"Русский охотничий журнал" на выставке на ВВЦ будет проводить мастер-класс охотничьей фотографии. Ведущие мастер-класса - Дмитрий Константинов и Михаил Кречмар.
Дата проведения: 2 марта 2014, воскресенье. Начало в 12 часов.
Помещение: Павильон 75, конференц-зал.
Немного рассуждений по охотничьей и просто по природной фотографии - ниже.
11 декабря 2013 года в Музее Охоты Дома Охотника на Головинском шоссе состоялось подведение итогов конкурсов 'Русского охотничьего журнала' и награждение победителей. Конкурсов у 'Журнала' было пять.
И конкурсы эти не были простыми.
Сделали мы это намеренно.
Естественно, не в наших силах и не в наших нынешних возможностях конкурировать с 'китами' российской природной фотографии - 'Дикой природой России' и 'Золотой черепахой'. Кроме того, лично у меня, человека фотографии не чуждого, и знающего мир фотографов-натуралистов не понаслышке, общая суета вокруг фотоанималистики довольно сильно удивляет. Когда-то, с Дмитрием Константиновым, председателем нашего жюри, мы подсчитывали ухищрения, на которые идут современные фотоанималисты для того чтобы получить призовой снимок. В этот список вошли съемки подраненных животных, съемки животных в капканах, съемки зверей, которых держат за лапы или даже прибивают гвоздем за хвост к бревну, и даже съемки, сделанные другими людьми. Один из асов отечественной фотоанималистики так объяснял почему он подписывает свои именем снимки, сделанные его помощником на таежном лабазе, куда приходили прикормленные животные:
- Аппаратура у нукера за двадцать тысяч долларов - моя, за лабаз и прикормку деньги заплатил я, зарплату нукеру - плачу я. Фотографии поэтому - мои.
Так что, разглядывая умильные портреты диких животных на престижных фотоконкурсах нет-нет, да и подумаешь - вот кабанчик заглядывает в камеру своими добрыми подслеповатыми глазами -а не висят ли в это самое время у него кишки, выбитые из крупнокалиберной винтовки?
Должен сказать, что на фоне этого знания всякие, иногда поднимающиеся в среде псевдозеленых спекулянтов, дискуссии 'корректно ли фотографировать животных в вольерах' и 'корректно ли загонять животных для фотографии со снегоходов' выглядят на редкость смехотворно.
В том числе и поэтому мы решили ограничить наш фотоконкурс достаточно жесткими формальными рамками (сохранив при этом значительные денежные призы). Сверхзадачей нашей было способствовать возрождению охотничьей фотографии как жанра, в том виде, в каком он существовал в шестидесятые-семидесятые, и, отчасти - восьмидесятые годы XX столетия в СССР, когда им занимались такие титаны, как Н.Н.Немнонов. Кроме того, была (да и никуда не делась) идея вспомнить о таком жанре, как охотничий натюрморт.
Надо сказать, что методика введения конкурсов в некое 'прокрустово ложе' оказалась эффективной, и даже несколько чересчур - не один и не два не расстающихся с фотоаппаратом охотника сетовали мне на сложные условия конкурса. Но условия есть, они сохранятся, и, возможно, еще усовершенствуются. Участникам конкурса надо понимать - наша задача показать современную русскую охоту в наиболее широком и выигрышном для нее спектре.
Мы совершенно намеренно исключили из конкурса трофейное фото - это собственный жанр, со своими правилами и мы его в принципе не обсуждаем. Нас интересует охота как часть естественной жизни, часть жизни вообще, часть русской культуры.
Несмотря на это, конкурс получился вполне международным - в частности, первое место в одной из номинаций получил азербайджанец Асиф Ильясов.
Фотография Асифа примечательна, с моей точки зрения, еще одним обстоятельством: она сделана: видеокамерой!
Здесь я еще немного побрюзжу - в наше время профессиональным фотографом принято считать человека с профессиональным фотоаппаратом - большим, дорогим, с громоздким объективом. А мой друг с Дальнего Востока, победитель многих международных фотоконкурсов, любит повторять - 'профессиональная камера - это камера в руках профессионала'.
С успехом Тебя, Асиф!
При этом надо понимать, что значительное количество снимков было выполнено на средневысоком уровне, однако особых вершин нашими авторами взято не было.
Интересно, что в альбомах фотографов-участников, которые они показывали мне сразу по окончанию конкурса, присутствовало некоторое количество снимков, по качеству заметно превосходивших конкурсные. В некоторой степени это объясняется некими внутренними мотивами конкурсантов, а в некоторой - тем, что конкурсанты сами не всегда понимают что у них находится на руках. Поэтому один из выводов, который мы сделали в результате конкурсов - это то, что к нему необходима некоторое образовательное сопровождение - лекции, мастер-классы, внеконкурсная программа.
Здесь же я хочу заметить, что нами в этих конкурсах была опробована идея интернет-голосования за лучшую работу. Которая блистательно себя дискредитировала. Не дорос наш народ до демократии:
Выставка фотографий конкурсов 'Русского охотничьего журнала' сегодня экспонируется в музее охоты в Доме Охотника.
Хорошо, Миша, тогда скажи мне, какая камера, на твой взгляд, сейчас более всего подходит для сьемки дикой природы?
И твой личный выбор?
Отличное предложение. Постараюсь быть.
Larsen
Хорошо, Миша, тогда скажи мне, какая камера, на твой взгляд, сейчас более всего подходит для сьемки дикой природы?
И твой личный выбор?
Я не могу ответить на этот вопрос, потому что у каждого человека есть свои предпочтения, свое понимание "дикой природы" и своя манера съемки.
Немного разверну идею мастер-класса. Несколько раз по итогам конкурса участники нам пеняли, что на самом деле призы получили личные знакомые членов жюри, принадлежащие к сообществу "состоятельных охотников".
Мы с Константиновым (который, к слову, прежде чем стать модным фотографом, проработал несколько сезонов в "счастливых людях", прямо в тех местах), решили попробовать показать вам внутренность кухни жюри.
Мы предлагаем участникам принести некоторое количество тех фотографий, которые они считают конкурентоспособными; анонимно загрузить их в ноутбук; а мы будем ВСЛУХ разбирать их с точки зрения жюри - почему то-то в этом снимке хорошо, то-то - не очень, а это - превосходно или наоборот, никуда не годится.
Перед этим мы расскажем вам что такое сегодня охотничья фотография за рубежом и какие там присутствуют школы (в современной России охотничья фотография как течение. увы, отсутствует); чем могла бы быть охотничья фотография в России и что нужно для ее становления.
Хорошо, Миша, ответь мне на простой вопрос - чем снимаешь сейчас ТЫ?
Larsen
Хорошо, Миша, ответь мне на простой вопрос - чем снимаешь сейчас ТЫ?
Nikon D7000 со сменными объективами - 18-200 и 80-400.
Но надо помнить, что я оставляю за собой возможность съемки живой природы - и зеркалка в этом случае пока (замечу - пока!) незаменима. Для подавляющего большинства я считаю достаточным суперзум или беззеркалку.
Для подавляющего большинства я считаю достаточным суперзум или беззеркалку.
Сейчас есть компакты с серьезной матрицей и хорошим многократным зумом, достаточным для интернет-применений и печати 20*30 см, при удаче (например солнечная погода, т.е. короткая выдержка и отсутствие шевеленки) и 30*45см.
ИМХО, зеркалка нужна тому кто планирует печатать особо шедевральные кадры, и тут можно дойти до потолка - штативы, специальные "качели" для тяжелых зумов, профессиональные зумы типа Nikon 200-400. Но иметь такую аппаратуру и не пользоваться ей серьезно глупо, а совмещать это дело с охотой очень тяжело.
а совмещать это дело с охотой очень тяжело.Либо менять охоту на фотоохоту. Имхо.
Фотоохота с охотой сочетаются плохо.
Фотоохота с охотой сочетаются плохо.
+100. Одно вредит другому. Да и стрелять в птицу/животину, которую только что заснял, не хочется, на токах уже давно не стреляю.
Но тут же речь об охотничьей фотографии? Т.е. набор сюжетов гораздо шире чем на фотоохоте. Быт, портрет, пейзаж мест обитания зверюшек, при удаче сами зверюшки.
Ну вот у нас следующие номинации - они претерпели некоторые изменения.
ОХОТНИК В МИРЕ
Охотник с оружием / духовым манком / биноклем / прибором ночного видения / дальномером и пр. во время охоты в диком ландшафте.
Портрет в пейзаже. НЕ ТРОФЕЙНОЕ ФОТО!
МИР ОХОТНИКА
Пейзажная или ландшафтная фотография, включающая элемент охотничьей практики - наслед зверя, собаку в поиске или животное-объект охоты. Элемент должен не превалировать над пейзажем, а лишь дополнять его.
ОХОТНИК И ЕГО ДРУГ
На фото - процесс охоты с собакой, подготовка к охоте с собакой. В кадре - охотник и собака или только собака в поиске, со зверем, с трофеем и пр.
Рассказ одного из участников семинара
http://esperanzan.livejournal....=426318#t426318
kiowaЯ видел , как на притравке по подсадному медведю собаку бросали на мишку Фотограф в это время снимал .Собака получалась, нападала с оскалом, но глаза всё равно выдают, её шок.Мне объяснили , что по другому не снять...Хотя думаю , что после такого, собака и на трёшку не наработает.
В этот список вошли съемки подраненных животных, съемки животных в капканах, съемки зверей, которых держат за лапы или даже прибивают гвоздем за хвост к бревну, и даже съемки, сделанные другими людьми.
А можно поподробнее о фотографиях, с самими "эксклюзивами" (если можно , конечно и это не перечит авторским правам)?Интересуют собаки.На "доге" молчат, на "..с лайкой" тоже.Больше, где смотреть не знаю..
Михаил, очень была рада личному знакомству с Вами и Дмитрием. Для меня это была первая встреча с профессиональными фотографами и только сегодня я начинаю понимать, как это было важно и нужно. Как любители, мы чаще смотрим на фотографии таких же любителей, как мы сами и, по большому счёту, особенно в области охотничьей фотографии, разница между нашими работами не такая существенная, а нам самим не всегда удается посмотреть критическим взглядом на свои работы. В этом смысле эта встреча стала стимулом для дальнейшего развития.
Что касается материалов, которые подготовил Дмитрий, то это серьезные ориентиры. Уровень работ такой, что даже сейчас могу закрыть глаза и вспомнить каждую фотографию в отдельности и в деталях. Всё упало в подсознание и я надеюсь, заработает!
Огромное спасибо и буду ждать новых анонсов и продолжения общения с профессионалами.
Нелли
отличная информация, но, как обычно, увидел уже после, как прошло?
Не смогла на встрече сформулировать,но меня несколько напрягло наличие большого количества постановочных фотографий среди работ западных профессионалов. Пока это не осознаешь, вроде нормально, но если осознаешь, то куда-то весь эффект от снимка пропадает. Думала, что это только мое восприятие и таковы реалии... Ан нет, вот, например, мнение относительно постановочных фотографий сформулированное ещё в советскую эпоху:
"...Однако некоторые фотографы рассуждают так: разве обязательно тратить столько времени и терпения на поиски? Разве не проще остановить людей, подсказать им, что они должны делать во время съемки, куда смотреть, какие принять позы? Мы порой еще встречаемся с работами, подобными фото 21, которое выполнено по такому рецепту. Снимки, где отчетливо проступают режиссерские усилия фотографа, получили специальную классификацию, их называют "постановочными", "инсценированными", "организованными" и пр.
Когда-то свободу репортажной съемки сковывали недостаточная светосила объективов, малая чувствительность негативных материалов. И тогда приходилось останавливать действие и движение, усаживать снимающихся людей перед аппаратом, придавать им устойчивые, статичные позы.
Но чем объяснить появление таких снимков сегодня? Пожалуй, тем, что получать подобные кадры проще. Но какова их ценность? Остановленная, застывшая жизнь...
Утрачена живость и непосредственность изображения. Нет, мы раз и навсегда откажемся от этой чуждой современному фотоискусству методики решения темы, поищем лучше еще, посмотрим, что предлагает нам жизнь. В искусстве немало сюжетов опирается на прямой жизненный материал, а фотография особенно прочно связана с фактами и событиями действительности."
Наверное, это идеалистический подход и совсем не коммерческий, но мне он как-то ближе 😊
Нет, это просто именно что репортажный подход. Надо помнить, что Дима уже 15 лет как рекламный фотограф, поэтому аберрация в эту сторону у него неизбежна.
Репортажная же съемка, как мне кажется, берется, прежде всего, огромным количеством снятого материала.
Есть, кстати, еще одна деталь. которой профессиональный фотограф отличается от любителя)))
В ситуации, благоприятной для съемки, профессиональный фотограф делает огромное количество снимков - многие десятки - играя ракурсами, светом, кадром, фокусным расстоянием. В ситуации же, неблагоприятной для съемки, он, скорее всего, снимать вообще не будет.
А любитель - будет. И сделает по одному кадру, как в первой, так и во второй ситуации)))
sagra
posted 3-3-2014
" ...А можно поподробнее о фотографиях, с самими "эксклюзивами" (если можно , конечно и это не перечит авторским правам)?Интересуют собаки.На "доге" молчат, на "..с лайкой" тоже.Больше, где смотреть не знаю".
Виасанта
Пока это не осознаешь, вроде нормально, но если осознаешь, то куда-то весь эффект от снимка пропадает.
Нель, ты попробуй как-нибудь сама "поставить" снимок, чтоб он заиграл... Я тебя уверяю, после такого опыта весь эффект к тебе вернется с удвоенной силой 😛
Нель, ты попробуй как-нибудь сама "поставить" снимок, чтоб он заиграл...
Лёш, что касается натюрмортов и портретов - это искусство, которому этому надо учиться и которого нам многим не хватает. А вот в репортажной и сюжетной съемке, я точно за КАПреализм 😊
kiowa
В ситуации, благоприятной для съемки, профессиональный фотограф делает огромное количество снимков - многие десятки - играя ракурсами, светом, кадром, фокусным расстоянием. В ситуации же, неблагоприятной для съемки, он, скорее всего, снимать вообще не будет.
А любитель - будет. И сделает по одному кадру, как в первой, так и во второй ситуации)))
Да, наверное, некоторое время назад так и было, с плёнкой. А сейчас мы любители, ох, как тоже любим "пощелкать", но скорее с надеждой на случайный успех и с лёгкими попытками чем-то "поиграть"...Но даже это хорошо, втягиваемся в процесс, особенно, если и в самом деле что-то ВДРУГ получается. А там и до начать "ДУМАТЬ" не так далеко 😊
На следующий семинар вместе с Димой позовем Глеба Щелкунова - он 30 лет работает на ТАСС, "Известия" и "Коммерсант".
Буду следить за анонсами. Спасибо!
Ну вот опять жеж... Очень приятно собираться узким кругом, но я бы предложил его расширять. Проблем здесь довольно много, и одна из них - люди очень не любят критику. Даже по малейшим поводам. Поэтому одно подозрение что тебя могут критиковать отваживает от нашей тусы сразу почти всех.
Нам тут пишет некий гражданин - я - профессиональный фотограф! Да как вы можете! Какие ваши доказательства?
Вот.
На семинаре - пожалуйста.
Есть наши доказательства. Хочешь поделиться своими - welcome!