Александр Вертинский и И.В. Сталин

Москвин

Честно говоря сомневался стоит ли писать об этом человеке здесь, а не в "Музыке", но, как-то соедство с Цоем и прочими... В общем не та компания.

Очень люблю творчество Александра Вертинского.
Уважаю этого человека.

Биография АВ из "Википедии":

Алекса́ндр Никола́евич Верти́нский (9 (21) марта 1889, Киев - 21 мая 1957, Ленинград) - русский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине XX века. Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских.
Александр Вертинский родился 9 (21) марта 1889 года в Киеве. Рано оставшись без родителей, жил на попечении родственников. В молодости пытался зарабатывать на жизнь, продавая открытки, работая грузчиком, корректором в типографии, играл в любительских спектаклях. В 1912 году переехал в Москву. С 1915 года выступал на эстраде, создавая сценический образ Пьеро, исполнял песни на свои собственные стихи и стихи поэтов Серебряного века (Марина Цветаева, Игорь Северянин, Александр Блок). Ещё до Февральской революции завоевал известность в России. Каждую песню превращал в небольшую пьесу с законченным сюжетом и одним-двумя героями. Вёл богемный образ жизни, участвовал в скандальных выступлениях футуристов, злоупотреблял кокаином. Во время Первой мировой войны стал медбратом в санитарном эшелоне.
Яркость сценического образа «субтильного Пьеро» привела к появлению большого количества подражателей и пародистов Вертинского. В частности, были особенно известны пародийные песенки популярного артиста-эксцентрика Савоярова, который до конца 20-х годов гастролировал по России с концертами. Во втором акте своего выступления он гримировался под лунного Пьеро и выступал «в своём репертуаре» под фамилией «знаменитого артиста Валертинского». Это, безусловно, сослужило добрую службу Вертинскому, который, несмотря на свою краткую карьеру (менее четырёх лет) и долгое отсутствие - в итоге не только не был забыт, но и превратился в символическую легенду дореволюционной российской эстрады.


После Октябрьской революции эмигрировал из России в ноябре 1920 года через Константинополь. Вместе с такими артистами, как Фёдор Шаляпин, Иван Мозжухин и Анна Павлова, Вертинский постепенно завоевал популярность за рубежом. Поначалу оказался в Турции, где приобрёл греческий паспорт, наличие которого давало возможность работать и путешествовать. Уезжает в Румынию, где гастролирует в Бессарабии, в которой проживало много русскоязычного населения. Обвинён в шпионаже в пользу СССР, выслан в Бухарест, сильно нуждался. С 1923 по 1927 год он жил в Польше и ездил с гастролями по всей Европе. В Сопоте познакомился с девушкой Ирен (Рахиль Потоцкой), которая вскоре становится его первой женой. Брак оказался недолгим.
Из Польши Вертинский перебрался во Францию, а затем отправился в США, где общался с Марлен Дитрих и Чарльзом Чаплином. После удачных гастролей снова вернулся во Францию, но вскоре переехал в Шанхай, Китай, где проживала большая русская колония. Там в 1935 году он познакомился с поэтессой Лариссой Андерсен, в которую одно время был безответно влюблён и высоко оценивал её творчество. В Шанхае он женился второй раз на Лидии Циргвава, разница в возрасте с которой составляла 30 лет. Вскоре у него родилась первая дочь - Марианна. Чтобы прокормить семью, артисту приходилось давать по два концерта в день.
Вертинский многократно просил разрешения вернуться в СССР, в 1943 году разрешение было получено (во время Великой Отечественной войны по идеологическим соображениям было разрешено вернуться и некоторым другим деятелям культуры). Вертинский поселяется в Москве, гастролирует на фронте, исполняет патриотические песни. В СССР значительная часть репертуара артиста была запрещена, ему не разрешали выступать в престижных концертных залах, не издавали пластинки, не транслировали его песни по радио, в газетах не было рецензий на его концерты. Вертинский был вынужден много гастролировать по стране, побывал в городах Средней Азии, Сибири, Урала, выступая в клубах, на заводах, на стройках, в шахтах. В Москве рождается вторая дочь Анастасия.
Артист скончался 21 мая 1957 года в гостинице «Астория» в Ленинграде, куда приехал на гастроли.

Прочитал о нем интересную информацию в произведении Владимира Солоухина "Чаша":

Москвин

Итак, не отвлечься бы. Мы начали говорить о том, что последние годы жизни Сталина можно назвать реставрацией. И это сразу почувствовали все те тысячи русских людей за границей, которые пили там свою горькую чашу.
Замечательный русский поэт Игорь Северянин (он пил свою горчайшую чашу не в Париже, а в Эстонии) так отобразил это веяние в своем блестящем стихотворении в двенадцать строк, которое пришло к нам, правда, не в виде стихотворения (Северянин тогда не переиздавался), а в виде романса, исполняемого Вертинским:
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слезы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне.
Но дни идут - уже стихают грозы.
ВЕРНУТЬСЯ В ДОМ РОССИЯ ИЩЕТ ТРОП...
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
Я выделил строку, в которой поэтически преломилась "реставрационная" деятельность Сталина, а именно то, что от Коминтерна, от мирового интернационала он повернулся лицом к России. ВЕРНУТЬСЯ В ДОМ Россия ищет троп... В то время искала. И это почувствовали многие русские люди, влачившие свое существование в эмиграции.
Там у них, в эмиграции, началось движение за возвращение в Россию, даже появилось словечко, звучавшее, правда, больше по большевистским моделям: "лишенец", "снабженец", "отщепенец", - появилось словечко "возвращенец". Сотни эмигрантов (особенно много во Франции) получили советские (серпастые и молоткастые) паспорта и советское гражданство. Теперь они могли, если бы захотели, возвращаться в СССР. Не домой, не в Россию, но все-таки ведь в Москву. Образовался в эмиграции Союз советских патриотов, и членами этого Союза были не единицы, а сотни и тысячи русских людей.
Самым первым "возвращенцем" оказался Вертинский. Впрочем, его нельзя причислять к тем патриотам, которые стали получать советские паспорта после окончания войны, после Победы. Вертинский вернулся в 1943 году, когда перелом в войне, может быть, и наметился, но полной ясности еще не было. А если учесть, что проситься домой он начал, вероятно, раньше, то приходится признать, что он возвратился в страну воюющую, но еще отнюдь не победившую.
Ходит легенда, что, когда до Сталина дошла просьба Вертинского, он с присущим ему лаконизмом сказал: "Пусть допоет". Не знаю, как это осуществилось технически, но легенда в том и состоит, что Вертинский спел Сталину свою песню "В степи молдаванской". Песня полна ностальгии. Молдавия тогда входила в состав Румынии. Но граничила-то она с Россией. И вот Вертинский гастролировал, очевидно, в Румынии и оказался в Молдавии вблизи границы.
Тихо тянутся сонные дроги
И лениво ползут под откос.
И печально глядит на дороги
У колодцев распятый Христос.
Что за ветер в степи молдаванской!
Как поет под ногами земля!
И легко мне с душою цыганской
Кочевать, никого не любя!
Как все эти картины мне близки!
Сколько вижу знакомых я черт!
И две ласточки, как гимназистки,
Провожают меня на концерт.
Звону дальнему тихо я внемлю
У Днестра на зеленом лугу
И Российскую горькую землю
Узнаю я на том берегу.
И когда затихают березы
И поляны отходят ко сну,
О, как сладко, как больно сквозь слезы
Хоть взглянуть на. родную страну!
Выслушав эту песню, Сталин сказал: "Пусть приезжает".
Конечно, было перед этим письмо Молотову из Китая:
"Двадцать лет я живу без Родины. Эмиграция - большое и тяжелое наказание. Но всякому наказанию есть предел. Даже бессрочную каторгу иногда сокращают за скромное поведение и раскаяние... Разрешите мне вернуться домой... У меня жена и мать жены. Я не могу их бросать здесь и поэтому прошу за всех троих... Пустите нас домой".
Мне кажется, что письмо не исключает легенды. Ведь именно когда Молотов докладывал Иосифу Виссарионовичу о письме Вертинского, Сталин и мог буркнуть: "Пусть допоет". Далее все по тексту.
Александр Николаевич Вертинский есть уникальнейшее явление в русской культуре. Почти любому явлению в области искусства можно найти аналог. Да, Шаляпин пел лучше многих, а если говорить точнее - лучше всех. Но лучше всех он пел в рамках вокального, привычного нам оперного либо народно-песенного искусства и репертуара. Да, Бунин был первоклассным писателем, но он работал в традициях великой русской литературы. Его можно сравнивать при желании или необходимости с Чеховым, с Леонидом Андреевым, с Короленко... Анна Павлова была великая балерина, но она танцевала в пределах привычного всем классического балета, пусть и лучше других.
Вертинский пришел в искусство не похожим ни на кого. Во всей позднейшей эстраде, которая теперь захлестнула весь мир, со всеми ее бардами, менестрелями, со всеми ее Высоцкими, Розенбаумами, не говоря уже о "роке", мы не найдем похожего на Александра Вертинского. И заметьте: он ни разу не пел с микрофоном, а тем более не пользовался жульнически фонограммами, когда певец или певица мечется по сцене с микрофоном около рта и открывает рот, делая вид, что поет, а на самом деле поет за него или нее фонограмма. Без преувеличения можно сказать, что Вертинский к этому времени стал уже легендой, дошедшей из давнего-давнего времени. Грампластинок с его песнями и никаких записей не было. Его песни кустарно переписывали на рентгеновские пленки, которые сворачивались в трубку и так продавались из-под полы. Я сам купил одну такую "пластинку" изображением затененного легкого. А песенка была "Чужие города". Вертинскому разрешили давать концерты, и залы были набиты битком. Один концерт состоялся в театре имени Пушкина (в бывшем Камерном), а это бок о бок с нашим Литературным институтом. Мы ходили на этот концерт. Так я в первый и последний раз видел и слушал живого Вертинского.
Но климат есть климат. Тем более что Сталин умер, а он был, судя по всему, хоть и не очень рьяным, но все-таки покровителем Александра Николаевича. По крайней мере, Вертинскому дали сыграть в нескольких фильмах: "Анна на шее" по Чехову, где он играл старого князя, и не то "Секретная миссия", не то "Заговор обреченных". За участие в этом фильме Вертинский (вместе с коллективом, разумеется) получил Сталинскую премию. Ведь подумать только: Вертинский - лауреат Сталинской премии!
Тем не менее уже в 1956 году певец вынужден обратиться с письмом к зам. министра культуры С.В. Кафтанову. Вот отдельные строки из этого письма: "...Я уже по 4-му и 5-му разу объехал нашу страну. Я пел везде - и на Сахалине, и в Средней Азии, и в Заполярье, и в Сибири, и на Урале, и в Донбассе, не говоря уже о Петрах. Я заканчиваю уже третью тысячу концертов... все это мне дает право думать, что мое творчество, пусть даже и не очень "советское", нужно кому-то и, может быть, необходимо. А мне уже 68-й год!.. Сколько мне осталось жить?.. Все это мучает меня. Я не тщеславен. У меня мировое имя, и мне к нему никто и ничего добавить не может. Но я русский человек! И советский человек. И я хочу одного - стать советским актером. Для этого я и вернулся на Родину... Вот я и хочу задать Вам ряд вопросов:
1. Почему я не пою по радио? Разве Ив Монтан, языка которого никто не понимает, ближе и нужнее, чем я?
2. Почему нет моих пластинок? Разве песни, скажем, Бернеса, Утесова выше моих по содержанию и качеству?
3. Почему нет моих нот, моих стихов?
4. Почему нет ни одной рецензии на мои концерты? Я получаю тысячи писем, где спрашивают обо всем этом. Я молчу... А годы идут. Сейчас я еще мастер. Я еще могу! Но скоро я брошу все и уйду из театральной жизни. И будет поздно. И у меня останется горький осадок. Меня любит народ и не заметили его правители!.."
Ну что же, у каждого своя чаша.
Я не могу не рассказать и еще об одной сверхнеожиданной встрече с Вертинским, происшедшей совсем недавно.
Поскольку я люблю его искусство, я всегда, у кого только мог, выпрашивал кассеты с записями его песен, чтобы переписать для себя. И вот однажды сижу и слушаю такую, только что добытую кассету... "Над розовым морем", "Ракель Меллер", "Желтый ангел", "Концерт Сарасате", "Буйный ветер играет терновником", "Я помню эту ночь, вы плакали, малютка"... и вдруг! Я не поверил своим ушам. Перемотав, вернулся к началу песни. Пел он где-то в воинской части, ибо только в солдатской аудитории то и дело слышится кашель. Это я помню еще с тех времен, когда и сам был солдатом. Пока я слушал песню в третий раз, я пришел к твердому убеждению: и слова тут, и музыка самого Вертинского. Уникальная песня, уникальная запись. В тишине певец произносит короткое название песни - "Он", а затем проникновенно поет. Так что же - знал или нет "персонаж" этой песни о ее существовании? А если знал, то почему не пошевелил пальцем для ее популяризации? И о чем это говорит? Итак:
ОН
Чуть седой, как серебряный тополь,
Он стоит, принимая парад.
Сколько стоил ему Севастополь?
Сколько стоил ему Сталинград?
И в седые, холодные ночи,
Когда фронт заметала пурга,
Его ясные, яркие очи
До конца разглядели врага.
В эти черные тяжкие годы
Вся надежда была на него.
Из какой сверхмогучей породы
Создавала природа его?
Побеждая в военной науке,
Вражьей кровью окрасив снега,
Он в народа могучие руки
Обнаглевшего принял врага.
И когда подходили вандалы
К нашей древней столице отцов,
Где нашел он таких генералов
И таких легендарных бойцов?
Он взрастил их. Над их воспитаньем
Долго думал он ночи и дни.
О, к каким роковым испытаньям
Подготовлены были они!
И в боях за отчизну суровых
Шли бесстрашно на смерть за него,
За его справедливое слово,
За великую правду его.
Как высоко вознес он Державу,
Мощь советских народов-друзей.
И какую великую славу
Создал он для отчизны своей.
Тот же взгляд, те же речи простые,
Так же мудры и просты слова.
Над разорванной картой России
Поседела его голова.
Скорее я позвал своего приятеля, дача которого в пяти минутах ходьбы, фронтовика и даже участника Сталинградской битвы. Хотелось поделиться такой находкой. Особенно "злободневно" теперь, в 90-е годы, при полном развале государства, звучали слова:
Как высоко вознес он Державу,
Мощь советских народов-друзей.
И какую великую славу
Создал он для отчизны своей.
Все ниже клонилась голова моего "сталинградца", под конец даже не слезинка ли сверкнула в уголке глаза. Он тихо, с горечью сказал: "Всё мы растеряли, всё..." Возражать я не стал.

Черномор

Надо же, любопытно...
Хорошо написано, спасибо.
Только от Комитерна Сталин окончательно отвернулся в 43-м, гимн СССР обр. 44 года - апогей тому. А фактически - на комитерн Иосиф забил в памятном 27-м.

Москвин

Уважаемый мной В. Солоухин также ошибочно упомянул в связи со Сталиным песню "Не ветер в степи молдаванской". Песня была написана в 1925 году, когда И.В. еще не был Вождем.

Черномор

В 25-м Сталин реально принимал решения, хотя, верно, именно до Вождя ещё не дорос.

limon

Юрий, позвольте не согласиться, до 1929 правила интеркодла Каменев-зиновьев-троцкий. Этот периодж мало исследован... Практически отсутствует статистика, нет данных по с/х, производству, геологии...
Страну растаскивали на части(под лозунги мировой революциии) и только "Съезд победителей" положил этому конец...

Крестьянин

Но ведь про "серебряный тополь" - так и осталось просто в стихах, петь
это не дали, ибо Сталин парад не принимал.

Эти стихи - рядовой подхалимаж, да вот не выгорело, не дали спеть (и
нехилые гонорары обломились). Или вы всерьёз думаете, что эстрадная
сявка испытывала некие "державные" чувства?

И ведь тогда раскручивали артистов ничуть не хуже, чем сейчас, и дела-
ли это те же, кто и сейчас. Посмотрите трезво, не ностальгируя, на
тогдашнее кино и эстраду. Мерзость.

Вертинский, Козловский... Неприятные, дребезжащие голоски... Ещё Ко-
зина вспомните - открытого гомика, сидевшего по "голубой" статье (а
теперь, естественно, причисленного к "безвинно репрессированным").

Москвин

Эти стихи - рядовой подхалимаж, да вот не выгорело, не дали спеть (и
нехилые гонорары обломились). Или вы всерьёз думаете, что эстрадная
сявка испытывала некие "державные" чувства?

Вы внимательно прочитали предыдущий материал? Он ведь это спел.

Насчет дребезжащих голосков - кто любит попадью, а кто свиной хрящик. Может всякие цои из котельных кому-то покажутся вершиной песнопения.
Козин сидел за педофилию и, кстати, что-то я не слышал чтобы из него делали невинно осужденного. Недавно в "Родине" была опубликована серия статей о его деле с приведением даже его писем покаянных.

Крестьянин

Да прочитал. Но ведь запись не официальная (пластинка), а любительс-
кая. Интересно, на чём было записано изначально (в смысле - марка
аппаратуры).

Вы Татарскому писать не пробовали?

А Цой... Ей-богу, смысла в его песнях (в пяти-шести, скажем так) боль-
ше, чем у Вертинского. И не картавил. Ах да, у приличных людей это
называется "аристократическое грассирование", ну да куда нам...

Насчёт голосов - мне кажется, что большинство людей вообще не знают,
что такое красивый голос. Я вот за свои 40 с лишним лет только один
раз слышал действительно красивый женский голос, был едва ли не в
шоке (Маргарита Суханкина, солистка Большого театра и реальная испол-
нительца песен "Миража", умерла бы от зависти).

semen

Крестьянин, Вы глубоко не правы.
Вертинский один из немногих певцов переживших себя.
Более того, его песни самоценны.
Покойный Ободзинский замечательно и совсем иначе спел несколько песен Вертинского, Камбурова поет его песни (а это, согласитесь, показатель)
У Смелякова в стихотворении "Любка" есть строки "Яхочу смеяться над его искуством, я могу заплакать над его тоской..."
Маяковский восхищался его стихами, часто цитировал - "Аллилуйя как синяя птица..."
Вы, Крестьянин, просто плохо знакомы с творчеством Вертинского.
Лишаете себя удовольствия.

Москвин

Кому Вертинский люб, кому - Кубанский казачий хор, а кому Цой .

Насчет "подхлимажа". А почему Вы решили, что он подхалимничал? Ведь при Сталине этот человек изъездил всю страну с концертами вдоль и поперек. Что у него Он антрепренером был? А если искренне? Не будете же Вы утверждать, что на похоронах Сталина многих рыдать заставляла "кровавая гебня"?
Картавил и пел "в нос". Зато как пел! С тех пор никто не приблизился , исполняя его песни, к шарму и обаятельности оригинала.
И потом это примета времени - язык грассирующего плейбоя.

Крестьянин

Москвин
язык грассирующего плейбоя.

Ну вот, вы своего героя и сами охарактеризовали 😊

Скажите, неужели вы считаете, что в шоу-бизнесе может встретиться хоть
один порядочный человек - что сейчас, что тыщу лет назад, когда они
назывались скоморохами, трубадурами и менестрелями?

Интересоваться той эпохой, в т.ч. и через жизнь таких вот деятелей -
это нормально, но вот уважать их - увольте.

К вопросу "Сталин и звёзды эстрады". Шли на его адрес многочисленные
письма - трудящиеся возмущались разгульной жизнью "звёзд", их миллион-
ными доходами (официальными) на фоне народной нищеты... Хорошо, хоть
совершенно о..евшую Русланову посадили (вместе с таким же мародёром
мужем-генералом).

goust

Тема пошла вразнос