сказание и страдание и похвала святым мученикам борису и глебу

DM

СКАЗАНИЕ И СТРАДАНИЕ И ПОХВАЛА СВЯТЫМ МУЧЕНИКАМ БОРИСУ И ГЛЕБУ
Перевод Д.С.Лихачева


http://www.drevne.ru/lib/boris_gleb_s.htm



Господи, благослови, отче! - 'Род праведных благословится, - говорит пророк, - и потомки их благословенны будут'. Так и свершилось незадолго до наших дней при самодержце всей Русской земли Владимире, сыне Святославовом, внуке Игоревом, просветившем святым крещением всю землю Русскую. О прочих его добродетелях в другом месте поведаем, ныне же не время. О том же, что начали, будем рассказывать по порядку. Владимир имел 12 сыновей, и не от одной жены: матери у них были разные. Старший сын - Вышеслав, после Изяслав, третий - Святополк, который и замыслил это злое убийство. Мать его гречанка, прежде была монахиней. Брат Владимира Ярополк, прельщенный красотой ее лица, расстриг ее, и взял в жены, и зачал от нее окаянного Святополка. Владимир же, в то время еще язычник, убив Ярополка, овладел его беременной женою. Вот она-то и родила этого окаянного Святополка, сына двух отцов-братьев. Поэтому и не любил его Владимир, ибо не от него был он. А от Рогнеды

  • Владимир имел четырех сыновей: Изяслава, и Мстислава, и Ярослава, и Всеволода. От другой жены были Святослав и Мстислав, а от жены-болгарки - Борис и Глеб. И посадил их всех Владимир по разным землям на княжение, о чем в другом месте скажем, здесь же расскажем про тех, о ком сия повесть.

    Посадил Владимир окаянного Святополка на княжение в Пиноке, а Ярослава - в Новгороде, а Бориса - в Ростове, а Глеба - в Муроме. Не стану, однако, много толковать, чтобы во многословии не забыть о главном, но, о ком начал, поведаем вот что. Протекло много времени, и, когда минуло 28 лет после святого крещения, подошли к концу дни Владимира - впал он в тяжкий недуг. В это же время пришел из Ростова Борис, а печенеги вновь двинулись ратью на Русь, и великая скорбь охватила Владимира, так как не мог он выступить против них, и это сильно печалило его. Призвал он тогда к себе Бориса, нареченного в святом крещении Романом

  • , блаженного и скоропослушливого, и, дав ему под начало много воинов, послал его против безбожных печенегов. Борис же с радостью пошел, говоря: 'Готов я пред очами твоими свершить, что велит воля сердца твоего'. О таких Приточник говорил
  • : 'Был сын отцу послушный и любимый матерью своею'.

    Когда Борис, выступив в поход и не встретив врага, возвращался обратно, прибыл к нему вестник и поведал ему о смерти отца. Рассказал он, как преставился отец его Василий

  • (этим именем назван был Владимир в святом крещении) и как Святополк, утаив смерть отца своего, ночью разобрал помост в Берестове
  • и, завернув тело в Ковер, спустил его на веревках на землю, отвез на санях поставил в церкви святой Богородицы
  • . И как услышал это святой Борис, стал телом слабеть и все лицо его намокло от слез, обливаясь слезами, не в силах был говорить. Лишь в сердце своем так размышлял: 'Увы мне, светочей моих, сияние и заря лица моего, узда юности моей, наставник неопытности моей! Увы мне, отец и господин мой! К кому прибегну, к кому обращу взор свой? Где еще найду такую мудрость и как обойдусь без наставлений разума твоего? Увы мне, увы мне! Как же ты зашло, солнце йое, а меня не было там! Был бы я там, то сам бы своими руками честное тело твое убрал и могиле предал. Но не нес я доблестное тело твое, не сподобился целовать твои прекрасные седины. О блаженный, помяни меня в месте упокоения твоего! Сердце мое горит, душа моя разум смущает, и не знаю, к кому обратиться, кому поведать эту горькую печаль? Брату, которого я почитал как отца? Но тот, чувствую я, о мирской суете печется и убийство мое замышляет. Если он кровь мою прольет и на убийство мое решится, буду мучеником перед господом моим. Не воспротивлюсь я, ибо написано: 'Бог гордым противится, а смиренным дает благодать'. И в послании апостола сказано: 'Кто говорит: 'Я люблю бога', а брата своего ненавидит, тот лжец'. И еще: 'В любви нет страха, совершенная любовь изгоняет страх'. Поэтому, что я скажу, что сделаю? Вот пойду к брату моему и скажу: 'Будь мне отцом - ведь ты брат мой старший. Что повелишв мне, господин мой?'

    И помышляя так в уме своем, пошел к брату своему и говорил в сердце своем: 'Увижу ли я хотя бы братца моего младшего Глеба, как Иосиф Вениамина?'

  • И решил в сердце своем: 'Да будет воля твоя, господи!' Про себя же думал: 'Если пойду в дом отца своего, то многие люди станут уговаривать меня прогнать брата, как поступал, ради славы и княжения в мире этом, отец мой до святого крещения. А все это преходящее и непрочно, ка:к паутина. Куда я приду по отшествии своем из мира этого? Где окажусь тогда? Какой получу ответ? Где скрою множество грехов своих? Что приобрели братья отца моего или отец мой? Где их жизнь и слава мира сего, и багряницы
  • , и пиры, серебро и золото, вина и меды, яства обильные, и резвые кони, и хоромы изукрашенные, и великие, и богатства многие, и дани и почести бесчисленные, и похвальба боярами своими. Всего этого будто и не было: все с ними исчезло, и ни от чего нет подспорья - ни от богатства, ни от множества рабов, ни от славы мира сего. Так и Соломон, все испытав, все видев, всем овладев и все собрав, говорил обо всем: 'Суета сует - все суета!' Спасение только в добрых делах, в истинной вере и в.нелицемерной любви'.

    Идя же путем своим, думал Борис о красоте и молодости своей и весь обливался слезами. И хотел сдержаться, но не мог. И все видевшие его тоже оплакивали юность его и его красоту телесную и духовную. И каждый в душе своей стенал от горести сердечной, и все были охвачены печалью.

    Кто же не восплачется, представив перед очами сердца своего эту пагубную смерть?

    Весь облик его был уныл, и сердце его святое было сокрушено, ибо был блаженный правдив и щедр, тих, кроток, смирен, всех он жалел и всем помогал.

    Так помышлял в сердце своем богоблаженный Борис и говорил: 'Знал я, что брата злые люди подстрекают на убийство мое и погубит он меня, и когда прольет кровь мою, то буду я мучеником перед господом моим, и примет душу мою владыка'. Затем, забыв смертную скорбь, стал утешать он сердце свое божьим словом: 'Тот, кто пожертвует душой своей ради меня и моего учения, обретет и сохранит ее в жизни вечной'. И пошел С радостным сердцем, говоря: 'Господи премилостивый, не отринь меня, на тебя уповающего, но спаси душу мою!'

    Святополк же, сев на княжение в Киеве после смерти отца, призвал к себе киевлян и, щедро одарив их, отпустил. К Борису же послал такую весть: 'Брат, хочу жить с тобой в любви и к полученному от отца владению добавлю еще'. Но не было правды в его словах. Святополк, придя ночью в Вышгород, тайно призвал к себе Путылу ивышегородских мужей и сказал им: 'Признайтесь мне без утайки - преданы ли вы мне?' Путыла ответил: 'Все мы готовы головы свои положить за тебя'.

    Когда увидел дьявол, исконный враг всего доброго в людях, что святой Борис всю надежду свою возложил на бога, то стал строить козни и, как в древние времена Каина, замышлявшего братоубийство, уловил Святополка. Угадал он помыслы Святополка, поистине второго Каина: ведь хотел он перебить всех наследников отца своего, чтобы одному захватить всю власть.

    Тогда призвал к себе окаянный треклятый Святополк сообщников злодеяния и зачинщиков всей неправды, отверз свои прескверные уста и вскричал злобным голосом Путьшиной дружине: 'Раз вы обещали положить за Меня свои головы, то идите тайно, братья мои, и где встретите брата моего Бориса, улучив подходящее время, убейте его'. И они обещали ему сделать это.

    О таких пророк говорил: 'Скоры они на подлое убийство. Оскверненные кровопролитием, они навлекают на себя несчастия. Таковы пути всех, совершающих беззаконие, - нечестием губят душу свою'.

    Блаженный же Борис возвратился и раскинул свой стан на Альте. И сказала ему дружина: 'Пойди, сядь в Киеве на отчий княжеский стол - ведь все воины в твоих руках'. Он же им отвечал: 'Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще и старейшего, которого чту я как отца'. Услышав это, воины разошлись, и остался он только с отроками своими. И был день субботний. В тоске и печали, с удрученным сердцем вошел он в шатер свой и заплакал в сокрушении сердечном, но с душой просветленной, жалобно восклицая: 'Не отвергай слез моих, владыка, ибо уповаю я на тебя! Пусть удостоюсь участи рабов твоих и разделю жребий со всеми твоими святыми, ты бог милостивый, и славу тебе возносим вовеки! Аминь'.

    Вспомнил он о мучении и страданиях святого мученика Никиты и святого Вячеслава, которые были убиты так же, и о том, как убийцей святой Варвары был ее родной отец

  • . И вспомнил слова премудрого Соломона: 'Праведники вечно живут, и от господа им награда и украшение им от всевышнего'. И только этими словами утешался и радовался.

    Между тем наступил вечер, и Борис повелел петь вечерню, а сам вошел в шатер свой и стал творить вечернюю молитву со слезами горькими, частым воздыханием и непрерывными стенаниями. Потом лег спать, и сон его тревожили тоскливые мысли и печаль горькая, и тяжелая, и страшная:, как претерпеть мучение и страдание, и окончить жизнь, и веру сохранить, и приуготовленный венец принять из рук вседержителя. И, проснувшись рано, увидел, что время уже утреннее. А был воскресный день. Сказал он священнику своему: 'Вставай, начинай заутреню'

  • . Сам же, обувшись и умыв лицо свое, начал молиться к господу богу.

    Посланные же Святополком пришли на Альту ночью, и подошли близко, и услышали голос блаженного страстотерпца, поющего на заутреню Псалтырь

  • . И получил он уже весть о готовящемся убиении его. И начал петь: 'Господи! Как умножились враги мои! Многие восстают на меня' - и остальные псалмы до конца. И, начавши петь по Псалтыри: 'Окружили меня скопища псов и тельцы тучные обступили меня', продолжил: 'Господи боже мой! На тебя я уповаю, спаси меня!' И после этого пропел канон
  • . И когда окончил заутреню, стал молиться, взирая на икону господню и говоря: 'Господи Иисусе Христе! Как ты, в этом образе явившийся на землю и собственною волею давший пригвоздить себя к кресту и принять страдание за грехи наши, сподобь и меня так принять страдание!'

    И когда услышал он зловещий шепот около шатра, то, затрепетал, и потекли слезы из глаз его, и промолвил: 'Слава тебе, господи, за все, ибо удостоил меня зависти ради принять сию горькую смерть и претерпеть все ради любви к заповедям твоим. Не захотел ты сам избегнуть мук, ничего не пожелал себе, последуй заповедям апостола: 'Любовь долготерпелива, всему верит, не завидует и не превозносится'. И еще: 'В любви нет страха, ибо истинная любовь изгоняет страх'. Поэтому, владыка, душа моя в руках твоих всегда, ибо не забыл я твоей заповеди. Как господу угодно - так и будет'. И когда увидели священник Борисов и отрок, прислуживающий князю, господина своего, объятого скорбью и печалью, то заплакали горько и сказали: 'Милостивый и дорогой госдодия наш! Какой благости исполнен ты, что не восхотел ради любви Христовой воспротивиться брату, а ведь сколько воинов держал под рукой своей!' И, сказав это, опечалилась.

    И вдруг увидел устремившихся к шатру, блеск оружия, обнаженные мечи. И без жалости пронзено было честное и многомилостивое тело святого и блаженного. Христова страстотерпца Бориса. Поразили его копьями окаянные: Путьша, Талец, Елович, Ляшко. Видя это, отрок его прикрыл собою тело блаженного, воскликнув: 'Да не оставлю тебя, господин мой любимый, - где увядает красота тела твоего, тут и я сподоблюсь окончить жизнь свою!'

    Был же он родом венгр, по имени Георгий, и наградил его князь золотой гривной

  • , и был любим Борисом безмерно. Тут и его пронзили, и, раненный, выскочил он в оторопе из шатра. И заговорили стоящие около шатра: 'Что стоите и смотрите! Начав, завершим поведенное нам'. Услышав это, блаженный стал молиться и просить их, говоря: 'Братья мои милые и любимые! Погодите немного, дайте помолиться богу'. И воззрев на небо со слезами, и вознося вздохи горе, начал молиться такими словами: 'Господи боже мой многомилостивый и милостивый и премилостивый! Слава тебе, что сподобил меня уйти от обольщений этой обманчивой жизни! Слава тебе, щедрый дарователь жизни, что сподобил меня подвига достойного святых мучеников! Слава тебе, владыка-человеколюбец что сподобил меня свершить сокровенное желание сердца моего! Слава тебе, Христос, слава безмерному, твоему милосердию, ибо направил ты стоны мои на правый путь! Взгляни с высоты святости твоей и узри боль сердца моего, которую претерпел я от родственника моего - ведь ради тебя умерщвляют меня в день сей. Меня уравняло с овном, уготованным на убой. Ведь ты знаешь, господа, не противлюсь я, не перечу и, имев под своей рукой, всех воинов отца моего и всех, кого любил отец мой, ничего не замышлял против брата моего. Он же сколько мог воздвиг против меня. 'Если бы враг поносил меня - это я стерпел бы; если бы ненавистник мой клеветал на меня, - укрылся бы от него'. Но ты, господи, будь свидетель я сверши суд между мною и братом моим и не осуждай их, господи, за грех этот, но прими с миром душу мою. Аминь'.

    И, воззрев на своих убийц горестным взглядом, с осунувшимся лицом, весь обливаясь слезами, промолвил: 'Братья, приступивши - заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья!'

    И все, кто слышал слова его, не могли вымолвить ни слова от страха и печали горькой и слез обильных. С горькими воздыханиями жалобно сетовали и плакали, и каждый в душе своей стенал: 'Увы нам, князь наш милостивый и блаженный, поводырь слепым, одежда нагим, посох старцам, наставник неразумным! Кто теперь их всех направит? Не восхотел славы мира сего, не восхотел веселиться с вельможами честными, не восхотел величия в жизни сей. Кто не поразится столь великому смирению, кто не смирится сам, видя и слыша его смирение?'

    И так почил Борис, предав душу свою в руки бога живого в 24-й день месяца июля, за 9 дней до календ августовских

  • .

    Перебили и отроков многих. С Георгия же не могли снять гривны и, отрубив голову ему, отшвырнули ее прочь. Поэтому и не смогли опознать тела его.

    Блаженного же Бориса, обернув в шатер, положилг на телегу и повезли. И когда ехали бором, начал приподнимать он святую голову свою. Узнав об этом, Святополк послал двух варягов, и те пронзили Бориса мечом в сердце. И так скончался, восприняв неувядаемый венец. И, принесши тело его, положили в Вышгороде и погребли в земле у церкви святого Василия.

    И не остановился на этом убийстве окаянный Святополк, но в неистовстве своем стал готовиться на большее преступление. И, увидев осуществление заветного желания своего, не думал о злодейском своем убийстве и о тяжести греха, и нимало не раскаивался в содеянном. И тогда вошел в сердце его сатана, начав подстрекать на еще большие злодеяния и новые убийства. Так говорил в душе своей окаянный: 'Что сделаю? Если остановлюсь на этом убийстве, то две участи ожидают меня: когда узнают о случившемся братья мои, то, подстерегши меня, воздадут мне горше содеянного мною. А если и не тая, то изгонят меня и лишусь престола отца моего, и сожаление по утраченной земле моей изгложет меня, и поношения поносящих обрушатся на меня, и княжение мое захватит другой, и в жилищах моих не останется живой души. Ибо я погубил возлюбленного господом и к болезни добавил новую язву, добавлю же к беззаконию беззаконие. Ведь и грех матери моей не простится и с праведниками я не буду вписан, но изымется имя мое из книг жизни'. Так и случилось, о чем после поведаем. Сейчас же еще не время, а вернемся к нашему рассказу.

    И, замыслив это, злой дьявола сообщник послал за блаженным Глебом, говоря: 'Приходи не медля. Отец зовет тебя, тяжко болен он'.

    Глеб быстро собрался, сел на коня и отправился с небольшой дружиной. И когда пришли на Волгу, в поле оступился под ним конь в яме и повредил слегка ногу. А как пришел Глеб в Смоленск, отошел от Смоленска недалеко и стал на Смядыни, в ладье. А в это время пришла весть от Предславы

  • к Ярославу о смерти отца. И Ярослав прислал к Глебу, говоря: 'Не ходи, брат. Отец твой умер, а брат твой убит Святополком'.

    И, услышав это, блаженный возопил с плачем горьким и сердечной печалью, и так говорил: 'О, увы мне, господи? Вдвойне плачу и стенаю, вдвойне сетую и тужу. Увы мне, увы мне! Плачу горько по отце, а еще горше плачу п горюю по тебе, брат и господин мой, Борис. Как пронзен был, как без жалости убит, как не от врага, но от своего брата смерть воспринял? Увы мне! Лучше бы мне умереть с тобою, нежели одинокому и осиротевшему без тебя жить на этом свете. Я-то думал, что скоро увижу лицо твое ангельское, а вот какая беда постигла меня, лучше бы мне с тобой умереть, господин мой! Что же я буду делать теперь, несчастный, лишенный твоей доброты и много-мудрия отца моего? О милый мой брат и господин! Если твои молитвы доходят до господа, - помолись о моей печали, чтобы и я сподобился такое же мучение восприять и быть вместе с тобою, а не на этом суетном свете'.

    И когда он так стенал и плакал, орошая слезами землю и призывая бога с частыми вздохами, внезапно появились посланные Святополком злые слуги его, безжалостные кровопийцы, лютые братоненавистники, свирепые звери, исторгающие душу.

    Святой же плыл в это время в ладье, и они встретили его в устье Смядыни. И когда увидел их святой, то возрадовался душою, а они, увидев его, помрачнели и стали грести к нему, и подумал он - приветствовать его хотят. И, когда поплыли рядом, начали злодеи перескакивать в ладью его с блещущими, как вода, обнаженными мечами в руках. И сразу у всех весла из рук выпали, и все помертвели от страха. Увидев это, блаженный понял, что хотят убить его. И, глядя на убийц кротким взором, омывая лицо свое слезами, смирившись, в сердечном сокрушении, трепетно вздыхая, заливаясь слезами и ослабев телом, стал жалостно умолять: 'Не трогайте меня, братья мои милые и дорогие! Не трогайте меня, никакого зла вам не причинившего! Пощадите, братья и повелители мои, пощадите! Какую обиду нанес я брату моему и вам, братья и повелители мои? Если есть какая обида, то ведите меня к князю вашему и к брату моему и господину. Пожалейте юность мою, смилуйтесь, повелители мои! Будьте господами моими, а я буду вашим рабом. Не губите меня, в жизни юного, не пожинайте колоса, еще не созревшего, соком беззлобия налитого! Не срезайте лозу, еще не выросшую, но плод имеющую! Умоляю вас и отдаюсь па вашу милость. Побойтесь сказавшего устами апостола: 'Не будьте детьми умом: на дело злое будьте как младенцы, а по уму совершеннолетни будьте'. Я же, братья, и делом и возрастом молод еще. Это не убийство, но живодерство! Какое зло сотворил я, скажите мне, и не буду тогда жаловаться. Если же кровью моей на.сытиться хотите, то я, братья, в руках ваших и брата моего, а вашего князя'. И ни единое слово не устыдило их, но как свирепые звери напали на него. Он же, видя, что не внемлют словам его, стал говорить: 'Да избавятся от вечных мук и любимый отец мой, и господин Василий, и мать госпожа моя, и ты, брат Борис, - наставник юности моей, и ты, брат и пособник Ярослав, и ты, брат и враг Святополк, и все вы, братья и дружина, пусть все спасутся! Уже не увижу вас в жизни сей, ибо разлучают меня с вами насильно'. II говорил, плача: 'Василий, Василий, отец мой и господин! Преклони слух свой и услышь глас мой, посмотри и узри случившееся с сыном твоим, как ни за что убивают меня. Увы мне, увы мне! Услышь, небо, и внемли, земля! И ты, Борис, брат, услышь глас мой. Отца моего Василия призвал, и не внял он мне, неужели и ты не хочешь услышать меня? Погляди на скорбь сердца моего и боль души моей, погляди на потоки слез моих, текущих как река! И никто не внемлет мне, но ты помяни меня и помолись обо мне перед владыкой всех, ибо ты угоден ему и предстоишь пред престолом его'.

    И, преклонив колени, стал молиться: 'Прещедрый и премилостивый господь! Не презри слез моих, смилуйся над моей печалью. Воззри на сокрушение сердца моего: убивают меня неведомо за что, неизвестно, за какую вину. Ты знаешь, господи боже мой! Помню слова, сказанные тобою своим апостолам: 'За имя мое, меня ради поднимут на вас руки, и преданы будете родичами и друзьями, и брат брата предаст на смерть, и умертвят вас ради имени моего'. И еще: 'Терпением укрепляйте души свои'. Смотри, господи, и суди: вот готова моя душа предстать пред тобою, господи! И тебе славу возносим, отцу и сыну и святому духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь'

    Потом взглянул на убийц и промолвил жалобным и прерывающимся голосом: 'Раз уж начали, приступивши, свершите то, на что посланы!'

    Тогда окаянный Горясер приказал зарезать его без промедления. Повар же Глебов, по имени Торчин, взял нож и, схватив блаженного, заклал его, как агнца непорочного и невинного, месяца сентября в 5-й день, в понедельник.

    И была принесена жертва господу чистая и благоуханная, и поднялся в небесные обители к господу, и свиделся с любимым братом, и восприняли оба венец небесный, к которому стремились, и возрадовались радостью великой и неизреченной, которую и получили.

    Окаянные же убийцы возвратились к пославшему их, как говорил Давид: 'Возвратятся нечестивые во ад и все забывающие бога'. И еще: 'Обнажают меч нечестивые и натягивают лук свой, чтобы поразить идущих прямым путем, но меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся, а нечестивые погибнут'. И когда сказали Святополку, что 'исполнили повеление твое', то, услышав это вознесся он сердцем, и сбылось сказанное псалмопевцем Давидом: 'Что хвалишься злодейством сильным? Беззаконие в сей день, неправду замыслил язык твой. Ты возлюбил зло больше добра, больше ложь, нежели говорить правду. Ты возлюбил всякие гибельные речи, и язык твой льстивый. Поэтому бог сокрушит тебя до конца, изринет и исторгнет тебя из жилища твоего и род твой из земли живых'.

    Когда убили Глеба, то бросили его в пустынном месте меж двух колод

  • . Но господь, не оставляющий своих рабов, - как сказал Давид, - 'хранит все кости их, и ни одна из них не сокрушится'.

    И этого святого, лежавшего долгое время, не оставил бог в неведении и пренебрежении, но сохранил невредимым и явлениями ознаменовал: проходившие мимо этого места купцы, охотники и пастухи иногда видели огненный столп, иногда горящие свечи или слышали ангольское пение. И ни единому, видевшему и слышавшему это, не пришло на ум поискать тело святого, пока Ярослав, не стерпев сего злого убийства, не двинулся на братоубийцу окаянного Святополка и не начал с ним жестоко воевать. И всегда соизволеньем божьим и помощью святых побеждал в битвах Ярослав, а окаянный бежал посрамлен и возвращался побежденным.

    И вот однажды этот треклятый пришел со множеством печенегов, и Ярослав, собрав войско, вышел навстречу ему на Альту и стал в том месте, где был убит святой Борис. И, воздев руки к небу, сказал: 'Кровь брата моего, как прежде Авелева, вопиет к тебе, владыка. И ты отомсти за него и, как братоубийцу Каина, повергни Святополка в ужас и трепет

  • . Молю тебя, господи, - да будут отмщены братья мои! Если телом вы и отошли отсюда, то благодатию живы и предстоите перед господом и своей молитвой поможете мне!'

    После этих слов сошлись противники друг с другом, и покрылось поле Альтское множеством воинов. И на восходе солнца вступили в бой, и была сеча зла, трижды вступали в схватку и так бились целый день, и лишь к вечеру одолел Ярослав, а окаянный Святополк обратился в бегство. И обуяло его безумие, и так ослабели суставы его, что не мог сидеть на коне, и несли его на носилках. Прибежали с ним к Берестью. Он же говорит: 'Бежим, ведь гонятся за нами!' И послали разведать, и не было ни преследующих, ни едущих по следам, его. А он, лежа в бессилии и приподнимаясь, восклицал: 'Бежим дальше, гонятся! Горе мне!' Невыносимо ему было оставаться на одном месте, и пробежал он через Польскую землю, гонимый гневом божьим. И побежал в пустынное место между Чехией и Польшей

  • и тут бесчестно скончался. И принял отмщение от господа: довел Святополка до гибели охвативший его недуг, и по смерти - муку вечную. И так потерял обе жизни: здесь не только княжения, но и жизни лишился, а там не только царства небесного и с ангелами пребывания не получил, но мукам и огню был предан. И сохранилась могила его до наших дней, и исходит от нее ужасньш смрад в назидание всем людям. Если кто-нибудь поступит так же, зная об этом, то поплатится еще горше. Каин, не ведая об отмщении, единую кару принял, а Ламех
  • , знавший о судьбе Каина, в семьдесят раз тяжелее наказан был. Такова месть творящим зло: вот Юлиан кесарь
  • - пролил он много крови святых мучеников, и постигла его страшная и бесчеловечная смерть: неведомо кем пронзен был копьем в сердце. Так же и этот - неизвестно от кого бегая, позорной смертью скончался.

    И с тех пор прекратились усобицы в Русской земле, а Ярослав принял всю землю Русскую. И начал он расспрашивать о телах святых - как и где похоронены? И о святом Борисе поведали ему, что похоронен в Вышгороде. А о святом Глебе не все знали, что у Смоленска был убит. И тогда рассказали Ярославу, что слышали от приходящих оттуда: как видели свет и свечи в пустынном месте. И, услышав это, Ярослав послал к Смоленску священников разузнать, в чем дело, говоря: 'Это брат мой'. И нашли его, где были видения, и, придя туда с крестами, и свечами многими, и с кадилами, торжественно положила Глеба в ладью

  • и, возвратившись, похоронили его в Вышгороде, где лежит тело преблаженного Бориса: раскопав землю, тут и Глеба положили с подобающим почетом.

    И вот что чудесно и дивно и памяти достойно: столько лет лежало тело святого Глеба и оставалось невредимым, не тронутым ни хищным зверем, ни червями, даже не почернело, как обычно случается с телами мертвых, но оставалось светлым и красивым, целым и благоуханным. Так бог сохранил тело своего страстотерпца.

    И не знали многие о лежащих тут мощах святых страстотерпцев. Но, как говорил господь: 'Не может укрыться город, стоящий на верху горы, и, зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на подсвечнике выставляют, чтобы светила всем'. Так и этих святых поставил бог светить в мире, многочисленными чудесами сиять в великой Русской земле, где многие страждущие исцеляются: слепые прозревают, хромые бегают быстрее серны, горбатые выпрямляются.

    Невозможно описать или рассказать о творимых чудесах, воистину весь мир не может их вместить, ибо дивных чудес больше песка морского. И не только здесь, но и в других странах, и по всем землям они проходят, отгоняя болезни и недуги, навещая заключенных в темницах и закованных в оковы. И в тех местах, где были увенчаны они мученическими венцами, созданы были церкви в их имя. И много чудес совершается с приходящими сюда.

    Не знаю поэтому, какую похвалу воздать вам и недоумеваю, и не могу решить, что сказать? Нарек бы вас ангелами, ибо без промедления являетесь всем скорбящим, но жили вы на земле среди других людей во плоти человеческой. Если же назову вас людьми, то ведь своими бесчисленными чудесами и помощью немощным превосходите вы разум человеческий. Провозглашу ли вас кесарями или князьями, но самых простых и смиренных людей превзошли вы своим смирением, это и привело вас в горячие места и жилища.

    Воистину вы кесари кесарям и князья князьям, ибо вашей помощью и защитой князья наши всех противников побеждают и вашей помощью гордятся. Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем. Воистину и без сомнений могу сказать: вы небесные люди и земные ангелы, столпы и опора земли нашей! Защищаете свое отечество и помогаете так же, как и великий Дмитрий

  • своему отечеству. Он сказал: 'Как был с ними в радости, так и в погибели их с ними умру'. Но если великий и милосердный Дмитрий об одном лишь городе так сказал, то вы не о едином граде, не о двух, не о каком-то селении печетесь и молитесь, но о всей земле Русской!

    О блаженны гробы, принявшие ваши честные тела как сокровище многоценное! Блаженна церковь, в коей поставлены ваши гробницы святые, хранящие в себе блаженные тела ваши, о Христовы угодники! Поистине блажен и величественнее всех городов русских и высший город, имеющий такое сокровище. Нет равного ему во всем мире. По праву назван Вышгородом - выше и превыше всех городов: второй Солунь явился в Русской земле, исцеляющий безвозмездно, с божьей помощью, не только наш единый народ, но всей земле спасение приносящий. Приходящие из всех земель даром получают исцеление, как в святых евангелиях господь говорил святым апостолам: 'Даром получили, даром давайте'. О таких и сам господь говорил: 'Верующий в меня, в дела, которые я творю, сотворит сам их, и больше сих сотворит'.

    Но, о блаженные страстотерпцы Христовы, не забывайте отечества, где прожили свою земную жизнь, никогда не оставляйте его. Так же и в молитвах всегда молитесь за нас, да не постигнет нас беда и болезни да не коснутся тела рабов ваших. Вам дана благодать, молитесь за нас, вас ведь бог поставил перед собой заступниками и ходатаями за нас. Поэтому и прибегаем к вам, и, припадая со слезами, молимся, да не окажемся мы под пятой вражеской, и рука нечестивых да не погубит нас, пусть никакая пагуба не коснется нас, голод и озлобление удалите от нас, и избавьте нас от неприятельского меча и межусобных раздоров, и от всякой беды и нападения защитите нас, на вас уповающих. И к господу богу молитву нашу с усердием принесите, ибо грешим мы сильно, и много в нас беззакония, и бесчинствуем с излишеством и без меры. Но, на ваши молитвы надеясь, возопием к Спасителю, говоря: 'Владыко, единый без греха! Воззри со святых небес своих на нас, убогих, и хотя согрешили, но ты прости, и, хотя беззаконие творим, помилуй, и впавших в заблуждение, как блудницу, простя нас и, как мытаря, оправдай.

    Да снизойдет на нас милость твоя! Да прольется на нас человеколюбие твое! И не допусти нас погибнуть из-за грехов наших, не дай уснуть и умереть горькою смертью, но избавь нас от царящего в мире зла и дай нам время покаяться, ибо много беззаконий наших пред тобою, господи! Рассуди нас по милости твоей, господи, ибо имя твое нарицается в нас, помилуй нас и спаси и защити молитвами преславных страстотерпцев твоих. И не предай нас в поругание, а излей милость твою на овец стада твоего, ведь ты бог наш и тебе славу воссылаем, отцу и сыну и святому духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь'.

    О Борисе, каков был видом.

    Сей благоверный Борис был благого корени, послушен отцу, покоряяся во всем отцу. Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, возрастом мал и ус молодой еще был, сиял по-царски, крепок был, всем был украшен - точно цвел он в юности своей, на ратях храбр, в советах мудр и разумен во всем, и благодать божия цвела в нем.



    Источник:О, Русская земля! / Сост., предисл. и примеч. В.А.Грихина. - М.: Сов. Россия, 1982. - С.36-52, 218-231, 327-329. - сер. 'Б-ка рус. худож. публицистики'. Текст печатается в переводе Д. С. Лихачева по кн.: 'Памятники литературы Древней Руси XI - начала XII века' (М., 'Художественная литература', 1978).
    Электронный источник: http://ic.asf.ru/~/ppf/drl

DM

Мученики Благоверные князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид (+ 1015)

Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание)


--------------------------------------------------------------------------------


Память их празднуется 24 июля в день первого перенесения мощей, 2 мая в день второго перенесения мощей, во 2-ю Неделю Великого поста месте с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших


--------------------------------------------------------------------------------


У вел. князя Владимира было 12 сыновей. В Древней Руси долго соблюдался обычай давать новорожденным князьям два имени: одно - славянское, языческое, другое - христианское. Сыновья вел. князя Владимира, Борис и Глеб, носили христианские имена - Роман и Давид. Мать их была родом болгарка. Князь Борис отличался мужеством, силой, красотой, милосердием и щедростью. Отец, бояре, дружина и народ любили его. Он хорошо знал божественные книги, и князь Глеб в детстве любил слушать его чтение. Св. Борису отец дал в управление город Ростов, а св. Глебу, когда он вырос, - Муром. Но в Муроме еще держалось язычество, и св. Глеб не пожелал жить в нем и поселился с дружиной в 2 верстах от него, в палатках. В Суздальской земле есть место, называемое Борисово становище: там братья встречались, чтобы вместе ездить к отцу. В 1015 г. князь Борис приехал к нему один и нашел его больным. В это время под Киевом появились кочевники-печенеги, и отец послал его с дружиной против них. Но князь Борис их не нашел и возвращался в Киев. На берегу реки Альты он остановился, и здесь пришла к нему весть, что отец его умер, а брат Святополк тайно похоронил его в Десятинной церкви, а сам занял престол. Святополк всегда ненавидел Бориса и хотел его убить. Борис знал это. Знал он и то, что весь Киев и вся великокняжеская дружина - 8000 человек, которые были с ним, - хотят видеть вел. князем не всеми нелюбимого Святополка, а его - Бориса. И когда пришел к нему посол от Святополка со словами: 'Брат, я хочу с тобой жить в мире и увеличу твою часть в отцовском наследии', то он понял, что в этих словах - ложь. Воины сказали ему: 'Иди и сядь на великокняжеском престоле, ибо все войско у тебя!' Князь Борис знал, что ему грозит смерть, но он был христианином и хотел поступить по Евангелию. И он ответил воинам: 'Не подниму руку на брата своего, да еще старшего, которого мне следует почитать за отца!' Тогда воины поняли, что защищаться он не будет, и все разошлись, и князь Борис остался один с немногими отроками (приближенными слугами). Одного из них он послал к Святополку и велел сказать ему: 'Ты будь мне отцом, ты - брат мне старший!' Но Святополк уже послал к нему из Вышгорода убийц. Отрока он удержал у себя. Был вечер субботы. Борису дали знать, что его хотят убить. В сильной печали вошел князь в шатер и велел служить вечерню. Ночью пришли убийцы и обступили шатер. В это время священник пел утреню, а Борис читал шестопсалмие. Что убийцы пришли, он знал и не прерывал чтения: 'Что ся умножиша стужающие ми? Мнози возстают на мя... яко стрелы Твоя унзоша во мне... Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну... Господи, услыши молитву мою и не вниди в суд с рабом Твоим... яко не оправдится пред Тобою всяк живый...' А убийцы стояли и слушали. Окончив шестопсалмие, князь Борис стал читать Псалтирь и канон. Утреня окончилась. Князь Борис обратился к образу Спасителя и сказал: 'Сподоби меня принять страдание это не от врагов, а от моего брата. Не поставь ему, Господи, сего в вину!' И, сказав это, он лег на постель. Тогда в шатер ворвались убийцы и пронзили его копьями. С ними вместе убили они и верного отрока его Георгия, пытавшегося защитить его своим телом. Этот Георгий был одним из трех братьев-венгров, служивших князю Борису. Два других брата были в это время в отлучке. Георгий носил на шее золотую гривну, пожалованную ему господином. Чтобы снять ее, убийцы отрубили ему голову. Ее нашел потом брат его, впоследствии ставший прп. Ефремом Новоторжским (память его 28 янв.), который завещал погребсти ее в своем гробу. А тела Георгия не нашли. Известно одно явление убиенного отрока. Третьим братом был прп. Моисей Угрин, скончавшийся в 1043 г. (память его 26 июля).
Раненый князь выбежал из шатра. Убийцы окружили его, и он обратился к Богу с последней молитвой: 'Ты, Господи, виждь и рассуди меня с братом моим, не поставь ему в вину греха сего и приими с миром душу мою!' И, сказав это, обратился к убийцам: 'Братья, приступите и окончите повеленное вам!' Тогда они завернули его, истекавшего кровью, в шатер, положили на повозку и повезли. Но, узнав, что брат его еще жив, Святополк послал двух варягов, и они пронзили сердце св. князя мечами.
Было это 24 июля 1015 г. Тогда Святополк послал сказать князю Глебу: 'Иди скорей, отец зовет тебя, он очень болен!' Глеб, всегда послушный отцу, вскочил на коня и с небольшой дружиной помчался на зов. Недалеко от Волги конь его оступился и повредил себе ногу. Около Смоленска, когда он пересаживался на реке Смядынь в лодку, встретили его посланцы брата его - князя Ярослава новгородского, предупрежденного сестрой их княжной Предиславой. 'Не ходи, - писала она ему, - отец твой умер, а брат убит Святополком'. - 'Увы мне, - воскликнул князь Глеб со слезами, - лучше мне было бы умереть с братом, чем жить на этом свете! Зачем я остался один? Где твои слова, которые ты говорил мне, брат мой любимый! Больше я не услышу твоих тихих наставлений! Если ты получишь дерзновение у Бога, помолись обо мне, чтобы и я принял ту же смерть. Лучше мне было бы с тобою умереть, чем жить в этом обманчивом свете!'
Показались убийцы, посланные Святополком! Их было много. Долго гнались они за князем Глебом та лодках. Когда они приблизились, св. Глеб упросил своих спутников не браться за оружие и не противиться, говоря, что при покорности они просто отведут его к брату, а при сопротивлении всех порубят. По просьбе святого спутники его высадились на берег, с жалостью обращая свои взоры на блаженного, который остался посреди реки с отроками. Враги захватили его лодку. Свирепый Горясер закричал повару святого: 'Бери нож и зарежь господина твоего, иначе погибнешь сам'. Повар, родом из Торков - не так, как венгр Георгий, павший за Бориса, - вынул нож, взял Глеба за голову и перерезал горло блаженному, подобно незлобивому агнцу. Было это 5 сентября 1015 г.
Тело закланного князя было брошено в пустынном месте между двумя бревнами. Над ним местные жители стали видеть дивное сияние и слышать ангельское пение. А сам св. князь стал являться старейшинам Смоленска, сияя как молния. Но пока князь Ярослав не победил Святополка, прозванного народом Окаянным, и тот не погиб где-то не то в Чехии, не то в Венгрии, в пустынном месте, никто не смел искать тела свв. князей. Наконец в 1019 г. вел. князем стал Ярослав Мудрый и прежде всего стал их искать. Могилу св. Бориса ему сейчас же указали в Вышгороде, около церкви Св. Василия, а где тело св. Глеба - не знал никто. Наконец услышал Ярослав о чудесных знамениях около Смоленска и сейчас же сказал: 'Там тело брата моего, святого Глеба!' Он послал за ним священников. Охотники указали, где искать святые мощи. Князь Глеб лежал как живой, и дикие звери не тронули его. Погребли его в одной могиле со св. Борисом.
Однажды один варяг нечаянно 'наступил на нее. Из могилы вырвался огонь и обжег его. Вскоре церковь Св. Василия сгорела, и надо было переносить тела свв. страстотерпцев в другое место. Тогда обнаружилось их нетление, и начались чудеса и исцеления. Так, они явились хромому сыну садовника Миронега и исцелили его, причем перед ними убиенный отрок Георгий нес зажженную свечу. Являлись они всегда вместе, в виде молодых вооруженных воинов в воинских доспехах.
Тогда вел. князь Ярослав воздвиг во имя их в Вышгороде церковь и хотел перенести в нее их святые мощи. Он же приказал написать их икону. Но в Константинополе долго не соглашались на их прославление. Слишком недавно была просвещена христианством Русь, и греки долго сомневались, могли ли в ней уже явиться угодники Божий. Прославление свв. Бориса и Глеба и перенесение их мощей состоялось только 24 июля 1078 г., в день убиения св. Бориса, уже после кончины Ярослава Мудрого. Совершал его митрополит Георгий, родом грек, в присутствии трех сыновей Ярослава.- Изяслава, Святослава и Всеволода. Сначала перенесли мощи св. Бориса и переложили их в новую раку, причем вся церковь наполнилась благоуханием. Это привело в ужас митрополита Георгия, долго противившегося прославлению князей страстотерпцев. Рака св. Глеба остановилась в церковных дверях, и ее никак не могли внести в церковь, пока митрополит не прочитал молитву, а князья и народ долго пели: 'Господи, помилуй!' Князь Святослав приложил руку св. Глеба к ране, бывшей у него на шее, и рана исцелилась, а в волосах его остался ноготь св. Глеба, который Святослав принял с благоговением, как великий дар.
Второе перенесение мощей свв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба из Вышгорода в Киев, в церковь, посвященную их имени, произошло при вел. князе Владимире Мономахе (1113-1125) и празднуется 2 мая. А исцеления и чудеса продолжались в изобилии. Одна подневольная женщина была принуждена своей госпожой работать в день святителя Николая, и у нее отсохла рука. Тогда она обратилась в суд с жалобой на свою госпожу. Судьи приговорили последнюю дать свободу пострадавшей рабе и уплатить большой штраф. Бедная женщина получила свободу, но осталась без всяких средств и вдобавок калекой. Она пошла в храм Свв. Страстотерпцев и провела у мощей их целую ночь в молитве. И утром во время литургии, перед самым чтением Апостола, она получила исцеление.
Один слепой молился об исцелении св. великомученику Георгию в его киевском храме. Ночью св. Георгий явился ему и сказал: 'Иди к святым Борису и Глебу. Им дана благодать в земле Русской прощать и исцелять всякие муки и недуги!' Слепой прозрел после нескольких дней молитвы свв. мученикам Борису и Глебу.
Замечательное исцеление произошло в Минском княжестве, в городе Турове: престарелый инок Мартин, повар местного епископа, был болен грыжей. Когда он лежал в своей келье, одинокий и беспомощный, к нему вошли два молодых витязя в воинских доспехах. 'Что ты, старец, болеешь?' - спросили они его. 'Некому дать мне пить', - ответил он. Тогда младший из них взял ведро и принес воды, а старший зачерпнул ее ковшом и напоил больного. 'Кто вы, господа мои?' - спросил он. Они ответили: 'Мы - братья Ярославовы!' Он подумал, что они братья минского князя, и сказал: 'Нечем мне угостить вас. Возьмите хоть хлеба!' Но они сказали: 'Пусть хлеб останется у тебя, а мы пойдем. У нас есть дело в Константинополе. Ты же не хворай больше, не усни!' И стали невидимы. Старец встал здоровым.
В 1240 г. они явились стражу Пелгусию перед Невской битвой (см. житие св. Александра Невского - 30 авг.). Перед Куликовской битвой (1380) они явились воину Фоме Хацибееву в виде двух светлых воинов, устремившихся на татар со словами: 'Кто вам велел истреблять отечество наше, от Бога нам дарованное?'
Все цари и князья русские считали свв. Бориса и Глеба своими покровителями и заступниками земли Русской. Святые мощи их исчезли бесследно во время татарского нашествия в 1240 г.
Центром почитания свв. князей страстотерпцев стал не только стольный город Киев, прежде всего, существовали храмы и монастыри в местностях, связанных с мученическим подвигом святых и их чудесной помощью людям: храм во имя этих святых на Дорогожиче, по пути в Вышгород, где св. Борис преставился Господу; Борисоглебский монастырь на Тме, близ Торжка, где хранилась глава св. Георгия Угрина, и многие другие.
Свв. князья были первыми русскими святыми, канонизированными Русской и Византийской Церквами.
http://www.sedmitza.ru/index.html?did=23275


Поясняю - просил выложить один из участников

DM

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
КАРТА САЙТА Св. БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (кол.5)

Из рода Рюриковичей. Сын св. Владимира Святославича. Единоутробный брат св. Глеба. Кн. Ростовский в 1010 - 1015 гг.

+ 24 июля 1015 г.

***

Согласно летописи, матерью Бориса была некая "болгарыня". Однако Соловьев, вслед за Татищевым, считает, что матерью его была византийская царевна Анна. За это говорят и цветущая молодость Бориса и особая любовь Владимира к нему. Отец любил его более других сыновей и держал при себе, в чем было видно его намерение передать ему киевский престол. Желанию этому, однако, не суждено было исполниться.

В 1015 году печенеги пошли войной на Русь, и Владимир послал против них Бориса со всею дружиной, а сам сильно разболелся и вскоре умер. Пасынок его, Святополк, бывший до этого в ссылке в Вышгороде, немедленно захватил власть и сел в Киеве. Созвав киевлян, он стал задабривать их подарками. Киевляне брали деньги, но сердце их не лежало к новому князю. Все ждали, что предпримет Борис.

Тем временем Борис, не найдя печенегов возвращался с войском в Киев. По дороге пришла ему весть о смерти Владимира. Борис остановился на речке Альте и стал горько оплакивать его. Отцовская дружина советовала ему: "Есть у тебя достаточно воинов, пойди, сядь в Киеве на отцовском столе". Но Борис отвечал советникам: "Не подниму руки на брата своего старшего. Коли умер у меня отец, пусть старший брат будет мне заместо отца". Услышав это, воины разошлись. Борис остался на Альте один, лишь с немногочисленными слугами.

Святополк послал сказать Борису: "Хочу иметь с тобой любовь. К тому, что дал тебе отец, я еще прибавлю тебе владений". На деле же замышлял убить его. Летопись так повествует об этом преступлении. Святополк приехал из Киева в Вышгород, тайно призвал к себе боярина Путшу и других вышгородских мужей и спросил их: "Преданы ли вы мне всем сердцем?" Те отвечали: "Готовы головы свои положить за тебя". Тогда Святополк повелел им: "Не говоря никому, ступайте и убейте брата моего Бориса".

Убийцы немедленно отправились в путь. За ночь они доскакали до Альты, тихо подступили к шатру Борисову и услыхали, что тот поет заутреню. Один из убийц ударил Бориса копьем сквозь ткань шатра и убил его. Потом перебили многих из слуг его. Тело Бориса завернули в ковер, погрузили на телегу, тайно привезли в Вышгород и похоронили в церкви св. Василия.

Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.


--------------------------------------------------------------------------------

Борис и Глеб (X-XI вв.) - сыновья киевского князя. Владимира Святославича. По летописному свидетельству, имеющему характер большого и законченного рассказа, отличающегося художественными достоинствами, после смерти отца в 6523 (1015) киевский стол захватил Святополк Окаянный, к-рый, стремясь к единовластию, предательски умертвил своих сводных братьев, князей Борис Ростовского и Глеб Муромского. 2 мая 1072 в Вышгороде состоялось торжественное захоронение гробниц с останками братьев во вновь отстроенном храме и их канонизация рус. церковью. Торжества имели не только церковное, но и полит, значение. В период феодальной раздробленности это был первый княжеский съезд, на который собрались потомки Ярослава Мудрого ради общего дела. Существует мнение, что именно тогда возникла "Русская Правда Ярославичей". В память первых рус. святых Борис и Глеб был установлен церковный праздник "месяца майя в 20".

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


--------------------------------------------------------------------------------

Борис (в крещении Роман) Владимирович - любимый сын великого князя Владимира Святославича, Равноапостольного. По начальной Киевской летописи, он рожден от болгарыни и при втором разделе земель получил в удел Ростов, которым до того владел Ярослав. Раньше, как видно из прибавлений к некоторым спискам летописей, бывших в руках у В. Н. Татищева, Б. был дан Муром. Второй раздел произошел около 994 - 6 гг. С этого времени до 1015 г. в летописях о Б. нет никаких упоминаний. В 1015 г. заболел Владимир, и Б. был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и Владимир посылает его с дружиною для отражения их. Борис нигде не встретил печенегов и возвращаясь обратно остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти Владимира и о занятии великокняжеского стола Святополком. Дружина предложила ему идти на Киев и овладеть престолом. Но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружина Владимира покидает его и он остается с одними своими отроками. Между тем Святополк, который извещая Б. о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, отправил Путшу и вышегородских бояр для yбиения брата: симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником Святополка. Путша с товарищами пришел на Альту, к шатру Борисову, ночью на 24 июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился обождать отправления Б. ко сну. Едва только последний, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лег на свой одр, как ворвались убийцы и копьями пронзили Б. и его слугу, родом венгра, именем Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом. Еще дышавшего Б. убийцы завернули в шатерное полотно и повезли. Святополк, узнав что он еще жив, послал двух варягов прикончить его, что те и сделали, пронзив его мечем в сердце. Тело Б. тайно было привезено в Вышгород и там погребено в церкви св. Василия. Так погиб Б., любимый сын Владимира и известный своею любовью к церковному пению и молитве, жертвою уважения к родовым понятиям, еще в цветущей юности (около 25 л.). Вскоре же пал от рук убийц, подосланных тем же Святополком, и брат Бориса - Глеб. Его тело также было погребено Ярославом (уже в 1019 г.) в церкви св. Василия. Память обоих страдальцев осталась для России священною. Русские люди и преимущественно княжеский род видели в них своих заступников и молитвенников. Летописи полны рассказами о чудесах исцеления, происходивших у их гроба, о победах, одержанных их именем и помощью (напр. о победе Рюрика Ростиславича над Кончаком, Александра Невского над немцами), о паломничестве князей к их гробу (напр. Владимира Владимировича, кн. галицкого, Святослава Всеволодовича - кн. суздальского) и т.д. В 1071 году церковь включила их в число святых и с того времени утвердился праздник Бориса и Глеба 2 мая, день перенесения их мощей в новую церковь, выстроенную кн. Изяславом Ярославичем в Вышгороде. В 1115 г. их мощи вновь торжественно перенесены русскими князьями в построенную во имя Бориса и Глеба каменную церковь, в Вышгороде. Впоследствии в честь них возникло много церквей и обителей в разных городах России. До половины XVI ст. летописец приводит более 20 случаев построения церквей в честь их. Самый факт убиения служит для древних летописцев любимою темою для отдельных сказаний, из которых наидревнейшие и наиболее полные приписываются преп. Нестору и черноризцу Иакову. "Сказание о св. Борисе и Глебе", по сильвестровскому списку издано И. И. Срезненским, с предисловием издателя, в 1860 году. В летописи под 1175 г. упоминается еще о мече Бориса, принадлежавшем в то время Андрею Боголюбскому.

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.


--------------------------------------------------------------------------------

Литература:
Ильин Н. Н. Летописная статья 6523 года и ее источник: (Опыт анализа). М., 1957.