Дайв сафари на дальний юг Красного моря

Diver
Арабы и пунктуальность - это антонимы. Рассказ об арабской пунктуальности - это фольклор и сказки. Прилетев в славный город Красноморск часов в 11 утра, мы только в 2 ночи попали на наш сафарийный бот. Ну, часов 5 пилить до Марса Алама. Нас повезли отобедать в странное место - арабский ресторан тайской кухни. Это примерно как ресторан русской кухни у кавказцев, наверное. Но да Lemon Juice хороший. Его было выпито немало. Как вы думаете, пока мы обедали, можно было пригнать сменного водителя? Можно. Выяснилось, наш водитель «тыщу лет за рулем и три века без сна» только после нашего обеда и неспешного моциона по новой набережной Хургады. Потом кучу времени мы ждали пока приедет сменный водитель. Ну да ладно, это все мелочи.
Все равно, погода шептала, небо было чистым, на улице было 30 градусов. Настроение было замечательным. Кстати, в славном городе Красноморске я не был 8 лет. Все как-то в Шарме да в Шарме: Увидел новую набережную с моционной дорожкой вдоль порта, ресторанами по другую сторону, фонарями. Все красиво, чисто и здорово. Я даже было подумал, что Хургада обогнала Шарм в плане прогулочной зоны и что здорово изменилась в лучшую сторону. Оказалось, что дорожка не так велика. И шагнув два шага в сторону, и приехав в центр города, оказываешься в еще большей помойке, чем было тогда. Такую разруху и грязь на квадратный метр города и количество строек века я не видел нигде. В общем, не растекаясь мыслью по древу просто скажу, что если вы не ныряете, езжайте только в Шарм. Только и только в Шарм. Не устану это повторять. Не надо в Хургаду.
В полвторого ночи мы добрались до порта Марса Алам, где нас ждал наш красавец - сафарийный бот «Богемия». Отдельно стоит сказать про сам порт Марса Алама. Порт Марса Алама представляет собой унылый песчаный берег, дороги к которому нет и автобусы вынуждены ехать прямо по пустыне, подойти к берегу боты также не могут, поэтому стоят на рейде, а к берегу ходят надувные моторные лодки, так называемые «Зодиаки». В общем, как такового порта нет. Освещением «порта» являются луна, звезды и фары вашего автобуса. Короче, росто место без кораллового рифа, где принято грузится на боты. На берегу нас ждало «альпийское нищенство» в виде малорослых местных «индейцев», которые пытались отнять у нас сумки и погрузить на Зодиаки всего за «пять баксов» с носа. Им был задан вопрос - умеют ли они ходить? После утвердительного ответа были посланы конкретно и не вызывающего возражений тоном. Сумки свои мы сами покидали в Зодиак и, как я говорил выше, в 2 часа ночи взошли на борт, собрали снарягу, дабы не тратить время утром и разместились по каютам.
Первый дайв, ввиду нашего позднего прибытия, был в районе обеда. Далее же все пошло по нормальному расписанию. Начали мы обныривать море с южных рифов, к которым всю ночь шел наш бот - Роки Айлэнд и Забаргад. Потом пошли на север, обныривая по пути встречающиеся рифы. Большие переходы делали по ночам. Как -то ночью во время штормовой волны я забрел в капитанскую рубку. Наш бот вздымался на волнах на полном ходу и обрушивался вниз «стремительным домкратом» практически по самые иллюминаторы кают, которые попросили закрыть, дабы не налилось воды. Зайдя в рубку с видеокамерой и внешним светом я увидел сидящего в полной темноте на корточках на передней панели помощника капитана, который прильнул головой и одной рукой к лобовому стеклу, второй рукой «рулил» штурвалом. Ни одного прибора, включая GPS, включено не было, спереди прожекторов тоже не было включено. Темнота хоть глаз коли. Как он шел, ума не приложу. Но шел точно. Надо отдать должное. По пути как-то днем мы встретили выскочивший на риф на полном ходу один сафарийный бот «Green Force». Для кого-то сафари закончилось. Благо, тот бот так хорошо выскочил на этот риф, что затонуть ему просто было некуда - он на нем просто сидел.
После первого дайва у меня отказала первая ступень регулятора. Я его отдал перед поездкой в плановое обслуживание и вот. Редуктор начал натекать. А впереди еще неделя погружений. Ни ремкомплекта, ни настроечного манометра: Пришлось брать в руки набор шестигранников и разводной ключ. Почистил седло клапана первой ступени, собрал. И, о чудо, заработало! Давление, правда, выставил на глаз. Но, как показал замер по приезду - ошибся только на одну атмосферу.
Обычный распорядок дня на боте следующий. Подъем в 6-30 утра. Чай/кофе/печенье. В 7 часов брифинг. То есть, в картинках нам показывают риф или затонувший корабль, куда предстоит погрузиться, рассказывают о течениях, глубинах, куда нас высадят и где нам собраться и через сколько. Это важная часть подготовки к погружению. Дабы не потеряться, не быть унесенным течением и увидеть самое интересное. Ну и для подводных фотографов давало информацию какой объектив и порт ставить - макро, зум или широкоугольник. Далее мы разбивались на группы и шли нырять, либо везлись на Зодиаках к месту погружения. После погружения, это уже часов в 9, был завтрак. Обычный ресторанный арабский завтрак. Так называемый континентальный. Яичница, колбаска, салатики, блинчики: Через час снова брифинг и снова погружение. Этот час-полтора между утренним и дневным погружениями занимал урок по подводному фото и видео. Вообще, данное сафари анонсировалось как фото и видео сафари с известными фото и видео операторами, которые обещали давать уроки и мастер-классы. Учитывая, что сам имею видеокамеру и подводный бокс со светом, понятно почему я выбрал именно это сафари. Далее следовало погружение, а опосля обед. Кормили достаточно разнообразно на обед. Хотя преобладала курица с рисом и тушеная говядина. Курицу кок каждый день готовил по-разному. Говядину делал превосходно вообще. А уж какой пир он закатил нам в крайний вечер на корабле. С большой запеченной индейкой и тортом. Лично резал и накладывал страждущим. Ну да я отвлекся. После небольшого отдыха и перехода на другой риф, снова брифинг и погружение. Опять отдых небольшой и снова брифинг и ночной дайв. После которого уже был ужин (это уже было часов 9 вечера). И уже потом наступало, так называемое личное время до отхода ко сну. Зря вы думаете, что в вечернее «личное время» все беспробудно пили на верхней палубе. Хотя такие и были. Но основная масса была занята делом более интересным - просмотром видео, фоток, перекачивание их на компы и т.п. И не забывайте, что на следующий день подъем в 6-30 утра снова. Так что время пролетало настолько быстро и незаметно, что просто полежать позагорать даже особо и времени не было. И на сон времени также не особо оставалось.
Очень много получил полезной и нужно информации по подводной видео и фотосъемке. Информация ценная и можно было видеть, как улучшается качество снимаемого материала каждый день после лекций. Объять необъятное в одной лекции все же нельзя, поэтому информация давалась частями каждый день. Например, технические аспекты, баланс белого, построение кадра, длина кадра, «пирамида» кадров, построение кадра по Фибоначчи и т.п. До этих лекций, сравнивая то, что снимаешь сам и то, что снимают «мэтры», создавалось впечатление, что чем-то не тем занимаешься вообще. Причем, ты понимаешь, что твое фото и фото «мэтра» кардинально разные, но ты не можешь себе объяснить, почему у него лучше чем у тебя. Есть законы съемки и их нужно знать. Постепенно, это ощущение полного непонимания стало уходить. И стало приходить понимание. Может не полное, но уже суть уже ухватываешь. С нами были, например, постоянный победитель различных подводных фотосоревнований Алексей Стойда - http://www.diveplanet.ru/gallery/portfolio/empty/754/
Алексей Зайцев - http://www.photosight.ru/users/92078/
Божок Олег - http://www.golddisk.ru/people/31164/
Столько полезной информации получить в другом каком-то месте просто очень трудно.
Да, одно погружение произвело на меня неизгладимое впечатление. На брифинге было сказано, что мы ныряем на затонувший корабль и идем вокруг рифа к нашему боту, где неподалеку на дне лежит затонувший несколько лет назад сафарийный бот под именем «Mobark 2000». Меня как молнией ударило. На данном сафарийном боте я ходил в свое первое сафари по северу Красного моря в октябре 2001 года. У меня есть видео. Я даже выложу фотку с того видео. За качество той фоты не обессудьте, в то время это была всего лишь камера Video8, а не HD, как сейчас. Ну да суть не в том. Мы не дошли до этого затонувшего бота на баллоне - не хватило воздуха. Но не посмотреть на этот бот я не мог. Поэтому как только вышел на бот, я скинул баллон, взял дыхательную трубку и вплавь добрался до того места, дабы отдать дань памяти этому неплохому и очень скоростному боту. Бот лежит на 12 метровой глубине. Видно его с поверхности неплохо, хотя с баллоном было бы лучше опуститься к нему. Бот разбило сильно о риф штормами. Виден характерный борт кают-компании с окнами, боковые нержавеющие ограждения палубы. В общем, вдоволь понастольгировал, взад-вперед проплывая над ним. Ведь я так же, как и здесь, на «Богемии», жил на нем целую неделю, нырял с него, загорал, спал на верхней палубе и смотрел на звезды. В общем, ничто не вечно и «моменто море» в полной мере. Что можно сказать еще. Такое ощущение, что Красное море постепенно вымирает. С каждым годом живности на кораллах, даже на дальнем юге, куда мы сейчас ходили, становится меньше. Очень мало крупняка. Нет гигантских тунцов, редкими стали черепахи, акул мы не видели вообще (!). Это на дальнем-то юге и печально известном Эльфинстоуне! Помнится (тут надо старчески покашлять), даже на северном сафари крупняка было больше несколько лет назад. Где гигантские барракуды, где китовые акулы, где манты, да где обычные рифовые акулы, в конце концов? Слава Богу, аквариумных рыб еще в достатке.
Как-то вечером, день на четвертый, в темноте, по время перехода по неспокойному ночному морю, когда мы сидели на палубе и смотрели на кильватерный след и темную пенящуюся синюю воду, подпрыгивая на волнах, включенная по громкоговорителю песня «Любэ» - «синее море, только море за кормой, синее море и далек он путь домой:», производит очень сильное впечатление. Чувствуешь эту песню. Каждое слово на месте.
Выехали мы в пятницу утром, а в следующий четверг были в порту города Хургада. За сутки до вылета нырять уже нельзя - нужно активно рассыщать кровь от азота всеми подручными способами. Мы двинули в город, где я и увидел «ужасы нашего городка», то бишь, грязь и разруху на каждом шагу. Веселый арабский паренек-таксист веселился и выдавал весь свой русский словарный запас, периодически выключая фары, криуляя при этом по дороге и показывая какой он крутой таксист, едет в слепую по приборам. Очень захотелось двинуть ему хорошенько, так как было бы грустно попасть в аварию вот так, в крайний день нашего путешествия, на ровном месте съехав в кювет, пройдя без сучка и задоринки сотни километров по воде и набрав сотни метров глубины в сумме под водой.
За сафари я сделал 18 погружений. Отснял 3,5 часа HD видео, получил 14 Гб фото. Ну и, конечно же, масса впечатлений и отдыха. Полная отключка от суеты городов (телефон в море не брал), свежий воздух и тропическое солнце. Да и вообще, активный отдых - это вам не на лежачке у бассейна валяться.
Mikhai
Diver
увидел сидящего в полной темноте на корточках на передней панели помощника капитана, который прильнул головой и одной рукой к лобовому стеклу, второй рукой «рулил» штурвалом
Странный бот какой-то... Обычно на нормальных дайвботах в минимуме жыпыэс навигатор. Крайнее мое сафари тоже начиналось в этом прекрасном порту. Думаю, что портовые и вахтенные надолго запомнят посетителей "капитана MORE"

Спали некоторые товарищи, да и я тоже, на верхней палубе. Так вот во время ночных переходов в шторм - жить не хотелось, а все мысли о жилете и костюме. Жудковато смотреть в звездное небо, которое качается перед глазами на угол 35-40 градусов. Какой может быть сон, когда простынь пытается сорвать очередной порыв ветра. И какое наступает блаженство утром... ...ТЬ! Ветра нет, солнышко, красота! Просыпаешься только под водой, но не всегда. Иногда только после первого дайва на палубе.

Diver
Разумеется, BOHEMIA более чем нормальный бот, там есть и сонары и навигаторы, я описал сугубо местную привычку водить боты, имея полное навигационное оборудование и разрешение на ночные переходы (само это уже предполагает ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ оборудование полной навигацией). Может он изредка когда-то куда-то и смотрел, но я, зайдя в рубку, ни одного светящегося даже немного прибора не отметил - темнота, хоть глаз коли в рубке была. 😊
В октябре спать на сандеке было хорошо, но сейчас я как-то не рискнул - ветрище по ночам, да во время переходов, дикий. Ну его нафиг - уши продует, считай на это сафари отнырялся.
Diver
Ну и децл фоток.


















Mikhai
Diver
Ну его нафиг - уши продует, считай на это сафари отнырялся.
Есть спец повязка на чело с наушниками. Кто умеет вязать - плевое дело!
Diver
Все равно, как-то очень уж ветренно ночами. В одеяло народ, кто спал, по самую макушку заворачивался.
Diver
А это меня запечатлели за съемкой.
Mikhai
Завтра кину чуть своих. Дома инет тормозит дико.
Mikhai
Diver
А это меня запечатлели за съемкой.
Хороший бокс. А кто внутри?
Diver
Сейчас уже Sony HDR-XR520E с широкоугольником. Поначалу была HDR-HC5.
Сверху стоваттный широкоугольный осветитель с 20-ти ваттным пилотником.
Mikhai
Вот мой бади и Марса Алам. Ласты даже не палубе рядом.
;
Самые безбашенные под водой - видеооператоры! А как с ними трудно в паре!!!!


;
И как легко и весело на борту.

;
Добытчики, блин. Притащили с ночного дайва животных...
;
И конечно сожрали... Гуся им было мало!

;
Ну а эта штуковина самая интересная была. Мало, кто знал содержимое, но пользовали все и с удовольствием 😊
;
Между прочим "Ой мороз, мороз" поют.
;
Красивые на море закаты...