Пятьсот книг Айзека Азимова

Северный Воин

Пятьсот книг Айзека Азимова
контекст

* Айзек Азимов. Биографическая справка
* Семья Берманов произносит тосты за Айзека Азимова

Книга Айзека Азимова. Конец Вечности
c flickr.com/PabloBM
14:21 02/01/2010

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости

То, что Айзеку Азимову 2 января исполнилось бы 90 лет - это известно и очевидно. Менее очевидно другое: что за феномен в американской культуре этот Азимов? Его называют американским писателем (классиком научной фантастики) и еще - популяризатором науки.

Но если взять по российским меркам, где слово "писатель" пишется (все еще) чуть ли не с большой буквы, то Азимов в эту картину не укладывается. Это не совсем та литература, которую мы называем литературой. Начнем с объемов - практически 500 книг. Как это возможно, особенно с учетом того, что люди в ту эпоху писали на металлическом аппарате, наполнявшем комнату лязгом - печатающей машинке? Посчитайте период творчества Азимова - от 1939 до 1992 года (год смерти), итого 53 года писательства, все равно получается около 10 книг в год. Включая исторические исследования, юмор, "путеводители" по Библии и Шекспиру.

Разгадка простая, и не одна. Во-первых Азимов, конечно, был гением - это такая болезнь. Даже став очень богатым человеком, он интересовался исключительно тем, чтобы сидеть за той самой гремящей машинкой (ну, еще очаровывать женщин на университетских и прочих вечеринках, общаться с друзьями и коллегами). Его гениальная голова производила идеи в невероятных количествах. Мозг человека, кстати, устроен так, что ничего и никогда не забывает: прочитал, услышал что-то - и оно уже навсегда отложилось в каком-то файле. А вот мгновенно извлечь файл в сохранности и в нужный момент - это программное устройство дается очень немногим, это и есть природная гениальность.

Во-вторых, Азимов был евреем, и не просто, а очень евреем - Исааком Иудовичем Азимовым из местечка Петровичи возле Смоленска (где говорили только на идише). Когда мальчику было три года, в 1923 году, семья переехала в США, поселилась в самом еврейском месте страны - Бруклин, Нью-Йорк, более того - завела кондитерскую лавку, за которой мальчик Исаак (уже Айзек) несколько лет присматривал: это уже классика. А дальше, став в 1941 году магистром химии Колумбийского университета, Азимов влился в особую и хорошо узнаваемую категорию людей - гениальных и одержимых евреев-технарей, математиков, химиков, физиков.

Кстати, в СССР в то время таких тоже было сколько угодно - самый известный, конечно, это великий Лев Ландау. Это вообще был такой век, в котором они были очень заметны - не только евреи, а вообще любые технари, или "научно-техническая интеллигенция", те "физики", которые в СССР победно спорили с "лириками". Они запускали в космос ракеты, создавали атомную бомбу, у них был свой мир, свой специфический язык, стиль поведения - и множество творимых ими чудес. Кстати, интересный вопрос - что в сегодняшней России стало с этим сословием? Как-то оно уже не ощущается. И то, что сегодня США получают чуть не все Нобелевские премии по естественным наукам - это как раз плоды того самого века, когда жил и работал Азимов. Века, где американские технари оказались многочисленнее и сильнее.

И - возвращаясь к разгадке пятисоткнижного феномена Азимова - все дело в том, что этот гениальный юноша стал кровью и лимфой, или бардом, того самого технического мира и технического века в своей стране.

Он писал вовсе не "литературу". Он с бешеной скоростью создавал очерки, колонки, статьи и - да, также и рассказы на темы науки. Как сейчас говорят, был ее популяризатором.

В 20 лет каждая сочиненная им строка уже издавалась. Причина - удивительное умение подать сложную техническую идею просто, весело, ясно. Это, по сути, была журналистика мыслей, иногда перераставшая в нечто подобное литературе. Ну, а потом напечатанное издавалось сборниками. Теми самыми книгами.

Да-да, это касается в какой-то степени даже романов Азимова. Дело в том, что знаменитый цикл романов Foundation был им задуман и начат в начале 40-х как... комиксы, что ли. Или серия рассказов. Которые выстраивались возле одной вполне научной идеи - как предотвратить крах империи, охватывающей весь известный мир.

Азимов всего-то навсего прочитал классическую книгу Гиббона о закате и падении Римской империи (историки античного мира избавились от заблуждений Гиббона только сейчас). И выстроил концепцию: возможность создания "психоистории", то есть науки о поведении обществ, основывающейся на законе больших чисел. То есть можно до мелочей предсказать историю, а раз так - то постепенно ее изменить. Для чего создать вот то самое Foundation.

Конечно, словом "основание" это переводить нельзя. "Фонд" - уже ближе, хотя на русском тоже звучит не очень. А в принципе - секретное наследственное общество манипуляторов истории ради общего блага. Чисто марксистская, или масонская, идея.

Сотни американских фондов, и сегодня вполне открыто работающих по всему миру, хоть чем-то, да напоминают их работникам азимовскую идею - они сами с удовольствием это признают.

В самом конце 90-х я видел, как в США стали вдруг популярны книги о гибели Рима, и еще исследования о развале Британской империи, и Азимов тоже. Ведь еще не избрали младшего Буша, а уже чувствовали, что происходит какое-то не то!

Но вернемся к Азимову. Книги его захватывают, и не сразу понимаешь, что он строит их на диалогах и действии, не заботясь о том, чтобы там были все признаки "настоящей литературы". Схема, но какая! Так и все его творчество - великолепная, искрящаяся мысль, техническая, даже если она касается не железок, а отношений людей.

Но если посмотреть на всю американскую культуру 20-го века, то с изумлением обнаруживаешь в ней огромный провал - вот ту самую "настоящую литературу". Где гении? Кто после Хемингуэя, по сути писателя почти предвоенного? Не Сэлинджер же. Литература была, но как бы ушла в подполье.

Зато в той Америке цветут фантасты - сначала с "техническим" мышлением, как Азимов или Хайнлайн. Потом появились другие люди, эти двинулись уже к действительно яркой, "человеческой" литературе. Но Роберт Сильверберг с его серией, начавшейся с "Замка лорда Валентина" - это уже и совсем литература. А тут пришел новый век, выросли сильные авторы боевиков, и оказалось, что она все же была и есть, эта литература, перебралась через странную пустоту середины века с помощью Азимова и ему подобных. Что ж, Америка - такая страна, не похожа на все прочие ни в чем.

мышонок

Кроме Хэмингуэя есть еще Джон Стейнбек ("Гроздья Гнева", "О мышах и людях", "Путешествие с Чарли в поисках Америки"), который Нобелевскую премию получил. Есть Кен Кизи, Джек Керуак (послевоенные писатели "бит-культуры"). Есть Уильям Фолкнер (тоже нобелевский лауреат), Ирвин Шоу (родившийся в семье еврейских эмигрантов из России), Курт Воннегут. Кроме Азимова - Клиффорд Саймак, Роберт Шекли, Роберт Хайнлайн, Роджер Желязны. Так что про подполье, это как-бы перебор.

V.G.life

Мой самый любимый из совецкого децтва-Клифорд Саимак. Ну ещё Ф.Кaрсак и Шекли. Читал, когда под столом ходил, читал и усатым дядей, ещё респект старине Хему и Ремарку.

GSR

Мой самый любимый из совецкого децтва-Клифорд Саимак. Ну ещё Ф.Корсак и Шекли.
Ага, красно-белая "Антология".

------------------
Что такое невозможно? Невозможно штаны через голову надеть, а все остальное - было бы желание.

mara2107

Желязны и Саймак 😊

Ann

Как-то несколько лет назад купила кучку книж о науке, как раз Азимова. Фантастика-то известная, а это было новинкой.
Интересно.
Даже не выкинула, сохранила, мож дети будут.

V.G.life

Может и правильно, моей матери на работе подарили книжку про капитана Немо-роман Жюля Верна. До моего рождения было около двух лет. Любимая книжка была в детстве.

mara2107

будут - обязательно !!
ттт

Anch

Хм. Читал я этот "Конец Вечности". К тому времени вышеупомянутое стадо англоязычных фамилий уже уверило меня в их решимости донести "общечеловеческие ценности" до самых дальних звёзд. Поражала воображение вовсе не "фантазия" авторов или их "интеллект", а непоколебимая уверенность, с которой они считали уместными в Дальних Мирах свои баксы, казино и публичные дома.
Уже тогда было ясно, почему для таких говорящих обезьян дорога в Космос закрыта.
Но "Конец Вечности" вызвал удивление даже на этом фоне своей идеей товарной торговли между потомками и предками. Насколько я понимаю, только недочеловеку, и то не всякому, придёт в голову свести к торговле возможность прямого общения с собственными предками или потомками. Естественно, такая цивилизация нежизнеспособна, а вы что думали? Даже автор в конце торжественно разгадывает этот бином Ньютона, как будто это не было ясно сразу.
Интересно, он Ефремова читал или он только писатель?

брянск

Anch
Хм. Читал я этот "Конец Вечности". К тому времени вышеупомянутое стадо англоязычных фамилий уже уверило меня в их решимости донести "общечеловеческие ценности" до самых дальних звёзд. Поражала воображение вовсе не "фантазия" авторов или их "интеллект", а непоколебимая уверенность, с которой они считали уместными в Дальних Мирах свои баксы, казино и публичные дома.
Уже тогда было ясно, почему для таких говорящих обезьян дорога в Космос закрыта.
Но "Конец Вечности" вызвал удивление даже на этом фоне своей идеей товарной торговли между потомками и предками. Насколько я понимаю, только недочеловеку, и то не всякому, придёт в голову свести к торговле возможность прямого общения с собственными предками или потомками. Естественно, такая цивилизация нежизнеспособна, а вы что думали? Даже автор в конце торжественно разгадывает этот бином Ньютона, как будто это не было ясно сразу.
Интересно, он Ефремова читал или он только писатель?

Просто тихий ужас....

AllBiBek

А я согласен. Как в свое время приятно удивил "Я, Робот" (мне тогда 8 лет было, когда прочел), так разочаровало "Основание" (прочитал в 11-12). По глубине мысли тройка любимых авторов в жанре - Ефремов, Снегов, и Симмонс. Именно в таком порядке.

Anch

брянск
Просто тихий ужас....
Просвещённый ценитель "общечеловеческих ценностей"?

брянск

Не. Просвещенные ценители обычно проецируют свой шизоидный, одним им понятный, катастрофический бред на окружающую реальность и отдельных ее индивидуумов.
Куда ж мне до вас. Эдак -конец вечности- испохабить парой фраз, порожденных галюциногенным психозом неясного генеза - это даже для меня черезчур.

Anch

AllBiBek
А я согласен. Как в свое время приятно удивил "Я, Робот" (мне тогда 8 лет было, когда прочел), так разочаровало "Основание" (прочитал в 11-12). По глубине мысли тройка любимых авторов в жанре - Ефремов, Снегов, и Симмонс. Именно в таком порядке.
Законы робототехники - это заслуга Азимова, против ничего не имею.
К Стругацким как относитесь?

AllBiBek

Как к зеркалу эпохи в конкретном жанре и катализатору к размышлению на тему текущего мировосприятия в любом возрасте - лучше их в СССР не было, да и в мире аналогов не густо, как футурологи - весьма средненькие. И приз симпатий за непохожесть вообще на кого бы то ни было.

Anch

брянск
Эдак -конец вечности- испохабить парой фраз, порожденных галюциногенным психозом неясного генеза - это даже для меня черезчур.
Вам это книжка действительно нравится или полагаетесь на авторитетное мнение мировой прогрессивной общественности?
В любом случае - с чем именно из моих суждений Вы весь несогласный, неужели с тем, что нежизнеспособность заведомо ублюдочной цивилизации ясна сразу?

брянск

Да, произведение на мой взгляд - очень неплохо. Стругацких, например, я не смог вообще читать ни в 15 лет, ни в 30, как не заставлял себя.

Цивилизация там, конечно ублюдочная. Точнее, она утопично нежизнеспособная.

Не согласен с Вашим направлением мысли вообще и с -стадо англоязычных фамилий- в частности. Ну, плюс публичные дома, торговля и все остальное.

ЕФремов, Снегов - хороши вполне. Симмонс - ниасилил.

Ann

брянск
Стругацких, например, я не смог вообще читать ни в 15 лет, ни в 30, как не заставлял себя.
Мне Радуга очень понравилась. Остальное видимо не догоняю.

брянск

Ann
Мне Радуга очень понравилась. Остальное видимо не догоняю.

Я еле дочитал Пикник на обочине. Сказку о тройке, Пн начинается в Сб, НИИЧАВО, и еще некоторые произведения, которыми все обычно так восхищаются, не смог дотошнить и до половины.

Исключение - Хищные вещи века и Трудно быть богом.

Зы. Кстати - не Радуга, а -Далекая Радуга-.

Anch

AllBiBek
как футурологи - весьма средненькие.
Полдень Человечества отменяется? Или переносится?
Согласно недавно опубликованным данным, в 2154 году на планете Пандора якобы будет не Заповедник с лагерем Прогрессоров, а карьеры частных корпораций по добыче минерала, спасающего от "энергетического голода" инопланетных паразитов, перед этим обглодавших свою планету по самое некуда.

Anch

брянск
Ну, плюс публичные дома, торговля и все остальное.
А это вещь, которая там есть и никуда деваться не собирается, плюс расчёты между персонажами в СКВ. Можно только принимать это или не принимать.