В Швецию через Финляндию на машине.

Эндрюблейк
Конечная цель путешествия - город Гётеборг, второй город Швеции после Стокгольма.
Начало путешествия 8 июля в 18-30 из одного подмосковного города, так как уже достаточно долгое время стоит жара, постараемся чуток отвезти и шведам. Едем вчетвером - Толик и Лена, хозяева двухлетнего Лансера, и я с женой. Первую ночь мы проводим на их даче в Тверской области, откуда стартуем утром 9-го.
Небольшая предыстория: в Гетеборге живут Вета и Володя (наши бывшие соотечественники, которые сделали пригласительную визу Лене) и четверо их разновозрастных детей. У нас троих визы финские, ради которых пришлось бронировать гостиницы в двух финских городах.
Путешествие началось с небольшого недоразумения, вместо Новой Риги сворачиваем на Ленинградку (во многом благодаря торговцу полосатыми палочками), на которую планировали вырулить лишь завтра, и попадаем в пресловутую пробку на ремонтируемом (чего, впрочем, абсолютно не видно) путепроводе, которая, к слову, быстро рассасывается. Думали, что все равно где-нибудь срежем и заночуем в нужном месте. «Где-нибудь» оказывается бетонка, уже на подъезде к которой навигатор перестает предлагать повернуть назад и проехать через Новую Ригу. По дороге видели интересное явление в атмосфере, когда с двух сторон от Солнца в небе толи небольшие и яркие кусочки радуги, толи имитации упомянутого светила. Последний раз видел такое чуть ли не 20 лет назад. Через некоторое время мы на месте, вечер портят только злющие комары.

Явление
Утром встаем достаточно рано, но купание в реке и долгий завтрак откладывают отъезд до 11-30.

После ночевки на даче
Стартуем, выгоняя из салона слепней, и любуясь местной природой. Через час с небольшим выбираемся на прямую до Питера. Дорога достаточно свободна, качество покрытия меняется в зависимости от субъекта Федерации, соответственно и скорость передвижения тоже (по трассе идем стандартно стараясь не превышать ограничения больше чем на 10км/ч).
Первая остановка происходит в Ленинградской области, принимаем пищу в кафе, в котором наш водитель уже питался в прошлую подобную поездку. Достаточно сносно и не дорого по московским меркам. Отправляемся далее, следующие остановки только по требованию.

Перед Питером попадает в тягучую пробку, единственное, что успокаивает, это то, что пробка в обратную сторону в сто раз хуже. Выруливая на КАД, решаем, что поедем через Сестрорецк, т.к. по данным радиостанций на выборгском шоссе что-то горит, и там сильные затруднения. Не знаю, какие там затруднения, но в Сестрорецке мы встреваем в такую пробку, что начинаем опасаться за время прибытия на финскую границу (час ночи по Москве или 00-00 по-фински - начало нашей визы). Если бы не кондиционер, то мы бы уже подохли или повернули назад. Наконец, пробка более-менее рассасывается, и скорость приближения к Финляндии возрастает. Двигаясь на север, начинаю понимать, что такое белые ночи, хотя они уже не так выражены, как за месяц до этого.



И вот она, граница. Страна прощается с нами огромной выбоиной на дороге (говорят, что она тут много лет). Нашу таможню проходим быстро, и заруливаем в дьюти-фри. Покупаем все нужное , и едем навстречу к финнам, предварительно выгнав из машины около сотни комаров. На паспортном контроле вводим в шоковое состояние представителя Финляндии. Он не может понять, что можно делать в его стране 10 дней, но паспорта отдает.

граница
У нас уже забронированы номера в отеле Вилла Ванесса недалеко от Котки. Отель, который позиционируется как «недорогая уютная гостиница», оказывается больше похожим на дешевый мотель, к тому же, стоимость номеров оказывается выше заявленной по телефону. Именно то, что они говорят по-русски, и сыграло большую роль в выборе данного места. Но больше я туда ни ногой - так как приехали мы туда достаточно поздно, то была большая вероятность проспать завтрак, о чем нас предупредила служащая практически в ультимативном тоне. Мы попросили разбудить ее в 7 утра, чего сделано не было, но будильник эту оплошность подстраховал. Завтрак сносен, кроме нас четверых на нем никто не присутствует. Пока собирались я включил телевизор, который, оказывается, принимает и РТР-планету, однако, после 10 минут работы он сам отрубился.
Ладно, погнали в Хельсинки! Количество скал и валунов из красного гранита поражает нас, привыкших к подмосковным пейзажам. Даже под Питером такого не было. Вдоль дорог установлена сетка от животных (или от людей), на одной из стоянок вдоль дороги решаем пофотографироваться на валуне. Три компании, приехавшие до нас и говорящие не по-русски, стремительно скрываются на своем транспорте. Причину мы понять не смогли.

Дорога огорожена сеткой

Гранитные скалы
Далее движемся в нужном направлении без остановок, любуясь пейзажами и ценами на заправках. Через полтора часа мы на месте, едем по городу, в котором сотни людей бегают и ездят на велосипедах, чего в Москве представить себе сложно. Я постоянно снимаю все интересное через стекло. Вот мы и в порту, где немного помучавшись с парковочным автоматом, оставляем машину. Заходим в здание Viking Line, на чьем пароме у нас забронировано место, чтобы посетить одно платное в других местах заведение. Взяв карту города, идем гулять. Сенатская площадь, Успенский собор (где немного посмотрели за венчанием финской пары), набережная с ее кафешками, Рыночная площадь, где мы покупаем сувениры, клубнику, и едим почти настоящий том-ям, вспоминая Таиланд (девушки в кафе не тайки, а, скорее лаоски, на наше «капун кап» и ухом не повели). От рыночной площади идем на бульвар, где недалеко от великолепного павильона с едальнями садимся на траву, от которой основательно пахнет лошадиным навозом. Мы пьем местное пиво Николай Синебрюхов (оказавшееся безалкогольным), а мимо снуют местные жители и гости столицы (Финляндии), азиаты залезают в мусорные баки в поисках бутылок и банок, дедок, с длинной седой бородой, крутит ручку шарманки, мим с белым лицом, то замирает, то пристает к прохожим, напугав до мокрых штанишек корейского мальчика. В городской музей, зоопарк и крепость Свеаборг решаем не дергаться, т.к. толком осмотреть до парома ничего не успеем. Впрочем, Свеаборг мы смогли неплохо рассмотреть с парома. Мы отправляемся к машине.






Со стоянки видим, что очередь машин на паром уже стоит. Пристраиваемся в хвост, и через некоторое время уже нас поглощает нутро судна. Машины паркуются впритирку, мы берем вещи и идем искать свою каюту. Она у нас туристического класса, четырехместная, без иллюминатора, на пятой палубе. Всего жилых палуб 11, плюс к этому прогулочные. Именно туда мы и отправляемся. Вид с высоты 13 этажа впечатляет. Стараюсь снимать все интересное, параллельно разглядывая других пассажиров. Вот молодые финны набрали пива и уже начали вовсю бухать (на пароме беспошлинный магазин, где спиртное намного дешевле, чем на берегу), ведя себя хуже китайцев; вот цыганки в широких юбках из черного бархата, с гроздями рыжья в ушах, а вот вполне симпатичные девчонки (наверное, шведки). Кстати, о цыганах - они передвигаются небольшими стадами, причем, в национальные костюмы одеты только бабы, но и те вскоре переоденутся в «гражданку». Есть большое подозрение, что этот маскарад служит для провоза чего-то запрещенного.
Недалеко проходит только что стартовавший паром конкурентов Силья лайн, еще больше нашего. Чуть подождав, бросаемся в погоню.


Эндрюблейк
Продолжение следует
natalia_vw
давай, интересно
😊
Эндрюблейк
После того, как справа за кормой остается форт Свеаборг, посетители которого провожали нас, размахивая руками, узкий проход между берегами переходит в море с большим количеством небольших островков, а через некоторое время и в открытое море. Скорость парома такова, что ветер наверху кажется очень сильным. Мы спускаемся в каюту, где подкрепляемся коньячком, в ожидании ужина. Стоимость ужина 35 евро на человека, входит в стоимость билета (в эконом классе не входит). Кстати, билеты на паром лучше покупать заранее, так они обойдутся дешевле. В ресторане нам достаются очень хорошие места, с которых хорошо виден закат.

Народ толпится у стоек с едой, лучше подождать немного и можно будет спокойно подходить и выбирать еду. Ассортимент достаточно велик, салаты, десерты, рыба, мясо, различные гарниры. У нас два часа чтобы как следует поесть. Из напитков присутствуют вино (белое и красное) - достаточно сносное, пиво, молоко, газировки, кофе, чай. Кое кто из туристов старается поесть на неделю вперед, но перед нами такая задача не стоит.
После ужина идем к одноруким бандитам, попутно заглядывая на многочисленные экраны по которым показывают матч за третье место на ЧМ по футболу. Проигрываем (как положено) 25 евро, и спускаемся в магазин Такс-фри, где жена вдруг обнаруживает подводку для глаз, за которой охотилась в Ле Туале в Москве, но по цене тут в два раза более низкой. После прогулки по верхней палубе идем спать, т.к. в 10-30 утра мы уже должны прибыть в Стокгольм.

Утром пьем кофе в баре, и выходим на палубу, где я снимаю, как живут обосновавшиеся на берегах и островах шведы - мы движемся через достаточно узкий проход со шхерами. Настораживает количество яхт и катеров. Домики очень даже ничего. Я так и остаюсь на палубе до самого Стокгольма, снимая все, что представляет хоть малый интерес для истории, все остальные готовятся к высадке.

Лебеди

Домики

Яхты
Через некоторое время занимаем место в машине, и вскоре пасть парома изрыгивает нас на берег. Как мы причалили, никто не понял, никаких рывков и торможений не было. На выезде нас тормозит полицейский и заставляет Толика дышать в алко-тестер - все в норме.



Это уже Стокгольм
В столице Швеции мы не задерживаемся, а сразу выруливаем на дорогу, ведущую в Гетеборг. Тут тоже везде сетка вдоль дорог, но она помогает далеко не всегда - на обочине часто попадаются сбитые лисы, еноты, а в августе (по словам местных жителей) пойдут зайцы. Останавливаемся на заправке, которые тут не так часты как у нас, и расположены с одной стороны дороги, поэтому в месте их расположения присутствуют небольшие развязки. Бензин в полтора раза дороже чем у нас (в Финляндии в два), в туалет стоит очередь, но рядом есть мини-маркет, где тоже есть туалет, а очереди нет. Кстати, жара стоит почти как у нас, больше тридцати градусов, и мы запасаемся минералкой. К этому времени вдруг оказывается, что у меня разрядились оба комплекта аккумуляторов. Начинаю снимать айфоном. Передний план снимков в движении оказывается кривым. Стоит сказать, что роуминг у меня не включился (привет Билайну), поэтому я без связи с внешним миром. МТС у жены повел себя по-другому, и даже прислал (за день до отъезда из Швеции) поздравительное письмо. Вообще, айфон в данной поездке ничем хорошим не отметился, но удивил такими вещами, как стремительная разрядка в течение двух часов от ста процентов до нуля.
Вдоль дорог те же скалы, только намного более высокие, и гранит уже не красный, а серый или черный, там, где скал нет поля со следами земледелия, пустых (как у нас) нет.

Домишки стоят ухоженные, на амбарах реклама Макдональдса. По левой стороне, на наклонных стеллах-постаментах, стоят СААБовские самолеты различных модификаций.


Расстояние между ними километров десять. Кстати, на счет СААБов, тут их явно больше чем в России, причем, основу составляют универсалы. Вообще, универсал как семейный автомобиль, является королем шведских дорог. Как импортные, так и шведские универсалы составляют процентов 90 местного парка. Больше всего Volvo V70. Так же удивляет наличие большого количестве ретроавтомобилей. Возможно те, что представляют двадцатые годы прошлого века и реплики, но вот 60-70е точно нет. Что европейские, что здоровенные американцы.

Так же полно домов на колесах или жилых прицепов - очень многие путешествуют именно так, экономя на гостиницах. Для этого созданы все условия от проката автомобилей и прицепов, до возможности подзарядки аккумуляторов и заправки воды на автозаправках.
russkit
Эндрюблейк
Продолжение следует
Очень, очень интересно! Путешествие - ведь это второе удовольствие в жизни.
Эндрюблейк
В какой-то момент справа по ходу движения появляется озеро Веттерн. Оно имеет вытянутую форму, и дорога, огибая его, тянется вдоль озера около сорока километров. Останавливаемся около красивого старого здания на высоком склоне. Скорее всего, это гостиница, но тут же присутствует и кафе. Основное здание покрыто красной черепицей, на маленьких пристройках земляные крыши с красноватой травой. Выходим на террасу, где я снимаю вид на озеро.




Кстати, по дороге проезжаем населенные пункты со знакомыми русскому уху названиями - Гиславед, Хускварна, Салем (любителям Кинга).
Еще через какое-то время мы въезжаем в пригород Гетеборга. По Швеции мы уже проехали 500 километров. Созваниваемся с принимающей стороной, Володя пытается объяснить, как проехать к улице, на которой мы будем жить. Его данные не согласуются с мнением навигатора, в результате мы совершаем обзорную экскурсию по городу. Оказывается, что и без того запутанные развязки постоянно перестраиваются, поэтому навигатор о них ничего не знает. Дороги тут вообще постоянно приводятся в порядок, появляются новые тоннели, пробитые в скалах. Их длина может быть несколько километров (исходя из того, что вокруг один гранит, это внушает уважение). Один из тоннелей в центре города, проходящий под несколькими каналами, подсвечивается синим в тех местах, где у вас над головой вода.
Скоро мы встречаемся с Володей, и едем к нашему дому. Это не отдельно стоящее здание, а что-то вроде наших таун-хаусов. Его хозяева отправились в отпуск в Данию, за те 8 дней, что мы проживем здесь, мы должны оправдать их месячные расходы на содержание жилья. В доме два полноценных этажа и комната в мансарде. Площадь по шведским меркам небольшая - меньше 120-ти квадратов. На первом этаже несколько переходящих друг в друга зон: небольшая прихожая со встроенным шкафом и кладовкой, где стоит стиралка и всякие приблуды для сушки белья, все это переходит в кухню в большим островным рабочим столом, столом для компа у окна, еще одной кладовкой и санузлом. Далее идет гостиная с большим обеденным столом, диваном и креслом у телевизора. Из гостиной выход в небольшой садик, большая часть которого застелена доской палубным способом, там же небольшая композиция из камней с подсветкой, всякие кустики, столик со свечами. Под плексигласовым навесом еще стол и газовый гриль.




На втором этаже три небольших спальни и санузел. В мансарде устроена музыкальная студия, куча инструментов и усилков. В этой комнате нас просили бывать как можно реже. Мы отправляемся в магаз, чтобы купить что-нибудь из еды. Он совсем недалеко, если ты на колесах, но о «шаговой доступности» речь не идет, к тому же, работает только до 20 или 21 часа, круглосуточные магазины только на заправках. Цены на продукты повыше наших, хотя не на все. Крон у нас нет, поэтому расплачиваюсь картой. Вообще, карты принимают к оплате везде, даже если это бабушка, торгующая семечками (шутка - семечек тут почти не увидишь). После ужина смотрю финал ЧМ по футболу. Кроме фамилий ничего не понимаю, ну и ладно. Наши (испанцы) побеждают. Ложимся спать, нам с женой досталась хозяйская спальня.

Ace_Odinn
Прикольно!
А мы в следующем году планируем в Норвегию, через Финляндию ... не на пароме
Эндрюблейк
Ace_Odinn
Прикольно!
А мы в следующем году планируем в Норвегию, через Финляндию ... не на пароме

Норвегия и Дания были в возможных планах (от Гетеборга 300км до них), но - не срослось.

Ace_Odinn
Эндрюблейк

Норвегия и Дания были в возможных планах (от Гетеборга 300км до них), но - не срослось.

Посчитали до Осло из Питера около 2400 км пути.
Очень уж хочется на фьерды посмотреть.

А то Финляндия надоела уже (во-первых моя вторая родина, во-вторых Питер приграничный город, мы в эту ляндию ездим чуть ли не каждую неделю)

Эндрюблейк
Ace_Odinn

Посчитали до Осло из Питера около 2400 км пути.
Очень уж хочется на фьерды посмотреть.

А то Финляндия надоела уже (во-первых моя вторая родина, во-вторых Питер приграничный город, мы в эту ляндию ездим чуть ли не каждую неделю)

Честно говоря, завидую питерцам - до финки гораздо ближе, чем до Москвы.
Мы пока до Питера добрались уже порядком подустали. Что в Финляндии, что в Швеции (Стокгольме) видели только машины с питерскими номерами. В Гетеборге машин с российскими номерами не видели вообще.

ASv
Интересная поездка. А в Швеции-то что делали, куда ходили, что смотрели?

В Финку в этот раз только наше ребёнок к родне ездил, мы, наверное, зимой поедем, к оленям ближе.

Эндрюблейк
ASv
Интересная поездка. А в Швеции-то что делали, куда ходили, что смотрели?

В Финку в этот раз только наше ребёнок к родне ездил, мы, наверное, зимой поедем, к оленям ближе.

Андрюх, пишу потихоньку. Скоро опубликую.

Эндрюблейк
Смысла описывать каждый день нет, поэтому расскажу о самом главном.
Что посетить: Достопримечательностей в Гетеборге не так много, как в Стокгольме, однако, это не значит, что смотреть нечего. Начать нужно с центра города, который не только богат на примечательные архитектурные сооружения, но и является отправительным пунктом многих экскурсий.
На набережной можно посетить деревянный парусник, более современный огромный парусник со стальным корпусом, на борту которого расположен ресторан,


гетеборгскую оперу (кому интересно), офисный центр со смотровой площадкой на высоте 86метров,

колесо обозрения (среднего диаметра, поэтому сделаете оборота четыре, в ходе которых обитатели некоторых кабинок будут меняться).

Так же с набережной вы сможете отправиться в путешествие на пароходе 1914 года выпуска, который сделает круг по шхерам с кратким выходом в открытое море.

Эта экскурсия длится несколько часов, и, как мы смогли убедиться, пользуется большой популярностью у шведских (и не очень) пенсионеров, которые усиленно бухают на борту.
Другие экскурсии могут включать в себя путешествия к различным историческим памятникам, мы посетили форт 18 века на острове вблизи выхода в открытое море.

Последняя по времени экскурсия не включает в себя театрализованное представление в форте!!! В этом мы убедились на своем опыте. Так же можно отправиться в путешествие по каналам города на плоскодонных суденышках, с выходом в залив. Смешно смотреть, как люди проплывают на них под мостами, нагибаясь в три погибели.

Далее, можно посетить музей, включающий в себя несколько кораблей: самый большой из них ракетный крейсер, подлодка, сухогруз, пожарное судно и т.д. между ними прокинуты трапы и можно переходить с одного на другой. Но после первых двух (мы провели на них больше часа), особого желания смотреть другие уже не было.


Хочу обратить особое внимание: в туристических центрах можно купить абонемент на посещение большинства экскурсий (Goteborg pass). В него входит посещение около тридцати объектов, однако, время его действия ограничено 24-мя или 48-ю часами. На 24 часа абонемент стоит 245 крон (1000 рублей), на 48 вроде 390 крон. При этом, общая стоимость входящих в него экскурсий составляет больше 1000 крон. На часть экскурсий введена процентная скидка. Так же в него включен проезд на городских видах транспорта, и бесплатная парковка на большинстве паркингов (на период действия абонемента). Сразу скажу, что посетить все экскурсии за день невозможно (тем более, максимульное время работы большинства с 10 до 20 часов, а некоторые закрываются раньше). Поэтому отбивать нужно самые дорогие и находящиеся рядом друг с другом. Мы вернули свое уже после посещения вышеупомянутого форта и визита в музей Юниверсум, который заслуживает отдельного разговора. А вот авиационный музей или музей Вольво (тоже, кстати, в Гетеборге находится) мы посетить не успели. Так же в придачу к абонементу мы получили четыре книжечки с купонами на скидки (как в денежном, так и в процентном эквиваленте), действующие в том торговом центре, где мы покупали абонемент, и на соседних с ним улицах. Туда входили как магазины торгующие одеждой и обувью, а так же различные заведения общепита, включая Макдональдс и Бургер Кинг. Общее количество таких заведений и магазинов - около ста.
Эндрюблейк
Юниверсум: этот музей находится недалеко от центра города в большом современном здании, вплотную примыкающем к скале. На наклонном лифте мы поднялись на самый верх, где начали знакомиться с флорой и фауной Швеции.

Во многом она похожа на нашу, но представлено все действительно интересно: аквариумы с пресноводными и морскими рыбами, террариумы, растения, птицы, и даже пчелы чувствуют себя на глазах у зрителей вполне раскованно.


Далее присутствуют океанариум и террариум с представителями тропической фауны (скаты, акулы, змеи, ядовитые насекомые и т.д.),


тропический сад, который выстроен ярусами общей высотой во все здание музея с обезьянками-игрунками, птицами и т.д. Там же в самом низу аквариум с речными тропическими рыбами и террариум с анакондами.


Еще один этаж посвящен научным достижениям человечества. Тут есть как комната в которой ты оказываешься в центре солнечной системы, комната, посвященная лазерам, различные приблуды, объясняющие физические явления. Отдел, посвященный орбитальной станции (где все надписи на русском), тепловая камера, выводящая изображение на плазму. Тут можно стать героем компьютерного фильма, снимаясь на фоне зеленого экрана, представить себя телевизионным синоптиком, стоя перед камерой и двумя мониторами (один с картой, другой с телетекстом на шведском), а после посмотреть запись своего выступления на отдельном мониторе. Большой отдел посвящен полиции и технологиями с ней связанными. Начинается он реальной полицейской машиной, в которую можно залезть и повключать всякие сирены-мигалки. Так же можно отсканировать свои отпечатки пальцев, составить и внести в базу свой портрет, проверить не фальшивые ли у вас деньги, отсканировать свое изображение, чтобы потом другой скан впустил вас в следующую комнату и многое другое, часть чего нам оказалась недоступна из-за незнания шведского языка. На выход вы проходите через магазин со всевозможными сувенирами и подарками.



Рядом с Юниверсумом расположен парк развлечений Лисенберг. Вход (без посещения аттракционов) платный, но в абонемент он тоже входит. Большинство аттракционов детские, но есть несколько таких, которые обязательно нужно посетить взрослым. Прежде всего, я говорю об американских горках. Сама конструкция, кроме направляющих, сделана из дерева. При этом длина трассы больше километра (!), высота 36 метров, максимальный угол спуска 70 градусов (мертвых петель нет). Скорость достигает 90 км/ч. Поверьте, если бы у меня внутри все не сжалось бы в плотный комок, я бы точно обоср-ся! На одном из спусков людей снимает камера, и на выходе можно выбрать фото со своим обезображенным лицом. Но я улыбался! Так же кругом расположены салончики с рулеткой, где, поставив на кон 5 крон (на одно число), вы можете выиграть что-нибудь вроде двухкилограммовой шоколадки Таблерон. В отличие от рулетки на пароме, тут почти каждый кон кто-то уходил со здоровенной упаковкой.
Larsen
Хорошая поездка !!!!
Эндрюблейк
Очень большое впечатление произвел ботанический сад на окраине города. Он занимает значительную площадь, при этом, почти каждое дерево в нем подписано. Тут собраны растения практически со всего мира, и мне не особо понятно, каким образом они здесь выживают. Особенно много в саду рододенронов, и других вересковых.
Так же неплохо побывать в старинной крепости, находящейся недалеко от города. Она была основана норвежским королем в 1308 коду, потом перешла к датчанам, и лишь потом шведам. К сожалению, крепость постепенно разрушается, но, в ближайшее время, начнется ее реставрация.
Так же очень хотелось посетить гетеборгский музей искусств, крупнейший в северной Европе, но у нас просто не хватило на это времени.