Модель "Сазанами" (букв. "кудри волн") японской фирмы "КанЭцунэ" из города Секи. Почему ее так назвали, ясно при первом же взгляде на рисунок обкладок.
Клинок длиной 12 см и толщиной 4 мм представляет собой трехслойный пакет, в центре которого лезвие из сирогами, сведенное выпукло ("в линзу"). В ходе тюнинга было решено сформировать ему небольшую "локальную" режущую кромку, что благотворно сказалось на резучести. При желании "линзу" можно восстановить, поскольку подобный строй клинка (спуски от обуха без рикассо и подступающей вплотную к лезвию рукояти) имеет большой потенциал"утачивания, то есть, по мере снятия металла при многократном затачивании в ходе эксплуатации форму и толщину лезвия можно сохранять в неизменном виде, соответствующим образом подгоняя спуски. В результате, даже через много лет интенсивного "юза" клинок станет лишь слегка уже и, возможно, тоньше, сохранив в целом свою форму и рабочие качества. Собственно, этим (в ряду прочего) он меня и привлек.
В исходном виде нож выглядит примерно так:
Рукоять у него довольно длинная (больше 14 см) и сбалансированная (за счет чугунной гарды), но имеет один существенный недостаток - круглое сечение почти на всем протяжении, за исключением расширения на конце. Для короткой рукоятки (как, например, у опинеля) это вполне приемлемо: она легко занимает правильное положение, поскольку мизинец и безымянный ложатся на уплощенный "хвост". Иное дело пятнадцатисантиметровое "древко". Если взятся поближе к клинку, положение режущей кромки не ощущается тактильно, поскольку ладонь охватывает только идеально круглую в сечении часть рукояти.
В связи с этим было принято решение сделать ножу новую рукоять, исходя из собственных представлений об удобстве и, насколько возможно, эстетике.
Вот, что получилось:
Рукоять стала короче (12,5 см) и гораздо удобнее для перехватывания. При упоре в ладонь получается, практически, "пистолетный" хват, рекламируемый тов. Линном Томпсоном на примере кривых ножей Колдстила: Black Sable, Espada, Scimitar и т. п. Разница лишь в том, что у данной рукояти нет выраженного "крюка", что, на мой взгляд, гораздо практичнее, поскольку позволяет держать нож буквально как угодно без необходимости учитывать подобные особенности. Сечение рукояти, в целом, яйцеобразное. Понятно, что описать все это довольно сложно - надо трогать руками.
Теперь о конструкции.
Хвостовик довольно длинен (на 3/4 рукояти) и широк, что позволило врезать в него болт, на который и был смонтирован клинок. Гайка закрыта снаружи деревянной заглушкой заподлицо. Само собой, все посажено на эпоксидку.
Для вящей надежности и отчасти из эстетических соображений в ближнее к клинку отверстие хвостовика был продет бронзовый штифт. (В исходном хвостовике было два отверстия для стальных штифтов, с помощью которых клинок был закреплен в рукояти.) Бронзовый больстер представляет собой, как и в исходном варианте, обоймицу, что существенно (возможно, в разы) повышает устойчивость хвостовика к выламыванию при боковых, равно как и при продольных нагрузках.
Таким образом, конструкция сохранила все свои полезные свойства, будучи еще и усилена стяжным болтом.
Ножны были оставлены в неизменном виде, только из-за демонтажа гарды и сужения рукояти пришлось перебить заклепку на фиксирующем ремешке. Поскольку в теперешнем виде нож имеет вполне привычные для русского глаза очертания, подобрать к нему при желании кожаные ножны труда не составит. Очень приличные, даже внешне, ножны погружного типа стоят в Москве 300-400 рублей. Можно изготовить и специально - было бы желание.
Фирменная коробка в наличии и исходном состоянии: если нужно, можно дарить.
Нож продается в Москве при личной встрече за 7900 рублей, то есть, практически, по себестоимости. В принципе, могу выслать в любое место на территории России по предоплате на карточку. За границу, как показывает практика, слать опасно.