Тенденции изменения исторического облика Москвы и др. наших городов

тима

http://www.rambler.ru/news/culture/realestate/565022240.html

Столица превращается в город архитектурных копий
13.08.2008 06:45 | "Новые известия"

В Москве вопреки всем действующим законам бесследно исчезают каждый год десятки памятников архитектурного наследия... Перечислять потери столичной архитектуры можно бесконечно. И число их, по мнению независимых архитекторов, будет расти до тех пор, пока не будет остановлена бюрократическая машина, единственная задача которой - выкачать максимум денег из города...

Главные причины сложившейся ситуации постарался назвать профессор Московского архитектурного института, член правления Союза архитекторов Москвы Евгений Асс: «Москва испытывает чудовищный инвестиционный прессинг. Нарушаются законы в угоду бизнесменам и застройщикам. На чьей стороне власть? По идее она должна стоять на защите народа, а не инвестора, поскольку у инвестора единственная цель - выкачать из города деньги любой ценой. Вторая причина - это лоббирование властью собственных интересов. Она навязывает свою градостроительную политику, а нас, архитекторов, историков, краеведов никто не слушает. Следовательно, нет связи с гражданским обществом».

Мнение Евгения Асса разделил известный эссеист, архитектурный критик Рустам Рахматуллин: «Главная угроза для Москвы, - считает он, - любимые проекты мэра. Эту застройку не смогут остановить никакие критерии и законы. Причем она идет в нарушение венецианской хартии архитектуры (международный документ, устанавливающий общие требования для реставраторов всего мира. - <НИ» )>.

На «круглом столе» приводились десятки примеров того, как на глазах исчезают памятники: на месте старинных зданий возникают безвкусные торговые центры, пропадает лепнина, демонтируются кованые ворота. Словом, то, что запрещено в старинных европейских городах, в Москве динамично процветает. Энтузиасты, радеющие за сохранность наследия, сравнивают наше время с первыми годами советской власти, когда варварское отношение к памятникам было в порядке вещей: церкви перестраивались под гаражи, особняки - под магазины и так далее. Сегодня, по мнению участников «круглого стола», происходит то же самое с той лишь разницей, что процесс этот протекает тихо, без пафоса послереволюционных лет. «Посмотрите, сколько новоделов появилось на месте исторических зданий, которые нельзя было трогать», - негодует художник Юрий Аввакумов.

К сожалению, российские регионы, где в последние годы тоже широко развернулась реставрация, все чаще подражают Москве. «Один из немногих городов, где реставрация ведется по всем русским канонам, - Нижний Новгород, - сказала Светлана Жданова, заместитель руководителя управления Росохранкультуры по Москве и Московской области. - Но, увы, вслед за столицей инвесторы диктуют свои права и регионам, нещадно уничтожают памятники».

Есть ли выход из сложившейся ситуации? По мнению госпожи Ждановой, необходим строгий, четкий закон, который защищал бы архитектуру от самоуправства инвесторов и чиновников. «На нынешний день у нас очень мало прав, чтобы изъять памятник у незаконных пользователей. И пока суды неохотно берутся за рассмотрение подобных дел».

«Пока закон будет сформулирован, от Москвы, кроме Кремля, ничего не останется, - вступил в дискуссию художник Андрей Бильжо. - Город меняется на глазах, и уже бессмысленно ехать сюда, чтобы что-то посмотреть. По образованию я психиатр и назвал для себя действия чиновников строительной шизофренией. Признаки этого заболевания налицо. Оно проявляется, прежде всего, в булимии. Если корову не остановить, она съест все поле и умрет от разрыва желудка. То же самое и с архитектурным наследием, которое растворяется на глазах. Власть покупает дома для дальнейшей перепродажи. И я не представляю, как остановить эту машину насыщения. А свою роль вижу как роль доктора, у которого опустились руки. Вот я вышел к родственникам больного и говорю: <Готовьтесь к худшему».

ВИКТОР БОРЗЕНКО

Речь не только о Москве, понятно. В Питере Матвиенко тоже "не директор музея", да повсеместно так. Исторический облик пока не слишком изменяется разве что в глубинке, в местах, где нет больших интересов у "крупного бизнеса".

Arashi

Это действительно так.

Архитектурный кошмар в арбатских переулках. Как оповещают римские цифры на фасаде - 2004 год.


Для сравнения: типичное историческое здание.

А усадьбу Трубецких в Хамовниках (начало XIX в., там еще Пушкин был) снесли и перестроили практически у меня на глазах.

Sergey13

Деньги.

DKA

Это жизнь. Если держаться за всю эту старину, скоро ступить негде будет. Надо определить наиболее важные объекты, а остальное модернизировать или перестраивать. Город должен развиваться.

sahara

для меня депрессивные застройки это в Митино и оказывается на Ленинском проспекте (Юго-Запад) одинаковые высотные здания, давят.

Arashi

DKA
Это жизнь. Если держаться за всю эту старину, скоро ступить негде будет. Надо определить наиболее важные объекты, а остальное модернизировать или перестраивать. Город должен развиваться.

Пусть развивается на окраинах. В Риме и Праге исторический центр никто не трогает. Если в старый дом провести водопровод и канализацию, он так же пригоден для жизни и работы, как новый, а внешний вид при этом не меняется.

Relax

Пусть развивается на окраинах. В Риме и Праге исторический центр никто не трогает. Если в старый дом провести водопровод и канализацию, он так же пригоден для жизни и работы, как новый, а внешний вид при этом не меняется.

на этом много не заработаешь. money talks (с)

Arashi

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,

Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?

Где клавесина аккорды,
Тёмные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,

Кудри, склонённые к пяльцам,
Взгляды портретов в упор...
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!

Домики с знаком породы,
С видом её сторожей,
Вас заменили уроды, -
Грузные, в шесть этажей.

Домовладельцы - их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.

Марина Цветаева.

Alexandr13

Arashi
В Риме и Праге исторический центр никто не трогает.
Потомучто он там есть

glas_naroda


Архитектурный кошмар в арбатских переулках. Как оповещают римские цифры на фасаде - 2004 год.

ИМХО вполне приятное место.


Надо определить наиболее важные объекты, а остальное модернизировать или перестраивать. Город должен развиваться.

Плюс адин. Есть места вроде Дворцовой площади, которые трогать категорически нельзя. А есть древние домишки, на месте которых можно построить что-то более вместительное и современное, и при этом сделать все красиво. Здания - это не картины; их основное предназначение - обеспечивать удобные условия для жилья/работы.

Друг живет в самом центре Питера; парадная в доме роскошная, но вот на полу в этой парадной лежит простенькая плитка со времен раннего СССР. Хотели жильцы скинуться и плитку поменять на что-то более подходящее к мраморным лестницам, а им запретили - типа, историческое наследие, низзя трогать...

Arashi

У римлян тоже был такой период сто лет назад.


Памятник королю Виктору Эммануилу, или "Печатная машинка". Монумент, достойный Церетели. Местные жители до сих пор плюются. Нам с нашим Петром еще повезло 😊