Россиянин отсидел 20 лет в африканской тюрьме.

Дядюшка Ух

Все полностью постить не буду, много "воды". Желающие могут по ссылке прочесть целиком.

В далеком 1997 году на Занзибаре жили и дружили три русских паренька. 15-летний Алеша Сотников, 17-летний Ваня Очиров и 18-летний Дима К. У Алёши и Вани родители служили врачами по контракту ООН, у Димы - отчим работал (тоже по контракту) механиком по обслуживанию катеров на воздушной подушке, которые курсировали между Занзибаром и материком.

А потом Алёшу убили. В доме, где юноша жил с матерью, пожарные обнаружили его обгорелое тело. Руки были связаны, шея изрезана ножом. Из сейфа в спальне матери исчезли 18 600 долларов. А за пару часов до этого Ваня и Дима заезжали к Алёше, дома не застали. И отправились понырять с аквалангом. По возвращении домой их 'приняла' полиция.

Четыре года ребята сидели в тюрьме, ожидая приговора. Шестнадцать свидетелей, и почти все против Ивана с Димой...

Соседка-домохозяйка сообщила, как 'двое белых' подъехали к дому на мотоцикле. Ее слова подтвердили ещё две девочки. Некий юноша Али Джума, который сидел на дереве неподалеку, видел, как Ваня и Дима зашли внутрь, беседовали с Алешей, а потом спешно удалились на чёрном мотоцикле. Фотографии, которые полицейский эксперт делал на месте преступления, оказались засвечены. По одним сведениям, руки убитого были связаны спереди, по другим - сзади. И еще была куча противоречивших друг дружке фактов.

Похищенных денег так и не нашли.

Подозреваемые свою вину не признали: приехали, увидели запертую дверь и тотчас удалились.

Российские СМИ много писали об этом деле.

В 2002 году суд вынес окончательный приговор: высшая мера наказания. Спасибо тогдашнему президенту Занзибара, Амани Абейду Карума, который заменил смерть на пожизненное заключение.

Тогда осужденным было уже двадцать с небольшим. Вернее, всего двадцать с небольшим. И на сегодняшний день Дмитрий Косяков сидит двадцать с небольшим:

Я не думаю, что мама убитого Алёши Сотникова желала его бывшим приятелям такой участи, о которой речь впереди.

Бремя белого человека

Ваня Очиров и Дима К. оказались единственными белыми в тюрьме, где все - от заключенных до охраны - африканцы-мусульмане (на Занзибаре 90% граждан - магометанской веры). Вы представляете себе участь африканца-мусульманина в российской тюрьме? Вот и русским парням пришлось несладко.

Да, Россия - не Северо-Американские Штаты, мы не угнетали чернокожих рабов, предпочитая угнетать самих себя. Но 'крепостное право' - слишком мелкая деталь. В тюремных разборках не до тонкостей. Сокамерники колотили ребят нещадно, россияне отработали вину англосаксонской цивилизации в полной мере. Их переводили из барака в барак, они познакомились с карцером, куда людей помещают за нарушения голыми, и сесть на пол затруднительно, потому что вода по щиколотку:

'Первые семь лет Диме собирали челюсть три раза. Это были годы испытаний... Он перепробовал все доступные работы. Что-то шил, мастерил, был лучшим поваром на всю тюрьму. Сейчас полегче. Он в авторитете. Его сделали 'смотрящим'. Барак со множеством камер, в отдельной сидит он один, его дверь всегда открыта, он имеет возможность ходить по коридору. У него в камере три ведра и тонкий поролоновый матрац - спать. В одном ведре чистая вода, второе - туалет. А в третьем он хранит продукты, которые присылают с воли или он там покупает. Бытовых радостей мало: телевизор есть во дворе, можно смотреть несколько часов. Мобильный телефон, интернет запрещены...'

'Пережил, сколько нам и не снилось'

В 2011 году в СМИ промелькнуло сообщение: 'Российский гражданин Иван Очиров, осужденный за убийство в Танзании, скончался от туберкулеза в занзибарской тюрьме'. А Дмитрий К. продолжил отбывать заключение.

Есть в этой истории мучительный вопрос: зачем Ване и Диме было убивать Алешу? Убить человека - не клопа прихлопнуть. Иван Очиров (один из обвиненных в убийстве) и Алексей Сотников (убитый) очень дружили. Алёша во всём следовал старшему товарищу: увлекся дайвингом, стал изучать португальский язык - как Ваня. А Ваня подружился с Димой, более близким по возрасту. За две недели до трагедии Алексей, попросту говоря, 'заложил' друга родителям: мол, Иван 'ворует шоколадки в китайских ресторанах и пьет алкоголь с Димкой К.' (цитата из расследования Сапожниковой - авт.). На 'очной ставке', которую мамы Марина Очирова и Ираида Сотникова устроили детям, Алеша от 'показаний' отрёкся. Дима обиделся. Ну, допустим, Очиров затаил кирпич за пазухой. Но все-таки эта коллизия как мотив - не годится. Версия, что убили местные - тоже слабовата. На Занзибаре белых на тот момент не убивали сорок лет. Тем более - врачей, которые в Африке на вес золота.


Есть большой соблазн свалить вину на Ваню, которого уже нет в живых. Но на съемках программы 'Андрей Малахов. Прямой эфир', которая подключилась к расследованию этой истории, я познакомилась с приятельницей Ивана Катей, тоже дочерью врачей. Она училась с ним в одной школе в Мозамбике. Сейчас преподает английский в Москве, а об Иване сохранила самые сердечные воспоминания: 'Он был очень дружелюбным, открытым человеком. К тому же интеллектуал - он бы никогда не смог убить человека, я думаю'.

Материнское горе

После трагедии прошло более 20 лет. А что же матери? Как-то они теперь справляются? Очень трудно представить себя на их месте. У одной сын убит. У другой - умер в тюрьме. У третьей - пожизненно в заточении, в далекой стране. С помощью редакторов программы 'Прямой эфир' нам удалось разыскать всех трех матерей. Мама Алексея Сотникова, Ираида Алексеевна, работает главврачом больницы в Нововоронеже. В разговоре она была непреклонна: наотрез отказалась давать комментарии, сказала, что приговор справедлив, если человек сидит, то за дело. 'Это были люди не нашего круга', - холодно сказала она о семьях Очирова и К. Понятно: это за нее говорит горе, которое не имеет срока давности. Марина Очирова сегодня живет в Мозамбике, она вновь сошлась с отцом Ивана. Сергей (отец Ивана) работает хирургом, а Марина очень болеет онкологией. Она даже не смогла говорить по телефону.

Отец Дмитрия К. сейчас в Израиле. 'У него своя жизнь' - сдержанно, будто в один голос сказали мне Али-Баба и мама Дмитрия К., Клавдия Я. Она - единственная, с кем мне удалось поговорить подробно. Единственная из трех матерей, у кого еще есть надежда.

'Я живу надеждой'

- Клавдия Александровна, каково это - ждать сына 20 лет?

- Как говорится в пословице: хуже нет, чем ждать и догонять. Я мысленно 'сижу' вместе с сыном. Когда ждёшь, весь организм разбалансируется, здоровье разрушается. Но мне надо его дождаться и помочь ему обустроиться в этой жизни. Ведь когда мы поехали на Занзибар - ещё даже сотовых телефонов не было. Он с пяти лет был без отца. А отчим его воспитывал со второго класса. Он правильный человек, трудолюбивый. Показывал сыну пример своим трудом. Но он такой сдержанный, немногословный, поэтому Димка обижался на него... И, может быть, из-за этого все случилось: Я сейчас переехала в село Кунач Орловской области - с Дальнего Востока. Потому что у меня здесь сестра. А больше никого родных нет. Вот жду мужа: он продаст там жилье и тоже приедет.

- И других детей, кроме Димы, так и не родили...

- Когда мы сошлись со вторым мужем, он был разведён, у него от первого брака двое детей. И это как раз были трудные времена, девяностые, он алименты платил, и не решились заводить совместных детей. Дима - единственный.

- А вы куда-то стучали, писали, делали какие-то шаги, чтобы выручить Диму? В 2002 году тогдашний посол России в Танзании Доку Завгаев сказал, что надо написать просьбу об экстрадиции - но по правилам это должны были сделать родители осуждённых.

- Мы просили экстрадицию, но я не понимаю ни суахили, ни английский. И Марина Очирова мне сказала, что она разберется: Мы писали письма всем президентам, Марина сама ездила, отвозила. Потом газеты приезжали - 'Комсомольская правда', Галина, потом ещё какой-то мужчина. Потом передача 'Намедни' - снимали.

- А сейчас как дела обстоят? В России за умышленное убийство жены мужчина получил недавно девять лет, а Дима за непредумышленное убийство сидит уже двадцать первый год. Какие-то надежды сейчас есть, что его освободят, какие-то намеки?

- Сначала адвокаты говорили, что улик недостаточно. Когда начался суд, они нас обнадеживали: 'Все, скоро ребят выпустят'. Мы даже готовили одежду: надеялись, заберём и уедем сразу. Потому что и фирма мужа уже работу прекратила. А потом все это затянулось... Мы жили на Занзибаре, как могли, зарабатывали, делали какие-то поделки, продавали, но потом уехали, деньги совсем кончились. Когда ребята уже получили срок, мы надеялись на амнистию. В Танзании амнистия 12 января каждый год (День Занзибарской революции - авт.). И вроде как Диму в списки включили. Но каждый год - опять нет... В прошлом году сын пишет: 'Мама, мне начальники рекомендации написали хорошие'. И я в этом году ещё писала письмо президенту Занзибара от матери. И опять неудача... Когда так надеешься, такой стресс после этого... Такая депрессия началась... Когда амнистия сорвалась, я послу написала: так мол и так. Он отвечает: надо добиваться все-таки экстрадиции. Как я поняла, они там в посольстве ходят тоже везде - даже к президенту Танзании. А я живу надеждой.

- А как держите связь с сыном? Там же телефон нельзя, интернет нельзя...

- Через письма и друзей. Они мне звонят. Али-Баба очень душевный человек, он к Диме очень проникся уважением. Мы с Димкой оптимисты, Стрельцы по гороскопу. Он мне пишет: 'Ты, мам, там крепись'. Он боится, что я не доживу до нашей встречи. Я говорю: 'Дима, моя жизнь без тебя бессмысленная, для тебя только живу, мне больше ничего не надо' (плачет).

Посол России в Танзании Юрий Федорович Попов:

'Дмитрий искупил свою вину!'

- Посольство поддерживает с К. регулярную связь. Его периодически навещает наш консул, несколько раз с ним виделся и проводил медицинское освидетельствование посольский врач. Сам я неоднократно встречался с президентом Занзибара и просил его рассмотреть возможность амнистии, или хотя бы экстрадиции Дмитрия в Россию. Во время таких поездок на остров в обязательном порядке посещал нашего 'сидельца'.

Должен заметить, Дима - сильный человек, который не сломался и сохраняет оптимизм. Ему более или менее удалось адаптироваться. Он вынужден был принять ислам под именем Ибрагим, поскольку Занзибар является преимущественно мусульманской территорией. Но в любом случае тюрьма - это тюрьма. И даже если Дмитрий совершил серьёзное преступление (а я сейчас не вправе давать юридическую или иную оценку приговору), однозначно можно утверждать, что за двадцать лет он искупил свою вину. При общении с Димой возникает очень щемящее чувство. Жалко человека, который половину жизни провёл за решёткой, вдали от родных и близких.

Посольство продолжает заниматься проблемой К. Сейчас активизируем работу над темой его экстрадиции, рассчитываем более плотно подключить к решению вопроса наше Министерство юстиции.

https://www.kp.ru/daily/26847/3888967/

Журналистское расследование 2002 года:
https://www.kp.ru/daily/22575/18371/
https://www.kp.ru/daily/22576/18400/

arnoldbaden

Где то на Ганзе была/есть большая тема про жизнь/работу в Африке. Там так ТС и пишет, что при любом кипеше местная полиция сразу валит на белых. Чтобы содрать денег. И если их не, то Беда.

arnoldbaden

http://guns.allzip.org/topic/21/935882.html
Вот она. Очень интересно и познавательно. Особенно про менталитет.

Дядюшка Ух

arnoldbaden
Вот она.
Спасибо большое!

andrei1000

Даже если 2 гражданина РФ убили 1 гражданина РФ в Занзибаре, почему они должны отбывать наказание в Занзибаре, а не быть экстрадированны в РФ для отбытие наказания? Они же не занзибараца убили.

Дядюшка Ух

andrei1000
почему они должны отбывать наказание в Занзибаре
Потому что уголовное законодательство Занзибара наверняка распространяется на всех лиц, совершивших преступления на его территории.
У нас двое занзибарцев, убивших третьего, точно так же будут сидеть в нашей колонии. Как и двух мексиканцев, убивших в Техасе третьего мексиканца, ждет смертная казнь или пожизненное заключение.

Дядюшка Ух

andrei1000
а не быть экстрадированны в РФ для отбытие наказания
Это возможно только на основании соответствующих межгосударственных соглашений. Насколько я понимаю, местным властям не особо интересно заключать подобное соглашение с Россией.

Брович

да.. судьба.

вот, опустив все нюансы. ну вернется он, даже оправдают его. что он будет здесь делать? образование, опыт работы?

Дядюшка Ух

Брович
что он будет здесь делать? образование, опыт работы?
Но мне надо его дождаться и помочь ему обустроиться в этой жизни. Ведь когда мы поехали на Занзибар - ещё даже сотовых телефонов не было.
Адаптироваться к современной жизни, конечно придется. Но не думаю, что так все печально. Есть куча неквалифицированной работы. Тем же сторожем. Уже какая-никакая зарплата. Так что если не запьет, то приспособится.

Rus007

Маленький человек - песчинка в большом мире. Он никому не интересен.

Трофель

Джума, который сидел на дереве неподалеку
там их и оставить..обезьянья земля.

Sobaka1970

А просто папы всех трёх мальчиков решили заработать денег в чужой стране...

Дядюшка Ух

Sobaka1970
А просто пары всех трёх мальчиков решили заработать денег в чужой стране...
Это были 90-е...

Ymka

Дима похоже молодец. Выбился в люди или как там называется что человек поднялвся в иерархии.

Rus007

Обычно люди,которые долгое время провели в тюрьме, возвращаются в привычную для них среду.

ТохеКот

В 151й была тема-идея о превентивном переселении в Африку...