крах либерализма в будущем

Feab

Мир ожидает крах либерализма


Разрушение Берлинской стены и последующий развал Советского Союза были с радостью встречены ведущими западными интеллектуалами. Эти события отмечались как полная и окончательная победа идеологии либерализма. Выражая господствующее настроение, американский политолог Френсис Фукуяма в своей нашумевшей статье "Конец истории?" писал тогда: триумф Запада и западной идеи очевиден прежде всего потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных идеологических альтернатив. То, чему мы свидетели, утверждал Ф. Фукуяма, 'не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления'.

Предсказанием чумы во время пира стали тогда слова другого американского политолога и социолога Иммануэля Валлерстайна: 'Крах коммунистических режимов отнюдь не покончил с проблемами капитализма, наоборот, развал СССР и дискредитация коммунистической идеологии - факторы грядущего кризиса и исторического конца всей капиталистической системы'. Очень скоро мы начнем тосковать по недавнему прошлому, отмечал И. Валлерстайн, так как начнутся кардинальная ломка мирового порядка и агония либерализма, наступит время хаоса и ожесточенной борьбы. 'Мир, стабильность и законность будут в эти годы дефицитом'. Пророчества И. Валлерстайна относительно надвигающегося мирового коллапса дружно отвергались еще в середине 90-х годов прошлого века. Однако мировой валютно-финансовый кризис 1998 года, события 11 сентября 2001 года в Америке, войны в Афганистане и Ираке и другие факты приводят очень многих к выводу о возможной правоте И. Валлерстайна.


В своей книге 'После либерализма', недавно опубликованной на русском языке, Валлерстайн утверждает, что мир подошел к критической точке, к переломному моменту, наступление которого неизбежно, а последствия непредсказуемы. Причем мир понимается в двух ипостасях: один, составляющий нашу реальность (мир капитализма), и другой, известный нам в силу его понимания нами (мир знаний). Отсюда, видимо, и идея сгруппировать представленные в сборнике эссе в две части - 'Мир капитализма' и 'Мир знаний'.


В первой части, посвященной проблемам мирового общественного развития, рисуется картина неясного будущего: "мир капитализма" подошел к концу, механизмы функционирования современного общества исчерпали себя, прежние рычаги развития уже не срабатывают, а новые еще не появились. Поэтому поддержание стабильности в будущем представляется невозможным, и капиталистическая миросистема под влиянием множества факторов неизбежно рушится.


Произойдет это, по прогнозам Валлерстайна, где-то лет через 25-50. В течение полувека человечество эволюционирует к новому экономическому и политическому порядку. Но готовиться к этому уже надо сейчас, ибо грядущие перемены затронут каждого из нас. Смена миросистемы, полагает ученый, означает совершенно иные принципы функционирования общества, иную общественную психологию и социальную структуру. По мысли Валлерстайна, время хаоса отличается парадоксом: в отличие от эпох стабильности именно в это время политическая воля лидеров и осмысленные совместные действия людей могут приводить к наиболее значительным результатам.


Во второй части книги анализируются глобальные проблемы, связанные с нашими знаниями о мире. Драматичное размежевание общественных и естественных наук, противостояние мировоззрений, взглядов на общество, да и организация науки в целом - все это в условиях кризиса миросистемы не позволяет дать адекватные ответы на глобальные вопросы бытия. Но не все так плохо, считает Валлерстайн: переустройство и обновление всей системы знаний, новые принципы организации науки и качественно новая информация - вот основа для успешного разрешения проблемы. Научный мир, объединившись на основе обществоведения и опираясь на принцип сущностной рациональности, может сделать сознательный выбор перед лицом неопределенности, позитивно повлиять на дальнейшее развитие событий в ситуации сложившегося кризиса миросистемы. Валлерстайн призывает к организации всемирной дискуссии о будущем человечества, только это, на его взгляд, привнесет в процесс выбора дальнейшего пути развития наибольшую рациональность, объединив знание и мораль.