Вновь к вопросу об адекватности и "бакланах"

oldmiker

Ножевой бой-modus vivendi уважающего себя человека, или ножевик без чести - "баклан уличный"

Решил снова выложить этот текст, поскольку актуальность его не утрачена, тогда как все мы на год повзрослели, стали мудрее, и в частности, поняли, что «Мирные и боевые искусства - два колеса одной повозки. Убери одно и повозка опрокинется», то есть мировоззрение бойца нельзя ограничивать только боем - это останавливает его в его развитии. Кроме того, ценность адекватности подчеркнута неоднозначными, но, безусловно, нерадостными событиями этого года вокруг людей из ножевого сообщества.
Надеюсь, что пройденный каждым за год путь позволит обсуждать текст более взвешенно, чем год назад.

Этот текст - моя личная точка зрения, которую, возможно, разделяет кто-то еще, но в данный момент я выступаю лично, не как представитель Толпара, или даже не как просто ученик школы. По сути, здесь - мои размышления в связи с диспутом о чести, который не так давно состоялся на форуме Ганзы. Тема мне представляется исключительно важной, поскольку все мы сталкиваемся с тем, о чем я здесь пишу, каждый день. А правильное понимание вопросов, о которых речь пойдет ниже, позволит всем нам нормально общаться, разбирать различные ситуациии, сохраняя достойный звания ножевика и человека облик.
P.S. Кстати, после того, как написал этот текст, на просторах Ганзы обнаружил много людей, который высказывают похожие суждения (11 августа 2011)

Известно, ножом сравнительно легко убить, легко нанести телесные повреждения, несоразмерные агрессии против вас, действиям противника. Нож и ножевой бой - это смертоносное оружие, и оно оказывается в руках у человека. Ими надо уметь управлять, иметь для этого ресурсы. А в основе управления своим умением лежит честь и ответственность. Их баланс, гармония обеспечивают адекватность сложившейся ситуации принимаемых решений. Понятно, что все это имеет значение, пока ты сохраняешь контроль над ситуацией и в ситуации - над собой. Однако заблаговременная проработка этих вопросов способствует сохранению такого контроля, снижает вероятность скатывания в конфликт, влекущий применение ножа.
Что такое честь? Как реализуется ответственность? Как они связываются в адекватность? Об этом и хотелось бы поговорить. О том, как честь работает в жизни, куда ее "суют", а где без нее обойтись нельзя, и что происходит с утратой чести...
Еще раз отмечу, что это - мое мнение, академически не отточенное, сформулированное, чтобы вызвать обсуждение по существу. Поэтому предлагаю высказываться без ограничений. Даже если мы не придем к единому мнению, мне кажется, уже хорошо, что мы этот вопрос обсудим.
Итак:
Честь - субъективное (то, что думаешь о себе сам) понимание своей самости, субъектности, основанной на уважении к себе идентичности. Предельно близко к чести понимание своего, отношение к нему (готовность это свое отстаивать и защищать), понимание не-своего и чужого, корректное отношение к не-своему и к чужому.
О чем здесь идет речь? Свое - это то, что жизненно связано с тобой и с твоей идентичностью, то, без чего ты не можешь жить, и что ты готов защищать с оружием в руках.
"Самое важное, можно сказать, ядро системы - это определение момента принятия решения на уничтожение. Упражнение, которое подводило обучающегося к возникновению этого навыка - это формирование круга своих «жизненных» интересов. Задумайтесь над этим словосочетанием! Именно жизненных интересов. То есть интересов, при успешном посягательстве на которые вы не можете продолжать свое существование. Это очень важно. Здесь ошибаться нельзя! При этом ученику не давалось никаких подсказок. Также никто не занимался проверкой выполнения им этого упражнения. Выбор и ответственность за сделанный выбор каждый нес и несет сам." (Якименко Н.А. "Толпар" - вчера, сегодня, завтра. (с) 2007, http://www.tolpar.ru/?action=Page&ID=63 ).
В понятие "свое" (оно же - круг жизненных интересов) может входить семья, друзья, имущество, но ключевым всегда остается основанная на уважении к себе идентичность - осознание себя самого как "Я", того же, что и вчера, и позавчера, целостного и непрерывного "Я".
И если у тебя есть честь, которая включает в себя и осознание твоего места в мире, и степень допустимого по отношению к себе, и готовность это место в мире и его осознание отстаивать, у тебя не возникает вопрос "как вести себя с гопниками?". Все это уже разрешено заранее.
Когда я размышлял над этим вопросом, я вдруг понял, что же понимается под выражением "продать душу дьяволу". Это значит, за какой-то эквивалент, или просто по скудоумию, отказаться от своей идентичности, изменить ее в угоду заплатившему, предать отца, мать, друзей, веру, страну, язык ("олбанский" - это подчеркнуто не-русский язык, отказ от идентичности ради... чего?), отказаться от системы ценностей, которые ты разделял ранее, продать все то, на основании чего твои друзья относились к тебе как к другу.
Но это означает и утрату чести.
Как минимум, потому, что ты предаешь свою систему ценностей, ты отказываешься от уважения к своему прежнему "Я", ты и его предаешь, меняешь его.
После того, как ты продал душу, ты не принадлежишь себе - а какая у тебя тогда может быть честь? Таким образом, честь связана со свободой, свободой личности.
Когда ты четко понимаешь "свое", ты отделяешь его от "не-своего", от того, что "не-твое": моя семья и - не моя семья.
Поскольку у тебя есть "свое", ты понимаешь, что есть и "чужое" - "свое" другого человека. Ты понимаешь, что как ты будешь защищать "свое" при посягательстве на него, так и другой будет защищать "свое", "чужое" для тебя.
Ты понимаешь, что есть и третье - "не-свое", то есть то, что не может принадлежать никому, однако посягательство на которое окружающие будут воспринимать как агрессию, переходящую в посягательство на "чужое".
Примером "не-своего" может быть истина.
Истина не может быть "своей". Если твоя истина верна только для тебя, и для других она не верна, то это - не истина. В любом случае, ты не можешь рассчитывать на то, что и другие будут воспринимать твою "истину", как истину, и не можешь настаивать на сооответствующем отношении к своей "истине". Соответственно, истина не может быть "чужой". Она просто есть. Истина может быть только "не-своей". Следовательно, тот кто претендует на истину как на "свое" - негодяй или идиот. Негодяй потому, что делает вид, что истина его и только он может обладать ею, идиот - потому что верит, что истина его и только его. Соответственно, к истине должно быть очень аккуратное отношение, безапелляционные суждения, вообще, неуместны, а отношение к высказываниям и действиям других людей должно быть взвешенным и аккуратным.
Как только мы подходим к пределу понятия "своего", мы сталкиваемся с возможной реакцией окружающего нас общества. Понятно, что у каждого индивидуума представление о "своем" может отличаться, и значительно: кому-то пощечина - смертельное оскорбление, а кому-то и "один раз - не пидорас". Граница может лежать где угодно, важно, что за ней - реакция, противодействие. Ответственность - реакция данного общества на твое конкретное решение, действие в той или иной ситуации. Ответственность реализуется как материальное (физическое, финансовое) воздействие - это понятно, надеюсь, и объяснять специально не надо, - так и нематериальное (изменение репутации). Ответственность может реализоваться и в муках совести, в конфликте действий и идентичности, в данном случае - представления о лично допустимом. Но с возрастом предел лично допустимого как-то раздвигается, наверно, через опыт преступания границ . У некоторых таких пределов нет изначально, или они настолько иные, что незаметны со стороны.

Репутация - объективное (то, что думают о тебе другие) представление окружающих о тебе, представление, которое формирует их к тебе отношение. То есть, ты можешь думать о себе, что угодно, однако во взаимодействии оказывается более значимым то, что думают о тебе окружающие. Собственно об этом поговорка: "Встречают по одежке, а провожают по уму".
Как соотносится честь и репутация? Вот примеры: если ты позволяешь себя унижать, когда никто из знакомых тебя не видит и не узнает, затрагивается твоя честь, репутация останется неизменной. Если ты не оскорбляешь оппонента, потому что считаешь это неприемлемым, тогда, когда твои друзья его оскорбляют, это влияет на репутацию, но не изменяет честь.
Следует отметить, что некоторые отстаивают репутацию, не думая о чести, некоторые блюдут честь, не заботясь о репутации. Но люди с альтернативным представлением о чести, как правило, имеют плохую репутацию, а людям с плохой репутацией обычно сложнее решать жизненные задачи, и они покидают одно общество, просто уходя в другое, которому о плохой репутации неизвестно, или уходя вообще... А иногда они собираются вместе и создают новые общности.
Такие случаи известны и отношение к ним больших обществ известно, так что это ничего не меняет. Маргинализация еще никогда не приводила ни к чему контструктивному и жизнеспособному, маргиналы способны только на паразитическое существование. Поэтому такие "общества" либо умирают, либо паразитируют на большом, либо все же меняются и становятся респектабельными.

Адекватность - оценка степени соответствия конкретного решения конкретной ситуации, степени практической применимости результата, степени личной допустимости действия, степени социальной применимости варианта решения задачи.
То есть ты оцениваешь, соразмерен ли твой ответ оппоненту (в разговоре, ссоре ли, в драке, в интернете), насколько ты сам в состоянии его реализовать (хватит ли сил, умения, знаний), можешь ли ты позволить себе так действовать в данный момент (например, действия по отношению к родителям, пожилым людям, детям, лицам другого или своего пола), оцениваешь, как твои действия будут выглядеть со стороны, что потом о тебе скажут, в том числе, свидетели твоих действий.
Необязательно ты будешь стоять перед принятием решения и стучать по клавиатуре калькулятора, рассчитывая последствия. "Калькулятор" у людей в голове, и такой анализ может происходить как угодно и когда угодно, однако именно адекватность позволяет принять правильное решение о том, что применять для отражения агрессии - нож, палку, ноги или руки, доброе слово или поцелуй, сдаться на милость победителя или просто убежать.

Человек, у которого нет приемлемого в этом обществе, в этой культуре понятия о чести, не может быть адекватным по определению, равно, как и человек безответственный. Хотели бы вы иметь другом такого человека? Или иметь с ним дела, бизнес?
Таким образом, честь оказывается важнейшим фактором взаимодействия уважающих себя людей, ценностью, которая определяет отношения. Она связана с адекватностью, ответственностью и с репутацией, как частью механизма ответственности. Поэтому честью дорожат, за нее идут на смерть - но только свободные люди, те, кто имеют свое "Я", кто уважает его (себя), кто видит много путей и может выбирать: те, кто имеет честь, и кто может ее защитить. Понятно, что со временем накапливается опыт, связанный с проявлением чести, и с каких-то точек зрения он кажется странным, вычурным, непонятным. Но это всего лишь возраст чести, который юность не всегда может понять.
Чтобы выжить в любом обществе, в любой ситуации, человек должен быть адекватным им: обществу и ситуации. Поэтому ножевик должен быть человеком чести, а человек должен иметь возможность стать ножевиком. Таким образом, культура чести и культура ножа, оружия, оказываются очень связанными.
Стать человеком чести ножевик может, если ему дать и разъяснить понятие о чести, как она работает и как она используется (если, конечно, он не понимает этого сам). И в этом смысл моей попытки, и потому текст размещен в ветке "Ножевой бой". Стать ножевиком человек может, получив соответствующие знания, умения, навыки. Дать такие знания и навыки - миссия, в частности, Толпара.
Блюди свое, не посягай на чужое, и нож тебе не понадобится. А если понадобится - будь адекватен ситуации. А если у тебя нет чести, ответственности, адекватности и ты с ножом, то для тебя уже есть имя. И имени этому - больше 300 лет: баклан*.
С уважением,
________________
*«<В фильме <Место встречи изменить нельзя» (1979 г.) в пятой серии в сцене, когда Шарапова привезли в банду в самом начале есть такой эпизод: Промокашка подходит к Шарапову, чтобы продемонстрировать, какой он крутой. Горбатый ему: «Сядь, Промокашка, сядь, не мелькай», и Промокашка садится со словами «Баклан».
«Баклан» происходит из русского аргó, обозначает сидельца по одной из хулиганских статей УК. Происходит от квалифицирующего признака «совершение мелкого хулиганства повторно», а так как основные «суточники» тогда отбывали наказание за «нецензурную брань в общественном месте», то есть за то, что много говорили, иначе «бакланили». Так как контингент таких бакланов состоит из случайных залётчиков, глупо попавшихся и не сумевших отвертеться - урки презирают бакланов, а самому слову придают оскорбительный оттенок. Именно это хотел сказать Промокашка по отношению к Шарапову.
Существует также широко известное в узких кругах именование бакланом категорий специфического явления наследственных малолетних гопников. Понятие, впрочем, распространено далеко не во всех городах. Также «бакланом» называют беспредельщиков, занимающихся отъемом имущества честных граждан с помощью силы (сорвать меховую шапку с прохожего, ебнуть в ебло школьнику и забрать его телефон, скрыться, сверкнув пятками, в неизвестном направлении).

В Сибири испокон веков (столетия этак с 17-го) существовало жаргонное слово «баклан», означающее 1. буйного, громкого, агрессивного, излишне привлекающего к себе внимание человека и 2. мелкого разбойника, хулигана. В ряде сибирских городов когда-то существовали Бакланские поселения. Изначально они были за городской чертой, потом растущие города их поглотили. Жители этих поселений годами пробавлялись тем, что буквально грабили корованы: видя проезжающего купца с повозками, массово набигали с ножами, разрезали одну-две из многочисленных веревок, крепящих товар на телеге, хватали немножко товара и быстро сваливали. Если бакланы превосходили охрану численностью, что бывало почти всегда - в таком случае охрана предпочитала не связываться, беречь здоровье, а купец смирялся с мелкими потерями, воспринимая их как своеобразную «дань».
А ещё, как учит нас дедушка Даль, «Баклан - м. сиб. симб. болван, чурбан, чурка, отрубок, баклуша».>> (с) http://lurkmore.ru/Баклан

LOMM

Честь - субъективное (то, что думаешь о себе сам) понимание своей самости, субъектности, основанной на уважении к себе идентичности. Предельно близко к чести понимание своего, отношение к нему (готовность это свое отстаивать и защищать), понимание не-своего и чужого, корректное отношение к не-своему и к чужому.
Следуя этой формуле, честь есть у любого, у кого хватает уважения к себе, чтобы быть способным осозновать свою идентичность.
При такой формулировке возможно смешение чести с самолюбием и смежными понятиями.
Будет ли проявлением чести способность отдать жизнь за други своя? Как это соотносится с пониманием своей самости и субъектности? А ведь такая способность - это основная характеристика военных - лиц, с которыми наиболее часто соотносится понятие чести. Военные - это люди, которые первые, профессионально отдают свои жизни за свое население. Или по крайней мере их жизнь - основная ставка на войне.
Мне кажется, что приведенное автором толкование понятия честь больше означает: насколько у меня развита гордость, самолюбие и насколько меня легко задеть.
Наверное автор под честью имел в виду моральную способность противостоять агрессору. Некоторые люди, например, полностью отдаются на волю хулигана, хотя можно было бы и ответить, некоторые наоборот бьются и героически огребают, даже иногда фатально. Но это уже не обязательно честь. Честью здесь, наверное будет, способность оставаться честным, то есть не предать свои ценности даже если при этом придется поплатиться своими интересами. Например, больше чести будет человеку, который предпочел быть обосранным гопниками, но удалиться и избежать конфликта в целях безопасности близких в виду явно превосходящих сил гопников.

Когда я размышлял над этим вопросом, я вдруг понял, что же понимается под выражением "продать душу дьяволу". Это значит, за какой-то эквивалент, или просто по скудоумию, отказаться от своей идентичности, изменить ее в угоду заплатившему, предать отца, мать, друзей, веру, страну, язык.
Ничего подобного. Дьяволу не нужна чья-то идентичность. Наоборот, он в ней заинтересован. Чем более уникальными, неповторимыми и самодостаточными будут ощущать себя люди, тем ближе они будут к нему. Напротив, первая евангельская заповедь блаженства - блаженны нищие духом. Понимание всей глубины своего падения не оставляет места иллюзиям относительно своих выдающихся моральных качеств. Кроме того, продать душу иногда можно и выбрав вышеназванные ценности - отца, мать, страну.
Это все я говорю не чтобы показать несостоятельность идей автора, а чтобы показать их ограниченное применение.
Блюди свое, не посягай на чужое, и нож тебе не понадобится..
как все оказывается просто! Но, к сожалению, и архангелы с мечами встречаются.
В итоге хотелось бы пояснений, какая же основная идея заложена в данной статье? Мне вот не совсем понятно, при чем здесь ножевой бой.

oldmiker

Будет ли проявлением чести способность отдать жизнь за други своя? Как это соотносится с пониманием своей самости и субъектности?
Содержательно. Если в содержание твоей (фигурально) идентичности входит невозможность не отдать жизнь за "други своя" - отдашь, не входит - не отдашь.

Дьяволу не нужна чья-то идентичность.
Совершенно верно. Ему нужен отказ от идентичности. Чтобы ничто не мешало ему управлять продавшим душу.

Кроме того, продать душу иногда можно и выбрав вышеназванные ценности - отца, мать, страну.
Можно, если это связано с отказом от идентичности. В остальных случаях это будет касаться репутации.

Но, к сожалению, и архангелы с мечами встречаются.
Да, но в такой постановке не раскрыт вопрос о "своем" и "чужом". В конце концов, не стоит забывать о служебной функции ангелов. Они мечом могут защищать чье-то "свое", на которое ты (опять же, "ты" - фигурально) посягнул.

К сожалению, первый вариант ответа - более полный - утрачен в борьбе с ганзой

А, да. Основная идея - быть адекватным миру и социуму. А если ты ножевик, то - тем более.

Sergo-grenader

Надуманно всё согласен, так то лучше мирно жить.

Да вон многие в РФ: нецензурная брань, упоминание родителей в спорах, алкоголизм. Вот и конфликты.

Нормальный как раз таких ситуаций избегает: грязные компании(алкоголь, травка, грязь).

Или к слабым пристают в БЫТОВЫХ надуманнх ситуациях: улица, кабак, дорога. Или вмешиваются в чужой конфликт, хамят незнакомым.

spas

я ждал и не прогадал...он здесь)))))

oldmiker

)

Sergo-grenader

\\Известно, ножом сравнительно легко убить, легко нанести телесные повреждения, несоразмерные агрессии против вас, действиям противника. Нож и ножевой бой - это смертоносное оружие, и оно оказывается в руках у человека.\\

oldmiker, никогда нельзя поднимать руку на человека без веской причины. Убить можно и кулаком, искалечить.

Блатные с оружием так то воруют кражи совершают по наводке, угоны, мошенничествами занимаются или водку делают, или разбой, разбой на офис, что-то типа пирамид финансовых, да дольщиков кидают.

Проблем больше от пятничных хомячков, нахватавшихся "навыков", мордобойцов из секции "бои без правил". Какой нибудь вор или положенец это вежливый интеллигентный человек, он не ворует китайский айфон и пакет сосисок и не пристаёт к мужику и его толстой кривоногой жене.

Мужик-полубаба после 200г поддельного коньяка и кольяна как раз опасен. Они и делают статистику бытовух самооборняются от таких же идиотов как они сами.

И в молодёжных секциях очень много неадекватных людей: скинхеды, тех кого били на улице но он в 30лет понял "нужно защищаться". Нет на улице "гардемаринов" или НБ как в трёх мушкетёрах и тд и тп.

Да и что делят на улице эти люди?

И часто битые люди, а порой и убитые в БЫТОВЫХ драках виноваты в этом сами. Сами затеяли конфликт и получили заслуженное.

T55M

Sergo-grenader

oldmiker, никогда нельзя поднимать руку на человека без веской причины.

ОБ том и пишет. не только об убить. о любомм действии, кармообразующем.

Sergo-grenader

T55M, так то лучше мирно жить. Ну в самом деле что вот делить? А в бытовых драках из-за незначительного повода виноваты участники этих самых драк, как следствие законы кармы просто работают, избавляя нас с Вами от черезмерно агрессивных особей.

Пискун

Как-то много очень буков, слова неруские. "Идентичность", зачем такие сложности? Смысл ускользает незаметно. С Вашей "честью" несогласен. Честь - это не только самоощущение, не бывает чести без общественного признания. Честь - это еще и награда за некие деяния человека, своего рода завоевание. Честь всегда обращена во внешний мир, она непрестанно отдается на утверждение общественному мнению.

Репутация - объективное (то, что думают о тебе другие) представление окружающих о тебе
Репутация бывает дутой. Объективна она в таком случае? Очень часто человек сознательно создает свою репутацию под определенные цели. Целые технологии есть. А если понимать объективность как непредвзятость, тогда тоже неверно. Ведь окружающие имеют субъективное мнение, а сумма этих мнений и есть репутация, причем самая субъективная. Объективной оценкой моей скромной персоны будет научное исследование, проведенное с использованием критического метода. Все остальное - сплошная отсебятина и предвзятость.

kartmann

Итит ётм!!! Серя блин! Гдеж ты пропадал-то столько родной!? Мы уже все надежду потеряли нафиг блин вдребезги пополам... даже начали тебя на Чебоксарских форумах искать и с тоской почитывать.

Наконец вернулся. Ты только не разочаровывай нас, жги понажористей! а то уже и не помнится когда крайний раз цитатник пополнялся.

Вот короче, у меня всё. Видишь Серган, сколько эмоций сразу. ))

vulcan1600

Серю давай с тобой запатентуем и выставим на Клинке и Арсенале.
Знаешь сколько народу будет у нашего стенда?

kartmann

Фил, а когда ты говоришь - двай его запатентуем - ты под словом "запатентуем" имешь ввиду то же самое что и я или нет ))))))))

а то придется в Чебоксары ехать, отлавливать его и там же на месте "патентовать" )) иначе он по своей воле не приедет на Арсенале стоять. )))

Придется в обои завернуть, для лица и попы дырки прорезать - как в "приключениях Шурика" в эпизоде на стройке ))))

"- А может не нааадо?
- Надо Федя, надо." (с)

-Иннокентий-

oldmiker
Ножевой бой-modus vivendi уважающего себя человека, или ножевик без чести - "баклан уличный
Не нужно смешивать теплое с мягким. Владение ножом это просто навык, никакого отношения к философии, искусствам, возвышенным чувствам он не имеет. Его можно использовать как во зло так и в добрых целях (бабушку через дорогу перевести; а нож зачем? так не хотела на ту сторону пришлось нож к горлу приставить))))

Честь вообще понятие крайне субъективное, для одного честь это одно, для другого - другое. Какое это имеет отношение к НБ?

нет никаких модусов и вивенди, есть навык и адекватность его применения. И все.

-Иннокентий-

oldmiker
Поэтому ножевик должен быть человеком чести, а человек должен иметь возможность стать ножевиком.
Может тогда ножевик - это следующая ступень развития человека? Обезьяна - хомо сапиенс - Хомо ножекус.)))

kartmann

А если Хомо ножекус встречается в жизни с более развитым Хомо ножекусом, то в результате физического контакта и естественного отбора более слабый Хомо ножекус переходит в особый подвид Хомо ножекуса, который называется - Хомо ножекус торчивжопикус.

Но иногда подвид торчивжопикус, нарушая условно рефлекторную память и инстинкт самосохранения снова пересекается с более развитым Хомо ножекусом, тогда такой торчивжопикус вполне может перейти в еще более низкий подвид - торчивжопикус порукояткус.

))

o.tuk

Какой нибудь вор или положенец это вежливый интеллигентный человек,
Что не мешает ему быть 100% ублюдком. Представления о уголовниках,как о "тёмных рыцарях" до добра не доводят. Эти "вежливые и интеллигентные" люди не на ровном месте становятся ворами и пр.и вежливость, и интеллигентность на этом поприще не те качества,что способствуют подъёму на криминальный Олимп.Маска скрывающая нутро.

o.tuk

торчивжопикус вполне может перейти в еще более низкий подвид - торчивжопикус порукояткус.
))
А некоторым ...особо одарённым, могут и плашмя пёрушко затусовать,даже и затрудняюсь как такого ...классифицировать 😊

kartmann

Дааа ну, это же всем известный - торчиножикус плашмявжопикус - иногда называемый "Звездные врата"...

o.tuk

иногда называемый "Звездные врата"...
глубокие познания,уважаю!!! 😊

kartmann

библиотека конгресса рулит )))