Картография, навигация и не только ...

svash

Топик для картографии и навигации во время и после БП ...
Обсуждение того, кто что использует и что лучше использовать 😛
Лично я:
1) Распечатал карты области и соседних областей на хорошей бумаге А3 формата (в правильном масштабе!!!) плотностью 200г/м на цветном лазерном принтере и заламинировал ... (карты для использования в качестве стационарных) на картах доп. отметки для моего личного пользования ...
2) Распечатал карты области и соседних областей на хорошей бумаге А4 формата (в масштабе 1см:1км) плотностью 200г/м на цветном лазерном принтере и заламинировал ... (карты - потаскунчики)
3) Купил 3 хороших компаса ... два армейских и один туристический-профессиональный ...
4) Купил два набора цветных полимерных карандашей (не парафиновых!!!) ими очень хорошо делать отметки на ламинате карт.
5) Купил две хороших готовальни ... хоть и не совсем для навигации, но лежат в одной коробке ...
6) Купил два инженерных калькулятора и два обычных ... на солнечных батареях ... тоже не совсем навигация ...но всё в одну кучу 😛
7) Купил несколько наборов линеек из нержавеющей стали ... в комплекте три линейки ... 15, 30 и 50см
8) Купил две коробки карандашей (500шт и 500шт) ... твёрдостью Т и ТМ ...
9) Купил две пачки бумаги А3 плотностью 200г/м и две пачки такой-же бумаги формата А4 ... завернул всё в плёнку, чтобы ни влажность ни кислород не действовали ...
ПЫСЫ: Заламинированные карты не боятся воды ... бумага не соприкасается с кислородом воздуха, и прочими химическими и механическими воздействиями ... думаю таких карт хватит на 30-40 лет ... думаю нужно ещё распечатать комплекта три-четыре местных карт ... карту России и карту мирв ... можно и маленький глобус купить 😛
ПЫСЫСЫ: Сижу и думаю ... чего я забыл ... 😛

Zerberr

Видимо, тележку для перевозки этого добра..

Клавишег

CD(не DVD!) с теми же картами и нужными прогами.

svash

Видимо, тележку для перевозки этого добра..
А на кой мне тележка? Если у меня на случай БП есть хутор ... где все запасы и хранятся 😛 В случае БП - все перечисленное УЖЕ на хуторе ... 😛

Exiled_Craft_Ru_56

svash, а где карты брали?

И еще вопрос, господа сопалатники... Можно ли как-нибудь залить карты например с сайта http://maps.poehali.org/ в навигатор коммуникатора?

Voices

дело то полезное сделали. В хоз-ве все пригодиться. Только вот когда они могут потребоваться рельеф может изменится кардинально. А уж глобус то точно не понадобиться, а для передвижения в теплые края и компаса хватит. xD

svash

svash, а где карты брали?
Стоит только занятся этим вопросом - как окажеться что карт великое множество ... 😛 на любой вкус и цвет ...

svash

Только вот когда они могут потребоваться рельеф может изменится кардинально.
Изменения буду отмечать полимерным карандашом 😛
А уж глобус то точно не понадобиться, а для передвижения в теплые края и компаса хватит
Глобус нужен для детей и внуков ... "Дети! Земля - КРУГЛАЯ!"
А в теплые края я не собираюсь ... мне и в Сибири полный шоколад ... 😛

Gurian

В случае БП - все перечисленное УЖЕ на хуторе ...
Близ Диканьки? 😛
у меня есть двухкилометровка советская - правда устарела УЖЕ - половины населенных пуктов нету УЖЕ - развал сельского хоз-ва опережает!

ZZtop

Лист А3 после ламинирования гнеться?в карман помещаеться?
И расскажите, пожалуйста,как километровки гш печатать, выбранный фрагмент с сохранением масштаба. Проблема у меня с напечатаньем карт в том что не знаю как сделать что бы принтер масштаб оставлял.

пучик

главное этим уметь пользоваться и что влсучае БП компасы не сошли с ума

пучик

если не сложно Уважаемые со палатники выложите ссылки или готовые методики по работе с картами и т.д. (максимально развернутое и правильные)

Krl

- транспортир
- курвиметр

Makc k-113

ZZtop
Лист А3 после ламинирования гнеться?в карман помещаеться?
И расскажите, пожалуйста, как километровки гш печатать, выбранный фрагмент с сохранением масштаба. Проблема у меня с напечатаньем карт в том что не знаю как сделать что бы принтер масштаб оставлял.

Да прямо из OziExplorer'а и печатать. Он это всё прекрасно умеет, в том числе печать на многих листах. Если на картах сетки нет - включить (правильная сетка - проверка качества привязки). А масштаб в сантиметрах на бумаге - не так уж важен, надо чтоб соответствие линеек карты соблюдалось. Ну и смысл в картах A3 - мне как-то сомнителен. Только на стену повесить - а для чего на стене карта?

svash

Карты отпечатанные форматом А3 будут у меня на хуторе ... можно и на стену ... можно и на полку ... рано или поздно понадобятся ... 😛
А вот "потаскушки" отпечатаны форматом А4 ... я его гнуть и в карман запихивать не собираюсь ... у меня есть сумка для бумаг формата А4 ... всё весьма удобно ... 😛

Makc k-113

Да в общем-то не нужны на хуторе карты. И так известно, по какой дороге в какое село придёшь. Можно и повесить, для красоты, ну и детей картографии учить...

hirt

Makc k-113
детей картографии учить
Для этого были бы полезны карты для спортивного ориентирования близлежащей местности. Только там белый цвет - не безлесые участки, а проходимый лес.

svash

Да в общем-то не нужны на хуторе карты.
Мляяя ... 😛 ...
На картах А3 отпечатана область и соседние ... мои отметки сразу отпечатаны на каждой карте ... ну там где складик госрезерва ... где какая часть стоит ... где склады армейские ... 😛
И на другой стороне карты - пояснения к отметкам ... что, где и зачем ...
Вот эта штука будет висеть на стене! а информация с неё когда-нибудь понадобится ...

Gurian

А вот "потаскушки" отпечатаны форматом А4 ... я его гнуть и в карман запихивать не собираюсь ... у меня есть сумка для бумаг формата А4 ... всё весьма удобно ...
Сумка офицерская или планшет - идеальный вариант.
если не сложно Уважаемые со палатники выложите ссылки или готовые методики по работе с картами и т.д. (максимально развернутое и правильные)
Ну не знаю, что и сказать... возьмите у ОБЖешника книжку "Ориентирование на местности".
Ну а если по методике:
1. Уметь читать карту т.е. разбираться че-там написано. А еще лучше запоминать карту.
2. Уметь двигаться по карте, т.е. совместить север с картой и попытаться определить где ты и куда двигаться.
3. САМОЕ ГЛАВНОЕ: уметь двигаться по азимуту, для этого и карты не надо: компас и блокнот с карандашем.

Вежливый пацифист

svash
Топик для картографии и навигации во время и после БП ...
Обсуждение того, кто что использует и что лучше использовать 😛
Лично я:
1) Распечатал карты области и соседних областей на хорошей бумаге А3 формата (в правильном масштабе!!!) плотностью 200г/м на цветном лазерном принтере и заламинировал ... (карты для использования в качестве стационарных) на картах доп. отметки для моего личного пользования .......купить 😛
ПЫСЫСЫ: Сижу и думаю ... чего я забыл ... 😛

Забыли рассказать как Вы ограбили банк для покупки всего того, что заныкали на хуторе? 😊

svash

Забыли рассказать как Вы ограбили банк для покупки всего того, что заныкали на хуторе?
Мои затраты "на подготовку к БП" от 500 до 1000 долларов в месяц ... я себе могу позволить такие расходы ... тем для кого это "дорого" ... могут сократить расходы до 50-100 долларов ... 😛 и покупать только "самое необходимое" ...
Главное! Закупатся нужно КАЖДЫЙ МЕСЯЦ ... а не от случая к случаю ... я делаю запасы уже третий год ... 😛 и считаю что к БП частично готов ... ещё 2-3 года ... и будет совсем хорошо ... 😛
ПЫСЫ: все что перечислено в первом посте этого топика стоит примерно 15-17 тысяч рублей ... и я готов потратить ещё столько-же на эту-же "тематику" ... 😛

Lokki

svash
Топик для картографии и навигации во время и после БП ...
Обсуждение того, кто что использует и что лучше использовать 😛
Лично я:
1) Распечатал карты области и соседних областей на хорошей бумаге А3 формата (в правильном масштабе!!!) плотностью 200г/м на цветном лазерном принтере и заламинировал ... (карты для использования в качестве стационарных) на картах доп. отметки для моего личного пользования ...

ПЫСЫСЫ: Сижу и думаю ... чего я забыл ... 😛

Первое, бумагу после печати на лазерном принтере ведет. Она немного удлиняется, и "свежие карты" маркшейдеры у нас не принимали искажение масштаба происходило. Приходилось их выдерживать дня три. А вы небось сразу и заламинировали? Проверьте масштабы по обоим осям. На всякий случай.
Курвиметр забыли. Иногда штука дюже полезная, хоть карты и портит.

Voices

мои отметки сразу отпечатаны на каждой карте ... ну там где складик госрезерва ... где какая часть стоит ... где склады армейские ...


---------------

молодес... вот с этого и надо было начинать, а то карты, глобус, дети земля круглая 😀

svash

А вы небось сразу и заламинировали?
Нет ... печатал я в "конторе" друга ... на хорошем принтере, он размером как два стола ... а вот ламинаторов у них нет ... 😞
Заламинировал в минитипографии ... недели через две после печати ...
Большие карты А3 ламинировал самой толстой плёнкой ... они получились очень толстыми и жёсткими ... и не подходят для "носимого варианта" но для стационарного использования - самое то! ...
А вот А4 ламинировал самой тонкой плёнкой ... получилось приятненькой ... как самая тонкая "мультифора" ...
ПЫСЫ: Советую использовать для карт "носимого варианта" только самый тонкий ламинат! ... Средний уже приводит к тому, что карта не гнётся и расслаивается на сгибе (проверено на опытных ламинациях!)
По бумаге ... советую использовать от 200 до 250 г/м ... НО! есть очень важная особенность - она может быть толстой и рыхлой, а может быть тонкой и плотной ... и у той и другой будет ОДИН вес - 200г/м 😛 нужно брать тонкую и плотную, только она дороже ... 😛

svash

вот с этого и надо было начинать, а то карты, глобус, дети земля круглая
А я с чего начал?

1) Распечатал карты области и соседних областей на хорошей бумаге А3 формата (в правильном масштабе!!!) плотностью 200г/м на цветном лазерном принтере и заламинировал ... (карты для использования в качестве стационарных) на картах доп. отметки для моего личного пользования ...

Вот это про что?

на картах доп. отметки для моего личного пользования ...

Горник

svash
Сижу и думаю ... чего я забыл ...
Курвиметр. Есть совмещённые с небольшим компасом.

На картах никаких пометок.
Обязательно атлас авто- и железных дорог Вашего региона. Или того, куда собираетесь уходить. В случае полной жопы с транспортом будете двигаться вдоль линейных ориентиров.

svash
На картах А3 отпечатана область и соседние ... мои отметки сразу отпечатаны на каждой карте ... ну там где складик госрезерва ... где какая часть стоит ... где склады армейские ...
Такую информацию стоит держать в голове.

svash

На картах никаких пометок.
Спорное утверждение ...
на "носимых" картах у меня нет никаких отметок, а вот на "больших" - очень много отметок ... всё равно эти карты уже на хуторе и с ними никто ходить не будет ... а отметки - хорошее подспорье для будущего "БП сталкерства" ...

Обязательно атлас авто- и железных дорог Вашего региона.
Это всё уже есть на картах ... зачем мне узкоспециализированный второй комплект?

Или того, куда собираетесь уходить.
Это я и так знаю ... и без карты доберусь ... более того, за три года я познакомился с будущим "ореолом обитания" ... Выезжаеш с семьёй на хутор ... пока семья на природе в "пикник на даче" играет ... я облазил всё в радиусе примерно 30 км ... на колёсах естественно ... 😛 только не все колеса там проедут ... что очень хорошо ...

В случае полной жопы с транспортом будете двигаться вдоль линейных ориентиров.
Это навряд-ли возможно ... максимально что может быть - это 2-3 блокпоста на всём маршруте ... 😛 но есть множество "альтернативных" дорог ... о которых знают только местные и совсем ограниченно приезжие ...

Горник

svash, разумный подход.

svash
максимально что может быть - это 2-3 блокпоста на всём маршруте ... но есть множество "альтернативных" дорог ... о которых знают только местные и совсем ограниченно приезжие ...
Смотря по удалённости. В 100 км. от города может быть, да они и так есть в виде постов ГИБДД. Есть и другие неожиданности, мы же о БП говорим.
svash
зачем мне узкоспециализированный второй комплект?
Пользоваться атласом - обычное дело. А распечатанной картой - не совсем обычное.

svash

Смотря по удалённости. В 100 км. от города может быть, да они и так есть в виде постов ГИБДД. Есть и другие неожиданности, мы же о БП говорим.
Весь маршрут минует федеральные и региональные трассы ... а блокпосты в населённых пунктах "обьезжаемы" ...

Пользоваться атласом - обычное дело. А распечатанной картой - не совсем обычное.
Для меня всё наоборот ... я плохо "читаю" атласы ... и привык к армейским картам ... 😛
Но это всё сугубо индивидуальное ...

Горник

svash
Весь маршрут минует федеральные и региональные трассы ... а блокпосты в населённых пунктах "обьезжаемы" ...
svash
... и привык к армейским картам ...
Тут как. Поехали по просёлочным, а там район развёртывания хитрой в/ч. Это более чем вероятно. Сейчас наличие с собой генштабовской карты хотя бы объяснимо, с того же интернета скачал, геокешингом увлекаешься. Несколько сайтов есть. А в П...Ц особисты душу вынут, и не посмотрят, что рядом с Вами жена в машине и дети малые. Да, судя по разделу, тут каждый третий как минимум упакован как матёрый диверсант. Знают страшные слова "НАЗ", "Гортекс", "GPS"...
Хотя решать Вам, конечно.

svash

Да, судя по разделу, тут каждый третий как минимум упакован как матёрый диверсант.
Угу ... 😊
Сам я бывший "бердыш" - служил в 67-й отдельной бригаде специального назначения ... хотя "бывших" не бывает ... 😛

Аслан

To svash: если финансы позволяют, а у вас позволяют :-), сделайте еще один комплект носимых карт и заныкайте их в дальней резервной нычке, т.к. нет такой крепости, которую нельзя взять (с), на случай, не дай Бог, что-то случится с хутором, чтобы был резерв. Карты во время БП почти не восполнимый ресурс!

limon

Весьма полезное начинание! Я собрал 20 томов весх морских карт Европы. С печатями "СовСек" и "ДСП", протактор, параллельные линейки, компаса и прочие старорежимные агрегаты. Вот только секстан с удобной настройкой не нашёл...

CSX

пучик
если не сложно Уважаемые со палатники выложите ссылки или готовые методики по работе с картами и т.д. (максимально развернутое и правильные)

http://www.geolink-group.com/tourclub/library/books.html см Военная топография

http://www.skitalets.ru/books/karta/index.htm Карта в спортивном ориентировании

еще http://www.skitalets.ru/maps/maps.htm

Еще полезно уметь определять расстояния различными методами, в т.ч. на глаз => самому составлять карты
знать астрономические способы определения сторон света
Недавно видел в книге "Человек в экстремальных условиях природной среды (Волович В.Г.)" способ определения своего местоположения с точностью в 2-3 градуса при помощи часов, пары таблиц и солнца... правда сам не пробовал

С-300ПМУ

2 svash


CSX

http://www.geolink-group.com/tourclub/library/books.html см Военная топография
http://www.skitalets.ru/books/karta/index.htm Карта в спортивном ориентировании


Это, коллега, скорее дла продвинутых пользователей. То же касается и книги "Рабочая карта командира" (классика жанра, я считаю, просто введи в Тындекс название и поищи).

А начать можно (и, ИМХО, нужно) с чего-нить попроще. Просто, с умения в общем читать топокарту, находить стороны света по признакам на местности, ориентироваться на местности по сторонам света и местным предметам, пользоваться компасом Андрианова. В общем, с того, чему учили в 5-ом и 7-ом (по-моему) классе советской школы в рамках курса "Физической географии" и сейчас учат в 6-ом классе школы украинской (по углубленной программе).

Когда этот базовый запас знаний усвоен, можно переходить к "Карте в спортивном ориентировании" (см. выше) и "Рабочей карте командира". Эти две книги посвящены именно работе с картой - при минимальном запасе инструментов (карандаш, цветные карандаши, компас, линейка, командирская линейка, транспортир, циркуль-измеритель, курвиметр).
Первая книга, понятно, больше для туристов. В ней даже о самодельных картах много чего есть. А вторая - больше о работе командира с топокартой, подготовленной специально обученными топографами .

А вот если захочется расширить кругозор за пределы перечисленного выше круга задач и набора принадлежностей и познакомиться с выполнением уже более серьезных расчетов и оценок по геопространственной информации (не только топокарты, но и всякие их спецразновидности, снимки, спецснимки, профили, макеты и т. д.), использованию всевозможных навороченных девайсов типа аппаратуры топопривязки, определению своих координат и координат цели, общим принципам изучения местности и прочая, прочая, прочая... то тогда, коллега, бери учебник военной топографии. Чем толще, тем лучше. Во многих из них, например, есть учебные снимки местности с земли, воздуха и космоса и соответствующие карты, - то есть, по этой совокупности инфы многому можно научиться, и в таких учебниках есть все примеры анализа и расчетов.

Вот - классика жанра в этой "весовой категории".

Военная топография. /Под общ. ред. А. С. Николаева. - М.: Воениздат, 1977. - 280 с.

http://rapidshare.com/files/169438949/voen-top.djvu

(К сожалению, черно-белая копия. Соответственно, цветные вкладки утратили свою информативность).

Еще раз повторю, НАЧИНАТЬ с этого учебника, ИМХО, не стоит. На нем лучше углублять, имея базовый запас знаний.

Есть, наверняка, и гражданские учебные пособия по описанному кругу вопросов, но они слишком объемные и слишком насыщенные теорией. Это надо сначала полюбить предмет, а там, глядишь, и до трудов Красовского дойдет.)))

Удачи!))



tuman698


quote:
--------------------------------------------------------------------------------
Originally posted by ZZtop:
Лист А3 после ламинирования гнеться?в карман помещаеться?
И расскажите, пожалуйста, как километровки гш печатать, выбранный фрагмент с сохранением масштаба. Проблема у меня с напечатаньем карт в том что не знаю как сделать что бы принтер масштаб оставлял.
--------------------------------------------------------------------------------

Да прямо из OziExplorer'а и печатать. Он это всё прекрасно умеет, в том числе печать на многих листах. Если на картах сетки нет - включить (правильная сетка - проверка качества привязки). А масштаб в сантиметрах на бумаге - не так уж важен, надо чтоб соответствие линеек карты соблюдалось.

Точно.
Если нет желания или возможности с программами типа Ozi заморачиваться можно фотошопом. Размер холста = размер листа карты. Любой участок напечатает с соблюдением масштаба на бумаге.

По поводу ламината. По работе с картами общаюсь, но обычно не ламинируем т. к. все карты есть в цифре, в любой момент можно новую напечатать. Однажды заламинировали. То ли не повезло, то ли плохо обращались 😊 Вобщем через 2 недели пленка стала негерметичной. Ради эксперимента обклеили новую карту просто скотчем. Очень душевно! Прочно и сгибов не боится. Если память не отшибает 3 сезона эта карта ходит уже.

С-300ПМУ

limon
Весьма полезное начинание! Я собрал 20 томов весх морских карт Европы. С печатями "СовСек" и "ДСП", протактор, параллельные линейки, компаса и прочие старорежимные агрегаты. Вот только секстан с удобной настройкой не нашёл...

А я тоже от карт тащусссь.
Коллекция, правда, небольшая, сухопутная и сравнительно современная, но... мы работаем над ее пополнением.))
В общем, договариваемся, коллега. В случае БП по типу вселенского потопа, я предоставляю гео- и топокарты европейской части, и мы их пользуем как карты дна нового великого океана, а если БП - по типу великой засухи, то ты делишься морскими и мы на их основе делаем топографические новых пустынь и горных хребтов.)))

Gurian

Че-то товарищи сосредоточилсь на картах, а не на их испоьзовании. А ведь без умения - это просто бумажки!

ZanudaIII

Gurian
Че-то товарищи сосредоточилсь на картах, а не на их испоьзовании

А что, здесь кому-то ещё надо объяснять, как использовать карту?!

Если серьёзно - использование карт это тема давно и хорошо разработанная всеми, кто их (карты) использует. Если кто чувствует недостаток знаний в этой области - ссылки на книги давал уважаемый CSX (если самому искать совсем лень).

А по теме нашей палаты - какие запасы иметь на случай катаклизмов разного рода. И что делать после катаклизма, когда старые карты будут утрачены или неактуальны.

Вежливый пацифист

svash
Мои затраты "на подготовку к БП" от 500 до 1000 долларов в месяц ... я себе могу позволить такие расходы ... тем для кого это "дорого" ... могут сократить расходы до 50-100 долларов ... 😛 и покупать только "самое необходимое" ...
Главное! Закупатся нужно КАЖДЫЙ МЕСЯЦ ... а не от случая к случаю ... я делаю запасы уже третий год ... 😛 и считаю что к БП частично готов ... ещё 2-3 года ... и будет совсем хорошо ... 😛
ПЫСЫ: все что перечислено в первом посте этого топика стоит примерно 15-17 тысяч рублей ... и я готов потратить ещё столько-же на эту-же "тематику" ... 😛

Кучеряво живете. 😊 Вы не скажете, где Ваш хутор находится, я тоже на карте пометочку сделаю 😀
З.Ы. Что же Вы через три года планируете сделать?! :О Если сейчас считаете что еще подготовлены недостаточно. Думаете поставить на хуторе вот такую штуку? http://globalscience.ru/article/read/330/ 😊

Вежливый пацифист

svash
Угу ... 😊
Сам я бывший "бердыш" - служил в 67-й отдельной бригаде специального назначения ... хотя "бывших" не бывает ... 😛

Предупреждать надо! Был неправ, вспылил, приношу свои извинения. (стирает с карты пометку хутора svashа) 😊

Горник

Gurian
Че-то товарищи сосредоточилсь на картах, а не на их испоьзовании. А ведь без умения - это просто бумажки!
По генштабовским засада может случиться. Особливо вокруг крупных городов. 500-метровки обновлялись только по Чечне, вроде как.
Сейчас порядком нового понастроено (дачные посёлки, "элитные", склады, мега-супер барахолки). В сельской местности наоборот, деревни вымирают. Будете самостоятельно наносить на карту пометку "нежил.". Поля зарастают, леса наоборот вырубаются беспощадно. В этом плане автор темы прав, пути в конечную точку изучил лично, и окрестности тоже.

Карты обклеивали скотчем. Удобно.
Планшет ещё был для них татонковский.


Gurian

ZanudaIII
А что, здесь кому-то ещё надо объяснять, как использовать карту?!

Я думаю, да.
Это глядя на нее - все просто, а практически не так все просто.
Для теста - пусть некоторые товарищи пройдут по карте и по компасу из пункта А в пункт Б - км. 30 так.
И не потому, что я считаю окружающих идиотами. А просто я и сам, человек теоретически подготовленный (очень даже). При практическом движении по местности вявляются косяки:
1. левый шаг человека длиннее правого на 0,1-0,4 мм, и, ступая, по его мнению, прямо, путешественник все более уклоняется вправо, рано или поздно возвращаясь в исходную точку своего маршрута. Так он и будет бродить по периметру круга диаметром 3,5 км, никуда не приближаясь, пока не научится выдерживать заданное направление.
2. Есть административный реестр населенных пунктов, и ежегодно из него вычеркиваются по нескольку десятков н.п. в каждой области (сам визировал) - т.е. карты элементарно не соответствуют действительности.

Несколько раз напарывался: в знакомой местности, чувствуя свою крутость: ходил кругами, заблудился - плюнул, и пошел по правилам и вышел!
Но движение по карте, должно дополняться умением движением по азимуту: компас, блокнот и карандаш. Иди себе расчитывай градусы и записывай в блокнот, отмечай курс по карте - нужна только терпеливость

Makc k-113

Карты, даже по съёмке 60-х годов, местности вполне соответствуют. На них те же реки и возвышенности, контуры большинства лесов тоже более-менее совпадают. Появились новые дороги и исчезли некоторые старые - но при пешем движении это не критично, а при автомобильном не проблема метнуться десяток километров в примерно нужном направлении и найти новую дорогу. Ненаселённые пункты, если это не конечная цель вашего путешествия, тоже не изменят практически ничего. Так что даже старая карта - гораздо лучше, чем никакой. Умение ходить "по счислению" (шаги считать, направление держать) - полезно, но не необходимо. Вдоль линейных ориентиров и на видимые детали пейзажа - гораздо надёжнее и проще. При наличии GPS можно и срезать, но только если есть уверенность, что местность легкопроходима. Обычно дороги и тропинки протаптываются не просто так, а по наиболее удобным и коротким маршрутам. Ну а потренироваться - всегда полезно, кто б спорил.

CSX

Вот экзаменационные вопросы по топографии для туристов первого года обучения, т.е. желательный минимум знаний по топографии:

Карты, схемы, кроки и описания. Требования к ним, прогноз достоверности.
Способы нанесения рельефа на картах и схемах. Определение расстояний, протяженности пути с учетом извилистости.
Глазомерные определения расстояний до предметов, высоты и прочих геометрических параметров. Оценка крутизны склонов на местности.
Ориентирование по компасу и местным признакам.
Движение по азимуту в различных условиях. Счисление пути на местности.
Прокладка маршрута по карте. Оценка крутизны склонов и видимости объектов.
Прямой и обратный азимуты. Пользование ими. Определение точки стояния.

Apeir0n

А методичек для подготовки к этим вопросам нет?

Горник

Баленко "Учебник выживания". Там есть.

SSDD

+ еще магнитное склонение (или как оно там на суше называется) с годовыми изменениями
+ желательно (имхо) умение хоть примерно определяться на местности (для того чтобы знать, какую карту из пачки выдернуть)- могут быть ситуации, где это умение пригодится.
+ Карты необходимы разных масштабов, не стоит заморачиваться на 500- и 250метровках.

В общем и целом, имхо, вопрос картографии на первом месте не стоит, по той простой причине, что маршрут до ППД должен быть уже проработан и пройден хотя бы на автомобиле, ближайшие окрестности так же должны быть обследованны "вручную", а на генштаб актуальности восемьдесят мохнатого я бы особо не онанировал... Хотя у самого парочка ДВД со сканами + в ноуте-кпк карты ГШ области с соответствующим ПО наличествуют...
+ к тому, что как уже было замеченно выше, "рейнджер" с пачкой подробных карт в планшетке с непонятными метками возле близлежащих источников питьевой воды и складов росрезерва может быть как минимум "схвачен и отхерачен" остатками полицейско-военных структур или людей, мнящих себя таковыми, а как максимум... сами понимаете.

EvilShooter

+ уметь читать все условные знаки на карте, вычислять расстояния с учётом рельефа, опеределять крутизну склонов и наличие/отсутствие прямой видимости между точками.
Также важно какого года издания эти карты и по материалам каких лет они созданы?
Если там залёты 60-х годов - поменялось очень и очень многое.
Да, военных объектов там всё равно нет, придётся всё самому облазивать и отмечать.

CSX

Apeir0n
А методичек для подготовки к этим вопросам нет?
Я не встречал. Вот консультация по некоторым из этих вопросов, но там кратко, скорей конспект http://www.geolink-group.com/tourclub/library/top-ntp.zip

Apeir0n

CSX
Я не встречал. Вот консультация по некоторым из этих вопросов, но там кратко, скорей конспект http://www.geolink-group.com/tourclub/library/top-ntp.zip
Горник
Баленко "Учебник выживания". Там есть.
Спасибо. Буду и изучать, а потом в поле - на практику 😛

С-300ПМУ

SSDD
к тому, что как уже было замеченно выше, "рейнджер" с пачкой подробных карт в планшетке с непонятными метками возле близлежащих источников питьевой воды и складов росрезерва может быть как минимум "схвачен и отхерачен" остатками полицейско-военных структур или людей, мнящих себя таковыми, а как максимум... сами понимаете.

... а пытающийся что-то сжечь или съесть перед захватом (особенно карту)))... х...ли говорить)))))))

Клавишег

мимоходом замечу, что самое нудное в сверке старых карт с современной реальностью - это поправка на несхождение отсчета "по-пулковскому меридиану" и импортных гпсов.
когда с этим разберешься, дальше одно удовольствие вносить поправки. только втыкай на спутники и чиркай карандашиком.

вот раньше картографам и землемерам было несладко, конечно.

Горник

EvilShooter
Также важно какого года издания эти карты и по материалам каких лет они созданы?
Если там залёты 60-х годов - поменялось очень и очень многое.
Раз на раз не приходится. Конкретный пример. Лист генштабовской километровки 1984 года. Местность исхожена в подростковом возрасте, картой обзавёлся позже. Расстояния между н/п на карте оказались меньше, чем в рельности. Шофёры и местные жители называли другие дистанции, ну и личные ощущения. На карте нет нескольких прудов, но это фигня. Главное: на участке местности отмечена заасфальтированная дорога, которая в период 1984-1995 гг. представляла из себя грунтовку, в межсезонье и летом в период сильных дождей непроходимую для легковушек (кроме внедорожников) и даже грузовиков.
В 1995 всё же провели асфальтовую. Причины столь большой щедрости остались загадкой.
Я прикинул, сколько ещё в России-матушке таких "сюрпризов". И чисто теоретически представил, как легко и непринуждённо в межсезонье легковушка вдруг села бы там на брюхо. БП. Помощи нет. А по карте там - асфальт.
Так что изучайте местность ножками.

SSDD

мимоходом замечу, что самое нудное в сверке старых карт с современной реальностью - это поправка на несхождение отсчета "по-пулковскому меридиану" и импортных гпсов.
Клавишег, в случае использования Ozi Explorer'a в настройках можно системы счисления менять. Выбрать можно в том числе и пулковскую. Почему-то два варианта. Проверял на километровках- всё замечательно.

CSX

Москвичам можно прокачать ориентирование на Московаском меридиане
http://moscompass.ru/mosmeridian/
положение и правила http://moscompass.ru/mosmeridian/p1.doc
расписание http://www.moscompass.ru/mosmeridian/s1.gif

Проходит по вторникам и четвергам в различных лесопарках Москвы, дистанции разной сложности, там же можно приобрести и нормальный компас.

Dygalo

Да наконец то ч нащел то что искал !
Предлогаю вашему вниманию - прога работает в различных режимах -
сохраняет в кеш загруженные вами карты , вместе с отметками ( Викимап без интернета ! )....
- не требует установки - просто рапаковал и все - кэш можно дополнять с других программ ....
работать может прям с диска или флэшки ...

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

SAS.Планета 90119
Программа SAS.Планета предназначена для просмотра и загрузки спутниковых карт высокого разрешения представляемых такими сервисами, как Google Maps, Проект "космоснимки", Яндекс. карты, Yahoo!, VirtualEarth, Gurtam, OpenStreetMap, eAtlas и др., но в отличие от этих сервисов, все скаченные вами карты останутся у вас на компьютере, и вы сможете их просматривать даже без подключения к интернету. Помимо спутниковых карт возможна работа с политической, ландшафтной, совмещенной картами, а также картой луны и марса.
Загрузка карт осуществляется как выделением некоторой области (возможно непрямоугольной) так и в процессе перемещения по карте. Карты часто обновляются - программа позволит вам загрузить только самые новые.
Помимо просмотра и загрузки в программе реализованы следующие полезные функции:
1) Измерение расстояний;
2) Формирование карты заполнения слоя - эта функция позволит посмотреть области, на карте которые вы уже загрузили в кэш, или наоборот - которые у вас отсутствуют;
3) Сохранение части карты в одно изображение, которое вы можете просмотреть и обработать в любом графическом редакторе, а также использовать в других ГИС приложениях, например OziExlorer (для которого программа создаст файл привязки);
4) Вы можете сохранять интересные вам места, и в последствии без проблем их отыскивать, а также сделать так чтоб они всегда отображались на карте;
5) Карта обзора - поможет вам легко узнать о местоположении того места, которое вы сейчас просматриваете, а также быстро перейти к любому другому месту на карте;
6) Просмотр карты в полном экране - что особенно удобно при невысоком разрешении экрана;
7) Конвертация из одного слоя всех предыдущих - позволит существенно сократить ваш интернет трафик, например вы можете скачать ваш город только на 18 масштабе а все предыдущие сформировать на его основе;
6) Отображение файлов KML (ограничено);
7) Загрузка и отображение объектов wikimapia;
Поиск мест средствами Google и Яндекс;
9) Добавление пользовательских карт.
10) Возможность экспорта картв в формат поддерживаемый iPhone maps.
Что нового:
1. Новый формат представления карт - описание читаем выше.
2. Исправлена ошибка именования файлов при склейке с разбивкой.
3. Улучшена логика работы с esc для различных операций: например для линии - одно нажатие удаление всего чего нарисовали, второе - отмена режима линии.
4. Исправлено положение кнопок увеличить/уменьшить при вертикальном расположении панели масштаба.
5. Добавлен слой общественный транспорт от Google maps.
6. Исправли ошибку когда скрипт брал GetURLBase из zmp а не из maps.ini.
7. Исправил ошибку при указании полного пути к папке с KML.
8. Добавил спутниковые карты от ImageAtlas.
9. Добавил склейку в BMP ограниченную только возможностями файловой системы.
10. Добавил возможность склейки в ECW/JP2/BMP со слоем наложения.
11. Добавлена возможность экспорта в формат карт iPhine (в процессе тестирования).


Лицензия: FreeWare - Бесплатная
Язык: Русский
ОС: WinXP,Win2003,WinVista,W7
Автор: группа SAS (все программы)
Дата выпуска: 2009-01-20

Скачать : http://files.freesoft.ru/rep/674016/SASPlanet.7z

взято с : http://freesoft.ru/?id=674016

Безумный Дятел

Позвольте встрять, господа картежники.
Прочитал все, хотя и не внимательно.
Скажу свое ИМХО: карта на А3 формате - не карта, а пластиковая карточка.
Карты должны быть нормальных форматов, А2,А1, или генштабовские, как минимум. Правда. ихнего формата не знаю - они квадратные. Я таскал с собой генштабовские пару лет, да и до сих пор в машине карты соседних областей валяются. Карты хорошие, хотя и старые. Я печатал на обычном ватмане - полгода активного пользования и рассыпались. Вывод: карты нужно хранить скручеными в рулон и таскать в тубусе. Можно в пластиковой трубе, обрезок 95см - достаточно. Торцы герметизируются покупными заглушками. Берется в магазине обычная канализационная труба диаметром 150мм и все делы (если тубуса нет). Все эти ламинаты - нехорошо: по ним работать невозможно. В крайнем случае можно тонким скотчем заклеить поверхность.

Безумный Дятел

1. левый шаг человека длиннее правого на 0,1-0,4 мм, и, ступая, по его мнению, прямо, путешественник все более уклоняется вправо, рано или поздно возвращаясь в исходную точку своего маршрута. Так он и будет бродить по периметру круга диаметром 3,5 км, никуда не приближаясь, пока не научится выдерживать заданное направление

Истинную правду глаголете, товаристчь 😊
А длиннее. потому что у человека сердце находится слева, и ,соответственно, левая сторона человека на 300-400 грамм тяжелее чем правая. Для этого нужно уметь грамотно распределять груз по телу. Если идете налегке, то возьмите вправую руку мобилку. Погрешность уменьшится.

zverka

Офигеть. А справа, значит, у человека дырка, печени там нет - убита циррозом 😊
Более того, если ЛЕВАЯ сторона тяжелее, то ЛЕВАЯ нога будет стараться пройти МЕНЬШИЙ путь, с меньшей длинной шага и уводить будет ВЛЕВО.

Если левый шаг длиннее правого на 0.4мм, то на 3км, при длинне шага 1.2м,это будет 1м. При "колее" ~0.3м, каждые 3км, мы поворачиваем на ~73градуса, полный круг 15км, радиус - 2.38км, так что, с учетом погрешностей в круг с r=3.5км, верю(а ведь сначала не поверил!)

Во избежания хождения кругами, могу посоветовать намечать ориентиры по ходу маршрута, которые будут "в створе" друг с другом, по ним и идти...

архитект

Более того, если ЛЕВАЯ сторона тяжелее, то ЛЕВАЯ нога будет стараться пройти МЕНЬШИЙ путь, с меньшей длинной шага и уводить будет ВЛЕВО

Вот, поэтому меня все время влево и уводит... Я жене пробовал объяснить, бесполезно. Не верит в разумные доводы.... 😞

архитект

Вообще то, прежде чем сесть за карты, следует четко уяснить, какую задачу перед собой ставим.


Если стоит задача попасть из точки А в точку Б, то сойдет туристический атлас. А также, компас, фонарик и блокнот.

Если планируете вести военные действия, удерживать позиции и подзаняться снайпингом, то лучше Генштабовские с балтийской системой высот и горизонталями. Хоть и старые, но рельеф почти не поменялся.

Если стоит задача уничтожить-восстановить инфраструктуру противника, тогда необходим опорный план-пятисотка с нанесенными коммуникациями, каналами связи и гидротехническими сооружениями (гриф "секретно", допуск второй категории).

Если планируете нанести мощный массированый наземный удар при помощи авиации то без Генплана не обойтись (тот же гриф). Там и схемы функционального зонирования, и зоны санитарных ограничений, и зоны затопления, и экономическая оценка земель, и схема систем жизнеобеспечения города.

так что, может, определимся сначала?

цербер

архитект
Вот, поэтому меня все время влево и уводит... Я жене пробовал объяснить, бесполезно
Единственный метод - положи ей в правую туфлю 100 баксов. Сразу фсё поймёт, проверено!

AGV

Офигеть. А справа, значит, у человека дырка, печени там нет - убита циррозом
Более того, если ЛЕВАЯ сторона тяжелее, то ЛЕВАЯ нога будет стараться пройти МЕНЬШИЙ путь, с меньшей длинной шага и уводить будет ВЛЕВО.

Если левый шаг длиннее правого на 0.4мм, то на 3км, при длинне шага 1.2м,это будет 1м. При "колее" ~0.3м, каждые 3км, мы поворачиваем на ~73градуса, полный круг 15км, радиус - 2.38км, так что, с учетом погрешностей в круг с r=3.5км, верю(а ведь сначала не поверил!)

Во избежания хождения кругами, могу посоветовать намечать ориентиры по ходу маршрута, которые будут "в створе" друг с другом, по ним и идти...

Товарищ, от которого я услышал об этой байке, утверждал, что для того, чтобы подобное не случалось, путешественники старины связывали себе ноги веревкой, чтобы длина шага была одинаковой.