Мар Саба или Лавра Саввы Освященного (много фоток)

LOS'

В позапрошлую субботы, наконец, исполнилась моя давняя мечта, побывать в Мар Сабе. А заодно и в крепости Гиркания.
Толпа собралась человек в 50.
Оттопали по пустыне около 30 км с 10 утра до восьми вечера. Думал реально отброшу коньки.

Подробную инфу можно найти в ,например, в википедии.

Лавра Саввы Освященного (греч. Λαύρα Σάββα τοῦ Ἡγιασμένου; араб. Мар Саба) - православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон. Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным. Является одним из древнейших общежительных монастырей. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной церкви...

Монастырь был основан Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нем были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. В VIII веке в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин, сохранилась пещера в которой он жил и его гробница. В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году.
В начале XII века лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней:
Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии - прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы.
За время своего существования монашеская жизнь в лавре не прекращалась. В настоящее время настоятелем обители является иерусалимский патриарх, а управляет монастырём назначаемый им игумен в сане архимандрита и двое помощников.
По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь. Для своей матери Софии Савва, рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.
В монастыре уже при жизни основателя был создан Иерусалимский богослужебный устав, распространившейся затем по православному Востоку и используемый в богослужениях по настоящее время. На создание Иерусалимского устава, содержащего кроме богослужебных указаний сведения о монашеских традициях палестинских монастырей VI века, оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров.
В монастыре никогда не было и по сей день нет электричества.

Отдельное спасибо Кучеру, ака nehag_sus за то, что привел, а главное за то, что вывел нас из пустыни, причем не за 40 лет.
А так же отцу Афанасию, который показал и рассказал нам про внутреннее убранство монастыря. Заодно, прошу у него прощения, за то, что заморочили ему голову. Уж очень было страшно, что не пустят.
Например, католиков не пускают. Женьщин тоже. Фотографировать внутри нельзя. Раньше разрешали, но потом кто-то где-то опубликовал ругательную статью с фотками и теперь не разрешают.(так что все фотки внутреннего убранства не мои а сперты с интернета)
С остальными пришельцами не понятно. Мы все прикинулись православными ортодоксами, на всякий пожарный.

Попасть в монастырь можно легким путем или трудным.
Легкий - это договориться с палестинским турагенством в Вифлееме и культурно приехать на автобусе.
Трудный - это приехать в восточный Иерусалим, оставить машину в Маале Адумим или в одном из израильсих поселений и топать по пустыне до ущелья Кедрон. По ощущениям примерно километров 10. Когда-то в ущелье текла полноводная река Кедрон, теперь течет канализация окрестных арабских деревень.
Что бы добраться до монастыря нужно переправиться через эту речку-вонючку. Туда - это еще пол беды, так как нужно лезть с высокого берега на низкий, а вот обратно...
Все ущелье полно пещер бывших когда-то монашескими скитами.
Когда подходишь к ущелью и спускаешься, а потом поднимаешься к монастырю, ощущения просто потрясающие. Никакие фотографии этого не передадут. Те, кто приедут в монастырь цивильным путем, через Вифлием, тоже будут лишены этого удовольствия.

Монахов там имеется на сегодняшний день 16 штук. Своих умерших они замуровывают в специальном подвале, где их тела мумифицируются.

Еще в монастыре есть часовня, в которой хранятся более ста черепов отшельников убитых в 614 году (персами?)
На некоторых черепах не три шва, как обычно бывает у людей, а четыре, образующие на черепе крест.
Монахи считаю это великим чудом.
Кроме того отец Афанасий рассказал, что мощи(мумия) Саввы, (увезенная в Ватикан крестоносцами и возвращенная в 60ых годах) когда монахи переодевали ее из католических одежд в православные, сама подняла руки, и это великое чудо.

Короче заболтался я с вами, смотрите фотки:

Немного фоток изнутри, найденных в сети:

Мощи, а точнее мумия Саввы:

LOS'

На десерт крепость Гиркания, где когда-то был основанный Саввой монастырь:

Крепость Гиркания, или Гирканион.
Гирканион (Гиркания, или hуркания (ивр.) - сия хасмонейско-иродианская крепость находится в Иудейской пустыне (отметка 1842.1252) на вершине утеса, простирающегося над западной стороной Гирканской долины (высота 248 м над у.м.). Дорога к крепости пролегала с запада над седловиной, сужающейся близ каменоломен. Тут же возведен мост с водоводом. Арабское название - эль-Мирд (от сирийско-арамейского слова «марда» - «крепость» ). В византийский период отстроенный тут монастырь также назывался Кастельон (castellum на латыни - укрепленное место, крепость). Впервые идентификация Мирд-Кастельона с Гирканионом была предложена в 1880 году Джефом Ван Кастерном и принята всеми последующими исследователями. Первое упоминание о Гирканионе - у Иосифа Флавия, как об одной из трех крепостей, что удерживала в своих руках Александра Саломея (Шломцион ха-малка, жена Яная). Возможно, что крепость была возведена во времена Александра Яная или даже во времена его отца Иоханана Гиркана, по чьему имени и названа.
Габиний (наместник Сирии) разрушил ее в 57 г. до н.э. Ирод овладел крепостью в 31 г. до н.э., отстроил заново и превратил в тюрьму для своих врагов. Многие из них тут же и погребены, например, собственный же сын Ирода Антипатр. После смерти Ирода упоминаний о Гирканионе - нет:
В византийский период на развалинах крепости поселяются монахи, а в 492 году н.э. преподобный Савва Освященный устраивает тут монастырь из разряда киновий (общежитие), как и в его лавре, что в русле Кидрона (Мар-Саба), о чем упоминается в документах VIII века. Здесь, на территории монастыря, были найдены папирусы VII-X вв., а это значит, что монастырь продолжал существовать и после персидского нашествия 614 года, и после арабской оккупации 638 года. Покинут монастырь был только в XIV веке. В 1923 году тут снова начали подвизаться монахи-отшельники из Мар-Сабы. Они расчистили развалины большой церкви и построили капеллу в древней погребальной пещере, но в 1939 году, по соображениям безопасности, вынуждены были покинуть это место. Постройки их были разрушены бедуинами:
Полномасштабные раскопки на Гирканионе до сих пор не проводились. Впервые крепость была обследована под эгидой PEF (Фонда Исследования Палестины) в 1873 году. В 1877 году Конрад Шик составил карту крепости и окрестностей. С 1913 по 1927 год крепость была исследована А.Е.Мадером в ходе пяти экспедиций (опубликованы данные о различных находках и христианских фресках на стене в погребальной пещере).
Летом 1952 года бедуины нашли папирусы с письменами. По следам этой находки весной 1953 года сюда прибыла бельгийская экспедиция от Лубенского университета во главе с Р. Де-Ланге. Были найдены тексты на папирусе и пергаменте, написанные на палестинском диалекте сирийского, а также на греческом и арабском языках. В 1960 г. экспедиция Райта провела обмеры развалин, а также изучила отдельные захоронения на восточном склоне и башню на насыпи, огибающей крепость. Этот вал исследован в 1973 году З.Машалем из института археологии Тель-авивского университета. Система водоснабжения
изучена в 1971 году И.Фельдманом при поддержке Общества охраны природы.
В рамках исследовательского проекта «Карта Мар-Сабы», проведенного Обществом археологических исследований в Израиле, И.Патрик заново обмерил и описАл систему водоснабжения зданий на вершине горы.

Отсюда:
http://www.mili.org.il/?section=articles_zoom&params[cat_id]=JERUSALEM&params[parent_cat_id]=JERUSALEM&TAG=ARTICLE-20061203002842

Сказ о том, как Савва злых духов изводил:

"Великий Савва в пятьдесят четвертый год своей жизни, во второе лето по освящении созданной Богом церкви и по пришествии в Лавру епископа Иоанна, в двадцать первый день месяца января, в пятнадцатый индиктион, пришел на холм Кастеллийский, лежащий от лавры к северо-восточной стороне в расстоянии около двадцати стадий. Сей холм был страшен и неприступен по причине множества скрывавшихся в нем злых духов. Посему ни один пастух, находившийся в пустыне, не смел приблизиться к сему месту. Но священный старец Савва, избравши прибежищем своим Всевышнего (Псал. 90, 9) и окропивши сие место елеем всечестного креста, оставался на нем в продолжение дней Четыредесятницы. Его непрестанным божественным славословием сие место очистилось от духов. Впрочем, на сем холме он много перенес оскорблений от них. Сперва он, как человек, устрашился и хотел уйти с сего места, но явившийся некогда великому Антонию явился и ему, и советовал надеяться на силу креста. Таким образом, получивши смелость, он верою и терпением победил дерзость бесов; ибо постоянно пребывал в молитве и посте. В конце Четыредесятницы, когда Савва не спал и молился Богу об очищении сего места от гнездящихся в нем нечистых духов, вдруг бесы начали производить стук, и показывать привидения, то пресмыкающихся животных, то воронов, и сими представлениями хотели устрашить его; но не могши сего сделать, потому что он постоянно пребывал в молитве, вышли оттуда, и человеческим голосом с криком произносили сии слова: "Какие от тебя насилия, Савва! Ты не доволен долом, который населил, но пришел и на наше место. Уступаем тебе собственность. Бог тебе поборник, мы не можем противиться". Произнося сие и сему подобное, они, как множество воронов с криком и шумом в ту же полночь все тотчас удалились с сего холма. В ту ночь в пустыне, лежащей около сего холма, ночевали пастухи, которые стерегли свое стадо. Они, видя с шумом летящих воронов и слыша крик их, очень устрашились и говорили между собою: видно, какие-нибудь святые мужи находятся в Кастеллии. Они прогнали оттуда бесов. Пойдем, к сему холму и узнаем, что значить сие явление, и ежели там находятся святые мужи, то поклонимся им. По наступлении утра они взошли на Кастеллийский холм, и нашедши там одного святого старца, рассказали ему то, что в прошедшую ночь они видели и слышали. Святой Савва сказал им: "Подите, дети, в мире и страха их не бойтесь" (1 Петр. 3, 14). Таким образом, ободривши их, отпустил в мире. По прошествии же дней поста, он возвратился в Лавру, и совершивши праздник Пасхи, взял с собою некоторых из отцов, пошел в Кастеллий, и начал очищать сие место, и строить кельи из найденного там леса, Когда они очищали, то под деревами нашли великий дом со сводом, который сделан был из удивительных камней, и в котором можно было жить. Очистивши от земли и украсивши сей дом, Савва сделал из него церковь. С того времени он вознамерился на сем месте устроить киновию. Это и исполнилось. Когда Савва с братьями работал в сем Кастеллии, и около месяца августа уже ничего не имел съестных припасов: то авва Маркиан, настоятель киновии около святого Вифлеема, посредством откровения узнал о стесненном положении божественного старца. Ибо авва Маркиан ночью видел некоторый ангельский образ, который сиял и сказал ему: "Вот ты, Маркиан, сидишь спокойно, и имеешь все нужное для телесной пищи, раб же божий Савва из любви к Богу трудится в Кастеллии с братьями. Он алчет и не имеет ничего нужного для пищи. И так без отлагательства пошли к ним пищи, дабы они не ослабели". Авва Маркиан тотчас встал, приказал приготовить рабочий скот, и, положив на него различных припасов, послал их с братьями в Кастеллий. Божественный старец, принявши сих братьев с посланными припасами, мысленно благодарил Бога словами Давида и Даниила за посещение Божье, и усерднее начал заниматься построением киновии. Авва же Маркиан, поживши четыре месяца после упомянутого откровения, перешел в нестареющуюся и беспечальную жизнь. Великий отец наш Савва удостоверившись, что Бог помогает ему в его деле, с великим старанием и усердием окончил строение киновии, и, собравши в ней довольно многочисленное общество, настоятелем его поставил некоего Павла, давно известного отшельническою жизнью, а помощником его - ученика своего Феодора. По смерти Павла правление киновиею принял Феодор. Он принял в Лавру своего брата Сергия и дядю Павла, которые родом были мелитинцы. Они после благоразумного управления Кастеллием в разные времена, они были епископами в Амафунте и Аиле. И вот все, что должно было сказать о Кастеллии."
Скрадено в ЖЖ у nehag_sus :
http://nehag-sus.livejournal.com/88053.html














LOS'

А вот рассказ паломника о Савве:
http://palomnic.org/heritages/pz/ivan_rosa/2/

ы, с группой православных паломников, в которой греки, американцы и канадцы едем в Иудейскую пустыню, где в склоне горе находится Лавра преп. Саввы, один из древнейших и самых значимых монастырей Православной Церкви, именно этот монастырь сыграл важную роль в становлении монашества, формировании церковного богослужения и богословия, сохранения Православия от ересей. Наш огромный туристический автобус останавливается на подъезде к дороге, ведущей непосредственно к Лавре, мы выходим, чтобы пересесть на несколько маленьких автобусов, поскольку ровный асфальт заканчивается, и начинается крутой спуск в каменистую и суровую местность. Едем минут двадцать по серпантину вниз, мимо нескольких арабских поселений, состоящих из хижин такого жалкого вида, что некоторые не выдерживают, и начинают через открытые окна микроавтобуса кидать деньги бегущей вслед детворе, а у тех видимо это местная забава, поскольку мгновенно собирается огромная толпа и довольно долго бежит за автобусами.

Вот и монастырские ворота, женщин дальше не пускают и они остаются за воротами, мы входим на территорию Лавры, какая же она огромная: особенно по сравнению с другими монастырями Святой Земли.

Святой Савва стал монахом еще в своем отечестве в Каппадокии, когда ему было всего восемь лет. Восемнадцатилетним юношей он ушел в Святую Землю и отдал себя в послушание преп. Евфимию Великому. Предание гласит, что преподобный Евфимий, увидев безусого и безбородого юнца, не принял его сразу, а отправил его в на одинокое жительство в келью неподалеку монастыря, пока не вырастет борода. По повелению, принятому преп. Саввой от Ангела, он начал создавать свое монашеское братство. Когда же первая маленькая церковь, которую построили насельники, именуемая Богозданная, посвященная свт. Николаю стала уже не вмещать братию, тогда преп. Савва построил большой храм, нынешний главный храм монастыря в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, освященный в 502 году. В этот храм, мы прошли, после того, как поклонились месту упокоения святого в маленькой часовенке на территории Лавры. Храм кажется просто огромным, отчасти наверное, и из-за того, что часть его находится в горе, и снаружи никак не ожидаешь попасть в помещение таких размеров и такой высоты. Внутри много древних икон, вообще атмосфера здорово напоминает древние афонские монастыри, такие как Ватопедский.

Всему миру стал известным преп. Савва за свою святость. Он скончался в 532 году и спустя несколько лет по кончине, тело его было обретено нетленным. Крестоносцы унесли его святые останки на Запад, но в 1964 году преп. Савва, явившийся в видении латинянам, повелел им возвратить его мощи назад в Лавру, что и свершилось в октябре 1965 года. По кончине преп. Саввы вплоть до разорения Святой Земли персами в 614 году и арабами в 638 году, монашество в Иудейской пустыне и Лавре достигло своего расцвета. Лавру св. Саввы населяли тогда до 5000 монахов, а вся пустыня от Мервого моря до Вифлеема и от Иерихона до Хеврона населена 15000 монахов, наполнена70 монастырями.

Великим подвижником после преп. Саввы явился св.Иоанн Дамаскин. Он жил здесь в середине восьмого века, в годы относительного спокойствия христианской империи и стал знаменитым и известным как богослов, философ и составитель церковных песнопений. Здесь же есть список знаменитой иконы «Троеручница», перед которой он молился об исцелении отрубленной руки. Русский игумен Даниил, посетивший святые места в 1106-1107 годах, упоминает, что здесь, в Лавре, он поклонился мощам пяти великих святых, которые сохранялись нетленными и издавали невыразимое благоухание: это мощи преп. Иоанна Дамаскина, преп. Иоанна Исихаста, преп. Феодора Эдесского, прмч. Михаила и преп. Афродисия.

Монахи-савваиты были всегда борцами и защитниками веры не только на Святой Земле, но и вне ее пределов. Сам преп. Савва с преп. Феодосием возглавляли движение монахов Иудеи против монофизитства в 516 году. Жившие после этих святых мужей монахи-савваиты сыграли главенствующую роль в осуждении ересей оригенизма, монофилитства, иконоборчества, а также папизма, когда латиняне впервые ввели в Иерусалиме ересь filoque в 809 году. В монастыре преп. Саввы сформировался устав богослужения Православной Церкви, именуемый Типиконом. Он содержит свод указаний о том, как и когда должны совершаться церковные последования. Типикон создавался постепенно, и вобрал в себя труды многих святых подвижников: Харитона, Евфимия Великого, Феоктиста, Саввы Освященного, Софрония, Иоанна Дамаскина. Минуло немного веков и Устав, отражавший богослужебные особенности Иерусалимской Церкви, воцарился повсюду, даже в Константинополе, органично сочетаясь с особенностями Студийского Устава и на Св. Горе Афонской. После завоевания Святой Земли крестоносцами и господства династий Мамелюков, Лавра уже не имела других «золотых» эпох. Несмотря на это, Лавра оставалась важнейшим монастырем Иудейской пустыни, в которой жили все монахи Иерусалимской Патриархии на опыте, как отмечается в правилах Патриаха Досифея, познававшие иноческую жизнь.

Существует предание, что Пресвятая Богородица явилась преп. Савве до того, как им было положено основание первым строениям в Лавре. Пречистая дала обещание, что все монахи, которые будут терпеливо жить в этом трудном месте и блюсти свои монашеские обеты, наследуют Ее молтвенным предстательством вечное спасение, сама же Лавра пребудет непоколебимой до Второго Пришествия Господня. И действительно, несмотря на многочисленные набеги, Лавра до сего дня стоит непоколебимой. Страшно подумать, что Лавра, построенная среди Иосафатской долины, на бурном Кедронском потоке, явится тем местом, где поставлен будет престол Судии во Второе Пришествие Господне.

В основании скалы, на которую опирается Лавра, бьет ключом непрерывно источник чистой воды. Эту святыню даровал Христос чудесным образом монастырю по молитве преп. Саввы, чтобы монахи не испытывали нужды ходить за ней многие километры. Источник является единственным в пустыне, источающим непрерывно воду и напояющий как отцов-савваитов, так и паломников. Преп. Савва источает многочисленные чудеса: больные раком получают исцеление, а не имеющие детей супруги становятся родителями. В давние времена в Лавре росло финиковое дерево, плоды которого, врачевали безплодие супругов. Это дерево засохло незадолго до того, как в Лавру в 1965 году были возвращены мощи преп. Саввы. После этого, стали давать паломникам на благословление лишь кусочки засохшего дерева. Совсем недавно оно вновь дало ростки: на старом корне выросло небольшое деревце, его листочки имеют те же самые свойства: они врачуют безплодие. Их заваривают и пьют как чай.

У самого выхода из Лавры, меня остановил один монах, посмотрел на меня, улыбнулся и спросил на английском, - ты русский? Я говорю, - да. Он, обрадовавшись, крепко обнял меня и повел за собой в небольшое помещение, в котором на полках стояли бутылочки с маслом и водой из источника.

- Знаешь, - сказал он, - я так люблю русских, и всех их, которые сюда приходят, мне хочется чем-нибудь утешить. Возьми масла от св. Саввы и водички. Он протянул мне две бутылочки и дал еще описание монастыря на русском, что меня сильно обрадовало, потому что до этого все объяснение было на английском, и проводил меня до монастырских ворот. (Через несколько дней я простудился, началась головная боль и температура ,и за неимением с собой лекарств, я стал мазаться этим маслом.

Конечно это не первый случай, когда я использовал святое масло для лечения, но в этот раз я был просто поражен, насколько сильно проявилось целительное действие, это можно было сравнить с действием таблетки от головной боли, настолько явственным и мгновенным был эффект!)

Расставаясь, я спросил у него, есть ли русские монахи в монастыре. Он сказал, что в монастыре сейчас нет, но есть один русский отшельник, о.Феодосий, который живет неподалеку в келье и, бывает, приходит.

Северный Воин

Супер!!!! Респект Лосю!!

blackbox

Спасибо!

savs

Спасибо, поддержали в пост.

Nadezda

Потрясно!
Очень хочется в следующий наш приезд напроситься с Вами в какую-нибудь такую поездку )))

LOS'

Nadezda
Очень хочется в следующий наш приезд напроситься с Вами в какую-нибудь такую поездку )))

Легко 😊 Такие походы есть почти каждую субботу. Будете в наших краях, маякните 😊

Nadezda

Здоровско! Поймала на слове!

LOS'

Nadezda
Здоровско! Поймала на слове!

Нивапрос 😊

I_AM

Здорово!
И снимки отличные.
Особенно развалины крепости навевают мысли, что ничто не вечно.
Жили люди со своими страстями, радостями и горестями...

nehalem

LOS'

Легко 😊 Такие походы есть почти каждую субботу. Будете в наших краях, маякните 😊

Красиво. Я, вот, только от "Вас" вернулся. Жаль, как всегда, времени мало на все...

LOS'

I_AM
Здорово!
И снимки отличные.

Спасибо!

LOS'

nehalem
Жаль, как всегда, времени мало на все...

Да, со временем всегда напряг 😞 Даже когда все рядом, трудно вырваться.

Стрела

опять камни и песок.

LOS'

Стрела
опять камни и песок.

Дык это ж пустыня, йопта!

Я вот недавно на сборах был, на севере, там все зеленое.

Вот:

Pablo10

Спасибо за интересный рассказ.
Рассматривая фотки, как бы сам окунаешься в ту атмосферу.

Стрела

вот про север и рассказывай, лектор ёпт! а то марс-марс - заиппал твой марс!

LOS'

Стрела
вот про север и рассказывай, лектор ёпт! а то марс-марс - заиппал твой марс!

Будсделано вашабродь! 😛

Varnas

Класные фотки. Место очень интересное. аверное в таком месте хорошо ошущаетса наскока все временно 😊

LOS'

Varnas
Наверное в таком месте хорошо ошущаетса наскока все временно

Это точно. Понимаешь, что вечна только пустыня, все остальное пройдет...

Varnas

Фаталистом станеш 😊

LOS'

Varnas
Фаталистом станеш

Я вообщем уже стал, частично. 😊

Varnas

:)

chanoz

Спасибо за фотки и рассказ.

LOS'

chanoz
Спасибо за фотки и рассказ.

Пожалуйста 😊

chanoz

LOS'

Пожалуйста 😊

Этого много, ещё фоток и интересных путешествий 😊

LOS'

Как только, так сразу 😊

chanoz

LOS'
Как только, так сразу 😊

Ждём-с 😛

LOS'

Если все получится и если жена отпустит 😊 пойду в марте на гору Гризим в гости к Самаритянам.

JokerSL

Спасибо!! Пейзаж, конечно, на любителя.
Ни разу не был в Израиле зимой.
Поздним маем был лет 10 назад - к медитации никакой тяги не почувствовал. Чуть не ослеп, забывши чОрные очки в машине, и чуть не подох от жары.

chanoz

LOS'
Если все получится и если жена отпустит 😊 пойду в марте на гору Гризим в гости к Самаритянам.

Удачи в делах!!!

LOS'

JokerSL
Чуть не ослеп, забывши чОрные очки в машине, и чуть не подох от жары.

Да, с жарой у нас проблем нет. Ее бы экспортировать...

chanoz
Удачи в делах!!!

Спасибо!