Монах со снопом

Чехонин
Статуэтка "Монах, несущий девушку в снопе"

Статуэтка представляет собой изображение мужчины с окладистой бородой и усами в темно-лиловой длинной рясе несет за плечами сноп, в котором спрятана девочка. В снопе видно лицо девочки в синем головном уборе с белым кружевом и красный сарафан; внизу из снопа выглядывают ее ножки в лиловых туфельках. Постамент круглый, рельефный с имитацией травы в виде пестрых мазков зеленого, серого и красного цветов. Без марки.
В собраниях различных музеев и частных коллекций встречаются различные варианты данной статуэтки, иногда исполненные в качестве сосудов для жидкостей, выпускавшиеся на различных российских фабрика с 1810-х гг.
Сатирические фигурки "Монах, несущий девушку в снопе" были выпущены на заводах Гарднера и Н.С. Храпунова в 1818-1819 гг. На ярмарке в Саратове в лавке торговца Подчукаева одну из них увидел архимандрит Спасо-Преображенского монастыря Савва. Он немедленно отобрал ее у торговца и представил в местное губернское правление с требованием "о истреблении подобных кукол, как служащих к бесчестию монашеского сана, а прочим христианам соблазном". Дело дошло до Кабинета министров, Синода, Сената и даже до самого императора. Александр I, ознакомившись со всеми подробностями "дела", приказал, чтобы "выставка и отделка подобных сему соблазнительных фигур была повсеместно воспрещена с истреблением таковых, есть ли где оные существуют". "Виновники" были подвергнуты серьезным взысканиям. Статуэтки же - и гарднеровская, и храпуновская - сохранились до наших дней. Но каков же на самом деле прообраз этой "крамольной куклы"? Оказывается, в русском народном фольклоре есть такая скоморошина. Некий монах Боголюбовского монастыря, что неподалеку от Владимира, называемый в народных байках Старцем-Игренищем или Демидом-чернецом, приходит "под окошечко" к богатому человеку просить "честныя милостыни". Просит смиренный старец всего лишь "редечки горькия", "капусты белыя" да "свеклы красныя". Но, увидев "душу красную девицу", вынесшую ему милостыню, не выдерживает соблазна и, засунув девушку вместе с милостыней в мешок, отправляется к себе в монастырь. Однако дорогой его встречают "ребята десятильниковы" (то есть сборщики пошлины с монастырей, так называемой "десятой доли"). Монах пытается их обмануть, но сметливые молодцы ему не верят и начинают тыкать в мешок шильями: "Горька редька рыхнула, бела капуста крикнула, из красной свеклы росол пошел". Этот текст скоморошины XVIII в. был извлечен из рукописного сборника и опубликова известным собирателем русского фольклора А.Н.Афанасьевым (1826-1871).
Завод Н.С. Храпунова выделывал простую посуду и фигуры, но ему пришлось прославиться на всю Россию одним уникальнейшим произведением, которое было запрещено царским правительством. Сегодня оно является ценным экспонатом Музея фарфора в Кусково. Мастеру завода явилась фантазия изобразить монаха, несущего на спине сноп, а в снопе спрятанную чуть видневшуюся женщину. Статуэтка имела большой успех, но взволновалось духовенство. Дело дошло до Комитета министров. 18 июля 1882 г. в заседании Комитета министров слушалась записка министра юстиции от 21 июня. Саратовский архимандрит Савва изъял из купеческой лавки фигурку монаха и представил ее в Саратовское губернское правление, прося об истреблении всех этих фигурок, как «служащих к бесчестию монашеского сана, а прочим христианам соблазном». Но губернское правление рассудило, что статуэтка не содержит ничего соблазнительного. Она «изображает человеколюбие и добродетель монаха, который, забыв слабость сил своих и увлекаясь состраданием к невинности, гонимой, может быть, каким-нибудь злодеянием, старается посредством снопа, скрывающего несчастную жертву, избавить от предстоящей гибели», а потому губернское правление признало иск необоснованным. Архимандриту Савве было объявлено, чтобы он представил объяснение, почему именно считает статуэтку соблазнительной.

Однако асессор губернского правления подал мнение, что продажу этих фигурок в Саратовской губернии следует запретить. Поскольку правление его мнение игнорировало, он представил о сем Сенату. 1-й Департамент Сената решил, что подобного свойства разбирательства несовместимы с достоинством такого места, как губернское правление. Исполняющий обязанности губернатора вице-губернатор Розинг получил строжайший выговор; дело предписано было закрыть.

Поскольку надзор за благочинием в городах находился в компетенции полиции, поступок архимандрита Сенат предоставил рассмотрению Святейшего Синода. Министр юстиции признал определение Сената правильным. С этим согласился и кабинет министров. Но когда мемория комитета была представлена Государю императору, не нее последовало собственноручная Высочайшая резолюция: «Куклу прислать сюда, узнать, где она была сделана? О поступке архримандрита суждение оставить до свидетельства здесь сей куклы».

В заседании 3 февраля 1883 г. комитету объявлено, что Государь император его положение о строжайшем выговоре Саратовскому губернскому правлению и вице-губернатору утверждает. Архимандриту Его Величество повелевает объявить Монаршее благоволение, объявив об этом всем епархиям через министра духовных дел и народного просвещения. Все фигурки из продажи изъять и уничтожить. Узнать, кому принадлежит рисунок, по которому завод Н.С. Храпунова изготовил фигурку.
О дальнейшем ходе дела в Собрании Узаконений сведений нет. Но, по преданию, Храпунова все же высекли в соответствующем учреждении.
СКОМОРОШИНЫ - термин без точных границ, которым пользуются для определения различных видов русского песенного (стихотворного) фольклора с явно выраженным сатирическим, комическим, шутейным, пародийным началом, с откровенной установкой рассмешить, позабавить слушателей, высмеять отдельные явления жизни. В своеобразных сюжетных формах скоморошины преобладают неправдоподобные ситуации и "вывернутые" образы. К скоморошинам относят былины-пародии ("Агафонушка", "Старина о большом быке"), сатирические баллады ("Гость Терентище", "Травник"), сатирические и комические песенки ("Фома и Ерема", "Сергей хорош"), небылицы, "тутовые старины" ("Ловля фазана"), исторические песни с элементами пародии ("Кострюк") и др.
Литература:
Ивлева Л. М. Скоморошины: (Общие проблемы изучения) // Славянский фольклор. М., 1972. С. 110-124.

Полторы тысячи евро, без торга
Вопрос подлинности всегда сложный, Фигурка в Москве, можно посмотреть в "Живую"


fbrealty
А куда весь детектив делся?потерли уже? 😀