Очередная "дружба". Результаты - те же, что и везде.

Nerox


Между Москвой и Сухумом назревает скандал, связанный с массовым нарушением в Абхазии прав российских граждан. Это - первое серьезное осложнение отношений России с недавно признанной ею республикой. Как стало известно "МК", МИД РФ был даже вынужден направить в адрес абхазского руководства ноту, в которой выразил "серьезную озабоченность многочисленными случаями отчуждения у российских граждан их собственности в Абхазии". Кто отбирает квартиры у россиян в Абхазии, попыталась выяснить обозреватель "МК".



Таких историй уже десятки, если не сотни, утверждает абхазский адвокат Тамаз Кецба. "Только я веду около 30 подобных дел, - говорит он. - Мне в российском посольстве называли цифру 4 тысячи - столько лежит у них заявлений по поводу незаконного отъема недвижимости".

"Русские оказались здесь самыми уязвимыми, - продолжает Тамаз Кецба. - Абхазца трудно обидеть, лишить жилья, потому что за каждым стоит его многочисленная родня. А у русских нет никакой защиты".

Чтобы понять, что происходит, надо хорошо знать реалии сегодняшней Абхазии.

После войны здесь осталось много брошенных квартир. Большая их часть принадлежала грузинам, покинувшим республику вместе с отступавшей грузинской армией. Вопрос о собственности грузинских беженцев - это вопрос деликатный и политический, поэтому я не буду касаться его в этой статье. С грузинской собственностью поступили по законам военного времени: она считалась трофейной, а поскольку многие абхазы в результате войны лишились жилья, то они занимали пустующие квартиры, и им оформляли их в собственность. Эта практика была неофициально узаконена. И можно возмущаться по этому поводу сколько угодно.

Однако при первом президенте Ардзинбе действовал негласный запрет на оформление в собственность квартир и домов, принадлежащих русскоязычному населению. Разумеется, в письменном виде подобное распоряжение существовать не могло, но устные указания на этот счет были даны совершенно четко.

Говорят, в последнее время этот запрет был снят. Одновременно был принят ряд документов, которые, по замыслу их авторов, должны были "разрулить" ситуацию с брошенной грузинской недвижимостью. Ниже я покажу, как эти документы легли в основу преступного бизнеса по отъему жилья у русскоязычных жителей Абхазии.

Мародеры в законе

Один из этих документов с грифом "Совершенно секретно" оказался в моем распоряжении. Это "Инструктивное письмо о порядке применения Указа Президента Республики Абхазия "Об инвентаризации жилищного фонда Республики Абхазия" УП-52 от 23 марта 2005 г.". Документ датирован 6 февраля 2006 года, исходящий 002-С. Письмо адресовано районным и городским администрациям Абхазии, министерству юстиции и МВД, органам прокуратуры и судам. Документ предписывает:

а) "Дома и квартиры, оставленные выехавшими домовладельцами, признать в судебном порядке бесхозяйными для последующего перераспределения".
б) "Дома и квартиры, в которых ныне проживают граждане Абхазии, в установленном законом порядке признать бесхозяйными, с обязательной передачей вышеуказанным лицам".
в) "Граждан, покинувших жилые помещения из числа государственного (ведомственного) жилищного фонда: признать утратившими право пользования жилыми помещениями:"
г) "Управляющим домами, начальникам ЖЭО не принимать оплату за жилье от лиц, не являющихся нанимателями либо членами семьи нанимателя".

15 мая 2006 года абхазский парламент принял постановление "О регулировании жилищных отношений в целях обеспечения права граждан Республики Абхазия на жилище", копия которого также у меня есть. В соответствии с этим документом суды Абхазии не должны принимать к рассмотрению иски о праве собственности на жилье, "ранее принадлежавшее гражданам, покинувшим территорию Абхазии до начала, в период или после окончания Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов и переданных в собственность или в бессрочное пользование гражданам Абхазии".

Сколько же должен отсутствовать гражданин, чтобы его квартиру признали "бесхозной"? Как показывает практика, достаточно: одной недели. Один из недавних случаев: бабушка на неделю легла в больницу. Вернулась, а квартира занята. Теперь живет у соседей.

"Чаще всего квартиру отбирают по отработанной схеме, - рассказывает адвокат Кецба. - Владелец временно выезжает за пределы Абхазии. Сотрудники домоуправления, которые "в связке", составляют акт о непроживании, в нем пишут, что человека нет 15 лет. Жилуправление подает в суд иск о признании квартиры бесхозной, затем ее "распределяют" подставному лицу и сразу же несколько раз перепродают. Последний в цепочке оказывается "добросовестным приобретателем".

Один из наиболее вопиющих случаев в практике адвоката - история Галины Дюкаревой, простой женщины, зарабатывающей на жизнь челночным бизнесом. В 2000 году она выехала на несколько дней в Краснодар за товаром. Когда вернулась, квартира была уже занята. 6 лет ушло на судебные тяжбы.

"В 2006 году мы выиграли дело - пленум Верховного суда Абхазии признал за Дюкаревой право собственности. Но уже три года мы не можем выгнать этого негодяя из захваченной им квартиры".

"Этого негодяя" зовут Отар Какалия. Спорная квартира находится в самом центре города, на проспекте Мира. Ее реальная стоимость не менее 100 тысяч долларов. К слову, Какалия занимается гостиничным бизнесом и квартиру Дюкаревой сдает отдыхающим.

"Его родственники нам прямо заявляют: "Вы эту квартиру никогда не увидите, у нас все схвачено", - продолжает Кецба. - У него троюродный брат - заместитель генерального прокурора, чья жена, в свою очередь, - прокурор города Сухум. Мы несколько раз пытались его выселить, приходили с судебным исполнителем. Но домоуправление не присылает слесаря, чтобы вскрыть квартиру. Милиционеры стоят в стороне и ничего не предпринимают. Тем временем набегает толпа теток, родственниц Какалия, которые начинают орать на всю улицу и угрожать этой несчастной Дюкаревой. Этим все и заканчивается".

Дело поставлено на поток. Даже если суд принимает решение в пользу законного владельца, вернуть квартиру оказывается невозможно.

Я не верю, что президент Абхазии Сергей Багапш не в курсе происходящего. Хотя бы потому, что об этой проблеме с ним говорил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время их последней встречи. Я точно знаю, что и до этого г-ну Багапшу передавали документы пострадавших. Их очень много. Только у меня сейчас лежит 20 дел, а ведь многие старики вообще никуда не жалуются. Официально считается, что во время войны Абхазию покинули 40 тысяч россиян. Так что же, все их квартиры и дома захвачены?

Интересно получается. Россия признала Абхазию. Россия дает Абхазии деньги. Российские парни за Абхазию умирают (одних миротворцев погибло несколько десятков). А в это время абхазские чиновники отбирают у русских стариков квартиры. Какое-то странное стратегическое партнерство.

Марина Перевозкина. "МК"
http://www.stringer.ru/publication.mhtml?Part=48&PubID=12782