Новый распил госпредприятий? Или последний?

narkad

16:22, 1 февраля 2016

Путин провел совещание по грядущей "большой приватизации"

Улюкаев не увидел возможности отложить приватизацию до лучших дней

Государство в результате приватизации не должно потерять контроль над стратегическими предприятиями, заявил президент

Путин провел совещание по грядущей "большой приватизации"

Москва. 1 февраля. INTERFAX.RU - Россия не должна потерять контроль над стратегическими предприятиями в результате приватизации госактивов, заявил президент Владимир Путин на совещании по вопросам приватизации.

"Подчеркну, контрольный пакет акций системообразующих компаний с госучастием нужно, во всяком случае сегодня, сохранять в руках государства", - сказал Путин.

Путин и Набиуллина пообещали пока не приватизировать Сбербанк
Читать подробнее
Эта установка ограничивает маневр государства в отношении некоторых компаний. Так, в "Аэрофлоте" госпакет сейчас уже близок к контрольному - у РФ в компании 51,17% капитала, есть президентский указ, санкционирующий размывание этой доли до 50% + 1 акция. Дальнейшая продажа доли ЦБ в Сбербанке снизит его долю ниже контрольной (правда, Путин уже говорил, что о приватизации Сбербанка речь сейчас не идет). В "Объединенной зерновой компании" у государства 50% + 1 акция (остальное у группы "Сумма"), при этом ОЗК есть в плане приватизации на 2014-2016 годы.

Требования к инвесторам

Путин отметил, что необходимо уделить большое внимание качеству инвесторов, их деловой репутации и опыту работы. "Переход акций в частные руки возможен только при наличии у покупателя стратегии развития приобретаемой компании. Новые владельцы приватизируемых активов должны находиться в российской юрисдикции", - подчеркнул президент, добавив, что серые схемы, вывод активов в офшоры и сокрытие собственников долей - "недопустимо".

"Мы уже давно говорим о деофшоризации, и в этих условиях идти на новую приватизацию, допуская дальнейшую офшоризацию российской экономики неправильно", - пояснил он.

Приобретатели госактивов в рамках приватизации должны обладать либо собственными ресурсами, либо кредитными, но без участия госбанков, продолжил глава государства.

Путин также заявил, что при приватизации компаний необходимо учитывать конъюнктуру рынка, нельзя продавать акции по бросовым ценам, так как это не принесет пользы бюджету и чревато захватом предприятий конкурирующими компаниями.

Как сообщалось, на совещание Путина по приватизации были приглашены руководители "Роснефти", "Башнефти", "Аэрофлота", "Совкомфлота", РЖД, "АЛРОСА" и банка ВТБ.

Несостоявшиеся планы

В действующем бюджете на 2016 год пока предусмотрены доходы только от приватизации акций "Совкомфлота", но Минэкономразвития и Минфин неоднократно призывали ускорить приватизационный процесс в 2016 году, в том числе за счет продажи части госпакета "Роснефти".

В июле 2013 года правительства утвердило прогнозный план приватизации крупнейших компаний на 2014-2016 годы, который по причинам плохой конъюнктуры в 2014-2015 годах практически не реализовывался.

В частности в плане говорилось о том, что в 2014-2016 годах планируется прекращение участия РФ в уставном капитале открытых акционерных обществ "Росспиртпром", "Объединенная зерновая компания" и "Ростелеком".

Кроме того, до 2016 года также планировалось сократить долю государства в уставных капиталах следующих открытых акционерных обществ: АК "АЛРОСА" (до 25% плюс 1 акция с координацией продажи акций, находящихся в государственной собственности республики Саха (Якутия) и муниципальной собственности, с возможностью направления на развитие инфраструктуры республики денежных средств, поступающих от приватизации акций), "Интер РАО ЕЭС" (до 0% плюс 9 акций), "Аэрофлот" (до 25% плюс 1 акция), "Совкомфлот" (до 25% плюс 1 акция), "Государственная транспортная лизинговая компания" (до 75% плюс 1 акция), РЖД (до 75% плюс 1 акция), АК "Транснефть" (до 75% плюс 1 акция), НПК "Уралвагонзавод" (до 75% плюс 1 акция), "РусГидро" (до 50% плюс 1 акция), "Зарубежнефть" (до 90%, до 50% плюс 1 акция до 2020 года), ВТБ (до 50% плюс 1 акция).

Сокращение госдоли в ВТБ ниже 50% плюс 1 акция должно было координироваться с сокращением участия РФ в Сбербанке.

На прошлой неделе глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина на встрече с Путиным заявила, что позиция ЦБ заключается в том, чтобы не снижать долю в Сбербанке ниже контрольной в среднесрочной перспективе. Путин это поддержал.

Как сообщалось, ЦБ РФ в сентябре 2012 года продал на рынке 7,6% акций Сбербанка, по итогам сделки его доля сократилась до контрольной. В ВТБ государству в лице Росимущества принадлежит 60,9% обыкновенных акций (доля была снижена с 75,5% весной 2013 г. в результате SPO).

Кроме того, в плане правительства говорилось о том, что планируется сокращение доли участия ОАО "Роснефтегаз" в уставном капитале "Роснефти" до 50% плюс 1 акция до 2016 года. Премьер-министр Дмитрий Медведев еще в ноябре 2014 года подписал распоряжение, необходимое для приватизации 19,5% акций НК "Роснефть", принадлежащих госхолдингу "Роснефтегаз". Распоряжение санкционирует отчуждение до 2 млрд 66 млн 727 тыс. 473 акций.

Сокращение доли "Роснефтегаза" в капитале "Роснефти" с 69,5% до 50% + 1 акция предусмотрено утвержденной еще в 2013 году программой приватизации. Выход распоряжения позволяет осуществить такую продажу, но ее сроки не фиксирует. По постановлению правительства, акции должны быть проданы не ниже цены первичного публичного размещения в 2006 году. Тогда одна акция и расписка стоили $7,55.

Президент "Роснефти" Игорь Сечин в ноябре заявил, что цена при приватизации должна быть не ниже $8,12 - столько за акцию "платили при референтных сделках другие акционеры".

Однако глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев считает правильным ориентироваться на рублевые котировки. "Сейчас рублевая цена акции "Роснефти" выше, чем она была в 2006 году. За доллары акции не продаются, за доллары продаются ADR, они сейчас действительно стоят дешевле. Мы находимся в российской юрисдикции и говорим о рублевой цене акций "Роснефти". Поэтому, с моей точки зрения, это условие (не ниже цены размещения в 2006 году - ИФ) выполняется", - заявлял министр в середине декабря.

http://www.interfax.ru/business/492650


02.02.2016 13:22

Первый частный 'Аэрофлот'

Владимир Путин созвал совещание по вопросам приватизации, на которое среди прочих пригласил главу 'Аэрофлота'. Крупнейшая российская авиакомпания впервые в своей истории рискует стать частной. Эксперты 'Фонтанки' разделились в оценках такой возможности.

1 февраля президент РФ Владимир Путин собрал глав нескольких крупных госпредприятий, среди которых присутствовал и глава 'Аэрофлота' Виталий Савельев. 51,17% этой авиакомпании принадлежит Росимуществу, еще 42,02% у юридических лиц, а 6,79% - у физических лиц.

Со стороны правительства были приглашены премьер Дмитрий Медведев, замглавы кабинета министров Аркадий Дворкович, министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев и возглавляющая Росимущество Ольга Дергунова. 'Сегодня нам нужно определиться с конкретными параметрами приватизации в текущем году, решить, какие пакеты акций компаний с госучастием могут быть проданы частным структурам, а какие должны остаться в собственности государства', - открывая совещание, заявил Владимир Путин.

Однако уже на следующий день, 2 февраля, пресс-секретарь главы государства уточнял: прошедшее совещание Путина с членами кабинета министров и главами госкомпаний 'не имело целью финализировать список предприятий в 2016 или каком-либо еще году'.

При этом министр экономического развития России Алексей Улюкаев 2 февраля заявил: сделки по приватизации госимущества придется проводить в неблагоприятных условиях, в нынешней бюджетной ситуации откладывать их невозможно.

"В 2014-2015 гг. рынок упал и продолжал падать, мы ждали, когда ситуация изменится. Сейчас пришло осознание, что ждать больше некуда. Ситуация бюджетная критичная, общая турбулентность финансовых рынков не дает оснований нам ожидать какого-то отскока, восстановления. Вызов состоит в том, чтобы провести не менее качественные эффективные прозрачные сделки на чрезвычайно неблагоприятном рынке", - сказал он на коллегии Минэкономразвития.

Экспертов 'Фонтанки' присутствие на совещании Виталия Савельева не удивило. Главный редактор отраслевого информационного агентства Aviaru.net Роман Гусаров рассказал, что 'Аэрофлот' давно в планах правительства по приватизации. 'Но при обсуждении вопроса было мнение, что время ещё не настало, неподходящая конъюнктура рынка. И действительно, 'Аэрофлот' рос, группа формировалась, и сейчас она - очевидно значительно более привлекательный актив, чем год или два назад', - сообщил он.

Главный редактор отраслевого агентства 'Авиапорт' Олег Пантелеев отмечает, что все планы приватизации 'Аэрофлота', которые обсуждались ранее, в том числе на самом высоком уровне, были свёрстаны еще в 'прежние' времена. Тогда за любую российскую компанию можно было выручить больше средств, любой инвестор сегодня вынужден учитывать страновые риски, добавляет эксперт.

К тому же для потенциального владельца компания сейчас может выглядеть не так уж и приглядно. Пантелеев отмечает, что в этот период 'Аэрофлот' осуществляет консолидацию, в ходе которой принимает на себя обязательства оренбургской Orenair на 8 млрд рублей. Также 'Аэрофлот' вывез пассажиров 'Трансаэро' (заявив, что это обошлось в 17 млрд рублей).

В итоге приватизация 'Аэрофлота' в 2016 году, даже по сценарию 2014 года, означает для бюджета потерю потенциальной прибыли, которую можно было бы получить от продажи компании ранее, отмечает Олег Пантелеев.

Дополняет картину обвал рынка ценных бумаг и уход западных инвесторов. 'Да и рынок авиаперевозок на ближайшую перспективу не позволяет говорить о росте доходности этого бизнеса', - подчеркивает Роман Гусаров. Заинтересовать инвестора могут только перспективы.

'Кто это понимает, будет стараться прикупить крупный пакет. У нас в стране есть ограничение по иностранному участию в авиабизнесе - 49%. Поэтому иностранные инвесторы смогут участвовать либо в рамках этой доли, либо опосредованно через свои российские структуры. Но я не исключаю, что госпакет, частично или полностью, будет продаваться единым пакетом. Это же IPO', - рассказал эксперт.

В свою очередь Олег Пантелеев считает, что сделка будет выгодна потенциальному покупателю, который сразу же задумывается о последующей продаже. 'Думаю, что менеджмент будет рад такой возможности. Если в 'Аэрофлот' перестанут спускать разнарядки по 'важным государственным делам', типа спасти тут, обеспечить доступность там, поделиться здесь, то компания сможет улучшить свои финансовые показатели, причем очень заметно. Мы же видим, что 'Аэрофлот' увеличил рыночную долю. Не исключаю, что если не будет катаклизмов, компания сумеет по итогам 2016 года выйти 'в ноль', - уверен он.

Кроме исполнения социальных обязательств, среди которых эксплуатация российского самолета "Сухой Суперджет-100", государство, перестав владеть 'Аэрофлотом', откажется и от других возможностей. Так считает ведущий научный сотрудник Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

'Очень удобно заниматься приватизацией компании, которую ты только что сделал монополистом. Но продать компанию, которая усилиями государства получила огромную долю на рынке, - это палка о двух концах. Сейчас у государства есть представительство в ней, поэтому оно может влиять на рынок. После продажи такая возможность теряется', - рассказал он.

Еще один камень на чашу весов 'против' приватизации - роялти, которые 'Аэрофлот' получает от иностранных авиакомпаний за использование транссибирских воздушных трасс. Став правопреемником советского 'Аэрофлота', авиакомпания сохранила источник дохода после 1991 года. По разным данным, размер роялти составляет от 300 до 500 млн долларов в год.

'Роялти получает либо "Аэрофлот", либо никто. Понятно, что перезаключать договор вряд ли кто-то будет', - считает Федор Борисов.

Дополнительная сложность процесса приватизации 'Аэрофлота' в том, что компания находится в списке стратегических предприятий. А это значит, что для продажи авиакомпании сначала необходимо ее оттуда вывести.

Идея о приватизации упирается в целую серию смежных вопросов. Это и положение на рынке, и роялти, и социальные обязательства. Однако любые барьеры на пути к продаже компании могут быть сломлены правительством, если цель оправдывает средства, считают эксперты.

'Я считаю, что приватизировать ещё рано. Через пару лет можно продать значительно дороже. Однако правительство сейчас, скорее, думает о том, чем латать дыры в бюджете. Поэтому все более-менее приличные активы решено продать. Я думаю, что 'Аэрофлот' действительно будет продан крупной российской финансовой группе', - сказал Роман Гусаров.

Олег Пантелеев при этом склоняется к более длительному сценарию: 'Сегодня приватизация авиакомпании может быть уместна только в том случае, если отсутствие денег в бюджете от продажи пакетов акций в госкомпаниях может быть важнее, чем возможность заработать многим больше, но потом. Учитывая, что 'тушить пожары' в случае полной приватизации 'Аэрофлота' будет некому, государство еще не скоро решится отпустить этот актив. Вероятно, оно последует своим же планам и будет постепенно сокращать долю в 'Аэрофлоте'. Но от блокирующего пакета вряд ли откажется'.

Андрей Меньшенин, "Фонтанка.ру"

Справка:

Ранее СМИ сообщали, что в текущем году могут быть приватизированы доли государства в 'Ростелекоме', 'Транснефти', 'Аэрофлоте', 'Роснефти', 'Совкомфлоте', а также в ряде других компаний. Собеседники журналистов отмечали, что продавать будут все, поскольку в бюджете нет денег, а доходы от экспорта энергоресурсов сокращаются.

29 января президент на встрече с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной и министром финансов Антоном Силуановым исключил приватизацию Сбербанка в ближайшее время.

http://www.fontanka.ru/2016/02/02/086/

------------------
Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат

Noriega475

narkad
Я считаю, что приватизировать ещё рано. Через пару лет можно продать значительно дороже. Однако правительство сейчас, скорее, думает о том, чем латать дыры в бюджете
А как же наши ЗВР? какие такие дыры в бюджете? кто тут говорил что бабла лет на 5 хватит на все

barloc

1) какой дурак будет вкладывать сейчас в российские компании?
2) зачем продавать компании на "низах".
Эффективность со всех сторон.

Stager007

barloc
1) какой дурак будет вкладывать сейчас в российские компании?
2) зачем продавать компании на "низах".
Эффективность со всех сторон.

1. Свои.
2. Своим.

Э - эффективность.

Noriega475

barloc
зачем продавать компании на "низах".
это совсем не низы

Mazilla

Э...
Мы хотим дождаться изменения мира?
Мы хотим улучшить мир?

Расклады, методы и результаты - ну прям как в Кристиании (это район в Копенгагене такой, знающие поймут). Туда бесплатно поставляется еда, электричество, вода, тепло и прочая медицина. И внутри происходят очень важные дела. Очень нужные. Очень интересные. И полезные.
Для тех, кто поставляет эту еду, электричество и пр...

Кремлимания становится оч похожей ...

Или я не так все понимаю?

weissbier47

РЖД и так не блещет, а тут совсем поездой накроется. Электрички на "неокупаемые" направления государство прикрыть не может, а частник запросто. Нуачо? Нафига "эффективному собственнику" в минуса работать? Только бизнес, ничего личного.

Stager007

Noriega475
это совсем не низы

Это не так важно если делать оценку стоимости предприятия в рамках метода ДДП (DCF), где главное - это прогнозы эффективного менеджмента о деятельности самого предприятия в будущем с учетом макроэкономической ситуации в стране и на рынке функционирования данного же предприятия.

Noriega475

Stager007
где главное - это прогнозы эффективного менеджмента о деятельности самого предприятия в будущем с учетом макроэкономической ситуации в стране и на рынке функционирования данного же предприятия.



вот именно,особенно наши энергетики,куча народу надеялась поднятся на них под обещанную реформу и что в итоге?тут единственный вариант это пытаться население агитировать как с народным ipo сбера,но время упущено.

lentyay

В США вообще нет гос. предприятий и чего?

Mazilla

lentyay
В США вообще нет гос. предприятий и чего?

Так они ж скоро умрут.
Все причем.
Это ж знают все, правда?

lentyay

И в Европе нет гос. предприятий насколько я знаю.

Ну и контр. пакеты 50% + 1 акция остаются у государства.

Mazilla

И в Европе нет гос.
И они тоже вот-вот пропадут.
На ладан же ж дышут, верно?

Останемся только мы - самые счастливые.
Чо тут непонятного...

И будем тут внизу, на рабоче-крестьянском уровне перетирать за дележи\
перепилы\перекруты верхних денег, собственности и раскладов.
Нам же нравится тереть на самые ВЕРХНИЕ темы, правда?
Это ж наше все.
Ну как мы без этих "50 + 1" или там "146" или "98,9" ???
Совершенно ясно, что НИКАК.

"И вновь продолжается бой,
И сердцу тревожно в груди..."

Stager007

Ну а говорить что этот распил новый или последний - не верно.
Посмотрите торги Росимущества, ежегодно десятки/сотни предприятий более мелкого масштаба приватизируются. Процесс этот никогда не останавливался.

dm_roman

так как в этой теме я не разбираюсь и не могу оценить за и против, то и не буду вякать свое малоимучее мнение, не аргументированное притом.

Larsen

Если изначально считать, что это новое наЁ...ние народа - так оно и есть.
Если считать, что это путь спасения экономики - так оно и есть.

Что до схемы - Прохоров взял под себя предприятие за 1 млрд. рублей - приватизировал.
Пришел в Кремль и взял дотацию на 1 млрд. рублей.
.........
Вот так это происходит.

------------------
Не беги быстро - умрешь усталым. С уважением, Сергей Ларсен

I-War

narkad
Набиуллина
Аркадий, как не стыдно такие фамилии с ошибками писать!? 😀

narkad

Это ж не я, это журналисты обеляют 😛
Я, когда пишу, пишу без ошибок 😛
------------------
Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат

narkad

Зато, вот, Медведев молодец! Провел серьезную реформу, которая поможет бюджетные деньги сэкономить!

02.02.2016 17:15
Путин упразднил Росграницу

Владимир Путин одобрил предложение премьер-министра Дмитрия Медведева об упразднении Росграницы. Функции ведомства будут переданы Министерству транспорта, сообщает "Интерфакс".

«Одно из предложений касается упразднения госструктуры под название Росграница, она занималась обустройством государственной границы с точки зрения строительных и транспортных технологий, была создана некоторое время назад, часть своих задач исполнила», — сказал Медведев на встрече с Путиным.

По мнению Медведева, «без ущерба качества те же самые функции можно выполнять в рамках Министерства транспорта, которому и могут отойти функции Росграницы».

«Хорошо», — ответил Путин.

Источник: "Интерфакс"

А с каким он героическим видом Президенту предложение озвучивает, прям, как проблему с всемирным потеплением решил https://news.mail.ru/politics/24719102/?frommail=1

Клоунада эта уже надоела, задачи важней, видать, не по плечу? Этож, не Америкенбой плясать...

------------------
Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат

TheKogt

Ща продадут, потом отнимут (см. историю с башнефтью) еще продадут. Не привыкать. Трагедии тоже особой нет, итак все по своим распихано, просто легалайз такой