Томск, боровая 2009. Запоздалый отчет.

SUNtehnik

- Ну, что, много настрелял?

- Да какой там! 1й год такое вижу, ни свистеть ни лететь не хотят! С другой стороны, ведь, есть птица, куда она подаваться-то могла?..

- Такая же беда! С подхода, вон, разлетаются кто куда, а чего не свистят-то?! Погода как на заказ - солнышко, штиль...

- Эх, в прошлом году такую бы погоду!


Продолжая диалог в прежнем ключе, отвлекаясь лишь, что бы отпустить крепкое словцо в адрес кедровок, тарахтящих на всю округу, друзья-охотники не спеша брели в лагерь.


«Ну, чего настреляли, кормильцы», - прямо с порога лагеря начал ёрничать Саня

- да какой там... что-то совсем пусто

- но погода в этом году отличилась, - снова кивал Саня, и солнышко тебе, и тепло, - еще бы ночью так не морозило!

- да ну, ты прямо как какой-нибудь турист рассуждаешь! -6 что за мороз! Мы вот при -20 в палатке спали и хоть бы хны, нормально!

- эх, что-то я каждый раз, как эти слова слышу, так у вас в палатке все холоднее и холоднее становится! В прошлый раз, вроде, там всего -15 было?

- ай, да ну тебя! Как сам-то отстрелялся?

- Да, пусто все - крокодил что-то не ловится...

- Ну, выходит, кризис, он и в тайге кризис... Ставь чай!


Неспешно разлив чай по кружкам, сдобрив его сгущенкой, которая почему-то «шла» исключительно на природе и полностью игнорировалась дома в холодильнике, мы стали ждать возвращения Сереги, чья фигура довольно скоро показалась на краю околка...


- Ну как?

- Один.

- Блин, где ты их берешь? Сколько ходили - ни одного не взяли!

- Да... С подхода... Вытоптал.


Между тем, собаки суетились рядом с нами, украдкой кидая хитрущие взгляды, в ожидании удачного момента, что бы стащить со стола какой-нибудь лакомый кусок.


В самом деле, изменения произошедшие этой осенью в природе, просто обескураживали. Предпринятая мною с Игорем в 20 числах сентября пробная «вылазка» за рябчиком не принесла ни каких успехов. Птица крайне неохотно отзывалась и ни в какую не летела. Можно было бы все списать на погоду, но, как на зло, было солнечно и безветренно. В итоге, что бы не ставить под сомнения собственные навыки владения манком, быстро нашли сами себе убедительное оправдание «еще, наверное, рановато, это весна была холодной, вот и выводки были поздними». Теша себя этой мыслью, спланированная на 8 октября поездка в тайгу, выглядела особенно заманчивой «как раз приедем вовремя». В принципе, положа руку на сердце, день приезда в лес не разочаровал... кто-то даже свистел, отзывался и летел, в результате, добытой дичи хватило на «фирменное» - рябчики, запеченные в фольге на углях. Порций получилось ровно по количеству охотников. Вечерним фантазиям относительно дня нынешнего, увы, осуществиться не удалось. На свист, почему-то, слетались только кедровки. За несколько минут они собирались в банды по 4-5 птиц и плотно «забивали эфир» своим карканьем. Рябчики же, напротив, молчали «как партизаны на допросе», да и увидеть их удавалось лишь в момент, когда, завидев охотника, они шумно перелетали откуда-то из валежника в гущу тайги... Настоящим утешением охотничьему горю послужили брусничники. Поразительное обилие ягоды заставляло вновь и вновь тянуться к красным бусинкам, рассыпанным по зеленому мху. Сидя под сосенкой и посвистывая в манок, рука сама собой срывала и клала в рот растущую рядом замороженную бруснику, что бальзамом на душу сглаживало расстройство от незадавшейся охоты.

Утренняя охота пролетела стремительно. Дорога в лагерь, перекус. Хочется отдохнуть и, быть может, вздремнуть, так как ранний подъем дает о себе знать, но дела сами собой не сделаются. Надо мыть котелки, варить обед, готовить дрова на ночь, так как вечером будет уже не до этого.

Надо отметить, что заготовка дров в этих местах не только не в тягость, но даже доставляет удовольствие. Доехав до ближайшей брошенной вырубки всегда можно выбрать из кучи «отбракованный» лесозаготовителями ствол посуше, да потолще. Уже в лагере попилить его на чурки и наколоть нормальных сосновых поленьев. Костер тогда получается какой-то аккуратный. Нет торчащих в разные стороны толстенных «лесин» и кучи обгорающих мелких веток. Да и, что не говори, а подбрасывать колотые дрова, это почти что «по домашнему», как бывает, когда топишь печь. А глядя на кучу колотых полешек на душе само по себе становилось спокойно - с костром проблем не будет!
Покончив с обустройством быта, возвращаемся к охоте. Быстро решаем, кто куда пойдет.


Мне достается «дорога на старый лагерь».

Несколько лет назад, когда здешние места не были нами столь изучены и исхожены, а щеки участников охоты были не в пример меньше, случилось нам стать лагерем вдоль одной из многочисленных лесных дорог. Расположение стана казалось очень удачным, благо вырубка рядом, а значит, и проблем с дровами испытывать не придется, а что до дичи, так в полукилометре в любую из сторон не раз приходилось стрелять рябчиков. Только вот рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше, вот и мы нашли другое место для нового стана, а за этим так и сохранилось название «старый лагерь». Тропинка, ведущая к нему, проходила через замечательные места, где жили многочисленные выводки рябчиков, так что данный охотничий маршрут считался между нами достаточно перспективным. Однако разочарование ждало и здесь. Не смотря на то, что в прошлом году я пальцем мог показать, где живет тот или иной выводок, сейчас, зазывные трели моего манка, не получили ни единого ответа.

Налетевший было сплин тут же отогнали свежие следы небольшого мишки, который не так давно процарапал своими когтистыми лапами старую лесовозную дорогу. Немного занервничав, рука тут же тянулась проверить карман с «пулевыми», так как не секрет, что если постоянно охотишься в местах, где бродит мишка, вопрос о встречи с ним, это всего лишь вопрос времени...

На белом мху подобрал кедровую шишку. Надо же - целая. Испачкав руки в липкой смоле с удовольствием сощелкал орех за орехом. Вот ведь - дела. Как ни купишь в городе стакан «свежих» - половина обязательно пустых будет, а тут все как на подбор... Тишину тайги нарушил чей-то бег и, весьма скоро, на дороге показался Вагай - Санина лайка. На окрик, раздавшийся позади, кобель моментально метнулся на призыв своего хозяина. Надо признать, что обладая добрым нравом и тяжелой рукой Саня не жалея сил воспитывал своего питомца. Его старания не пошли даром, так как по сравнению с прошлым «щенячьим» годом Вагай стал намного воспитанней и серьёзней. Тем не менее, собачья натура часто брала верх над манерами, и, при удобном случае, он не упускал возможности умыкнуть кусочек повкуснее, с хозяйского стола...

Повстречавшись с Саней, узнал, как часом ранее, «собакин» поднял на сосну глухаря и успешно облаивал его, до прихода хозяина. К сожалению, стрелять по птице было нельзя, так как лицензий в этом году достать так и не удалось, однако, тот факт, что молодой Вагай успешно отработал по глухарю, безусловно радовал.


Вот и снова лагерь. Ноги, после 20-25 пройденных за день километров, с непривычки ноют. Нет ничего приятней, чем сбросить обувки и посидеть босиком, грея ступни у костра, пока компаньоны, пришедшие в лагерь пораньше, заботливо нальют 30 грамм «с устатку». Немного отдохнув, надо приниматься за приготовление ужина, так как вечер в тайге в это время года протекает довольно стремительно. Вот еще только было светло, и тут раз - день кто-то выключил.

Последняя утренняя вылазка, должна была подвести черту под всей поездкой. Как ни крути, а рябчиковая охота, это в 1ю очередь охота с манком. Именно она зависит в большей степени от мастерства охотника, а не от банальной удачи, как при охоте «с подхода». Добычливость, при использовании пищика тоже выше, но совсем не она является главной. Главными, становятся моменты, когда с замиранием сердца, по 20-30 минут, не меняя позы, пересвистываешься с рябчиком и выманиваешь его на открытое место. Когда сидя на мокром мху, вдыхая терпкий, дурманящий аромат багульника, думаешь лишь о том, как бы сдержать учащенное дыхание, которое может подвести, при свисте очередной трели. Когда, пересвистываясь с одной птицей, неожиданно прилетает и садится рядом с тобой «молчун» все это время сидевший где-то неподалеку. За такими моментами хочется возвращаться вновь и вновь. Но, увы, сегодня об этом можно было только мечтать. Подманить рябчика удалось лишь в самый первый день приезда, остальные дни, были проведены в «свисте без надежды на взаимность». Пока я шагал, размышляя о таких вот превратностях, с края дороги неожиданно впорхнул и уселся на ветку пестрый птиц. Ну, пронеслась в голове мысль, хоть с подхода подфартило. Выстрел сносит петушка с ветки и, спустя миг вижу, как на мху бьётся рябчик - подранок. Эх, дружище, как же так тебя так неудачно зацепило!? Подобные вещи время от времени происходили со мной на охоте, однако, в этот раз на душе стало грустно... То ли днем, раньше, зря нахваливал себя, как точно «снял» рябчика с ветки, четко попав дробью «по месту», то ли просто забыл, как оно бывает... Нож быстро исправил все допущенные ошибки... Воистину, правы те, кто говорит, что «охота это все то, что происходит до выстрела».


Не заметил как добрался до очередного места, где мне, год от года везло «разговорить» рябчика. Сажусь под свою сосенку и начинаю свистеть. К моему удивлению, безбожно картавя последнюю трель, мне отзывается молодой петушок. Через некоторое время, он перелетает ближе, а потом и вовсе садится аккурат на сосну, под которой я сижу! Слышно, как он скачет где-то вверху, стараясь рассмотреть собрата, однако, густые раскидистые ветви надежно укрывают его от моего взгляда. Ну вот тебе раз. Подманил - ближе некуда. Минут 20 пытался заставить птицу пересесть, но, увы, тщетно. При очередном неловком движении, рябой улизнул обратно в чащу. Ну что же, охота, это ведь то, что до выстрела? Получите - распишитесь!


В лагере ждала очередная «проза жизни». Запас привезенной питьевой воды благополучно закончился, а вода из таежной речки имела насыщенный цвет крепко заваренного чая. При кипении на поверхности образовывалась пена, как при варке мяса. Ну, что теперь делать, пенку снимали ложкой до тех пор, пока она не перестала появляться. Полученный в итоге чай, имел странный привкус и цвет, однако, пользовался не меньшим успехом, чем из «домашней» водицы.

Ну, что же сказать, выходит, не только накормила нас тайга, но и заставила напиться из той же чаши со всем, что окружало нас все это время, проникнув в нас еще глубже, изнутри. Наверное, это и заставило нас пересмотреть «итоги». Ведь охота, она же то, что было до выстрела, выходит, чем меньше было выстрелов - тем больше получилось охоты!

white

Как всегда прекрасный рассказ, с полем!

likin1

С Полем!
Хороший отчет Молодцы!
Добрых Вам Охот!

Арго

проникнув в нас еще глубже, изнутри.

С полем, Дмитрий! Красивые места в Томской области... жил, работал и охотился у вас в 2003 - 2004 годах, и по настоящему "заболел" охотой... люди очень хорошие у вас, много настоящих охотников... удачи вам на охотничьей тропе!!!!!

ujylehfc

C полем. Тоже охотился в Томской обл. А вода случаем не из р. Чая? А то даже поговорка есть: "Речка Чая цвета чая"

Пензяк 58

Дмитрий, респект Вам и большое уважение!!! Остался под огромными впечатлениями. Читал Ваш отчет как завороженный, переживая вместе с Вами весь процесс охоты. Вы настоящий мастер слова, я даже не побоюсь этого сравнения. Это дано не каждому. Побольше бы таких красивых историй. С полем.

------------------
____... у кого рубанок, у того по дороге гладко...

SUNtehnik

Спасибо, коллеги, на добром слове!
2ujylehfc - Нет, это не Чая, это таежная речка Тунгусска

TRAF

Спасмбо!
Каждую осень прекрасный отчет! Молодцы.

Slayder

С Полем !
Очень интересный рассказ.
У меня этот год с рябчиком хуже, чем в предыдущие, правильно заметили - кризис 😊