Выступление академика РАН Григоряна: ' Мы живем в разгромленной стране:'

РА-дуга

Академик РАН Григорян: ' Мы живем в разгромленной стране:'

За что Фурсенко не любит науку: академики против развала науки и образования. Выступление Академика Самвела Григоряна на общем собрании РАН: 'Процесс разрушения великой державы - СССР - не мог быть спонтанным и стихийным. Нет никаких сомнений в том, что это была хорошо обдуманная, хорошо спланированная и организованная, очень хорошо оплаченная акция'.

О самом главном, что тревожит сегодня всех нас, с разной степенью детальности и страстности здесь на собрании многими уже было сказано. Но на двух важных аспектах, очень кратко затронутых вчера в выступлениях академиков Ж.И. Алферова и В.А. Садовничего, я хочу остановиться подробнее.
Всем нам понятно, что мы живем в разгромленной стране. Процесс разрушения великой державы - СССР - был столь стремительным и, можно так выразиться, совершенным, что он, конечно, не мог быть спонтанным и стихийным. Нет никаких сомнений в том, что это была хорошо обдуманная, хорошо спланированная и организованная, очень хорошо оплаченная акция.
В результате мы имеем разрушенные экономику, политику, нравственность, культуру!
У нас практически уже не строят самолеты и всякие другие машины, у нас остановлены и разрушены почти все другие отрасли промышленности, кроме добывающих и продающих за рубеж сырье. У нас плачевном состоянии сельское хозяйство, медицина, армия, социальные институты страны
У нас даже нет геологического ведомства, практически не ведется геологическая разведка полезных ископаемых! Это при том, что в советское время, к примеру, объем разведанных и подтвержденных бурением месторождений нефти и газа в 10 раз должен был, по принятым тогда правилам, превышать (и, конечно, превышал) объемы разрабатываемых месторождений! Сейчас идет попросту хищническая, на истощение месторождений, без забот о будущем, добыча разведанных ранее в СССР ископаемых ресурсов, а там хоть трава не расти!
Наша культура тоже находится в разрушенном, растерзанном состоянии.
Остались лишь два последних, наиболее существенных для ближайшего будущего компонента национального достояния страны - это ее наука и образование, главным образом высшее образование.
И теперь факторы и лица, преступно разрушившие СССР, делают значительные усилия по уничтожению интеллектуального потенциала страны и окончательному ее превращению в большую сырьевую колонию.
В последние годы в этих двух сферах идет изнурительная борьба за выживание, за то, чтобы как-то уцелеть и сохранить умение творческих сил народа создавать материальные и духовные ценности для страны. Против реформ высшего образования много лет ведет тяжелую, полную драматизма борьбу Союз ректоров России, созданный и возглавляемый ректором МГУ академиком В.А. Садовничим. Параллельно идет такая же длительная и тяжелая борьба за сохранение выдающейся советской, российской науки.
Сейчас властью страны ведутся интенсивные разговоры о необходимости реформы высшего образования и науки. В качестве причины, диктующей реформы, выдвигается якобы отсутствие существенной инновационной составляющей в деятельности организаций науки и высшего образования. Вчера в выступлении академика Ж.И. Алферова говорилось, что в нашей стране наука не востребована, а академик В.А. Садовничий говорил, что для существенных практических применений науки нужны крупные проекты. Я хочу остановиться на этих двух моментах более подробно.
Разговоры на тему - сделаем науку инновационной, то есть полезной, создающей материальные ценности, приносящей прибыль - в действительности обман и лукавство, имеющие целью уничтожить науку в России. Реализация этих разговоров приведет к тому, что она просто погибнет. Действительность в стране теперь такова, что реально никакой потребности у общества, страны, власти в инновационной деятельности нет. Спрашивается: инновация для чего, для кого? Для того, чтобы полученные при этом деньги, заработанные людьми с уникальными способностями, в том числе в специфических отраслях промышленности, шли на приобретение за рубежом футбольных команд и другого "имущества"?
С этой высокой трибуны я выступаю в первый раз и утверждаю, что при современных условиях организации власти и экономики, всего хозяйства страны никакой инновационной деятельности ни в науке, ни в высшем образовании объективно не существует.
Это - не умозрительное заявление. Подтверждением может служить опыт работы руководимой мной лаборатории. У нас есть целый ряд полностью технологически готовых и апробированных в натурных условиях инноваций, которые возможно немедленно внедрить в практику, в частности в нефтегазодобывающую практику, и получить огромные деньги. Но мы бьемся 20 с лишним лет с их внедрением, и все безрезультатно. Никому это не нужно.
В точности такое же положение с высшим образованием в стране. В сегодняшней России реальной надобности в высокообразованных профессионалах нет почти во всех областях, кроме нескольких специальностей по обслуживанию колониальной экономики (менеджеры, юристы, финансисты).
Тяга же молодежи в вузы определяется другим: молодые люди хотят состояться, хотят получить хорошую профессиональную подготовку в пока еще очень хороших наших вузах и "свалить" за рубеж - там наши кадры ценят очень высоко. А здесь они реально не нужны. Так для чего содержать так много вузов? Надо их число и номенклатуру резко уменьшить, только оставив небольшую часть для обеспечения нужными специалистами в узких областях, нужных для функционирования сырьевой экономики. На этом можно прилично сэкономить бюджетные средства. Неясно, правда, для чего эти средства, когда с огромным потоком нефтедолларов власть не знает, что делать. Важнее другое - можно будет прибрать в частные руки значительное имущество вузов (здания и прочее).
Таким образом, цель "реформ" науки и высшего образования в России - не потребность в их "инновационизации", которая в нынешних условиях в стране не нужна, а в уничтожении этого ее последнего, высшего ресурса, ее интеллектуального потенциала.
Второе, о чем я хочу сказать, - это крупномасштабные проекты, об отсутствии которых упоминал академик В.А. Садовничий. В современной России нет явно обозначенных властью крупномасштабных задач, для решения которых нужны усилия всей страны, нужен ее научный, экономический, ресурсный, профессиональный и человеческий потенциал.
Что это действительно так, можно убедиться, например, вспомнив недавнее послание Президента РФ стране, народу.
В нем говорилось о нравственных категориях (это очень хорошо), о том, что надо бы увеличить к 2008 г. в полтора раза зарплату бюджетникам (ну, спасибо, только для реального возрождения и нормального функционирования экономики страны нужно увеличение во много раз - сошлюсь на замечательные неопровержимые результаты академика Р.И. Нигматулина), освободить людей от налога на наследство и дарение, существенно упростить процедуру приватизации огородов, но никаких более серьезных государственных задач там нет. Зато есть важнейшее по значению положение: ограничить срок возможных юридических и материальных претензий к лицам, осуществившим сомнительную крупномасштабную приватизацию богатств СССР, тремя последними годами! А все подобное, что было ранее, считать не подпадающим под такие претензии из-за срока давности. Но горькая для страны истина в том, что все самое главное в этом отношении и произошло до этих трех последних лет!
Между тем советское государство осуществляло прогресс страны именно выработкой и реализацией крупномасштабных проектов и планов. В 30-е годы, на ранних этапах и далее, государство сформулировало и выделило важнейшие проблемы страны - индустриализацию, коллективизацию, всеохватывающую программу геологической разведки, выявившую основные ресурсные богатства, решение которых обеспечило грандиозные успехи всего народного хозяйства и победу в тяжелейшей войне с фашистской Германией. В 40-50-е годы была разработана и реализована атомная программа (военная и мирная), в 50-е годы и далее были реализованы ракетно-космическая, авиационная и другие программы. Все это обеспечило стране статус великой мировой державы! Такие задачи ставило и быстро и успешно реализовывало само государство, власть, с привлечением многообразного потенциала страны.
По данному же пути пошел Китай - Китайская Народная Республика. На нашем собрании об опыте Китая говорилось немного. Об этом очень мало информации в СМИ, и не случайно, ибо пример КНР начисто опровергает злобные разглагольствования наших и зарубежных современных "спецов" от политики о якобы неизбежности разрушения СССР.
Я был в Китае 10 раз и хорошо знаю, что и как там происходило и происходит сейчас. Подъем КНР начался примерно полвека назад, когда была разработана и начала осуществляться государственная программа развития страны. В первый раз я посетил КНР 46 лет назад - был командирован по запросу в Пекинский университет и там в течение трех месяцев прочитал годовой специальный курс лекций по сверхзвуковой аэродинамике и газовой динамике. Моими слушателями были собранные властью со всей страны молодые люди, только что окончившие вузы авиационного профиля. Им власти хотели передать самые современные знания из Советского Союза, в данном случае о сверхзвуковой аэродинамике - тогда начали интенсивно строить сверхзвуковые самолеты и иные сверхзвуковые летательные аппараты. Кроме чтения лекций и консультирования этих же слушателей дважды в неделю, я проводил научный семинар на кафедре гидроаэромеханики, в результате которого было подготовлено и опубликовано в ведущих китайских и советских научных журналах восемь работ. Впоследствии многие мои слушатели стали профессорами, а четверо из них - одновременно и генералами! Курс моих лекций был быстро издан в виде учебника. И то же было сделано государством КНР по всем другим отраслям человеческой деятельности. Ныне Китай своими грандиозными успехами потрясает весь мир. Это следствие еще и того, что он готовил своих специалистов также и здесь, в СССР. Вы помните, конечно, сколько студентов из этой страны училось в наших лучших вузах. И как учились, как "вкалывали"!
Итак, самым ценным, чем мы - СССР - тогда обладали, кроме ядерного оружия, мы поделились с КНР, и это стало фундаментом, основой невиданного прогресса этой страны. А у себя все то, чем мы тогда поделились, обратили в руины и прах, и теперь бьемся в диких конвульсиях, пытаясь выжить, но не зная выхода... Ничего более нелепого и абсурдного, чем эта, с позволения сказать, новейшая история России, придумать невозможно!
Вывод из всего сказанного состоит в том, что пока власть у нас в стране не осознает необходимость, важнейшую государственную потребность в создании сильного государства, с мощными наукой, экономикой и вооруженными силами, и не примет адекватных крупномасштабных мер, мы так и будем бесцельно "барахтаться" и "выживать".
Вопрос о постановке на государственном уровне разработки и реализации важнейших крупномасштабных национальных программ представляет собой проблему номер один. Если этого сделано не будет - алчное мировое окружение растащит Россию "на запчасти".

Источник - ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 75 ? 10 2005
http://www.snd-su.ru/cgi-bin/rg.pl?param=div2&page=4&type=1264&what=1001