танку Т-34 - 70 лет

Sherp

Датой его «рождения» считается 19 декабря 1939 года, когда он был принят на вооружение.

Первые опытные образцы изготовили уже в январе 1940-го, в июне того же года началось серийное производство. Знаменитая машина сыграла решающую роль в главных сражениях Великой Отечественной войны: битве под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, взятии Берлина и в других боевых операциях.

ПМ

Ну, с юбилеем значит его и весь советский народ!



cccp67

Танк-легенда.

AAG

Хороший танк был. Его создатель Кошкин в него жизнь вложил в прямом смысле - застудил легкие в одной из поездок на испытания..

GSR

Баллада о танке Т-34, который стоит в чужом городе на высоком красивом постаменте


Впереди колонн
Я летел в боях,
Я сам нащупывал цель.
Я железный слон,
И ярость моя
Глядит в смотровую щель.

Я шел, как гром,
Как перст судьбы,
Я шел, поднимая прах;
И автострады
Кровавый бинт
Наматывался на трак.

Я пробил тюрьму
И вышел в штаб,
Безлюдный, как новый гроб.
Я шел по минам,
Как по вшам.
Мне дзоты ударили в лоб.

Я давил эти панцири
Черепах,
Пробиваясь в глубь норы;
И дзоты трещали,
Как черепа,
И лопались, как нарыв.

Обезумевший слон,
Я давил хрусталь,
Я сейфы сбивал с копыт.
Я слышал, как
Телефоны хрустят,
Размалываясь в пыль.

И вот среди раздолбанных кирпичей,
среди разгромленного барахла
я увидел куклу.
Она лежала, раскинув ручки,
в розовом платье, в розовых лентах, -
символ чужой любви, чужой семьи...
Она была совсем рядом.

Зарево вспухло,
Колпак летит,
Масло, как мозг, кипит,
Но я на куклу
Не смог наступить
И потому убит...

И занял я тихий
Свой престол
В весеннем шелесте трав.
Я застыл над городом,
Как Христос,
Смертию смерть поправ.

И я застыл,
Как застывший бой.
Кровенеют мои бока...
Теперь ты узнал меня? -
Я ж любовь,
Застывшая на века.
** Михаил Анчаров

------------------
Что такое невозможно? Невозможно штаны через голову надеть, а все остальное - было бы желание.

kettle

cccp67
Танк-легенда.
В Харькове плохие танки не создают...

Стрела

GSR
Теперь ты узнал меня? -
Я ж любовь,
Застывшая на века.
потрясающе

Новгородец

Но я на куклу
Не смог наступить
И потому убит...

Нет слов. Потрясающе.

Бирюк

да, машинка была на редкость удачная.. за исключением абсолютно глупейших болячек.
кстати, именно из-за нее Шикльгрубер вставлял люлей чинам, оставившим на Т-III и T-IV короткоствольные пушки, там у них весело по этому поводу было ))

кстати, интересующимся советую почитать "Я воевал на т-34", если еще не. много сомнительных вещей, но книга взаправду понравилась.

Стрела

машинка опытная была - так сказать технологическая платформа, Т-54 серийным стать должен был.

Бирюк

откуда информация? когда 32ю в 34ку переименовали в серию разрешили пустить, о дальнейшем и речи не было.

Popov

Стрела
машинка опытная была - так сказать технологическая платформа, Т-54 серийным стать должен был.

Гы. 😊 А ФАУ-1 часом не технологическая платформа для Сатурна-5?
Качественный скачок - это Т-44 http://www.battlefield.ru/content/view/95/lang,en/ . Там двигатель расположили поперек - маленькая (или большая) революция в нашем танкостроении. Он и послужил платформой для Т-54/55 и далее везде.
кста, кто смотрел "Офицеры" не обращал внимания, что в кадрах в конце фильма, где Юматов проезжает на танке мимо ликующего народа (как бы на улицах освобожденного города), танк этот - Т-44 вроде?

Бирюк

на 44, как я понял, главная задача была впихнуть пушку посолиднее, ибо на 34ку она никак не вставала по-нормальному. да и появился этот танк уже после войны.
про "Офицеров" не скажу, очень давно смотрел..

Майор

С юбилеем легендарного украинского танка!

угрюмый

Слава Кошкину!

Strelok13

Танк был очень хороший, хотя и имел ряд недостатков, по большей части исправленных во время модернизаций и некоторые особенности, которые нельзя назвать достоинствами.

Несомненно хороши были противоснарядное бронирование, великолепная тяговооруженность благодяря двигателю В-2, очень мощная на момент создания танка 76 миллиметровая пушка, там на самом деле было две разные пушки, но это уже детали. Правда до сих пор не понятно насколько эффективно было наклонное бронирование и не дало бы лучшего результата простое увеличение его толщины за счёт экономии веса пошедшего на обеспечение наклона, но в любом случае оно было хорошо.

Особенностями, которые трудно отнести к достоинствам, были черты унаследованные от танков Кристи, а именно большое соотношение длины к ширине и архаичная пружинная подвеска. Но это не недостатки.

Недостатками были в первую очередь очень плохая, часто ломающаяся и требующая большой квалификации водителя, четырёхступенчатая коробка передач и очень тесная и неудобная башня на узком погоне. Командир и заряжающий размещались в стеснённых условиях, заряжающий не имел места для уверенного манипулирования длинными снарядами, а командир не мог пользоваться неудачно размещёнными смотровыми приборами, командир был перегружен необходимостью стрелять из пушки и одновременно командовать танком. Большой люк, один для командира и заряжающего, не давал управлять танком по немецки, высунув голову в люк. Радиостанции были не на всех машинах, а на тех, на которых они были, они были слабыми и ненадёжными.

На Т-34 стояло минимум шесть типов серийных башен, танки с увеличенной гранёной башней и их вариант с командирской башенкой были гораздо удобнее первых Т-34, но на самом деле хорошей была только модификация Т-34-85, с новой большой башней на расширенном погоне, пятиместная, в которой командир мог заниматься только командованием танком, с пятиступенчатой коробкой передач, у более ранних модификаций недостатки в целом выравнивали их боевые характеристики с немецкими танками, формально уступающими им.

w_w_w

Сколько их в войну выпустили? 48 тыс. шт., по-моему (не наставиваю на точности цифры, под рукой источнега нет).

vladimtat

http://www.front2000.ru/mk-0000-01.shtml

Ссылка на mp3 "Посвящение танку Т-34"- песня просто 5++

Crab12

А на нем дизель стоял, или зажигалка?

V.G.life

дизель, 500hp.

Anch

Из закрытых разделов:

Это мыслей сверкающих высь
О победе в любой войне,
И металлом одетый смысл,
Что на свете мы всех сильней.
Это правила, где лежит
Гениальная простота,
И конструктора главного жизнь,
Перешедшая в этот танк.
Это холод гулких цехов,
И под небом открытым станки,
Дети с бабами у станков,
На войне давно мужики.
И бумага последних рублей,
Припасённых на чёрный день,
И колец обручальных блеск,
Снятых тысячами людей.
И в наушниках "Заводи!"
И прорвать оборону - приказ,
Ну, родимый, не подведи,
И до самого пола - газ!
И болванки в башню удар,
И застывший радиста взгляд,
И фанерная в поле звезда,
И сто грамм за погибших ребят.
И проломленные бока
Всех немецких зверей стальных,
И Москва в золотых огнях,
Под победным небом страны.
Это щит наш и это меч,
Это наша прямая речь,
Средство выжить народам моим
В этом бешеном мире.
Это скорость и мощь огня,
Это люди сильней чем броня,
Это слава моей страны -
Т - 34!
Это ржи золотой посев
На холмах боевых полей,
Это памятник у шоссе,
С одинокой гвоздикой в стволе.
Это путь, идущих вперёд,
Молодых и сильных машин,
Что начало своё берёт
Из твоей российской души.

тима

Тоже очень люблю песни Михаила Калинкина.
Хорошо знаю и люблю Т-34. Довелось участвовать в подъеме затонувшей в годы войны "тридцатьчетверки", потом близко познакомиться и поводить Т-34-85.
Да, недостатки есть, даже много, но в целом - простая, надежная, солдатская машина.

Поэтому продолжу.
Ведь слова в песнях Калинкина - о нем, о Т-34. И о тех, кто делал эти машины, и кто воевал на них.

Т-34 - символ нашей победы.


МИХАИЛ КАЛИНКИН

"После Прохоровки"

Вот и всё, остывают стволы,
И наводчик глотает из фляжки.
Между траками пахнет полынь,
Мы сегодня родились в рубашке,

И во рту шелестящая медь
Утверждает - мы живы с тобою,
Там кому-то другому гореть
Позади после встречного боя.

Ах, как сладок горящий табак
Людям, выжившим в танковом тире,
Эта общая наша судьба
Под названьем "Т - 34".

Этот грохот, звенящий в ушах
И наводчик от пороха серый,
Эта общая наша душа,
Что насквозь пробивает "Пантера".

Траектория траков пойдёт
В неизвестность по жизненной глади,
А прославленный танковый взвод
Догорает на клевере сзади.

Мы стоим на опушке вдвоём,
В люк вливаются неба гуаши:
Это поле с кострами на нём
Наше всё-таки - всё-таки - наше !

Мы в измятую кружку нальём
Мы помянем танкистов вчерашних,
Это поле с кострами на нём
С утра этого - всё-таки наше !

"Танк из болота"

Меня подцепили за оба крюка,
Расклеила веки трясина,
И я увидал над собой облака
И ветер, шумящий в осинах.

И время моё побежало опять
Как будто вчера заводили,
И снова услышал я что-то про мать,
И понял, что мы победили.

И понял - пожить мне ещё предстоит,
Пускай - не герой - победитель,
Пробитые немцами братья мои,
Простите меня и поймите.

Простите - не смог показать мастерство
Красивой военной работы,
Из всей из бригады - но лишь одного
Меня сохранило болото.

Не сжёг меня пушки немецкой расчёт,
И "Тигр" меня не искалечил,
Меня не расплавил товарищ Хрущёв
В огромной мартеновской печи.

Резон здесь конечно отыщется свой,
Сегодняшним людям - подарком,
Вы можете запах глотнуть боевой
Моей краснозвёздной солярки.

Залезьте - не бойтесь испачкать штаны
В крови из солярочной прели,
Почувствуйте кожей дыханье войны,
На чём наши деды горели.

Я - брошенный в землю военный посев,
Я - памятник сгинувшей роте,
И мирная техника прёт по шоссе,
Поскольку я был в том болоте.

Я с пушкой торчащею наискосок,
Для вас непонятен и страшен,
Соляркою пахнущий правды кусок
Истории Родины нашей.

Что я уцелел - экипаж виноват,
Да наша родная природа,
Я танк - я убитый советский солдат
Второго военного года.

тима

Танковая атака.

Красная ракета
И до пола газ,
Мы не видим света,
Свет не видит нас,
В триплексах летает
Небо и стерня,
Ну, давай, родная,
Выноси меня.

А в прицеле скачет
Прямо за стволом
Ближняя задача -
Роща за селом.
Нам проехать - шутка -
Только три версты,
Только в промежутке
На броне кресты.

Кто там будет первым -
Все не для меня,
Ты снаряд Пантеры
Выдержи, броня.
Пусть поможет либо
Дьявол, либо бог,
Чтоб под их калибры
Не подставить бок.

Припев:
Несет нам в лица ветер встречный
Калибры вражеских стволов.
Мы будем жить, ребята, вечно,
Вот только б это взять село.

Из-за ближней хаты
Чей-то длинный ствол,
Ну, давай, ребята,
Погаси его.
Все равно, какой мне
Там в прицеле зверь,
Выстрел бронебойный
Разберет теперь.

Хруст немецкой пушки,
Треснувших костей,
Сломанные сушки -
Метры на версте.
Ты давай, зараза,
В рычаги играй,
Только ногу с газа,
Брат, не убирай.

Припев:
Мы ударенья порасставим,
А скорость ноты подберет,
И тридцать тонн уральской стали
Летит вперед. Летит вперед.

Трассеры снарядов,
Огненный клубок,
Вот кому-то рядом
Залепило в бок,
Полыхнула разом
В небеса свеча.
Мы за вас, ребята,
Ввалим им сейчас!

Тишина запела
Звонами в ушах:
Но еще летела
На броне душа.
На небе гуаши -
Господа купель,
Вся бригада наша -
Пять машин теперь.

А когда затихли
Взрывы и стрельба
Разгоралась тиха
Ближняя изба,
И над черной сушью
Выжженной травы
Тихо плыли души
Мертвых и живых.

Припев:
А в небесах цветут гуаши,
А у реки - полоска ржи,
И это поле - нынче наше,
И мы с тобой смогли дожить!

(Михаил Калинкин)

air 100

тима
Да, недостатки есть, даже много, но в целом - простая, надежная, .


Насчет надежности вы погорячились.
Машины 40-42 годов выпуска были очень ненадежными, далее- надежность возросла.
Вообще, не надо путать машины выпуска 40-42 годов и машины выпуска 44-45 годов.
По своим боевым свойствам-это, ИМНО,РАЗНЫЕ машины, хотя назввание у них одинаковое.

тима

air 100

Насчет надежности вы погорячились.
Машины 40-42 годов выпуска были очень ненадежными, далее- надежность возросла.
Вообще, не надо путать машины выпуска 40-42 годов и машины выпуска 44-45 годов.
По своим боевым свойствам-это, ИМНО, РАЗНЫЕ машины, хотя назввание у них одинаковое.

Я знаю.
Притом не только по книгам, но и по "живому" общению с этой техникой.
И с "34" и "34-85". Кстати, приемлемого уровня надежности добились уже на машинах 43-го г. (конечно, от завода зависело).
Знаком и со старыми танкистами, которые не любили и ругали Т-34.
Знаком и с конструкторами, которых после войны учили под девизом: "трансмиссия Т-34 - пример того, как делать не надо".
Читал воспоминания танкиста, воевавшего в начале войны. Хорошо помню, как он описывал: "Немцам пройти 200 км ничего не стоило. А на Т-34 обязательно что-нибудь потеряешь, что-то сломается".
Хорошо представляю, чего стоило переключать передачи в четырехскоростной КПП с надвижными шестернями. И сам прочувствовал, какие потери мощности при повороте. Тянешь рычаг на себя и обязательно добавляешь газ. И другие недостатки успел ощутить: и как АКБ неудобно ставить, и как гусеницу натягивать...

И все-же...

Несколько лет назад, в канун юбилея "Битвы за Москву" состоялся т.н. "Президентский показ" с участием десятков Т-34-85 и "немецких" танков (Т-44М). На эти старенькие, замученные за многие десятки лет машинки посадили курсантов из Коврова и Владимира. Зимой, в неопытных руках, по грязи и снегу эта техника отпахала всю недельную программу мероприятия с репетициями. Без поломок. Почти без - на одной "34-85" оторвало прицепной шатун. Интересно, что при этом работа дизеля на одиннадцати горшках на слух не изменилась. Заметили только по антифризу и маслу, разливающимся по полу боевого отделения. На ПТО машина зашла своим ходом. Дизеля там все капиталенные, да как бы не по одному разу.
Условия были действительно тяжелые - машины все в грязи по башню, ползали по колее на брюхе. Если не в порядке были уплотнения десантных люков - мерзлая грязь по всему боевому отделению. Даже полный подогреватель грязи набился, когда пробку забыли поставить.

У современных танков, изображавших массовку на заднем плане - отказов было преизрядно.

А как мучили старушек на прошлогодних съемках Михалкова...

Да что там - сколько поднятых "тридцатьчетвер" поставили на ход на родных агрегатах? А с памятников снятых?

О чем-то ведь это говорит?

Смотришь на эту машину - она вся разбирается, до всего можно добраться (почти до всего). Электрика простая. Легко переносит хранение. Ненадежность (особенно по силовой установке) машин первых лет - понятно и объяснимо...

Но, конечно, бить себя в грудь не буду - в дальний переход на этой машине пускаться не стоит.


Эндрюблейк

Отдельное спасибо нужно сказать автору 85мм орудия Василию Гавриловичу Грабину.

4V4

в дальний переход на этой машине пускаться не стоит

Не для этого делалась. Жизнь 300-500 км.

AAG

подъем утанувшего танка.
интересные фотографии
http://reibert.info/gallery/v/Archeology/Technics/T-34/Rise/

тима

4V4

Не для этого делалась. Жизнь 300-500 км.

Это Вы еще много для военной поры даете - если считать средний жизненный цикл.

air 100

Crab12
А на нем дизель стоял, или зажигалка?

Дизель-зажигалка. 😊
Горел чаще, чем Т-70 с карбюраторным.

air 100

тима

Это Вы еще много для военной поры даете - если считать средний жизненный цикл.

Моторесурс до первого кап. ремонта машин выпуска конца 41 года-25-35 часов(в среднем).
Военная приемка не возражала, т.к. в то время танк погибал раньше, чем успевал выработать этот моторесурс.

4V4

тима

Это Вы еще много для военной поры даете - если считать средний жизненный цикл.

Я про задумку...

4V4

кап. ремонта

Здесь пожалуйста по-подробнее. Про 25-30. (хотя для 300-500 достаточно). И что такое в вашем понятии капремонт.

air 100

4V4

Здесь пожалуйста по-подробнее. Про 25-30. (хотя для 300-500 достаточно). И что такое в вашем понятии капремонт.

1."Было не до жиру. Заказчик порой принимал танки, даже если они не ломались при пробеге вокруг завода и своим ходом въезжали на железнодорожные платформы. Это чаще всего не мешало танку произвести 1-2 танковые атаки, а в тех условиях танк редко жил дольше"
Михаил Свирин"Стальной кулак Сталина"Москва,"Яуза",2006г.,стр. 37.
2.Конкретные цифры неоднократно встречал в литературе. Искать влом.
Будет время-выложу.

GEMACHT

Кстати, почему именно Т-34 а не КВ считается лучшим танком?

GEMACHT

Эндрюблейк
Отдельное спасибо нужно сказать автору 85мм орудия Василию Гавриловичу Грабину.
Он вроде автор зенитного орудия которое поставили на танк.

Popov

GEMACHT
Он вроде автор зенитного орудия которое поставили на танк.

ставили и модернизировали в ЦАКБ, которое возглавлял Грабин. Под его руководством были созданы лучшие дивизионные пушки 2й Мировой - ЗИС-3, лучшие противотанковые - ЗИС-2 и БС-3. Причем очень интересна и показательна история принятия на вооружение ЗИС-3 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%A1-3#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F_.D1.81.D0.BE.D0.B7.D0.B4.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8F , когда Грабин на свой страх и риск начал серийный выпуск еще не принятого на вооружение орудия.

В А

1."Было не до жиру. Заказчик порой принимал танки, даже если они не ломались при пробеге вокруг завода и своим ходом въезжали на железнодорожные платформы. Это чаще всего не мешало танку произвести 1-2 танковые атаки, а в тех условиях танк редко жил дольше"

По этой причине, на дожившии до Победы танки, чтобы "подтянуть" их до приемлемого уровня, были израсходованы огромные средства.

Интересно, а в авиации было так же?

Майор

Кстати, почему именно Т-34 а не КВ считается лучшим танком?

У КВ траснмиссия была неудачная. В 1943 поставили нормальную конструкции Шашмурина (позже делал скажем изветный легкий танк ПТ-76) но танк уже был не популярный, ну и новые тяжелые танки ИС пошли. Помню мемуар как один военачальник для наступления на северном фронте (через Финляндию на Норвегию) специально собирал себе в свою группировку КВ, а все удивлялись "Да зачем тебе эти сараи?"

Майор

В А

По этой причине, на дожившии до Победы танки, чтобы "подтянуть" их до приемлемого уровня, были израсходованы огромные средства.

Источник. Никто ничего не подтягивал. Уже в 1945 (в смысле в начале года) Т-34 считался устаревшим, но новый танк Т-44 не запускали по причине того что переход резко бы снизил на некоторое время выпуск танков.

В А

Источник.

Всё помнить... А, что Вам кажется нелогичным? Речь же не только о тридцатьчетверке. Все танки военной поры, собранные с "рацианализацией", по упрощенке, как указывалось выше, имели небольшой ресурс. Так, что на переплавку или менять крощащиеся шестерни, недокалённые пальцы траков, искрящии электромоторы и т.д. - т.е. всю начинку? Логичней до ума довести и без разницы Т-34 или ИС.

Владимирович

9 мая

64 года назад ( в центре)