Нахождение в охотничьих угодьях с оружием,

Andruha

5. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием,
независимо от наличия на оружии чехла,
приравнивается к охоте

(Извлечение)


Прокурор Камчатской области обратился в суд с заявлением о
признании противоречащим федеральному законодательству,
недействующим и не подлежащим применению положения Закона
Камчатской области от 3 августа 2001 г. "Об охоте и охотничьем
хозяйстве в Камчатской области", в частности ч. 2 ст. 4,
устанавливающей, что к охоте приравнивается нахождение в охотничьих
угодьях с незачехленным охотничьим оружием, капканами и иными
орудиями охоты, собаками без поводков и намордников, другими
ловчими животными и птицами либо с продукцией охоты.
Решением Камчатского областного суда от 16 апреля 2003 г.
требования прокурора удовлетворены, слова ч. 2 ст. 4 оспариваемого
Закона "с незачехленным охотничьим оружием" признаны
противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не
подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную
силу.
В кассационных жалобах представителя губернатора Камчатской
области, Совета народных депутатов Камчатской области поставлен
вопрос об отмене решения суда в части признания противоречащим
федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим
применению оспариваемого положения ст. 4 Закона области.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
20 июня 2003 г. оснований для отмены решения суда не нашла, указав
следующее.
В силу ст. 41 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ
"О животном мире" отношения в области охоты и охотничьего хозяйства
регулируются на основе настоящего Федерального закона, специальным
федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими
федеральными законами, иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Положения об охоте и охотничьем
хозяйстве РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров
РСФСР от 10 октября I960 г. N 1548 (действующего в настоящее
время), "нахождение в охотничьих угодьях с оружием...
приравнивается к охоте". При этом не конкретизировано, в каком
именно виде должно находиться оружие: зачехленном или ином.
В п. 11 этого же Положения указано, что производство охоты
регулируется правилами, издаваемыми Советами Министров автономных
республик, крайисполкомами, облисполкомами в соответствии с
типовыми правилами охоты, утверждаемыми Главным управлением
охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР.
Согласно ч. 2 п. 1 Типовых правил охоты в РСФСР, утвержденных
приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников
при Совете Министров РСФСР от 4 января 1988 г. (в редакции приказов
от 3 мая 1988 г., от 23 мая 1989 г., от 26 апреля 1990 г. и 30 мая
1991 г.), нахождение в охотничьих угодьях с огнестрельным
оружием... или с охотничьим оружием в собранном виде на дорогах
общего пользования приравнивается к производству охоты.
Проанализировав положения федерального законодательства, суд
пришел к правильному выводу о том, что оно приравнивает нахождение
в охотничьих угодьях с огнестрельным оружием к производству охоты,
поэтому норма оспариваемого Закона области в части слов "с
незачехленным охотничьим оружием" как противоречащая федеральному
законодательству обоснованно признана недействующей и не подлежащей
применению.
Доводы представителей Совета народных депутатов и
администрации Камчатской области о том, что названные нормативные
правовые акты Правительства не могут применяться, так как приняты
не на основе Федерального закона от 24 апреля 1995 г. "О животном
мире", обоснованно признаны несостоятельными.
В силу ч. 2 ст. 115 Конституции Российской Федерации
постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 23 декабря 1993 г.
N 2277 "О преобразовании и реорганизации Совета Министров -
Правительства Российской Федерации" в связи с принятием всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации и
необходимостью приведения в соответствие с ее положениями структуры
исполнительной власти Российской Федерации Совет Министров -
Правительство Российской Федерации преобразован в Правительство
Российской Федерации.
В ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря
1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" также
содержится указание о том, что постановления и распоряжения
Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в
Российской Федерации.
Исходя из анализа названных правовых норм, как правильно
указал суд в решении, следует, что принятые ранее нормативные
правовые акты Правительства Российской Федерации и действующие на
сегодняшний день обязательны к исполнению на всей территории
Российской Федерации. Поскольку Правительством Российской Федерации
не приняты в соответствии с Федеральным законом "О животном мире"
иные нормативно-правовые акты, вышеназванные нормативно-правовые
акты, регулирующие вопросы охоты и охотничьего хозяйства, применимы
на территории Российской Федерации, и законы субъекта Российской
Федерации, регулирующие эти же вопросы, не должны им противоречить.
Ссылка представителя администрации Камчатской области на
Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" и
постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г.
N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного
оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации"
ошибочна, поскольку, как правильно указал суд, названное
законодательство регулирует вопросы, касающиеся оборота оружия.
Утверждение в кассационных жалобах о том, что в связи с
отсутствием специального федерального закона, регулирующего
отношения в области охоты и охотничьего хозяйства, и наличием
только постановления Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г.
N 1548 приоритет имеет закон субъекта Российской Федерации,
основано на неправильном толковании норм материального права.
Вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации регулируются на федеральном уровне не только
законами Российской Федерации, но и иными нормативными актами, в
частности Указами Президента и постановлениями Правительства
Российской Федерации. Поэтому законы субъекта Российской Федерации
по вопросам совместного ведения не должны противоречить и указанным
нормативным актам.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
решение Камчатского областного суда от 16 апреля 2003 г. оставила
без изменения, а кассационные жалобы представителя губернатора
Камчатской области и Совета народных депутатов Камчатской области -
без удовлетворения.