Добрый день уважаемые софорумчане!
Прошу помощи, малюсенький литературный анализ 😊 Поспорили с супругой по поводу героя книги "Мастер и Маргарита". Мое мнение, что Воланд не только воспринимается читателем с симпатией, но и задуман Булгаковым, как положительный герой (если можно конечно применять такое определение к дьяволу). Супруга иного мнения. Утверждает, что при прочтении книги, Воланд вызывал у нее жутковатое состояние и чувство неприязни.
Имхо, это состояние у нее, было наведенным - не связанным непосредственно с книгой (может легкая депрессия была, или подсознательно что-то беспокоило). У меня ничего подобного не наблюдалось.
Итак, вопрос:
Был ли Воланд задуман Булгаковым как положительный герой или наоборот?
У кого из нас двоих не адекватное восприятие книги? %)
С уважением, Сергей.
Положительные и отрицательные герои бывают в сказках: "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Мальчиш-Кибальчиш" и др. Да и то не всегда, вот, скажем, гуси-лебеди - бывают за наших, а бывают и за немцев.
А Булгаков, я надеюсь, не "задумывал" Воланда ни как положительного, ни как отрицательного героя - это было бы слишком примитивно даже для Булгакова. Он его "задумывал" как Воланда.
Поддерживаю.
Не всегда герои бывают однозначно черными или однозначно белыми. Бывают и серые, и вообще никакие, которые каждый воспринимает с меру (извините, ничего личного, просто устоявшееся выражение) своей испорченности.
Так что тут и спорить не о чем.
"Мастера и Маргариту" называют "Евангелием от Дьявола"...
На мой взгляд, образом Воланда Булгаков определяет своё отношение к христианству в целом и к православию.
Воланд - сатана, и это не оспаривается.
Но помните одну из последних сцен: Воланд-Левий Матвей? Фактически последний просит САТАНУ от имени Иешуа (!) наградить Мастера покоем!
Считаю, что "царство света" и "царство теней" у Булгакова по крайней мере равновелики. Но существует несколько редакций романа, и в одной из них есть фраза "...Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы! Ну что ж, согласен искать там".
Воланда-Басилашвили в фильме я вообще воспринимаю как в прошлом человека, который когда-то ЛЮБИЛ...
Классная и странная вещь - роман "Мастер и Маргарита". Могу перечитывать бесконечно...
Отвечаю на вопрос автора: думаю, да, как положительный герой (относительно - положительный).
"Я - часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо..."
Фауст. Гёте.
Мне Воланд очень нравится.
Воланд многогранен: коварен и справедлив одновременно
goust
коварен
Коварен он ровно настолько, насколько коварен сильный человек,
издевательски щелкающий по носу цыганку, которая хочет его развести.
Все видели фильм Юрия Кары?
Я думаю, что Булгаков представил Бога таким добрым, что он никого в принципе не может наказывать. Даже тех, кто Его убивает. Но иногда наказывать людей НАДО. И для этого Бога как бы "дополняет" Воланд. Воланд не творит зло ради зла, не ставит своей задачей соблазнить хороших людей, как это представляют монотеистические религии. У Булгакова Воланд наказывает тех, кто уже склонился ко злу, и награждает тех, кто достоин награды. Но даже Воланд так добр, что на своем Балу даёт наказанным "отгулы" и даже возможность попросить прощения.
В общем, у них с цель одна, можно сказать, только методы разные.
Воланд - не зло, а "добро с кулаками".
А, может, фишка в том, что Воланд человечнее? В смысле ближе нам, даже по месту действия и характеру поступков. Все-таки расплывающийся в небесной выси или в исторической глубине Иешуа хороший, конечно, добрый... Но до него дорасти надо, его же даже собственные первые ученики не понимают, что уж тут надеяться, что средние люди так сразу проникнутся трудноудерживаемыми идеями добра. Реальная жизнь то ежеминутно демонстрирует совсем другие методы. Вот потому то Воланд с его кодлой ближе, понятнее и симпатичнее. Чуть что - рраз - и в рыло! Кстати, немалую толику обаятельности Воланду добавляет его свита.
А в финале, добираясь до высоких материй и убираясь от радостно узнаваемого нами быта коммуналок (эффект телесериалов), Воланд становится не менее трагичен, чем Иешуа.
Данный персонаж однозначно выписан человечнее, чем у других авторов. Именно человечнее, а не символом абсолютного зла.
Торус
Все видели фильм Юрия Кары?
А что, он есть?!!
Много говорили о нем, но он так и загнулся вроде...
FahrenheitА что, он есть?!!
Много говорили о нем, но он так и загнулся вроде...
Ничего подобного
есть фильм, я его скачивала
начала смотреть, но что-то не пошло.. может потому, что смотрела буквально сразу после сериала МиМ
Торус
Все видели фильм Юрия Кары?
Тезка, ссылочку дашь?
А то шестнадцать лет болтовни, а никто не видел...
Ага. В общем ответ не однозначный.
Спасибо откликнувшимся!
хорошая книжка и должна быть неоднозначной.
Воланд - добро, по сравнению с сов. властью. Так, милая и "своя" (т.е. понятная) нечисть - в отличии от той, что вокруг.
Воланд, Сатана принес людям дар свободы выбора, это то что сделало людей людьми. Моё мнение.
Как сила, направленная на познание и справедливость, может быть злом, мне не понятно. Что бы не утверждали монотеистические религии.
------------------
Keine Arbeit macht frei.
Наверное, это будет офф, но - в связи с начатым...
Кто мне скажет: отчего же Мастера забрал к себе Воланд? Точнее, почему Иешуа захотел отправить Мастера в "Царство теней", к Сатане? Ведь Мастер не заключал сделки с Воландом и зла людям не причинял, а?
У меня есть свой вариант ответа, но я хочу послушать ваши.
Умным, подобным Мастеру, в раю скучно. Там нужно истово верить, а не сочинять.
http://lib.ru/BULGAKOW/master.txt
"-- А что же вы не берете его к себе, в свет?
-- Он не заслужил света, он заслужил покой, -- печальным голосом
проговорил Левий.
-- Передай, что будет сделано, -- ответил Воланд и прибавил, причем
глаз его вспыхнул: -- И покинь меня немедленно.
-- Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли
бы тоже, -- в первый раз моляще обратился Левий к Воланду.
-- Без тебя бы мы никак не догадались об этом. Уходи.
....
Тут Воланд повернулся к Маргарите: -- Маргарита Николаевна! Нельзя не поверить в то, что вы старались выдумать для мастера наилучшее будущее, но, право, то, что я предлагаю вам, и то, о чем просил Иешуа за вас же, за вас, -- еще лучше. Оставьте их вдвоем, -- говорил Воланд, склоняясь со своего седла к седлу мастера и указывая вслед ушедшему прокуратору, -- не будем им мешать. И, может быть, до чего-нибудь они договорятся, -- тут Воланд махнул рукой в сторону Ершалаима, и он погас.
-- И там тоже, -- Воланд указал в тыл, -- что делать вам в подвальчике?
-- тут потухло сломанное солнце в стекле. -- Зачем? -- продолжал Воланд убедительно и мягко, -- о, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой."
T-Rex
По этой дороге, мастер, по этой.
Понятно, куда пойдёт человек, если дорогу показывает ему Сатана-Искуситель...
МихЮрчПонятно, куда пойдёт человек, если дорогу показывает ему Сатана-Искуситель...
А кто показал дорогу Сатане-Искусителю 😛?
СеррргейБыл ли Воланд задуман Булгаковым как положительный герой или наоборот?
А Воланд героем быть не может. Для него это просто мелко. Для нас, атеистов, 😉 , это просто силы природы.
ag111А Воланд героем быть не может. Для него это просто мелко. Для нас, атеистов, 😉 , это просто силы природы.
Народ, не путайте разделы, пожалуйста, не превращайте обсуждение литературного произведения в споры о свободе совести...
Так что с Мастером? Почему ему, такому страдальцу, такому положительному, уготовано таки "царство теней"?
Волга-ВолгаНарод, не путайте разделы, пожалуйста, не превращайте обсуждение литературного произведения в споры о свободе совести...
Так что с Мастером? Почему ему, такому страдальцу, такому положительному, уготовано таки "царство теней"?
Я то как раз ответил на вопрос топикстартера. При чем тут Мастер ???
такому положительному
А как же он законной жене изменил с Маргаритой?!
Где женская солидарность с обманутой и брошенной несчастной жертвой Мастера?!
mihasic
Положительные и отрицательные герои бывают в сказках: "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Мальчиш-Кибальчиш" и др. Да и то не всегда, вот, скажем, гуси-лебеди - бывают за наших, а бывают и за немцев.
А Булгаков, я надеюсь, не "задумывал" Воланда ни как положительного, ни как отрицательного героя - это было бы слишком примитивно даже для Булгакова. Он его "задумывал" как Воланда.
Согласна.
Воланд - это реверс Бога. В данном случае - его рука (не даром появляется Левий Матвей - он своего рода "нотариус", скрепляющий официально отношения Воланда и Иешуа в отношении к героям романа). В Ветхом, кажется, Завете есть такая фраза "Мне отмщение и Аз воздам". Вот это "Аз" (Я) и есть Воланд. Копье в руце Божьей.
Булгакову очень нелегко жилось. Он не бедствовал, не голодал, не был под следствием, ни в лагерях. Но его неохотно печатали, его пьесы не ставили, его унижали и травили в критике. Пытаясь представить себя на месте Михаила Афанасьевича, я думаю, что сошла бы с ума или бросилась бы уничтожать своих недругов. Но он был писателем и попросту начал "литературную расправу" - сперва в "Театральном романе" (куда более ядовитом), а потом в "М и М". Но он понимал свою правоту, справедливость вершимого Воландом. Поэтому дьявол у него - не традиционный искуситель и враг челвоеческий, а именно рука и копье Божье. Помощник в любви, не стоит, кстати, забывать...
Чё-то меня занесло, извините...
T-RexА как же он законной жене изменил с Маргаритой?!
Где женская солидарность с обманутой и брошенной несчастной жертвой Мастера?!
вот поэтому, как мне кажется, Булгаков и "запичужил" Матера к Сатане. Мало того, он (Мастер) полюбил замужнюю женщину!
Волга-Волгавот поэтому, как мне кажется, Булгаков и "запичужил" Матера к Сатане. Мало того, он (Мастер) полюбил замужнюю женщину!
Булгаков был сам не дурак по этой части. От первой своей супруги он так и ушел, уведя у мужа Белозерскую. Так что вполне автобиографично.
А вообще, нужен ли Мастеру Бог?
Вроде, все перегорело, и ему нужны лишь покой и глаза Маргариты...
Не зря же он передает свою страсть Бездомному. И, мне кажется, Воланд его помещает и не в Царство Теней вовсе (он и его не заслужил), а вовне. Может, Булгаков таким образом метафорирует, что писатель (Мастер) не принадлежит чисто Добру, или Злу, это участь интерпретирующих его труды людей. А писатель - призма бытия.
Ouzer
А вообще, нужен ли Мастеру Бог?
Вроде, все перегорело, и ему нужны лишь покой и глаза Маргариты...
Не зря же он передает свою страсть Бездомному.
Хороший вопрос... никогда об этом не думала...
И ответ мне нравится )))
А вот страстным Мастер мне не показался...
Мое имхо что отношение к герою Воланда должно основываться исключительно на ваших внутренних настройках (коих бесконечность) - и это отношение не должно искать подтверждения в других людях. Так как жизнь бесконечна и невероятно разнообразна- так и творчество Булгакова изобилует полутонами и судить в категориях черного и белого нельзя. И если Воланд вызывает отвращение- это не хорошо и не плохо- это вы и ваша индивидуальность так решили. В одном нельзя не согласится- персоонаж громадной силы.
Царство теней - это не вотчина Сатаны, если быть точными.
Так что Мастер попадает в нейтральное нежилое состояние, где он сам вправе выбрать, куда идти и с кем быть.
Red_Cat_2
Царство теней - это не вотчина Сатаны, если быть точными.
Так что Мастер попадает в нейтральное нежилое состояние, где он сам вправе выбрать, куда идти и с кем быть.
Не согласна. Царство теней - это вотчина Сатаны и никаких полутонов здесь нет.
Читаем:
"-Я к тебе, дух зла и повелитель теней, - ответил вошедший, недружелюбно глядя на Воланда" (сцена Воланд-Левий Матвей)
И далее:
"...-Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, а как бы выглдядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей... Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп." (Воланд - Матвею)
Так что Мастера - прямиком с Сатане, без всякого права выбора.
Fahrenheit
"Я - часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо..."По-моему, ничего более четкого сказать по теме нельзя. Положительный он или отрицательный - неважно. Он СИЛА. Этим и притягивает читателей. И конечно,
Фауст. Гёте.
не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, -- в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?
(c) МАБ. МиМ
Что же касается Света или Покоя, то - я извиняюсь - какой Свет может быть уготован неверующему человеку? Который относится к Иешуа как к историческому персонажу и литературному герою? Да и грешен. И не кается.
Это очень упрощенно. Философия Мастера и Маргариты глубока, как океан...
Ну что ж...и я пожалуй выскажусь... как всегда крамолой. 😛
На мой взгляд никакой глубокой философии у мастера я не увидел. Человек написал роман, вложил в него всего себя и этим исчерпал свой талант. Больше он уже ничего не в состоянии написать. "Ну сумашедший, что возьмешь" (с)
Маргарита... обычная женщина, которой до смерти надоел муж. По ее же словам прекрасный, любящий ее человек. А тут подвернулся мастер, которому нужна была женщина (ведь бывает же так, что мужчине нужна женщина?)
Обычная любовная интрижка, которая переросла в нечто большее только благодаря тем преследованиям, которым подвергался мастер. А главное для нее началось только после того, как она стала ведьмой!
Отсюда вывод. Женщины, милые - становитесь ведьмами! Многое увидите и узнаете! Заодно и мужиков своих уму - разуму научите. 😊
Борода
На мой взгляд никакой глубокой философии у мастера я не увидел.
А всю эту философию потом сами уже выдумали читатели. 😊
БородаЕсли бы 20 лет назад я употребляла такие формулировки, я бы так и описала сюжет. Но все-таки я еще не была даже тинейджером 😊
Обычная любовная интрижка, которая переросла в нечто большее только благодаря тем преследованиям, которым подвергался мастер
БородаЯ никогда не спорю о том, что люблю и во что верю. Просто вот так делаю: 😊
Человек написал роман, вложил в него всего себя и этим исчерпал свой талант. Больше он уже ничего не в состоянии написать
MastersanХоть бы, что ль, о Булгакове почитали что-нибудь... кроме архивной статьи в Спид-инфо...
потом сами уже выдумали читатели
Борода
Ну что ж...и я пожалуй выскажусь... как всегда крамолой. 😛
На мой взгляд никакой глубокой философии у мастера я не увидел. Человек написал роман, вложил в него всего себя и этим исчерпал свой талант. Больше он уже ничего не в состоянии написать. "Ну сумашедший, что возьмешь" (с)
Маргарита... обычная женщина, которой до смерти надоел муж. По ее же словам прекрасный, любящий ее человек. А тут подвернулся мастер, которому нужна была женщина (ведь бывает же так, что мужчине нужна женщина?)
Обычная любовная интрижка, которая переросла в нечто большее только благодаря тем преследованиям, которым подвергался мастер. А главное для нее началось только после того, как она стала ведьмой!
😊
а вот, пожалуй, соглашусь!
да и в ведьмах ей не бывать, если б не пра-пра-пра королевской крови.
Двадцать лет назад я как раз искал и даже находил глубокую философию отношений мастера и Маргариты... 😛
А спорить я и не собирался, просто выразил свое сегодняшнее отношение к главным героям, к тому же подтвержденное текстом самого романа.
" - Так, стало быть, в арбатский подвал? А кто же будет писать? А мечтания, вдохновение?
- У мня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, - отвечал мастер, - ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, - он опять положил руки на голову Маргариты, - меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал."
"Да, - сказал мастер, и голос его показался Иванушке незнакомым и глухим, - я уже больше не буду писать о нем. Я буду занят другим."
:) Каждому свое 😛
А было бы прикольно, если бы лет через 10-15 Мастер сказал о Маргарите, как ранее говорил о своей жене:
- Что-то такое припоминаю... желтые цветы... ведьмочка... с Дьяволом сделку заключила... Как же её звали? Машенька, Риточка... нет, не помню.
Если Мастер не помнил жены, которую, наверно, не просто так в жены взял, а любил, клялся ей в верности, то и следующую женщину он также забудет, когда пройдет накал чувств, когда "быт заест".
гы)) А Маргарита смоется к "милому, милому Азазелле!"
Читала роман первый раз в старшем школьном возрасте (произвело впечатление, Воланд понравилсо).
Потом, повзрослевши, перечитала.
Второй раз - ну совсем не торкнуло.
Инфернальные персонажи в современном (автору) городе, любовь, переписывание Библии... Нормальное такое, рядовое фэнтези, и никаких особых философских глубин.
ИМХО такие страсти вокруг романа - оттого, что в советское время мы в этом жанре "слаще морковки ничего не ели" 😛 .
По вопросу топикстартера.
Да у обоих восприятие романа правильное - и у Вас, и у жены. 😊
Потому как оное восприятие зависит не только от текста, но и от читателя. От его мировоззрения, жизненного опыта, даже текущего настроения.
Если у разных людей разное впечатление от героя - значит, книга таки неплохая, есть простор для воображения 😊 .
рядовое фэнтези
Ну, не сказал бы. Как то пробовал читать рядовое фентези (при службе срочной, точнее учебе - библиотека скудная была). Принцесса Марса или как то так. Прочел, читалось легко, но однообразное все какое то. А потом узнал, что их (томов) больше 20 или 30 😛ipec: Вот где рядовое фентези.
А в МиМ ничего такой юмор, и сюжет, и не однообразно.
Сорри за офф.
СеррргейНу, не сказал бы. Как то пробовал читать рядовое фентези.....
Не, то аццтойное фэнтези 😛 .
А рядовое - значит крепко, качественно сделано, но не шедевр.
Борода
Женщины, милые - становитесь ведьмами! Многое увидите и узнаете!
Уже.
У меня в аське статус: "Невидима и свободна!" 😀
а я - жена, значит автоматически - ведьма 😀
Daina
Второй раз - ну совсем не торкнуло.
А меня и в первый раз не торкнуло.
А потом я прочитала, что по большей части этот роман был написан как пародия на союз писателей того времени, что под каждым персонажем был выведен совершенно конкретный деятельного советской литературы. Ну и плюс что-то из автобиографии и пригоршня мистики.