Снаряжение промышленника на Урале в середине 19 века

kiowa

Л.Сабанеев, "Звериный промысел в Уральских горах"

"Весь охотничий прибор висит на ремне, перекинутом через плечо, и у зверопромышленников состоит обыкновенно из следующих частей: к концам ремня прикреплена так называемая: 1) натруска, или иначе пороховница, состоящая из двух круглых половинок, связанных медным или железным кольцом, сбоку которого припаиваются ушки, в которые продеваются концы ремня; сверху этой натруски, имеющей вид широкого, внутри пустого кольца, с глухой вставкой посередине, вделывается металлическая узкая трубка с рычажком, прикрывающим её отверстие с помощью пружины, утверждённой на связывающем обруче; обе половины натруски выдалбливаются обыкновенно из корня берёзы, редко делаются из осины. С боков ремня привязаны на ремешках; 2) отвёртка - простой кусок закалённого железа, отточенный с одной стороны, а с другой тонкий, вогнутый кольцом; 3) мерка для пороха роговая или железная; 4) забойник, состоящий из толстой медной проволоки, вставленной в крепкую вязовую или берёзовую ручку; 5) кожаный мешок с деревянным горлом для пуль и запасных кремней; 6) кожаный мешок для тряпок, необходимых при очистке винтовки, и иногда 7) точёная деревянная пистонница.
Заряжание винтовки весьма сложно и потому гораздо продолжительнее заряжания дробовика. После каждого выстрела промышленник навёртывает на железный шомпол, оканчивающийся шишечкой, кусок тряпки и вычищает внутренность ствола, затем опрокидывает натруску, и нажав пружину, насыпает порох в мерку, а из мерки в ствол, потом смазывает внутренность ствола тряпкой, вымоченной в постном масле, вынимает пулю, вколачивает её вершка на полтора забойником, потом прогоняет шомполом, ударяет последним известное число раз и насыпает порох на затравку или надевает пистон. Пули обыкновенно делаются несколько большего калибра, так, чтобы они не могли свободно входить в дуло; только в случае опасности или неожиданного приближения зверя употребляются так называемые прокатные пули, которые промышленник держит про этот случай за щекой. Вообще пули редко отливаются в форме, а обыкновенно нарезываются из свинцового прутика определённого диаметра и потом несколько округляются. Самый свинец большинство уральских промышленников добывает из свинцовых руд, местонахождение которых держится им в строжайшей тайне и большею частию вовсе не известно заводоуправлениям".

Lat.(izvinite) strelok

А. А. Черкасов, "записки ружейного охотника восточной сибири", 1867 год.
Миш, а не был ли Сабанеев немного того... плагиатором, а? 😛

kiowa

Вряд ли, Ген. В те времена за это могли руки не подать - и считалось оно похлеще иска о нарушенном авторском праве. Тем более, среди охотников. Просто бывали в одних и тех же местах.

Lat.(izvinite) strelok

Гммм... пойду на чердак, Сабанеева полистаю. 😊 может чего интересного найду 😛

3Тон

а мы... мембраны, прицелы, бенчрест карабины...

Egor Irkutsk

Михаил Арсеньевич, я тут влезу, если Вы не против. (Как без меня то 😊 )
К теме о снаряжени ,хочу добавить понягу которую использовали не только охотники но и прочий блудный лесной люд. Кстати с тех времен изменилось в её конструкции мало чего. И носят сие изобретение в наши дни многие "лесные люди" с удовольствием.
Сегодня дома пороюсь в старых альбомах ,должны быть где то фотки, делал их в Жигаловском и Казаченско-Ленском районах. Если найду обязательно прицеплю. Фотал я ,заслуженных промысловиков района, еще в пору своей редакторско-журналистской деятельности .Так они все с понягами. Я помню и конструкцию в деталях фотографировал. Постараюсь найти.

А пока вот рисунки, может кому будет интересно. Кстати понягу лабаз ,тоже встречал в жизни пару-тройку раз.

С ув.


kiowa

Да какие тут против, я только "за"!

Lat.(izvinite) strelok

сия поняга- лабаз не есть функциональная, я сделал чуть иначе. сегодня сфоткаю- там понятно в чем секас. Я с нею на козлов на засидку хаживал- удобно, чтобы на твоей засидке никакой "натуралист" не сидел- пришел, залез, подвесил. Отсидел- отвязал- приторочил- унес 😊

New

Lat.(izvinite) strelok
А. А. Черкасов, "записки ружейного охотника восточной сибири", 1867 год.
Миш, а не был ли Сабанеев немного того... плагиатором, а?
Сабанеев -всего лишь толклвый компилятор. Данный факт общеизвестен и не скрывался и самим автором - в конце каждой книги у него приведен список источников.