Махаяна придаёт большое значение практике бодхисаттв. С позиции Махаяны бодхисаттва - тот кто сознательно отказывается от нирваны с целью спасения всех живых существ. Путь Бодхисаттвы начинается с принятия обетов, этот путь считается доступным каждому.
С этой точки зрения те теоретические или практические школы, которые проповедуют только цели личного спасения (шраваки и пратьекабудды) называются «хинаяной», или «малой колесницей». Сама же «махаяна» называется «великой колесницей». (Ещё одно название - «бодхисаттваяна», «колесница бодхисаттв».) Любой буддист, даже мирянин, может породить в себе бодхичитту - устремлённость к Пробуждению: «Да стану я Буддой на благо всех живых существ!». Основа бодхичитты и вообще махаяны - сострадание к живым существам, мучающимся в колесе перерождений, стремление всех их привести к нирване. Те, кто способен не только породить и сохранить в себе эту устремлённость, но и развивать её, дают обет бодхисаттвы перед своим гуру и приступают к практике шести парамит - уровней, качеств бодхисаттвы:
1. дана-парамита - совершенство даяния;
2. шила-парамита - совершенство соблюдения обетов;
3. кшанти-парамита - совершенство терпения;
4. вирья-парамита - совершенство усердия, мужества;
5. дхьяна-парамита - совершенство созерцания;
6. праджня-парамита - совершенство мудрости.
В этом смысле бодхисаттвой может быть назван каждый махаянист, практикующий бодхичитту.
Но в более узком смысле бодхисаттвами называют бодхисаттв-махасаттв (великих существ) - мифологизированных, а чаще чисто мифологических персонажей махаянского пантеона. Таковы Авалокитешвара - бодхисаттва сострадания, Манджушри - бодхисаттва мудрости, Тара - женщина-бодхисаттва, превратившая свою женственность в средство спасения живых существ, и многие другие. В народном буддизме эти великие бодхисаттвы-махасаттвы воспринимаются как податели мирских благ, но для серьёзно практикующих людей сохраняют своё значение руководителей и помощников на пути Пробуждения.
Десять деяний (санскр. दासकर्म dāsakarma) - десять из 52 ступеней (с 21 по 30) пути бодхисаттвы, прохождение которых придает альтруистический характер всей последующей деятельности.
Десять деяний включает в себя:
1. материальную помощь другим людям;
2. помощь советами;
3. терпимость к чужим взглядам и поступкам;
4. самоотверженность в служении другим;
5. правильное понимание своего долга;
6. появление перед другими в том виде, в каком они возродятся в "стране Будды";
7. свободу от привязанностей к двум крайним взглядам - существованию вещей и несуществованию вещей;
8. обретение добродетелей, которые трудно обрести;
9. проповедь и распространение учения Будды;
10. постижение сущности «срединного пути».
Источник - «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D1%8C_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B9»
Категория: Понятия буддизма
Евгений, ты заинтересовался восточными религиями?
Валера, я ими интересуюсь лет 20-25 примерно.
Ты бы хотел стать Буддой? 😊
из нас всех Ты видимо ближе всех к этому...
Буддой?.. Нет, слишком ленивый 😊 А ты хотелбы достичь просветления?
скорее да
goustВ смысле Будда слишком ленивый? 😛
Буддой?.. Нет, слишком ленивый А ты хотелбы достичь просветления?
По сравнению с тобой безусловно!
Валер, а что ты вкладываешь в понятие "Просветление"?
Просветленный парит на суетным миром, став выше него на много порядков. Я на это не способен. 😊
Пока не способен. У тебя все еще впереди.
тоже мне, бродяги дхармы
😀
Кто? Мы?....Да, мы такие! 😊
да уж, бодхисатвы с пистолетами - это с(т)ильно 😊
Есть такой анекдот. Входит в деревню человек в длинном балахоне с остроконечной шляпой, а на спине несет меч.
Мужики его спрашивают: ты кто будешь?
Он отвечает: Маг я.
Они: а зачем тебе меч?
Он: да хреновый я Маг... 😊
В чем смысл прихода бодхисатвы с юга?
%?N*Ё 😊
Валер, ты хотел сказать, что смысл в том, что он не пришел с севера? Уважаю. 😛
Какая разница, откуда пришел? 😊
Хоть откуда... Лишь бы человек был хороший.
В чем смысл прихода бодхисатвы с юга?-А иди ты в жопу со своим Бодхисатвой(с) - Вася Шинкарев=)
Я когда в школе учился был у нас географ. Медов Сергей Александрович. Читал нам вслух Карлоса Кастанеду, Василия Шинкарева, Генри Миллера и.тп.
а кто такой Вася Шинкарев?
а кто такой Вася Шинкарев?
Это один из идеологов так называемого движения "Митьков".Автор стебной книги "Максим и Федор".Максим и Федор - алкоголики и тунеядцы, берущиеся обсуждать проблемы философии, бытия и прочее. Вот они и обсуждали дзен-буддизм.
"Однажды Федор осведомился у Максима:
- В чем смысл дзен-буддизма ?
Тот исподлобья глянул на Федора и звезданул его по больному уху. Федор, не утерпев, ответил ударом в поддыхало. Максим, превозмогая боль, продолжил урок - дал Федору в глаз, сделал ему шмазь и напоследок, когда Федор уже повернулся, чтобы уйти, дал ему поджопник. Просветленныи Федор вышел."
однако!))
Хорошая практика. Мне нравится.
А вот если кто объяснит, чем Дзен от Чань буддизма отличается, было бы совсем хорошо. 😛
Хорошая практика. Мне нравится."Один раз Максим спросил, в чем, по мнению Петра, заключается
А вот если кто объяснит, чем Дзен от Чань буддизма отличается, было бы совсем хорошо.
edit log
смысл дзэна.
- Дзэн, - сказал Петр, любивший сравнения изящные, но недале-
кие, - это умение разлить два полных стакана водки из одной чет-
вертинки.
- Из пустой, - добавил Василий.
Максим перевел взгляд на Федора.
- И водку не выпить, - молвил Федор.
Максим удовлетворенно кивнул головой, сказав :
- И в стаканы не разливать."- Шинкарев