной технике, вождению паровозов и всему что связано с железной дорогой - просто отвратительно. а это основное в фильме. вообщем трешовый бред вместо неспешной военной драмы. хотя видно что стремились....

в 90 е годы фильм был про девочку машиниста. не помню названия. хотел оставить в коллекцию но качество записи на торрентах было ужасающеее. так там фильм как то за душу трогал. а тут... очередной т-34. с синхрофазотроном блин....

ded2008

ded2008
и это .....ленинградки в 43 году уж больно зажрато выглядят....
Ринго Сталин
Смотреть можно. И нужно.
ded2008
смотрели?
ded2008
эпичная битва с борис палычем. не знание основ артиллерии когда по поезду стоящему на поляне с пятисот метров враги лупят с миномета имея пушечное и пулеметное вооружение. бред с дымовыми шашками для задымления и маскировки поезда. ребята. там не электровоз локомотив. а ПАРОВОЗ. у него из трубы дыма идет больше чем от всех ваших шашек. которые выгорают за пять минут. в конце девочка бежит по путям расставляя железнодорожные петарды. зачем. кто вообще кроме железнодорожников знает что это петарды и для чего они нужны. в сюжете это никак не поясняется и не комментируется. показывают перегруженные составы которые при интервале движения в пять минут не могут взобраться по склону и нуждаются в толкаче и это под вражеским обстрелом. а тупо рассчитать предельный вес состава нельзя было.
читал повести виктора астафьева. там тоже много про железнодорожниц военных написано. девченок 16 лет. дежурных, машинистов, сцепщиков. как им ноги резало, как под поезда затигивало, как буферами плющила при сцепке вагонов. ничего этого в фильме нет. нквд,враги народа,злые чекисты. бравые морячки и зенитчицы не умеющие стрелять. пересмотрю когда в нормальном качестве появится. но сценарий и монтаж мне кажется убили фильм. при этом к артистам претензий нет. мордочки не заезженные
volchonok
Посмотрел. фильм не идеальный, в середине провисает немного, но...
это всё же хорошее кино. Люди показаны хорошо. Те наши люди. И паровозы.
можно посмотреть.
ded2008
я и говорю убрать пафос и синхрофазотроны и было бы нормальное кино. у нас почему то все сюжеты сводят к эпическим битвам и мега событиям. просто девушки работают, гибнут, живут, влюбляются. ведь был же фильм А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ. ничего не значащее событие гибель отделения девушек в боях местного значения. а страна до сих пор ревет когда смотрит.....
sniper1139
Не моё!!!

Сходил на "Коридор бессмертия". Мне про него в эти дни раз пять уже написали - "железнодорожная драма", дескать, твоя тема.

Пошёл для галочки - фильм транспортный, и правда надо бы. Хотя после мерзкого "Края" Алексея Учителя 9-летней давности я уверился, что наши творческие творцы обязательно испоганят военную тему - да ещё и в такой крайне специфической отрасли, как железная дорога. Которая нечасто попадает на экраны - и то в основном в виде клюквы. Однако в реале оказалось всё совсем наоборот: посмотрел его со всё возрастающим по мере просмотра интересом и ушёл из зала с приятным послевкусием. Пожалуй, фильм тянет на сюрприз года - причём в сугубо положительном ключе!

Сюжет в общем-то простой: две ленинградских девчонки в начале 1943-го (а это уже второй год Блокады) вербуются на железку, прельщаемые рабочей карточкой и гарантированным пайком. В то время для гражданского это был шанс выжить. И попадают аккурат на строительство железной дороги в Шлиссельбургском коридоре. Дорога строилась ударными темпами сразу после прорыва блокады по временной схеме, вступила в строй 7 февраля 1943 г. и её пуск позволил дать Ленинграду снабжение и намного поднять нормы питания. Однако она проходила всего в 5-6 км от линии фронта и постоянно обстреливалась с Синявинских высот - поэтому работа там была сопряжена с крайним риском. Много народу погибло при проводке и обеспечении движения эшелонов. А к началу мая проложили вторую линию - уже дальше от линии соприкосновения, в 15 км от фронта. Всё равно близко, но уже не так смертельно.

И вот в эту мясорубку февраля - апреля 1943-го попадают эти самые девахи. Пересказывать все их приключения и неожиданные повороты сюжета не буду, однако отмечу вот что: на моей памяти это вообще в принципе первый фильм, который связно рассказывает широкому зрителю о феномене паровозных колонн особого резерва НКПС - ОРКП. Эти самые колонны, по моему мнению, были таким же знаковым и важным явлением периода войны, как штурмовики Ил-2 или "катюши". И со стратегическим значением не меньшим, чем к примеру поставки по ленд-лизу. Но о них практически не известно, они в тени внимания публики. Это ведь не оружие, не танк и не самолёт.

Что вообще это есть такое, если вкратце? ОРКП - это мобильные паровозные колонны по 30 локомотивов, которые действовали как соединение под одним командованием в полосе конкретного фронта. Они имели в своём составе по 2 полноценных бригады на каждый паровоз, а также турный вагон для отдыха бригад и свой отдельный мини-эшелон с ремонтной мастерской, баней, прачечной и управлением колонны. Весь персонал числился на военном положении, с соответствующим снабжением, пайком, строгой дисциплиной и был снабжён оружием.

В ОРКП выделялись только легкие или средние паровозы - всегда строго однотипные для одной колонны, дабы обеспечивать быстрый ремонт одной марки. В основном это были Эу или Эм, а на южных фронтах - ещё и СО. Каждый локомотив был жёстко закреплен за 2-мя сменными бригадами, у которых выделялся старший машинист. Паровозы "Э" были лёгкие и поэтому могли проходить по хлипким, на скорую руку восстановленным прифронтовым линиям и проводить по ним к фронту типовые 15/20/25-вагонные эшелоны. Снаряды, питание, запчасти, новая техника и проч. Поскольку ОРКП были не привязаны к депо и к тыловой ж/д, они перемещались сразу вслед за "своим" фронтом - который таким образом обретал оперативную мобильность и устойчивое снабжение, включая тяжелую технику. Ведь один состав - это эквивалент 800-1000 полуторок или 300-350 студебеккеров. Это только один состав! А если он к тому же проходит по плохим линиям вблизи фронта, а сами локомотивы просты, устойчивы к боевым повреждениям, могут потреблять некачественное топливо и при этом быстро ремонтироваться близ линии фронта, невзирая на наличие/ отсутствие стационарных депо - то такому логистическому инструменту фронта или армии цены нет.

"Колонны особого резерва НКПС" были внедрены при наркоме А.В. Хрулеве (который был одновременно начальником Тыла РККА) в начале лета 1942-го - после первого снятия Кагановича, сперва в количестве 11 колонн. Через полгода их число увеличилось до 35-36. Их эффект во время снабжения Сталинградской битвы и пробивки блокады Ленинграда оказался исключительно высоким и дал такие серьёзные результаты после хаоса осени 1941 - весны 1942 гг., что колонны ОРКП затем росли в числе всю войну - при сохранении принципов их работы и формирования обр. 1942. Наивысшее число колонн особого резерва было достигнуто к концу 1944 г. и вместе с ленд-лизовскими тяжёлыми грузовиками они обеспечили высокую мобильность фронтов Красной Армии в целом, превзойдя в этом показателе вермахт, снабжение которого велось "по-старинке" - линейными локомотивами, привязанными к депо и узлам. Да, немцы после 41-го внедряли дешевые "военные" паровозы - тотальная война заставила, однако до радикальной перестройки организации транспорта они так и не дозрели. И возможности быстрого маневра наличным транспортом они не имели, их механизм управления был более тяжеловесен, а цепочка прохождения команд - сложнее. Немцы были точны и пунктуальны, они были тотально радиофицированы - но при этом не могли почти мгновенно реагировать транспортом на изменение боевой обстановки, как мобильные советские ОРКП.

...Впрочем, я отвлекся. Так вот, этот удивительный феномен советского военного транспорта можно видеть в фильме в его самом житейском, "низовом" измерении. Быт турного вагона, построение и состав бригады ОРКП на ленинградском участке фронта, внутреннюю слаженную работу бригады - паровозники, кондуктора, снабженцы, ремонтники. Уже только это стоит того, чтобы посмотреть фильм. И чем дальше, тем с большим удивлением я смотрел на то, как реалистично и фактурно создатели фильма реконструировали "транспортную" часть с её деталями - взятие жезла на перегоне, расцепка под огнем, работа внутри паровозной будки, связка тендер-паровоз, кондуктора на "хвосте" состава и т.п. Чем ближе сюжет двигался к концу, тем больше я сгорал от нетерпения узнать, так кто же консультировал авторов? Потом, когда уже пошли титры и народ стал расходиться, я таки дождался концовки. Там был указан только один главный консультант - Борис Лапидус, но мне и этого было уже достаточно. Кто не в курсе, это бывший главный экономист МПС РФ, затем вице в РЖД, а сейчас старший советник гендиректора. Причём он начинал на линейной должности как локомотивщик, и до перехода на "экономическую" работу к 1982 г. прошёл много ступеней реальной низовой "железки". Понятно, что с его обширными связями и опытом, можно было привлечь к работе целую команду опытных консультантов. Отсюда и качество отображения работы фронтовых колонн. Кстати, сам Лапидус сыграл в фильме эпизодическую роль старого машиниста-наставника.

Кроме этого, фильм снят без фиги в кармане, которую так любят современные режиссёры. Это меня удивило не меньше, чем качество сьёмок и реконструкции паровозной техники. И даже показ вооружённого конфликта капитана госбезопасности (который отвечал за сохранность "особого груза" в эшелоне - вывоза циклотрона ЛФТИ из Ленинграда на Большую Землю) и начальника поезда обошёлся без выставления гэбэшников картонными идиотами с наганом. Засветился в начале фильма и Жданов, которого тоже интеллигенция не жалует. Также радует, что режиссер не опустился до любовно-постельного асисяя, который часто уродует военные драмы искусственной "клубничкой". Любовная линия там есть, но она отображена вполне целомудренно - в советской традиции. Есть мелкие придирки (сугубо мои), но я их даже не буду перечислять - на общем фоне они незначительны.

Есть, конечно, в картине и недостатки. Довольно слабый сценарий, в смысле проработки сюжетных линий, которые причудливо переплетаются и внезапно затухают или вообще исчезают. Характеры в смысле актерской игры весьма хлипко отображены. Можно было ярче и рельефней показать "работу" диверсанта, которого приняли в ОРКП из ленинградского депо. А то он совсем внезапен для зрителя. Не очень понятен смысл дуэли с вражеским бронепоездом (или миномётным гнездом?) и смутен её исход.

Кроме того, чувствуется, что создатели "Коридора" испытывали финансовый голод - плёнка темновата, на свете экономили, какие-то эффекты упрощены и примитивизированы. Им бы миллионов 10-12 добавить - и фильм был бы красочней, ярче. Жаль, что на него хорошей техники не расщедрились, а вот на всякое пафосное говно с клюквой бабла расходуют немеряно. Я потом прочитал, что на досьемку фильма создатели собирали денег на Планете.ру, оказывается. Но вот я, допустим, об этом факте вообще не знал.

* * *
Резюме: любителям транспорта, паровозов, железной дороги и военной драмы идти строго обязательно!
Остальным - по желанию, однако думаю, что просмотр доставит и вам удовольствие. Нечасто видишь такие шикарные сьемки эпохи, с минимумом "творческих" допущений. Консультантам фильма - огромный респект!

PS. И ещё: фильм очень ленинградский. Это особенно подкупает. Ленинградцы, идите и смотрите.

Сергей Сигачев