Мотосоветы по путешествиям.

DIDI
Как-бы вывел в отдельную тему.
DIDI
Раньше народ много ездил в ЕС летом.Некоторые на юг Европы и зимовать уезжали.
С прошлого года появились неприятные технические аспекты.
Если говорить о РФ,то выезд через сухопутную границу РФ по сути в ЕС только с Норвегией.Ещё есть несоизмеримо более длинный путь через Грузию и Турцию.
Второе страховки.С так называемой "Зелёной картой" могут быть проблемы.Лучше её оформить онлайн с европейской компанией.
DIDI
Среди тех с кем близко общаюсь (из РФ) свой мотоциклизм устаканили в комфорте.Правда стоит учесть,что в силу моего возраста общаюсь я не с молодёжью.У одного квартира в Черногории с 2006го и он постепенно пришёл к тому,что мот из москвы таскать не надо,проще купить второй и держать его там.Особенно актуально это стало сейчас.Второй как приволок свой мот в Италию в 2001м году,так он до сих пор там и обретает с российскими номерами.Да это не очень законно,но пока прокатывает ибо останавливающих его полицейских интересует только страховка,про техосмотр ниразу не спрашивали.Кстати мот Хонда Шедоу 750 97 года.Пробег тысяч уже наверное под триста.
DIDI
Бывали и те,кто мот тащили на прицепе.Особенно когда мотоциклизм в заднице взыграл в декабре.По принципу а поехали по Римо на мотоцикле на Новый год кататься.
Честно говоря,если приезжать ненадолго,то проще мотоцикл в местной конторе в прокат взять.Ну разумеется за рамками остаётся:хочу ездить на своём мотоцикле".
Allrad
Вещи: чем меньше, тем лучше. С опытом приходит.. чтобы составить список ненужных вещей и их не брать.

Инструмент: тот, который нужен для конкретного мотоцикла. Достаточно самому его разок обслужить и понять, какие ключи нужны. И всё нужное для снятия/установки колёс и подтяжки цепи.

Что я вожу с собой: ключи для протяжки руля, пультов, зеркал, пластика. Это часто требует подтяжки из-за вибрации или после падения, например.

Колёса: когда ездил на камерных, естественно, возил 3 лопатки, протяжку соска, две камеры. Латки, клей.
Два прокола за день - минус день поездки..
лучше потренироваться дома.. чтобы понимать, какой инструмент понадобится. Я понял, что 1-2 лопаток мало. И латки нужны, тк новую камеру при установке легко защемить и её придется клеить.

Сейчас однозначно сделал выбор в пользу бескамерных шин, вожу ремкомплект для ремонта проколов.

Головки специфичные для своего мотоцикла: надо знать, например, у меня заднее колесо требует на 28мм, такой не найти в придорожном сервисе или в наборе инструментов автомобилиста. А вот вороток можно не брать, он стандартный, его легко найти, попросить и тд.

Электрика: тут все понятно, изолента, лампа ближнего света (если редкая и такая не продаётся на какой нибудь заправке, у меня HB3). Желательно иметь прозвонку или игольчатый миниатюрный вольтметр.

Пластиковые стяжки. Разной длины и толщины. Если что-то оторвется в дороге, верный помощник.

Жгуты резиновые с крючками. Сетка с крючками. Незаменимая вещь для перевозки багажа. Начиная от пакета с продуктами и тд, например, если крепление кофра отломилось.
Также вожу стяжку с храповиком, если надо перевозить винтовку или что-то большое и тяжелое. Бочку с краской, коробку со сварочником или карниз 4 метровый. На что хватит фантазии..

С винтовкой отъездил десятки тыс км, никаких проблем это не вызывает.

Дождевое оборудование:
Штаны, куртка, бахилы, перчатки из неопрена.
Перчаток должно быть 2-3 пары, одни регулярные, одни дождевые и одни запасные. Потому что в глубинке их не купить.

Обувь: Пока не могу сказать, что лучше. Обычно, беру три пары в таких комбинациях:

Сапоги кожаные, кроссовки, тапочки.
Кроссовки, бахилы, тапочки
Кроссовки, резиновые сапоги, тапочки.

В дождь не знаю ничего лучше, чем простые резиновые сапоги. Промокает все. Но резиновые сапоги- дают комфорт.. да и их удобно возить под резинкой.
Тапочки - обязательно. Без них не селят в хостелы или гостиницы.. да и грязные вонючие сапоги или кроссовки надо иногда снимать.

Кожаную обувь пропитываю моторным маслом, небольшой дождь держит нормально.

Цепь: самый ремонтопригодный привод. Если с ней что-то произойдет, это легко чинится и устраняется в любом городе или на трассе. Или еще где. Можно возить с собой только запасной замок. Ну и смазку для ежедневного ритуала..

Зарядка устройств: штатные прикуриватели и разъёмы быстро выходят из строя из-за коррозии и вибрации. Ставлю отдельно разъём USB, вывожу его в то место, где будет осуществляться подзарядка. Хорошо для этого использовать сумку, которая защищает от дождя, солнечных лучей.

На руле не рекомендую. Телефон или навигатор может быстро перегреваться и не заряжаться.
Пауэрбанк - обязательно. Переговорку подзарядить или телефон тот же, что в гостинице, что на заправке.

Фонарь: вожу для удобства, тк ремонт ночью под дождем сложно сделать при помощи телефона. Ну и обсыхал на трассе ночью под дождем пару раз.. без фонаря было неудобно.

Теплые вещи, сменные белье, запасные брюки кладу в компрессионный мешок, удобно - не занимает места.
Все что может понадобиться в гостинице- в маленькой сумке, которая ездит в набачной сумке.

Оборудование для дальняков:
Верхний спойлер для ветрозащиты- на всех мотоциклах мне очень нужен.
Теплые ручки.
Брызговик переднего колеса. Аналогично.. штатный работает плохо при езде по грязи и дождю.
Сетка радиатора. Обязательно. От песка, камней и насекомых.

Объём кофров - чем меньше, тем лучше. Основной мой кофр 23 литра. Набачка около 20л. Все, чем не пользуешься, все тяжелое - в самый низ. Все то, что нужно внезапно, все легкое - наверх. Всегда под рукой должен быть дождевик и бахилы.

Каждый килограмм груза на бездорожье, в горах и тд увеличивается в трое. Да и по трассе мотоцикл идет лучше, когда он не перегружен и когда багаж находится в габарите.

Запас топлива: не вожу. Но нужно знать свой мотоцикл, расход топлива, остаток, особенности индикации минимального уровня, исправность крана резерва и тд.
Сейчас у меня большой бак асцербис даёт всегда более 450 км пути. Но при этом, стараюсь оставлять запас топлива минимум на 100км хода. Увы, но бензин может внезапно пропасть на пути. Даже на большой дороге или в крупном городе. Лучше избегать таких неприятностей и не надеяться на авось.

Компрессор для шин: в принципе, не нужен. Его можно спросить у любого человека по пути, при необходимости. Вожу аккумуляторный. Он же пауэрбанк. Он же бустер для аварийного пуска двигателя.

Бустер джампер, очень рекомендую. Наличие этого устройства решает массу внезапных проблем при поломке регулятора напряжения или из-за смерти аккумулятора. Увы, но это бывает нередко, и благодаря пучковому устройству можно легко сохранить возможность движения.

Смазка цепи: перебрал много вариантов. Скоттойлер, масленка с бутылкой, баллончик.
Смазку нужно всегда иметь в запасе. По крайней мере, там где я езжу, смазку цепи купить нереально. Для меня самым удобным является смазка в баллончике. Наношу каждый вечер, в конце поездки, когда цепь не остыла. Если смазка нормальная, её хватает на весь день, даже под дождем. По поводу производителя, тут каждый решает сам. Перепробовал разные, от цепных пил и трансмиссионки, до специализированных брендовых.. пока остановился на литиевой, белой. Хорошо виден её остаток, как она срабатывается. Вожу один баллончик в пакете, чтобы был защищен от протечек и повреждений. И один баллончик в запасе, в сумочке на раме.

Масло моторное: не вижу смысла возить с собой запас, обычно если мотор исправен, подливать не требуется. Никаких проблем с доливкой не будет, если купить литрушку масла на заправке. Тут каждый решает сам.

Темпомат: я к нему не привык на мотоцикле, но стоит попробовать. Возможно, это снизит нагрузку на кисть правой руки.

Замок:
Замок нужен обязательно. Нужен обычный штифтовой замок, чтобы обездвижить мотоцикл за заднее колесо.
Это же используется как ручник при необходимости.
На переднем колесе замок не имеет смысла, тк переднее легко вывесить и подставить доску с колесиками.

Второй замок - обычный спиральный, длина метра полтора. В свернутом виде трос не занимает места. Можно продеть через рукава куртки, оставить её сохнуть на мотоцикле, можно пристегнуть мотоцикл к ограде/столбику, или пристегнуть шапку или груз. Не от серьезных профи, а чтобы не было посягательств 'на рывок', увидел - стащил.


Тоже важное:
Влажные салфетки. После ремонта, освежиться при отсутствии воды, протереть шапку от насекомых, очистить фару и щитки..

Тряпка микрофибра. Обязательно.

Чехол для мотоцикла. Хм, с одной стороны, скрыть от завистливых глаз свой мот и вещи на нем - удобно. Но все чехлы компактно уложены только в заводской упаковке. Куда девать большой грязный мешок, с масляными пятнами и тд, или мокрый после дождя- я не знаю. И у поездки его не брал никогда. Обычно, на вещах оставленных на моте установлены чехлы от дождя. Руль и пульты с электричкой защищаю оставленным дождевиком, в рукава которого вставлена спираль троса. Тут все индивидуально.

Навигация: многие чрезмерно уделяют внимание этому моменту. Перепробовал что вариантов. Лучшее для меня - "у нас" это Яндекс Карты, а если "поехать туда" - то Google Maps. И это доступно прямо в телефоне. Телефон лучше не крепить на руле, умирает от вибраций, дохнет разъём. Если это сложное движение в незнакомом городе, то можно поставить перед глазами временно. А так, обычно хватает голосового роутинга, чтобы повернуть в нужное место.
Да, я вожу старый туристический навигатор с обновленными картами, как запасной. И он может работать сутками от двух батареек.. но лучше телефона не знаю ничего. Это привычно, точно и удобно.

Держать навигатор всегда перед глазами? Да если это перегон, если это простая дорога, то табличек хватает. А оставшееся время, скорость и тд часто действует психологически, вызывая напряжение и усталость. Кажется, что не успеваешь куда хотел, начинаешь переживать и тд.. каждый решает сам.

План пути: обычно, полезно иметь. Ездил по таблицам, ездил без них, разницы нет.
Можно заготовить примерный маршрут, где ночевать, где заправляться, можно обойтись без этого.

Полезно знать байк-посты и мотосервисы в тех местах, которые будут по пути. Мотосообщество - довольно сильное в любой местности, в любом регионе. Всегда помогут, чтобы не случилось. Бывает, просто негде переночевать из-за диких цен в гостиницах или из-за отсутствия мест.
Даже в тихом нетуристическом городе может быть слет библиотекарей, студенческие соревнования и тд, что приводит к тому, что негде остаться усталому, мокрому, сломанному на ночь.

Падения и защита: защита полезна. И нужна всем.
Если защита поставлена ранее и не проверена, нужно дома постелить лить картона от какого-нибудь положить мот на бок и убедиться, как она защищает.

Почти всегда страдают: Левая сторона. То есть рычаги сцепления. Зеркало заднего вида. Подножка пассажира. Лапка переключения передач. Пластик, если есть. Бак из-за удара в руль.

Руль, обычно крепкий, выдерживает многое.
Хорошо бы убедиться, что мотоцикл как-то защищен. В горах, на бездорожье, да и просто из-за усталости, из-за жары или холода.. мотоцикл элементарно положить на ровном месте..

Полезно знать, что и сколько вытекает из твоего мотоцикла при падении. Бензин, охлаждайка или моторное масло. И куда это течет. Например, моторное масло в воздушный фильтр и тд.

Подножка: пятка опорная должна держать вес мотоцикла даже на грунте. В поездке часто не приходится выбирать, где нужно остановиться, и часто мот падает из-за того, что пятка проваливается в грунт, траву газона, в мягкий асфальт жаркого лета.. пятку можно нарастить.

Питьевая вода: в жару её расход сильно увеличивается. Желательно это предусмотреть заранее. Баклажка 5л элементарно ставится на подножку, прихватывается резинкой с крючками и спасает мотоциклиста в знойный день. Трасса Р-215 шла по настоящей пустыни, 40 км грунтовки песчаной. Жара 40++. Кто бы знал, что расчетные пара часов движения превратиться в испытание на прочность..
Жилетки с охлаждением не пробовал, не знаю.

Холод: термобелье и дождевик. На грудь и плечи можно положить под одежду какие-то другие вещи, чехлы и прочее, лишь бы отсечь проникновение холода от ветра. В принципе, минусовая погода это редкость, но даже +5 ночью приводит к сильному замерзанию в движении. Лучше, по возможности, избегать ночных холодных приключений. Весенние заморозки актуальны только по ночам.
Естественно, нужно иметь подогрев ручек руля, с ними можно куда увереннее ездить в холод и дождь.


Шлем: он должен быть комфортным настолько, чтобы в нем можно было 'жить'. Ездить часами. Спать ночью на лавочке за заправкой или на автобусной остановке. Не стоит читать отзывы и обзоры, шапка очень индивидуальная вещь. Выбирать стоит с вдумчивой примеркой.

Блютус переговорка или гарнитура - очень нужна. Тут даже не добавить..

Визор: если нет пинлока, то можно за копейки поставить второе стекло пленочное. Будет не хуже пинлока. Двойное стекло защищает от запотевания, рекомендую всем позаботиться. Очки от солнца - лучше чем затемнённый визор, в котором будет сложнее ездить по ночам.

Беруши. Если будет большой перегон, можно попробовать поехать в них. Меньше устаешь от шума дороги.

Разные происшествия: все приходит с опытом.. например, нужно выработать новые привычки, чтобы оградить себя от опасности на ровном месте.
Примеры- видишь грузовик, нужно закрыть шапку. Иначе летит песок в глаза.
Проезжаешь медленно через населенный пункт, хорошо бы бдить собак. Мелкие городские в людных местах - это ерунда. Всякие сторожевые, пастушьи и прочие крупные собаки где-то в Азии- представляют опасность.

Вообще, в дальняках каждый сам организовывает все под себя. Очень желательно проверить в небольшой поездке выходного дня все ли готово, все ли исправно, всем ли удобно пользоваться, хорошо бы проверить дождевое оборудование, чтобы бы не было сюрпризов. Сколько раз дождевые штаны не держали и давали протечку.. особенно мерзко, когда сидишь в луже 😞

Дополнительный свет: перепробовал кучу вариантов, пока на сегодня остаюсь сторонником штатного света. Все доп.оборудование - лишний вес, его надо куда-то крепить, тянуть провода и т.д. Ну и чем-то питать нужно.. У меня на мотоцикле есть штатное крепление допсвета и штатная цепь управления.. но самой фары нет.. почему? А зачем ездить по ночам? Лучше этого избегать. Езда ночью, что по трассовому перегону, что по грунтовке - таит массу неожиданностей, и допсвет вряд ли является палочкой выручалочкой от перебегающей собаки, трака от трактора, ямы в степи или чего-то такого, что можно было бы, казалось, предусмотреть или предвидеть благодаря более лучшему освещению.

Допсвет не делает заметнее мотоциклиста на дороге. Проверено. Хоть сто фар поставить. Солнце сделать - пофик. Мотоциклист это невидимка для других участников движения.
Что мне понравилось: я запитал фару дальнего света в 1/3 накала с помощью реле и получил больше света (на уровне ближнего, примерно), для чего сделал? Больше яркости, а также для аварийного дублирования, так как лампа ближнего света сложно меняется, а так можно будет доехать до места не слепым. Ресурс нити дальнего света не тратится. Сеть не жрёт, места не занимает. Ну и не слепит. Стоило копейки.

Дополняю попутно, о чем вспоминаю.

Хорошо бы взять на дальняк масляный фильтр, если не было возможности обслужить мотоцикл заранее или если "прошлое" имеет остаточный ресурс для пробега, при его цене нет смысла сливать свежее перед поездкой, когда заменить его можно на маршруте..

Сразу же по обслуживанию и ремонту. Очень полезно ещё дома скачать как минимум 2-3 книжки по своему мотоциклу.

Руководство пользователя. В нём будут описание реле и предохранителей, а также информация о провисании цепи и давлении в шинах. Давление для трассы имеет смысл увеличить, тем более, на дальняк идёшь гружёный.
Также в руководстве есть информация о том, как накрутить подвеску, если она регулируемая. Для плохой дороги хорошо бы распустить. Для трассового перегона - хорошо бы сделать пожёстче.

Далее, сервис мануал. Тут может не пригодится, но иметь эту информацию нужно. Просто при происшествиях нужно чётко представлять, как выполняется нужная операция по внезапному ремонту. Что потребуется снимать. Какой инструмент будет нужен. Как устроен нужный узел. Имея эту информацию можно принять решение - чиниться на месте или эвакуация домой. Стоит позаботиться.

Каталог запчастей со взрыв-картинками. Это понятно, думаю..

Всем удачи и приключений!! Ведь вы за ними и едете, верно?