Скорость

Торус

Вот тут вопрос интересный в голову вступил...

Когда в русском языке появилось слово СКОРОСТЬ???

😛ipec:

lindwurm

раньше чем слово " тормоз". 😛

mara2107

Торус
жанится вам барин надо!!

Yep

когда впервые озаботились вопросом - "так какой же русский не любит быстрой езды?"

Witaly

когда впервые озаботились вопросом - "так какой же русский не любит быстрой езды?"
Какой же быстрый ездок не любит "Русской"?(С)

Yep

есть и ответ: быстрой езды не любит тот русский, на котором ездят

Charnota

Однокоренное - скороход.
Скорый.

Давно, кароч.
Полтыщщи лет НАВЕРНОЕ разменяло.

Lexa73

Charnota
Однокоренное - скороход.
...чугунный. "когда я вырасту большой, то буду жрать спиды" (с)

ZavGar

"Скорость" сначала появилось, думаю, для обозначения недалёкого будущего ("вскорости", "вскоре"). Потому как явно происходит от слова "коротко" ("короткий", краткий").

"Скорость" как мера быстроты стала применяться значительно позже, потому как собственно "быстрота" ("борзость", "борзота") для русского (ст.-славянского) языка в таком значении значительно ближе.

В словаре Фасмера:

WORD: ско́рый

GENERAL: скор, скора́, ско́ро, укр. ско́рий, др.-русск., ст.-слав. скоръ ταχύς, ὀξύς (Супр.), болг. ско́ро "скоро, быстро", сербохорв. ско̀ро "недавно", словен. skòr, skórọ, skôraj "скоро, почти", чеш. skorý "скорый", skoro "почти", слвц. skorý, skoro, польск. skory "скорый", skoro "как только, почти", в.-луж. skerje, н.-луж. skórо "скоро, почти".

...

WORD: борзо́й

GENERAL: "быстрый (о породе собак)", борзый, укр. бо́рзий, ст.-слав. бръзъ ταχύς, болг. бъ́рз, бръз, сербохорв. бр̑з, ж. бр́за, словен. b | r\\

ORIGIN: ? | z, чеш. brzý, др.-польск. barzo, польск. bardzo "очень", в.-луж. bórzy, н.-луж. bórze "скоро". Далее: блр. борздо "быстро" (XV -- XVI вв.), сербохорв. брздѝца "горный поток", брзи́ца (Ильинский, РФВ 63, 322 и сл.). | | Родственно лит. burzdùs "подвижный, живой", burzdė́ti "двигаться, махать";

PAN horunj

ZavGar
Солииидно.

T55M

Очень сильно в таких случаях помогает слово "этимология", набранное вместе с искомым в строке поисковика )))

PAN horunj

"этимология", набранное вместе с искомым в строке поисковика )))
Да нууу, там всё не так .У них ,учёных своя свадьба ,у меня своя.

Иван 3

Когда в русском языке появилось слово СКОРОСТЬ???
А когда появился русский язык?

Иван 3

Его придумали протоукры
А слово "скорость" в протоукрянском языке существовало?
Или только как "экспортный" вариант?

Charnota

В укрянском езыге есть слово "швыдкость".

Торус

Скорость.
Интересно, во времена Ивана Грозного можно было услышать "мы ехали со скоростью 2 версты в час"?
😊
Вот о чем речь.
Об измерении быстроты перемещения.
И о появлении новых понятий и единиц измерения.

А всякие "вскорости он вернулся" - не при делах в этой теме.

Charnota

Торус
Скорость.
Интересно, во времена Ивана Грозного можно было услышать "мы ехали со скоростью 2 версты в час"?

В те времена часы не меряли 😊

Торус

Значит, и понятия скорости не было.

Вот я и говорю - когда же оно появилось?
Не этимологический предок этого понятия, а в современном смысле.

Между прочим.
На Руси первые механические часы были установлены в Кремле в 1404 году.
А Иван Грозный жил в 16 веке.
Так что были часики, были.
😉

PAN horunj

Значит, и понятия скорости не было.
Да ну не было. Два дня пешим порядком или пол дня конным, где то так.
На Руси первые механические часы были установлены в Кремле в 1404 году.
Вооона когда ,начался на Руси писец, хотя Руси то тогда в нашем понятии не было.

Nick Brake

Два дня пешим порядком или пол дня конным, где то так.
Именно так. 😊
Это и есть первые меры скорости (если Торус под скоростью понимает только перемещение в единицу времени).

ZavGar

Nick Brake

Два дня пешим порядком или пол дня конным, где то так.

Именно так.
Это и есть первые меры скорости


Не так. Мера скорости в приведённом примере - "пеший порядок" и "конный порядок".
А "два дня пешим порядком" - это МЕРА РАССТОЯНИЯ, наподобие "... дней на собаках", сохранившаяся (в качестве поговорки) до нашего времени.

Мне представляется, во времена Ивана Грозного отрезки времени возможно было измерять только по солнцу (от рассвета до полудня, от полудня до заката, от заката до рассвета). Переносных часов не было, сигналов точного времени по радио - тоже. Поэтому, если и были в крупных городах башенные часы, то они устанавливались по истинному местному времени - т.е. путём астрономических наблюдений в конкретной точке. И путник, выйдя из города в N часов n минут местного времени, мог рассчитать свою скорость, только если конечный пункт его маршрута лежал на той же долготе. Либо вносить поправку на изменение долготы, а этим никто бы морочиться не стал.
Значит, понятие "скорость" возникло непосредственно перед тем, как возникли необходимость и возможность эту самую скорость ИЗМЕРИТЬ.
А сам процесс измерения скорости стал возможен только тогда, когда появились переносные хронометры (сначала морские, потом - карманные).
Стали замерять усреднённую скорость на каком-либо участке пути (морской лаг, миля или верста в час в сухопутном варианте). Магнитодинамические спидометры (показывающие мгновенную скорость) с приводом через тросик появились только на автомобилях (на паровозах были или нет - не знаю).

Хотя, про паровоз подумалось вот что: на паровых машинах был регулятор Уатта - пара вращающихся грузов, расходящихся под действием центробежной силы. Эта штука была в сущности первым тахометром, а значит и могла использоваться как спидометр. Но это надо у историков техники спрашивать.


PAN horunj

Не ,ну от Завгара ,чего ещё ждать .Не какой тебе рромантики .

Nick Brake

Не так. Мера скорости в приведённом примере - "пеший порядок" и "конный порядок".
Поправка принимается.

С одним уточнением: эта скорость, в свою очередь, тоже могла быть разной, в зависимости как от возможностей (хорошая лошадь с хорошим наездником, или тренированные солдаты могут показывать более высокую скорость, чем нетренированные), так и потребностей (для разных задач скорости могли тоже задаваться разные).

Например, скорость всадника зависит от аллюра. А скорость доставки донесения обозначалась теми или иными служебными пометками (самая известная, дошедшая до наших дней - "крестики". Знаменитое "Три креста" - высшая степень срочности, которая соответствует движению галопом).

У пехоты скорость регулировалась в зависимости от задачи. Например, пеший переход (марш) - это одно (марш тоже мог быть обычный или ускоренный). Причем, скорость движения могля регулироваться как частотой шагов (темп), так и шириной шагов (отсюда строевая команда "шире шаг").
Движение в колонне на поле боя - уже другое. Движение в боевом порядке "каре" - третье.
Темп движения А стало быть, и скорость) задавался, как правило, барабанами (мог также флейтой, волынкой и пр.). И существовал столько времени, сколько существует регулярная армия и пеший строй.
Соответственно, надо смотреть, когда атака в пешем строю появилась в русской армии.

Значит, понятие "скорость" возникло непосредственно перед тем, как возникли необходимость и возможность эту самую скорость ИЗМЕРИТЬ.
Я бы сказал иначе: оно возникло тогда, когда эту скорость стало возможно изменять и выбирать в широких пределах (по сравнению с такими "стандартными" скоростями передвижения, как скорость пешехода или скорость всадника).
Например, в море.

PAN horunj

Да нет, существовало причём издавно до очень недавних времён,усреднённое понятие ,конный переход и пеший точно так же.Тут не в алюре дело. А то ведь ещё такая мера была ,два Суворовских перехода. Т/Е ,когда в те времена ,говорилась один конный переход ,или там один пеший ,всем было ясно и расстояние и скорость .

Nick Brake

Да нет, существовало причём издавно до очень недавних времён,усреднённое понятие ,конный переход и пеший точно так же.Тут не в алюре дело.
Конечно, существовало усредненное понятие (и средний дневной переход, в Библии он упомянут под названием "поприще", и средняя скорость).
Но существовали также и "ускоренные варианты", о которых я написал.

А то ведь ещё такая мера была ,два Суворовских перехода.
Это не мера, это исторический анекдот. Про смышленого солдата, которого Суворов пытался поставить в тупик своими вопросами.
На попрос "сколько до Луны?" тот ответил: "Два суворовских перехода"!
А на вопрос "Сколько звезд на небе?" (а дело было поздно вечером на привале) солдат ответил: "Сейчас подсчитаю!", завернулся в шинель и уставился на небо. Суворов замерз, устал ждать, плюнул и ушел... 😊

ZavGar

Nick Brake
С одним уточнением: эта скорость, в свою очередь, тоже могла быть разной, в зависимости как от возможностей (хорошая лошадь с хорошим наездником, или тренированные солдаты могут показывать более высокую скорость, чем нетренированные), так и потребностей...

В частном случае - да.
Но применительно к лошадям всегда уточнялось, чтО это за лошади.
Одно дело - почтовые (государственные): накормленные, отдохнувшие, заменяемые на почтовых станциях (колокольчик под дугой применялся именно для этого, чтобы на почтовой станции заблаговременно узнавали о приближении почтовой тройки и готовили лошадей на смену).
Другое дело - битюг ломового извозчика. Ему спешить было некуда.

В общем же случае скорость конного перехода - величина постоянная. Потому что погонять лошадь можно только ограниченное время. Ибо в конце концов она устанет или околеет.
Тот, кто путешествовал на своих лошадях, например, из Питера в Москву, мог погонять, чтобы засветло успеть доехать до постоялого двора, но на отдых лошадям приходилось давать больше времени. В результате средняя скорость перемещения оставалась без изменения.

Пешего порядка это тоже касается.

PAN horunj

Это не мера, это исторический анекдот
Николай при всём уважении ,нешто я упомянув ,не знал что это ,из солдатских баек .Когда то в детстве книжка была.
Другое дело - битюг ломового извозчика. Ему спешить было некуда.
А битюги ,это уже условная еденица грузоподъёмности ,где читал за давность уже и забыл.

Nick Brake

Николай при всём уважении ,нешто я упомянув ,не знал что это ,из солдатских баек .Когда то в детстве книжка была.
Ну, Вы меня успокоили... 😊

ZavGar

"По указу Его Величества Государя Императора Александра Павловича Самодержца Всероссийского и прочая, и прочая, и прочая. Показатель сего, Ведомства Государственной Коллегии иностранных дел Коллежский секретарь Александр Пушкин, отправлен по надобностям службы к Главному попечителю Колонистов Южного края России Г. Генералу Лейтенанту Инзову, почему для свободного проезда сей пашпорт из оной Коллегии дан ему в Санкт-Петербурге мая 5 дня 1820 года, N 2295".
Как отправлен? Согласно действовавшему тогда циркуляру "Какому чину выдавать лошадей и сколько", государственные фельдъегеря и курьеры на станции не задерживались - их всегда поджидали запряженные тройки; особы первого класса получали по 20 лошадей; Александр Сергеевич, чином 10 класса, мог рассчитывать лишь на пару коней. "Находился я в мелком чине, ехал на перекладных и платил прогоны за две лошади"...

"Никто не имеет права принуждать почтаря к скорой езде, а именно: едущих по казенной и частной надобности следует возить: в летнее время по обыкновенной дороге не более 10 верст в час, в зимнее время 12, в осеннее 8. Фельдъегерей же и едущих на курьерских лошадях возить и отправлять столь поспешно, сколь сие возможно:"

В 1770 г. "главный над Нарвскими почтами смотритель" полковник А. М. Волков составил "Расписание в какое время поскольку почтовых лошадей в упряжки брать проезжающим по нарвской дороге по новоучрежденным почтовым станам". В "Расписании" говорилось, что зимой, с 1 декабря по 15 марта, и летом, с 15 мая по 15 сентября, едущим одному или двумя в почтовые кибитки полагалось впрягать по две лошади, троим же проезжим - три. В остальное время года одному путешественнику полагалось две лошади, двум - три, трем - четыре. До этого ни в одном официальном акте не упоминалось об упряжке в три лошади.

Положение о петербургско-нарвской почте является первым документом, разрешавшим давать под почтовые повозки по три лошади. Лошадей в кибитки стали впрягать не цугом, а в ряд: в середине - коренная (коренник), по бокам - две пристяжных. Так родилась знаменитая русская тройка. Сам же термин "тройка" впервые появился в почтмейстерской инструкции 1807 г.

"Образцовые" почты в Нарву, а несколько позже - в Могилев строились в основном на отечественном опыте. Многое, примененное здесь (в частности, почтовые тройки, колокольчики), до этого не было известно

Takmak

скоро-ст
скор-ост
ско-рост
с-корост

Takmak

скоро-ст
скор-ост
ско-рост
с-корость

PAN horunj

Так далеко можно зайти. Городок помнится был Коростень ,его Ольга спалила.
Ну мне до Задорнова далеко.

Майор Немо

Думаю что подобно как от слова ДОЛ в дальнейшем образовались меры прояженности (длины), времени (долго), так и слово КОР стало основой для противоположного понятия - коротко., и существительное Скорость просто характеризовало качество, оперативность исполнения какой либо задачи. и совсем не требовался хронометр чтобы её измерять. Здесь достаточно сравнительных мер. Например сделано быстрее чем в другом случае- Вот это скорость, ("Короткость")- заценили бы наблюдатели.

ПМ

Мне представляется, во времена Ивана Грозного отрезки времени возможно было измерять только по солнцу (от рассвета до полудня, от полудня до заката, от заката до рассвета). Переносных часов не было, сигналов точного времени по радио - тоже.
///

Ага, где то слышал что так и определяли - в лаптях. Т.е., отклонениие тени на средний размер ноги.

Nick Brake

Ага, где то слышал что так и определяли - в лаптях. Т.е., отклонениие тени на средний размер ноги.
Отсюда и поговорка "плюс-минус лапоть"? 😊

Gasar

"мерныелапти" были. Здоровенные клоунские. Ими меряли земельные участки.

PAN horunj

времени (долго), так и слово КОР стало основой для противоположного понятия - коротко.,
Вот наверное ,оно. В сказках ,долго ли коротко ли.Как раз временные отрезки.