Фалконтиры "крылатого штрафбата" против немецких штрафников

anonim2

Фашистские асы с ужасом называли советских летчиков из штрафных эскадрилий озверевшими соколами

http://svpressa.ru/war/article/24951/

Мало кто знает, что в годы Великой Отечественной войны в наших Вооруженных силах создавались не только штрафные роты и батальоны, но и штрафные эскадрильи. Самую первую из них в 1942 году возглавил ныне Герой Советского Союза Иван Евграфович Фёдоров, которому недавно исполнилось 96 лет. Он рассказал корреспонденту «СП» о том, как воевали летчики крылатого штрафбата.

Побег из тыла на фронт

Герой Советского Союза Иван Евграфович Фёдоров

3 июля 1942 года на Монинском аэродроме в Подмосковье приземлился совершенно новенький истребитель ЛаГГ-3. Он подрулил к заправочному комплексу, пилот крикнул технику: «Заливай под самое горлышко». «Не могу, - ответил технарь, - вас нет в заявке. Свяжитесь с руководителем полётов, пусть даст разрешение». «Вот моё разрешение», - устрашающе рыкнул пилот и достал из кобуры «ТТ».

Вскоре неопознанный ЛаГГ приземлился на аэродроме Мигалово (рядом с Калинином). В это время там проводил совещание командующий 3-й воздушной армией Михаил Громов. Он уже получил циркуляр о том, что с Горьковского аэродрома, захватив новейший истребитель, дезертировал лётчик-испытатель Иван Фёдоров, который произвёл несанкционированную дозаправку в Монино и направился в сторону Калининского фронта. Громов лично вышел к ЛаГГу, дружески обнял набедокурившего пилота, но спросил с напускной строгостью: «Что же ты, Ваня, истребители воруешь? С меня же потребуют отдать тебя под трибунал».

- Вообще-то я не считал себя проштрафившимся, - вспоминает сегодня Иван Евграфович. - Дело в том, что перед войной я работал лётчиком-испытателем в конструкторском бюро Семёна Алексеевича Лавочкина, которое тогда располагалось в Горьком. С первых дней войны я забросал Лавочкина рапортами с просьбой отправить на фронт. Но Семён Алексеевич не отпускал. 3 июля 1942 года у меня был штатный испытательный полёт. Я и рванул на фронт своим ходом к командующему 3-й воздушной армией Михаилу Громову, с которым мы были хорошо знакомы ещё с довоенного времени. И я был уверен, что он меня не сдаст, поддержит и назначит на боевую должность. Так и случилось. Поначалу он взял меня инспектором по боевому применению штаба армии. А потом, когда создавалось штрафное подразделение, я попросил командарма поставить меня во главе «штрафников».

Skobar60

Герой человек! Таких сейчас уже и нет,наверное.

Зануда

не было штрафных эскадрилий.
Это факт.

shanty

не было штрафных эскадрилий.

Так написал же человек-

Мало кто знает

Зануда

shanty
Мало кто знает
летчиков отправляли в пехоту.

Зануда

кстати, а почему не было штрафных танковых рот и проч?
Ну логически подумайте.

Потому что эти люди, могли просто перелететь на самолете, переехать на танке на сторону немцев.

штрафные были только солдатские роты/батальоны и офицерские роты.
и только в пехоте, вне зависимости от изначального рода войск.

Мелкотравчатый

Зануда конечно загнул...

А перебежать что, штрафники пехотные - не могли? Человек всегда найдёт, как обойти человечески придуманное ограничение...

Зануда

впрочем ничего удивительного.
сейчас модно переписывать историю.

Зануда

Мелкотравчатый
А перебежать что, штрафники пехотные - не могли? Человек всегда найдёт, как обойти человечески придуманное ограничение...
есть разница с чем перебежит: винтовка Мосина и Т-34 или самолет?

Мелкотравчатый

Когда дают оружие людям, то вопросы доверия уже отпадают... Уже доверили, дав оружие...

stickSPB

Зануда
кстати, а почему не было штрафных танковых рот и проч?
Ну логически подумайте.

Потому что эти люди, могли просто перелететь на самолете, переехать на танке на сторону немцев.

штрафные были только солдатские роты/батальоны и офицерские роты.
и только в пехоте, вне зависимости от изначального рода войск.


Вы совершенно правы!
И дед моей супруги, осуждённый перед войной по 58 статье, не воевал командиром танка с такими же осуждёнными, не ходил с ними в разведку боем, не горёл в танке три раза и ваще..

Varyag 74

Вообще-то тов.Федоров неоднократно был пойман на чрезмерном хвастовстве своими сослуживцами и даже в его характеристике времен ВОВ это отражено.
Про летчиков-штрафников: читал в Драбкинском "ИЛ-2" что таковых отправляли в стрелки на штурмовики - 30 боевых вылетов и свободен.

Зануда

Varyag 74
Про летчиков-штрафников: читал в Драбкинском "ИЛ-2" что таковых отправляли в стрелки на штурмовики - 30 боевых вылетов и свободен.
в обычные эскадрильи, не штурмовые.
просто место это смертника.

Зануда

stickSPB
И дед моей супруги,
найдите хоть одно упоминание, о штрафном танковом подразделении.
stickSPB
и ваще..

Мелкотравчатый

Зануда
просто место это смертника.

Что за такая смертельная у вас идеология...

Вот в рыбалке, червяка или малька - пронзённого крючком(приманка для большой рыбы) - называют - ЖИВЕЦ! А ведь он - по-вашему - смертник...

WERWOLF

Varyag 74
Про летчиков-штрафников: читал в Драбкинском "ИЛ-2" что таковых отправляли в стрелки на штурмовики - 30 боевых вылетов и свободен.

http://www.redstar.ru/2008/01/16_01/4_01.html
ДАЖЕ некоторые военные историки высказывают сомнения в том, что в годы Великой Отечественной войны наряду со штрафными батальонами и ротами были и штрафные авиаэскадрильи. Развеем эти сомнения: были! Но если штрафбаты в составе фронтов и штрафроты в составе общевойсковых армий создавались в соответствии с приказом наркома обороны СССР N 227 от 28 июля 1942 г., то штрафные эскадрильи в составе воздушных армий формировались в те же сроки, скорее, по инициативе самих авиаторов, не по велению сверху. Немногочисленные и лаконичные директивы центра по этому поводу имеют больше разрешительный, чем обязывающий характер. Более того: архивные документы позволяют думать, что предложение, а, может, и просьба о создании штрафных эскадрилий исходила из 8-й воздушной армии, входившей в состав Сталинградского фронта. Ведь именно военному совету этой армии было предписано разработать соответствующее положение.
Приказ НКО N 227 в 8-й воздушной армии был не только объявлен в эскадрильях, батальонах аэродромного обслуживания, во всех штабах и службах, но и обсуждался на митингах и собраниях.
В такой вот эмоциональной атмосфере могла вызреть и окрепнуть мысль о том, что летчику, проявившему трусость в воздушном бою, при штурмовке или бомбардировке цели, техническому специалисту, плохо обслужившему самолет, целесообразнее искупать вину не в боевых порядках штрафного стрелкового батальона или роты, а в небе, на аэродроме.
Авторы некоторых публикаций задаются вопросом: а не мог ли летчик, униженный и оскорбленный положением штрафника, лишенный, пусть и временно, заслуженного звания, наград, в знак протеста перелететь на сторону противника, предпочесть позору плен? Не терзались командующие во время войны такими вопросами. На них убедительно ответила жизнь, боевая действительность.
Ведь и до знаменитого, буквально всколыхнувшего армию, приказа НКО N 227 персональная ответственность каждого за содеянное (либо не содеянное) была предельно жесткой и неотвратимой. В 1941-1942 гг. немало военнослужащих, в том числе авиаторов, угодили, как в обиходе выражаются, под трибунал. В 1941 г. 69,7 процента, а в 1942 г. 78,8 процента приговоров выносились с отсрочкой их исполнения до окончания боевых действий. И куда же осужденный летчик направлялся? В родную эскадрилью, часто на переподготовку.
Давайте вместе перечитаем, к примеру, боевую характеристику на пилота 1-й эскадрильи 6-го истребительного авиаполка младшего лейтенанта В.В. Копейкина, составленную 2 апреля 1942 г., задолго до приказа «Ни шагу назад!»


http://www.aviaport.ru/digest/2009/06/03/174074.html?bb

Утвердившие Положение о штрафной эскадрилье генерал-майор авиации Т. Хрюкин и бригадный комиссар А. Вихорев тоже не демоны. Тимофей Хрюкин воевал в небе Китая, Испании, участвовал в атаке на японский авианосец. Еще в 1939 году стал Героем Советского Союза. Его однокашник по Луганской военной школе пилотов Александр Вихорев проверял себя как летчика в войне с Финляндией. Знали эти люди, как даются победы в небе, могли отличить реальную вину пилота или техника от мнимой, умозрительной.

Если же мы ознакомимся с положениями о штрафных эскадрильях, разработанными в других воздушных армиях, то точно так же увидим на их оригиналах автографы заслуженных и авторитетных авиаторов - Михаила Громова, Сергея Горюнова, Константина Вершинина...
И зачем же им, спросит читатель, эти штрафные эскадрильи понадобились? Ответ дан выше, в пункте 1 публикуемого положения: "Чтобы предоставить возможность..." И не надо чего-то искать между строк, высмеивать юридическое несовершенство формулировок.


Секретно

Военный комиссар Армии
бригадный комиссар Вихорев

"Утверждаю"

Командующий 8-й Воздушной армией
генерал-майор авиации Хрюкин

6 сентября 1942 г.

Положение о штрафных эскадрильях

1. Задача организации штрафных эскадрилий заключается в том, чтобы предоставить возможность летчикам, стрелкам-бомбардирам, техникам и механикам, уличенным в саботаже, проявлении элементов шкурничества и уклоняющимся от выполнения боевых заданий, путем выполнения ответственных боевых заданий на самых опасных участках и направлениях искупить свою вину перед Родиной.

2. Направляются в штрафные эскадрильи летчики, стрелки-бомбардиры, техники и механики независимо от занимаемых должностей распоряжением командира дивизии с последующим оформлением и отдачей приказа по летному составу Воздушной армии.

Отчисление из штрафных эскадрилий и перевод штрафников в строевые части осуществляется решением командующего Воздушной армией по предоставлению командиров дивизий также с отдачей приказом по личному составу Воздушной армии.

3. Штрафные эскадрильи создаются трех типов:

а) истребительная с включением самолетов Як-1 и ЛАГГ-3;
б) штурмовая на Ил-2;
в) легкобомбардировочная на самолетах У-2.

Каждая эскадрилья содержится по штату (не отдельной эскадрильей) 10-самолетного состава. Эскадрильи подчиняются непосредственно командиру той дивизии, в которой они оформлены решением командования Воздушной армии.

T55M

этакие спецсоединения для "залетчиков".
"А те, кто не хочут таскать люминий, будут таскать чугуний."
небольшой рычажок для комполка/комдива.

Зануда

T55M
этакие спецсоединения для "залетчиков".
в Штрафбат направляли по решению суда или трибунала.

WERWOLF
Утвердившие Положение о штрафной эскадрилье генерал-майор авиации Т. Хрюкин
Кто направлял в такие подразделения людей?
Суд, трибунал или командир полка?

Зануда

И эта...
"Гальюн таймс" (Красная Звезда) не самый авторитетный источник.
Я б сказал, наоборот.

WERWOLF

Кто направлял в такие подразделения людей?
Суд, трибунал или командир полка?
Я так понял что трибунал. Возможно и остальные тоже могли.
"Гальюн таймс" (Красная Звезда) не самый авторитетный источник.
Источников опровергающих написанное в приведенной статье я не нашел. На форумах посвященных этой теме тоже никто не сомневается в существовании оных. Впрочем если у вас есть иные сведения выложите её плизз.

Вот вам на милитэру ссылка.
http://militera.lib.ru/h/feoktistov_si/app.html

WERWOLF

"Гальюн таймс" (Красная Звезда) не самый авторитетный источник.
А авторитетный для вас это какой?

Вот вам на Звягинцева ссылка.
http://books.google.ru/books?id=iTXffLugTYcC&pg=PA193&lpg=PA193&dq=%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D1%8D%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F&source=bl&ots=WN567Ir1fL&sig=jNtMJz9VkHu799TZ_J12PH16pIk&hl=ru&ei=8XctTvG_CcrQsga5j7j3Dw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=8&ved=0CFkQ6AEwBzgK#v=onepage&q=%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%8D%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F&f=false

Вот на А. Медведя. Все более чем подробно описано с фото и ссылками на источники инфы (в том числе ЦАМО) с номерами страниц.

Преподаватель ВВИА им. Н.Е. Жуковского, к.т.н.,
Александр Медведь

http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&cd=20&ved=0CGMQFjAJOAo&url=http%3A%2F%2Fvif2ne.ru%2Fnvk%2Fforum%2Ffiles%2FNorthghoul%2F(080201145853)_penalty.pdf&rct=j&q=%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%8D%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F&ei=3ngtTpKNE8f2sgbonJD3Dw&usg=AFQjCNE4sr9AeuGHf0qG3K8u62Cooc7BJw&sig2=MDOxCMvjIn3tl8JMnLJERw&cad=rja

nicols

имхо, неуставные шрафные "подразделения" тогда были. Когда вменяемый (или невменяемый, по некоторым соображениям) командир не передавл залетчика трибуналу, но давал для искупления спецработу.
Конечно, летун, как спец, будет много эффективней в самолете, чем в окопе, тем более с такой мотивацией.
Хотя знаю историю, когда офицера артиллериста на Волховском, за самоход (с разведчиками в немецкие штабные блиндажи за жратвой, бухлом и шоколадом), поставили командовать ротой залетчиков(неустав), для разведки боем для вскрытия организации обороны фрицев. Ордена конечно не дали, но и проблем в последствии не было, даже присматривали и двигали.
Кстати и ВМС СССР схожие вещи точно практиковались (для срочников, по крайней мере), как альтернатива губы по крайней мере. Личный опыт.
Все зависит от отцов командиров.
Устав - неустав нормальное явление для любой армии.

spy der

WERWOLF
Источников опровергающих написанное в приведенной статье я не нашел. На форумах посвященных этой теме тоже никто не сомневается в существовании оных. Впрочем если у вас есть иные сведения выложите её плизз.

Вот вам на милитэру ссылка.
http://militera.lib.ru/h/feoktistov_si/app.html

А вам и не надо искать опровергающие источники, их у нас есть, как например направления из авиации на Сталинградский фронт (42), переводы в батальоны СОР (41-42), направления в ОДШБ (41-43).

Вам надо искать подтверждающие, даже не один и ни два, а несколько десятков.

4V4

Все, что не утвеждено Верховным Главнокомандующим, является местечковой инициативой и может рассматриваться только как вариант губы.

Gladiator

Я не совсем понял: в первом посте рассказывается о том, что летчик-испытатель угнал ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЙ самолет и улетел на нем на фронт? На новейшем истребителе, ещё не вошедшем в серию? Прямо с полигона?

nicols

227 приказ вышел во второй половине 42-го, при известных и понятных обстоятельствах.
все остальное - "неустав", и наличие отдельных "бригад" абсолютно нормальная инициатива на местах (как-никак военное время)

nicols

Я не совсем понял: в первом посте рассказывается о том, что летчик-испытатель угнал ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЙ самолет и улетел на нем на фронт? На новейшем истребителе, ещё не вошедшем в серию? Прямо с полигона?

не "эксперементальный", не новейший, не самый успешный "рояль" (малоли на каких "дровах" что испытывают), до войны, емпне, принят на вооружение. Да и линию фронта не пересек.
Другой посыл был, в отличае от некоторых других...

Gladiator

nicols
не "эксперементальный", не новейший, не самый успешный "рояль
А, ну ладно. Просто я плохо разбираюсь в самолетах и мне показалась странной фраза "с Горьковского аэродрома, захватив новейший истребитель, дезертировал лётчик-испытатель Иван Фёдоров"...

nicols

А, ну ладно. Просто я плохо разбираюсь в самолетах и мне показалась странной фраза "с Горьковского аэродрома, захватив новейший истребитель, дезертировал лётчик-испытатель Иван Фёдоров"...

ну дык, нынче не только слово, но и букву надо проверять у журналюг и прозаиков... 😞

WERWOLF

spy der

А вам и не надо искать опровергающие источники, их у нас есть, как например направления из авиации на Сталинградский фронт (42), переводы в батальоны СОР (41-42), направления в ОДШБ (41-43).

Вам надо искать подтверждающие, даже не один и ни два, а несколько десятков.

1 И что у вас за источники? Ссылку то приведите.
2 Выше уже привел в частности материал А. Медведя. На мой взгляд более чем достаточно. Там данные непосредственно из архивов причем человек как раз изначально не поверил историям про штрафные эскадрильи и досконально проверял копаясь в архивах ЦАМО. Там как раз и есть пара десятков ссылок на ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АРХИВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ с номерами томов и страниц. Если вам и этого мало то уж извините ничем не могу помочь.

Yep

WERWOLF
Если вам и этого мало
а ты как думал: ты им ссылки, а они "не было!" - и всё тут.

WERWOLF

Yep
а ты как думал: ты им ссылки, а они "не было!" - и всё тут.

Да я особо ничего и не ожидал. Просто самому было интересно правда или нет. Набрал в гугле-куча инфы ЗА и ничего внятного против. Сделал выводы.

spy der

WERWOLF

1 И что у вас за источники? Ссылку то приведите.
2 Выше уже привел в частности материал А. Медведя. На мой взгляд более чем достаточно. Там данные непосредственно из архивов причем человек как раз изначально не поверил историям про штрафные эскадрильи и досконально проверял копаясь в архивах ЦАМО. Там как раз и есть пара десятков ссылок на ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АРХИВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ с номерами томов и страниц. Если вам и этого мало то уж извините ничем не могу помочь.

1. Например ЦВМА, ф.323 - СОР. Более простой пример, забейте в поиске 613 ОШР, например в ОБД.

2. Для начала вам стоит ознакомится с документами указанными в ссылках (есть в сборнике Красильникова), а из них следует что указанные части штрафными не являлись.

WERWOLF

spy der

1. Например ЦВМА, ф.324 - документы СОР. Бролее простой пример, забейте в поиске 613 ОШР.

2. Для начала вам стоит ознакомится с документами указанными в ссылках (есть в сборнике Красильникова), а из них следует что указанные части штрафными не являлись.

1 Забил. Ничего реально подтверждающего вашу точку зрения не нашел.Если действительно хотите что-то доказать то давайте ссылку на сам материал а не на гугл. ЦВМА это вроде к флоту относится а не к авиации а 613 ОШР к Черноморскому флоту.

2 В каких ссылках? Вы пока что ни одной не дали. Так что уж извините но я почему то больше верю реальным документам а не вашим "ссылкам на гугл". Есть данные-давайте ссылку на них. Я же вас не отсылаю к документам ссылки на которые у меня нет.

bbolshoi

1 И что у вас за источники? Ссылку то приведите.

Есть Приказ НКО N 0685 9 сентября 1942 г. Приказы в армии выполняются.

"4. Летчиков-истребителей, уклоняющихся от боя с воздушным противником, предавать суду и переводить в штрафные части в пехоту.

5. Приказ объявить всем истребителям под расписку."

http://bdsa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=473&Itemid=30

WERWOLF

bbolshoi

Есть Приказ НКО N 0685 9 сентября 1942 г. Приказы в армии выполняются.

"4. Летчиков-истребителей, уклоняющихся от боя с воздушным противником, предавать суду и переводить в штрафные части в пехоту.

5. Приказ объявить всем истребителям под расписку."

http://bdsa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=473&Itemid=30

Приказ насчет летчиков уклонившихся от боя. Все верно. Куда их ещё отправлять кроме пехоты... Как он доказывает что штрафных эскадрилий не было?

ЗЫ За ссылку спасибо, много полезной инфы.

Вот вам непосредственно распоряжение Сталина (есть сомнения что оно небыло выполнено?) где прямо указано на существование штрафных эскадрилий. Есть сомнения-сделайте запрос в архив.

http://forums.airforce.ru/showthread.php?t=1376

ДИРЕКТИВА СТАВКИ ВГК N 170549 КОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ
ЗАПАДНОГО И КАЛИНИНСКОГО ФРОНТОВ, ВВС КРАСНОЙ АРМИИ О
МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРИЧИН НЕДОПУСТИМО ВЫСОКОГО
ВЫХОДА ИЗ СТРОЯ САМОЛЕТОВ

.....

2. Летный состав, уличенный в саботаже, немедленно изъять из частей, свести в штрафные авиаэскадрильи и под личным наблюдением командиров авиадивизий использовать для выполнения ответственнейших заданий на самых опасных направлениях и тем самым предоставить им возможность искупить свою вину.

И. СТАЛИН
А. ВАСИЛЕВСКИЙ
ЦАМО. Ф. 148а. Оп. 3763. Д. 107. Л. 220-222. Подлинник.Русский архив. Великая отечественная: Ставка ВГК. Документы и материалы. 1942год. Т.16 (5-2). М.: Терра. 1996.

spy der

WERWOLF

1 Забил. Ничего реально подтверждающего вашу точку зрения не нашел.

2 В каких ссылках? Вы пока что ни одной не дали.

1. Может стоит научится искать? Смотреть например состав 613 ОШР и кто туда был направлен. Особенно показателен пример истории взвода Шумского.

2. В тех ссылках на которые привели ВЫ, в тех источниках что идут в конце книги. Красильникова читайте.

anonim2

spy der

1. Может стоит научится искать? Смотреть например состав 613 ОШР и кто туда был направлен. Особенно показателен пример истории взвода Шумского.

2. В тех ссылках на которые привели ВЫ, в тех источниках что идут в конце книги. Красильникова читайте.


1 Может Вам стоит научиться давать ссылки? Это вообще то показатель культуры общения в интернете. На мой конечно взгляд. Или их у вас попросту нет?.

2 Тоесть никаких реальных данных вы сейчас привести не можете. Я тоже могу Вам посоветовать читать хотябы по тем ссылкам на РЕАЛЬНЫЕ документы которые я привел. Вы не привели НИЧЕГО и продолжаете спорить. Вы уж ббудьте любезны либо дайте реальную информацию либо признайте что Ваша точка зрения ошибочна.

spy der

WERWOLF
Вот вам непосредственно распоряжение Сталина (есть сомнения что оно небыло выполнено?) где прямо указано на существование штрафных эскадрилий. Есть сомнения-сделайте запрос в архив.

Вы бы хоть полностью документ цитировали 😀

ДИРЕКТИВА СТАВКИ ВГК N 170549 КОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ
ЗАПАДНОГО И КАЛИНИНСКОГО ФРОНТОВ, ВВС КРАСНОЙ АРМИИ О
МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРИЧИН НЕДОПУСТИМО ВЫСОКОГО
ВЫХОДА ИЗ СТРОЯ САМОЛЕТОВ
Копии: командующим войсками фронтов, 7-й Отдельной и воздушными армиями, представителям Ставки
4 августа 1942 г. 21 ч 50 мин
По докладу командующего ВВС Красной Армии т. Новикова, из числа 400 истребителей, выделенных для участия в операциях Калининского и Западного фронтов, за четыре-пять дней операции до 140 самолетов вышло из строя.
По тому же докладу, при полном отсутствии авиации противника в первый день боя и при тройном превосходстве над противником в последующие дни, наши боевые потери составляли 51 истребитель, 89 истребителей считаются вышедшими из строя по техническим неисправностям.
Считая невероятным такой недопустимо высокий процент самолетов, вышедших из строя в течение 4-5 дней по техническим причинам, Ставка усматривает здесь наличие явного саботажа, шкурничества со стороны [341] некоторой части летнего состава, которая, изыскивая отдельные мелкие неполадки в самолете, стремится уклониться от боя.
Безобразно поставленный в авиачастях технический надзор и контроль за материальной частью, а также за выполнением боевых заданий летчиками, не только допускает, но и способствует этим преступным, нетерпимым в армии явлениям.
Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:
1. Немедленно через ответственных и опытных лиц проверить каждый в отдельности вышедший из строя самолет, выяснить истинные причины неисправностей и непосредственных виновников их.
2. Летный состав, уличенный в саботаже, немедленно изъять из частей, свести в штрафные авиаэскадрильи и под личным наблюдением командиров авиадивизий использовать для выполнения ответственнейших заданий на самых опасных направлениях и тем самым предоставить им возможность искупить свою вину.
3. Безнадежных, злостных шкурников немедленно изъять из авиачастей, лишить присвоенного им звания и в качестве рядовых бойцов направить в штрафные пехотные роты для выполнения наиболее трудных задач в наземных частях.
4. О получении, результатах проверки и принятых мерах по выполнению настоящего приказа, со списком летного состава, направленного в штрафные эскадрильи и пехотные роты, донести.
Ставка Верховного Главнокомандоватш
И. СТАЛИН
А. ВАСИЛЕВСКИЙ

Про штрафные роты известно, как известно и то что в них направлялись пилоты и стрелки из авиации. Тогда как о штрафных эскадрильях данных нет (учитываем тот момент что в штрафные подразделения направлялись по приговору), отдельных обозначений для них нет. Конечно были подразделения куда направлялись проштрафившиеся (аморалка например), но это не штрафные подразделения и формировались они инициативой командования соединений. Что касается невыполнения приказов собственно Сталина и командующих - примеров туева хуча, особенно по авиации. Начиная с приказа Тимошенко от декабря 1940 г.

spy der

аноним


1 Может Вам стоит научиться давать ссылки? Это вообще то показатель культуры общения в интернете. На мой конечно взгляд. Или их у вас попросту нет?.

2 Тоесть никаких реальных данных вы сейчас привести не можете. Я тоже могу Вам посоветовать читать хотябы по тем ссылкам на РЕАЛЬНЫЕ документы которые я привел. Вы не привели НИЧЕГО и продолжаете спорить. Вы уж ббудьте любезны либо дайте реальную информацию либо признайте что Ваша точка зрения ошибочна.

Милейший, бремя доказательств лежит на авторе теорий, вот вам и флаг в руки 😊 Доказывайте. А я буду лишь критиковать ваши доказательства.

WERWOLF

spy der

Вы бы хоть полностью документ цитировали 😀

..........
2. Летный состав, уличенный в саботаже, [b]немедленно изъять из частей, свести в штрафные авиаэскадрильи

и под личным наблюдением командиров авиадивизий использовать для выполнения ответственнейших заданий на самых опасных направлениях и тем самым предоставить им возможность искупить свою вину.
3. Безнадежных, злостных шкурников немедленно изъять из авиачастей, лишить присвоенного им звания и в качестве рядовых бойцов направить в штрафные пехотные роты для выполнения наиболее трудных задач в наземных частях.
4. О получении, результатах проверки и принятых мерах по выполнению настоящего приказа, со списком летного состава, направленного в штрафные эскадрильи и пехотные роты, донести.
Ставка Верховного Главнокомандоватш
И. СТАЛИН
А. ВАСИЛЕВСКИЙ

Про штрафные роты известно, как известно и то что в них направлялись пилоты и стрелки из авиации. Тогда как о штрафных эскадрильях данных нет (учитываем тот момент что в штрафные подразделения направлялись по приговору), отдельных обозначений для них нет. Конечно были подразделения куда направлялись проштрафившиеся (аморалка например), но это не штрафные подразделения и формировались они инициативой командования соединений. [/B]


1 Ну вы вот процитировали и что? По факту мы имеем-Указ Сталина и кучу данных из ЦАМО в штрафных эскадрильях. Вывод-Они существовали. Ваши же доводы по прежнему НИЧЕМ реальным не подкреплены. Или вы скажете что прямого упоминания оных там нет?

2 Это опять таки Ваше личное мнение опять таки НИЧЕМ не подкрепленное. (Если не ваше то ссылку на сам материал). Если у Вас нет данных то у меня то они есть и я их привел. Можете доказать что данные А. Медведя недостоверны а данные ЦАМО неверные-ДОКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА.

spy der

Для начала, мы имеем приказ о переводе в штрафные эскадрильи и штрафные роты. Абревиатура рот ОШР, тогда как значатся эскадрильи? И где упоминания о них в архивах?

P.S. А мне не надо даже подкреплять некими доводами, это ваша прерогатива.

WERWOLF

spy der
Для начала, мы имеем приказ о переводе в штрафные эскадрильи и штрафные роты. Аббревиатура рот ОШР, тогда как значатся эскадрильи? И где упоминания о них в архивах?

P.S. А мне не надо даже подкреплять некими доводами, это ваша прерогатива.

1 Для начала у нас есть куча свидетельств о существовании штрафных эскадрилий и ваши ничем не подкрепленные доводы что их не было. Вы А. Медведя прочитайте там предельно ясно все написано. Ссылку я выше привел. Ссылки на архивы там в большом количестве.

2 У вас попросту НЕТ доводов. А я да как человек культурный ВСЕГДА подкрепляю написанное.

spy der

WERWOLF

1 Для начала у нас есть куча свидетельств о существовании штрафных эскадрилий и ваши ничем не подкрепленные доводы что их не было. Вы А. Медведя прочитайте там предельно ясно все написано. Ссылку я выше привел. Ссылки на архивы там в большом количестве.

2 У вас попросту НЕТ доводов. А я да как человек культурный ВСЕГДА подкрепляю написанное.

1. Куча это где? Где тексты документов на которые ссылается автор? Где приговоры трибунала? Где обозначения эскадрилий в которые направлялись штрафники?

2. Мой "довод" в том что из авиации направлялись в штрафные роты, то бишь ОШР. Или вы будете утверждать обратное?

PS Да, культура от вас так и прет 😊

bbolshoi

Приказ насчет летчиков уклонившихся от боя. Все верно. Куда их ещё отправлять кроме пехоты... Как он доказывает что штрафных эскадрилий не было?
ЗЫ За ссылку спасибо, много полезной инфы.

Вот еще ссылочка, тоже полезная.

http://army.armor.kiev.ua/hist/strafniki.shtml

ДИРЕКТИВА СТАВКИ ВГК N 170549 от 4 августа 1942 г.
Приказ НКО N 0685 от 9 сентября 1942, т.е. это последний приказ и издан вышестоящим органом.

Где приговоры трибунала? Где обозначения эскадрилий в которые направлялись штрафники?

Согласен. В Перечне штрафных частей Красной армии N 33 штрафные авиаэскадрильи отсутствуют.
Все остальное - от лукавого.

Gasar

Слова нет а жопа есть. - самый тот случай.

Fahrenheit

Про штрафные авиаэскадрильи ничего сказать не могу, информации нет.
Но с полвека назад у меня был в школе учитель труда - авиатехник времен Великой Отечественной.
Он рассказал как-то, что на земле при обслуживании самолета после боевого вылета у него был случайный выстрел из синхронного пулемета (если кто знает - пулемет находился непосредственно перед пилотом и стрельба шла сквозь диск пропеллера с помощью синхронизирующего механизма).
Механизм на земле был отключен, лента была изъята, но в патроннике один патрон остался. Разнесло лопасть в щепки.
Особист хотел техника сдать в штрафбат за саботаж и выведение из строя боевой техники во фронтовых условиях. Комэск с трудом отмазал.

spy der

Fahrenheit
Особист хотел техника сдать в штрафбат за саботаж и выведение из строя боевой техники во фронтовых условиях. Комэск с трудом отмазал.

Техника в штрафбат - вряд ли, а вот в штрафную роту запросто. Во взводе Шумского, например, тоже был авиационный техник, осужден был за порчу имущества.

К стати, ГСС летчик младший лейтенант Драченно И.Г. был награжден Орденом Славы 😛

WERWOLF

Gasar
Слова нет а жопа есть. - самый тот случай.

Это вы про кого?

Strelok13

Про Фёдорова кто-то скажет что он патологический врун, а я напишу что он просто байки рассказывает и имеет право. Он много чего рассказывает далёкого от реальности. Но он там был, настоящий лётчик, имеет настоящие победы, совершал настоящие боевые вылеты. Пусть сочиняет, это не плохо.

WERWOLF

spy der

1. Куча это где? Где тексты документов на которые ссылается автор? Где приговоры трибунала? Где обозначения эскадрилий в которые направлялись штрафники?

2. Мой "довод" в том что из авиации направлялись в штрафные роты, то бишь ОШР. Или вы будете утверждать обратное?

PS Да, культура от вас так и прет 😊

1 Вы вообще читали все что я привел? Все там есть. Считаете я неправ-приведите факты. Пока кроме отсылок в поиск ничего от вас не видел.
2 Если вы не заметили то я утверждаю что во времена ВВ2 Были штрафные эскадрильи. Можете опровергнуть? Если нет тогда какие вопросы?
3 Спасибо. И вам того же желаю. 😊. Очень!!

WERWOLF

[QUOTE]Originally posted by bbolshoi:

Вот еще ссылочка, тоже полезная.

http://army.armor.kiev.ua/hist/strafniki.shtml

ДИРЕКТИВА СТАВКИ ВГК N 170549 от 4 августа 1942 г.
Приказ НКО N 0685 от 9 сентября 1942, т.е. это последний приказ и издан вышестоящим органом.

И как это опровергает наличие штрафных эскадрилий? Понятно что трусливых летчиков кроме пехоты отправлять некуда. А вот хорошего летчика накосячившего как то иначе самое оно в штрафную авиацию послать.

WERWOLF

Strelok13
Но он там был, настоящий лётчик, имеет настоящие победы, совершал настоящие боевые вылеты. Пусть сочиняет, это не плохо.

+ Много. То что преувеличивал-факт а но многое вполне реально.

spy der

WERWOLF

1 Вы вообще читали все что я привел? Все там есть. Считаете я неправ-приведите факты. Пока кроме отсылок в поиск ничего от вас не видел.
2 Если вы не заметили то я утверждаю что во времена ВВ2 Были штрафные эскадрильи. Можете опровергнуть? Если нет тогда какие вопросы?
3 Спасибо. И вам того же желаю. 😊. Очень!!

1. Нет ничего в приведенных документах о штрафных эскадрильях. Читайте Красильникова. В поиск я вас отправил в ОБД, поинтересовались бы хотя бы например где летчик лейтенант получил Орден Славы.

2. Мне не надо ничего опровергать, это вам надо доказывать, обоснованных доказательств от вас пока нет.

Вопросы?

WERWOLF

spy der

Милейший, бремя доказательств лежит на авторе теорий, вот вам и флаг в руки 😊 Доказывайте.

А я буду лишь критиковать ваши доказательства.

1 А где тут теория? Архивы ЦАМО теория? Тогда что по вашему практика? Ваши неподтвержденные НИЧЕМ высказывания?
2 Пока что вы даже критиковать не можете. ФАКТОВ у вас нет.

WERWOLF

spy der

1. Нет ничего в приведенных документах о штрафных эскадрильях.

Читайте Красильникова. В поиск я вас отправил в ОБД, поинтересовались бы хотя бы например где летчик лейтенант получил Орден Славы.

2. Мне не надо ничего опровергать, это вам надо доказывать, обоснованных доказательств от вас пока нет.

Вопросы?

1 Есть и более чем достаточно. Вы прочитайте просто.
2 То есть у вас по прежнему нечем аргументировать кроме невнятных отсылок к поиску.
2 А я и так всем всё доказал кроме вас. Вы же просто не хотите признать что были неправы. Видать это уже вопрос веры а не науки. А я извините не священнослужитель.

WERWOLF

Читайте Красильникова.
Ссылку на Красильникова плизз 😊. Кстати вы кроме оного вообще читали что другие пишут? 😊

bbolshoi

И как это опровергает наличие штрафных эскадрилий?

В армии ничего не делается без приказа.

И трудно искать черную кошку в темной комнате... 😊

WERWOLF

В армии ничего не делается без приказа.
.
Приказ Сталина я вам привел. Там вполне ясно написано про отправку народу штрафные авиаэскадрильи (раз есть отправка стало быть есть и эскадрильи). Если есть сомнения что мешает сделать запрос в ЦАМО и узнать был ли оный. В приведенных мною документах есть максимально точные отсылки на тома и номера страниц в архиве.
Вы сами прочитайте что привели. Там четко сказано что речь идет о трусливых пилотах. Тех да отправляли в пехоту. К штрафным эскадрильям это каким боком?

spy der

Originally posted by :
Ссылку на Красильникова плизз .

В ДПО «Память» обратитесь, может специально для вас отсканируют 😊 А по поводу покупки первых двух томов - только с рук и за немаленькие деньги, если еще найдете того кто продаст - книги выходят тиражом в 1000 экз. Вообщем чесаться надо вовремя.

Originally posted by :
А где тут теория? Архивы ЦАМО теория? Тогда что по вашему практика? Ваши неподтвержденные НИЧЕМ высказывания?

Если противоречит общепринятой точке зрения - теория, нуждающаяся в доказательствах, причем согласно практики только для рассмотрения (отнюдь не принятия)требуется не менее 10-15 ед. фактических материалов.
ЦАМО - это не заклинание доказывающее все и вся, это определенное учреждение в г. Подольске. Так приведите тесты документов на которые ссылался автор 😀

Originally posted by :
Пока что вы даже критиковать не можете. ФАКТОВ у вас нет.

Как пример лейтенант авиации получивший Орден Славы, как это он так смог? 😛 Надеюсь в курсе кому, как и за что его вручали, а так же что означает наличие данной награды у офицера? 😀

T55M

WERWOLF
[QUOTE]bbolshoi
[b]

Вот еще ссылочка, тоже полезная.

http://army.armor.kiev.ua/hist/strafniki.shtml

ДИРЕКТИВА СТАВКИ ВГК N 170549 от 4 августа 1942 г.
Приказ НКО N 0685 от 9 сентября 1942, т.е. это последний приказ и издан вышестоящим органом.

И как это опровергает наличие штрафных эскадрилий? Понятно что трусливых летчиков кроме пехоты отправлять некуда. А вот хорошего летчика накосячившего как то иначе самое оно в штрафную авиацию послать.[/B]

Друг!
предлагаю определиться с терминологией.

что есть "штрафная авиация"?

касательно предметной части, повторюсь

T55M
http://guns.allzip.org/topic/15/839599.html
этакие спецсоединения для "залетчиков".
"А те, кто не хочут таскать люминий, будут таскать чугуний."
небольшой рычажок для комполка/комдива.

вполне могли быть некие подобия "губы" - сводная часть в рамках полка/дивизии для "летчиков-залетчиков", куда переводились достаточно легко, вплоть до устного распоряжения командира. Без всяких трибуналов и внесения записей в военный билет.

А касательно сравнения уровня опасности "у тру штрафников" и "у летчиков" - нередки были вылеты в составе полка (как и у танкистов), прям с самим командиром во главе, из которых возвращалась половина, а то и треть состава.

WERWOLF

Друг!
предлагаю определиться с терминологией.

что есть "штрафная авиация"?

Штрафные авиаэскадрильи. Это не я их так назвал это в доках есть. Попадали в них имхо разными путями.

WERWOLF

Без всяких трибуналов и внесения записей в военный билет.
А я и не пишу про билет и трибунал. Приказы были а как это оформлялось так надо смотреть архивы ЦАМО. У меня увы нет возможности их проверить.

WERWOLF

spy der

В ДПО «Память» обратитесь, может специально для вас отсканируют А по поводу покупки первых двух томов - только с рук и за немаленькие деньги, если еще найдете того кто продаст - книги выходят тиражом в 1000 экз.

Вообщем чесаться надо вовремя.


Если противоречит общепринятой точке зрения - теория, нуждающаяся в доказательствах, причем согласно практики только для рассмотрения (отнюдь не принятия)требуется не менее 10-15 ед. фактических материалов.

ЦАМО - это не заклинание доказывающее все и вся, это определенное учреждение в г. Подольске. Так приведите тесты документов на которые ссылался автор

quote:Originally posted by :
Пока что вы даже критиковать не можете. ФАКТОВ у вас нет.

Как пример лейтенант авиации получивший Орден Славы, как это он так смог? Надеюсь в курсе кому, как и за что его вручали, а так же что означает наличие данной награды у офицера?

1 То есть опять таки НИКАКИХ данных вы предоставить не можете. Книги как я подозреваю у вас нет иначе привели бы скан.
2 Это ваши проблемы.
3 Если вы не заметили то кроме вас никто собственно и не спорит. То есть общество на моей стороне. Кстати откуда вы такие цифры взяли? Тоже ссылки нет 😊
4 Зачем? Это вы пытаетесь меня опровергнуть Вам и проверять.
5 То есть сами вы не в курсе но спрашиваете меня. Отвечаю-читайте по ссылкам.

T55M

WERWOLF

Штрафные авиаэскадрильи

маловато будет

какие цели? как используются? как снабжаются?

что это такое? если полку поставлена задача обеспечить присутствие над полем боя 10-16 истребителей, это не обеспечишь одной штрафной эскадрильей, а значит, следует привлекать строевых. так в чем разница?


почему меня смущает факт наличия штрафных эксадрилий или штрафных танковых рот?
потому что нет тактических задач для них.
даже не так.
любая тактическая задача для танкиста и летчика является высокорисковой. Любая типичная.

очень сложно найти особые условия.
а за посыл "чиста на убой" самого комполка отправят уже не штрафную эскадрилью, а вполне в пехоту...

WERWOLF

spy der
Милейший, а оно мне надо? И проблемы как раз ваши, если уж решили обращаться в ЦАМО 😊

3, 4, 5 гражданин, пардон, вы часом не Дурачек?

1 Ну раз не надо зачем просите их показать? У меня проблемм нет я все данные нашел и выложил. Вы вот ничего не выложили.
2 Аргументов нет переходите на хамство. Печально. Я бы мог спросить тоже самое но у меня с культурой общения все в порядке.

WERWOLF

T55M

какие цели? как используются? как снабжаются?
что это такое? если полку поставлена задача обеспечить присутствие над полем боя 10-16 истребителей, это не обеспечишь одной штрафной эскадрильей, а значит, следует привлекать строевых. так в чем разница?


почему меня смущает факт наличия штрафных эксадрилий или штрафных танковых рот?
потому что нет тактических задач для них.
даже не так.
любая тактическая задача для танкиста и летчика является высокорисковой. Любая типичная.

очень сложно найти особые условия.
а за посыл "чиста на убой" самого комполка отправят уже не штрафную эскадрилью, а вполне в пехоту...

1 Я выше ссылки привел в частности на А. Медведя там все описано. Разница? Сэкономить на людях+нехватка кадров. Вспомните потери в ВВС особенно в начале войны. Даже штрафной летчик с опытом лучше чем необстрелянный "комсомолец". Самолет есть а управлять некому пополнение не подошло.
2 Насчет танковых рот не спорю их не было. Были отдельные "штрафные" танки но каким указом их таковыми определяли я не нашел.

spy der

WERWOLF

1 Ну раз не надо зачем просите их показать?
2 Аргументов нет переходите на хамство. Печально.

Ну для начала, я прошу вас показать документы в поддержку вашей версии 😊
Что касается Игоря, он издает материалы ЦАМО, с минимальным авторским текстом и без соплей. Если бы варились в теме архивов, хотя бы знали кто такой и что издано.

Хамство - это ответы с вашей стороны, что в свою очередь вызывает сомнения в вашей умственной полноценности. Надеюсь я ошибаюсь.

Например Орден Славы офицер мог получить только одним способом - попав в штрафбат, будучи лишенным звания. Отнюдь не в штрафную эскадрилью, а именно в штрафбат и именно за "трусость" - покинул поле боя.

WERWOLF

spy der

Ну для начала, я прошу вас показать документы в поддержку вашей версии 😊

Что касается Игоря, он издает материалы ЦАМО, с минимальным авторским текстом и без соплей. Если бы варились в теме архивов, хотя бы знали кто такой и что издано.

Хамство - это ответы с вашей стороны, что в свою очередь вызывает сомнения в вашей умственной полноценности. Надеюсь я ошибаюсь.

Например Орден Славы офицер мог получить только одним способом - попав в штрафбат, будучи лишенным звания. Отнюдь не в штрафную эскадрилью, а именно в штрафбат и именно за "трусость" - покинул поле боя.

1 Уже показал.

2 Я не знаю кто такой Игорь. Выражение "сопли" и "вариться" безусловно показывает уровень вашей эрудиции и прочего.

3 И где я Вам нахамил? Что до полноценности то я по прежнему жду от Вас каких либо доказательств Вашей правды. Полноценный человек по моему скромному мнению их бы Уже привел а вы пока что ничего не выложили.

4 Я ничего не говорю про Орден Славы и ничего не утверждаю про оный. Я пишу про тот неоспоримый факт что штрафные авиаэскадрильи существовали. С существованием эскадрилий я так понимаю вы уже согласны теперь вопрос за что орден?

T55M

WERWOLF

1 Я выше ссылки привел в частности на А. Медведя там все описано. Разница? Сэкономить на людях. Нехватка кадров Вспомните потери в ВВС особенно в начале войны. Даже штрафной летчик с опытом лучше чем необстрелянный "комсомолец"
2 Насчет танковых рот не спорю их не было. Были отдельные "штрафные" танки но каким указом их таковыми определяли я не нашел.

в чем, по твоему, проявлялось штрафниковость на практике?

им спать не давали?
дозаправляли боекомлект на поле боя?
нельзя было безнаказано спалить эскадрилью, вникуда, а значит само понятие "штрафник" выхолащивалось... могли "не налить" за сбитого, или записать сбитых на полк, а вот назначить: "штрафники летят на смерть лютую, бескомпромиссную, а все остальные с ними за компанию, чиста по приказу" - создать лишний очаг напряжённости...

WERWOLF

в чем, по твоему, проявлялось штрафниковость на практике?
Посылали в самое пекло. Насчет безнаказанно так спаливали ИМХО и побольше. Как было в реале думаю только те кто там был могут сказать. Весьма возможно что все вами перечисленное имело место. ИМХО опять таки зависело от начальства на местах. Приказы оставляли довольно широкое поле для толкования. Я ж доказываю не как это было а что ЭТО БЫЛО. По танкам инфы нет я и не спорю. Точнее согласен что официального упоминания НЕТ.

Fahrenheit

spy der
Милейший, а оно мне надо? И проблемы как раз ваши, если уж решили обращаться в ЦАМО 😊

3, 4, 5 гражданин, пардон, вы часом не Дурачек?

Серьезное предупреждение за личный выпад.
Еще раз - и будет бан.

spy der

Fahrenheit
Серьезное предупреждение за личный выпад.
Еще раз - и будет бан.

Хм... учту на будущее, но прошу заметить что сделал это в культурной фоме, так участник WERWOLF позиционировал себя культурным гражданином.

PS Надеюсь вышеизложенное не подпадает под обсуждение действий модератора.

Gladiator

Вроде за штрафными ротами выставлялись заградительные отряды, нет?

spy der

Нет, заградительные отряды использовались для контроля общевойсковых пехотных соединений, ОШР как правило сводились в ОДШБ например. На счет ОШБ не скажу, не интересовался. Как правило командирами были офицеры НКВД или отличившиеся из состава РККА, служба в штрафной роте была более перспективной по повышениям и наградам, но шансов уцелеть значительно меньше, стоит так же заметить что штрафные подразделения снабжались первоочередео и как правило лучше остальных.