М.Бурлаков. Месяц серебристый

Петрусь

Михаил Жуков /М.Бурлаков/. Месяц серебристый.

Не нужно рассуждать о литературных достоинствах этой книги. Книга очень неровная, но прочитать её нужно. Есть в книге Михаила Бурлакова места, которые "цепляют": А сегодня, когда, мы, русские, столь измалодушествовались, любое "духоподъёмное" средство не может быть сочтено излишним. Таков, например, рассказ "Попик". Автор много лет провел в режимном детском доме и со знанием дела описывает тамошние порядки, напоминающие лагерные, порядки, формирующие поросль зверёнышей, молодую безбожную поросль "страны Советов", у которых, создаётся впечатление, и души-то не осталось. И вот, в эту среду попадает сын репрессированного старообрядческого священника, он же "попик": "В первую же ночь сорвали с него крестик нательный и хотели: заставить топтать его ногами. Но как ни били новичка, ничего у пацанов не вышло:". Сильна, видать, оказалась Вера у этого "попика", так что, "хоть и был детдом на особом счету у Министерства Просвещения, однако, с Попиком сладить не смог". И ежели мы теперь всё больше плачемся да жалуемся, что всё кругом захвачено врагом, что с нами "сладили", то имеет смысл заглянуть внутрь себя - всё ли у нас в порядке с Верой нашей, которую мы вроде бы имеем?
Книга М.Бурлакова полезна ещё и тем, что помогает разрушить у читателя иллюзию "обычной жизни". Автор значительную часть жизни прожил в Чечне, много чего видел воочию. Немало очень жёстких страниц в книге отведено на описание издевательств над русскими: Их также следует внимательно прочесть, чтобы понять: происходит Национальная Трагедия, всё наше русское жизненное пространство охвачено Общей Бедой, так что, невозможно, пока страна захвачена упырями, да и глупо полагаться на "дверь, отделяющую тёплую уютную квартирку от жестокого и холодного внешнего мiра". Как хорошо показывает автор, "демоны ночи могут войти сюда", отбросив эту дверь, "как щепку": Пусть никто не надеется "отсидеться". Общая Беда есть Общая Беда. Либо вместе победим, либо вместе погибнем.
Но центральное место в книге, несомненно, занимает рассказ "Последний абрек". С его страниц на нас глядит история, кажется слетевшая со страниц древнего героического эпоса. Рассказ повествует о некоем горском повстанце, Хасухе Магомадове, члене Национал-социалистической партии Кавказских братьев, принесшем на Коране клятву Райху и Фюреру, и много лет спустя после проигранной войны, потеряв всех своих соратников, в одиночку продолжающем в горах свой безнадежный газават. Погибающем в неравном бою, уложив перед тем несколько чекистов, сжимая в руках винтовку и священный Коран: Автору незадолго до гибели "последнего абрека" довелось повидаться с этим человеком, чьё "имя стало легендой, символом несокрушимой воли к свободе". Некоторые суждения этого достойного воина стоит здесь привести:
"Люди мельчают. Деньги любить стали больше чести, водку пьют, каждого председателя, как шайтана, боятся. На слово мужчины теперь положиться нельзя. Раньше волки были, а нынче, всё больше - шакалы": О ком это - о чеченах, или же о русских?: Мы не держим зла на чеченский народ. Народ, способный рождать Воинов и Мужчин, подобных Хасухе, достоин уважения и уж, по крайней мере, выглядит куда предпочтительней сегодняшних кремлёвских упырей (хотя и среди нынешних чеченов многие ведут себя как шакалы, о чём у Бурлакова подробно повествуется в цикле рассказов "Маленькие трагедии"). Вопрос в другом - способны ли ещё, среди нас, русских, рождаться Мужчины и Воины, живы ли ещё для Чести русские сердца? Возможно ли появление Русского Партизана, подобного Хасухе Магомадову, способного в абсолютно-безнадежных обстоятельствах с абсолютной верностью сражаться вопреки всему? Не стоит ожидать полного ответа от книги, ответ даст сама жизнь, но и в книге М.Бурлакова имеются некие "проблески" чаемого нами ответа:
"На русских я зла не держу - снова заговорил старый чеченец - У меня в отряде тоже русские были. Григорий Коновалов, когда чекисты накрыли нас в Аргунском ущелье, один прикрывал отход нашего отряда. Раненый в живот, отстреливался до последнего патрона, а потом прыгнул с кручи в горную реку, чтобы живым в руки коммунистам не попасть. Тоже за веру свою парень сражался, молоканином он был. Тело его, сильно разбитое о камни, мы потом километрах в десяти вниз по течению нашли и похоронили как чеченца. У Аллаха нет различия в народах, в каждом рождаются мужчины. А если совсем мужчин не останется, все трусливыми будут как шакалы, тогда гибнет народ и память о нём стирается у потомков" ("Последний абрек"). Отметим также рассказы "Сердце солдата" и "Кентавр", где показано, что не перевелись ещё и среди русских Воины и Мужчины:
От нашей Веры несмотря на, казалось бы, полную безнадёгу, от нашей Воли к Борьбе вопреки, казалось бы, всему и вся, зависит решительно всё. "Бог обитает только в храбрых сердцах" (Г.Гиммлер). "Последний абрек", о коем поведано выше, оказался способен реализовать главнейшую отличительную черту Арийца - абсолютную Верность. Если среди нас, русских, уже невозможны "последние партизаны", обладающие такой же Верностью, то мы кончились как народ:
:Книгу М.Бурлакова, повторимся, стоит прочесть. Быть может, для кого-то она послужит той "последней каплей", что переполнит "чашу" пресловутого "русского долготерпения" и понудит стать Русскими не только по Крови, но и по Действию.

Р.Бычков

от себя добавлю. Это одна из немногих книг которую я перечитал уже раз на пять. Очень понравилась. Кто еще читал, Ваше мнение?