Первые лейки и фэды

ded2008

подскажите пожалуйста. недавно смотрел немецкий фотоальбом периода второй мировой и немного до. фотографии на удивление размеромменьше сигаретной пачки. вероятно сделаны с пленочного фотоаппарата. я так понимаю что пластинчатые тогда больше в ателье использовались и фото печатались контактным способом размером с туже пластину. но вот вопрос а что неужели тогда стандартная сейчас пленка была такого ужасного качества что не позволяла увеличивать кадр хотя бы до более приемлимых 10х15 см?

ferrero

Может пленка 6х6 или 6х9 и контактная печать?

ded2008


ded2008

да все больше с пленочными фотоаппаратами на фото а не с коробками широкоформатными.

hamster2005

ferrero
Может пленка 6х6 или 6х9 и контактная печать?

Не припоминаете фотобумагу 6х9 в толстеньких пачках ?
;)
Да я сам сдуру все студенческие снимки в альбом делал 6х9 . Не спрашивайте , зачем - идиот был ...
Возможно , цена бумаги имела значение , уж и не помню .

hamster2005

Потом , на таком формате зернистость пленки совсем не видна . Тоже аргумент ...

------------------
а la guerre comme а la guerre

п-ф

ferrero
Может пленка 6х6 или 6х9 и контактная печать?

есессьно. при таком кадре не нужен увеличитель. очень удобно.

п-ф

но вот вопрос а что неужели тогда стандартная сейчас пленка была такого ужасного качества что не позволяла увеличивать кадр хотя бы до более приемлимых 10х15 см?
ага. известный вам лео берзини покупает инфракрасную пленку кодак для ночной съемки. причом уже "негорючую". 44й год?
и собсно известный факт - советские военные фотокореспонденты стали выдавать в массе высококачественные фото, только когда мона было на шару забирать с полок гансовских лабазов гансовские же фотоматериалы в любых количествах.

ded2008

про советских корресспондентовв читал что нескольких с лейками приняли за вражеских шпионов и расстреляли. потому на передовой дозволялось работать только с отечественными фотоаппаратами, но были и исключения для маститых. таким разрешение на использование иностранной техники давали разрешение чуть ли не в штабах люди в чине не ниже полковника. ни у как говорят часть снимков постановочные. сделаные в тылах

ded2008

не в тему возможно. но добавлю своей цифры с мероприятия.


ded2008




ded2008

фотобумагу 6х9 не застал. а может просто не работал с ней. помню покупали какие то красные и белые пачки самые дешевые. 8х12 наверное. а потом еще пачки побольше. формат не помню.возможно 18х20. так там листы пилили на 2 или 4 части и соответственно число фотографий увеличивалось. контактным способом не печатали. нужды такой не было. был фотоувеличитель. юность вроде. из которого со всех щелей свет сочился. приходилось изоляцие обматывать и еще полотенце сверху класть. потом появился нормальный относительно таврия. для домашних нужд хватало.

ded2008




п-ф

про советских корресспондентовв читал что нескольких с лейками приняли за вражеских шпионов и расстреляли. потому на передовой дозволялось работать только с отечественными фотоаппаратами, но были и исключения для маститых. таким разрешение на использование иностранной техники давали разрешение чуть ли не в штабах люди в чине не ниже полковника.
больше смахивает на бред. а на 96й маузер корреспондентам тоже спецксиву давали?
ни у как говорят часть снимков постановочные. сделаные в тылах
нормальная многотиражная практика.
но добавлю своей цифры с мероприятия.
нахуа?

ded2008

фото раздел. как без фото. может мне лавры Халдея покоя не дают.

ded2008

ФОТОКАМЕРЫ НА ФРОНТАХ ВОВ. КАК БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ

Возвращаемся к вопросу о том, почему фашистские оккупанты оставили для истории сотни тысяч фотографий в частных солдатских и офицерских альбомах, а с нашей стороны - лишь материалы фотокорреспондентов? Ну, почти.
Все довольно просто.

Так патриарх отечественной фотожурналистики Георгий Иванович Луговой, в годы войны служивший фотографом дивизионной газеты 85-й Стрелковой дивизии 'За Родину!' свидетельствует, что "...каждый негатив, каждый отпечаток в то суровое время был на строгом учете у особистов. Отпечатал фотографии - распишись в специальном журнале и сдай, опять же под личную роспись, использованный негатив, а также опубликованный снимок".

Без особого разрешения (см. фото) категорически запрещалось снимать военную технику и любые боевые действия. Существовал запрет также на ведение личных дневников. Трофейная фототехника подлежала немедленной сдаче.
Запреты действовали не только на фронте.
" Приказ начальника военного гарнизона г. Москвы Генерал-лейтенанта И.Г.Захаркина об объявлении в столице осадного положения ?13, от 25 июня 1941 г. Об обеспечении общественного порядка и государственной безопасности в г. Москве
...
5. Запретить фотографирование и производство киносъемок в пределах г. Москвы без разрешения коменданта гарнизона г. Москвы.
...
7. За невыполнение настоящего приказа виновные подлежат наказанию по законам военного времени".

Стоит ли говорить о том, что человек с фотоаппаратом априори считался шпионом до предъявления соответствующего разрешения.
Справедливости ради, нужно сказать, что камеры в армии все таки были, но их тщательно прятали от особистов, которых не любил никто. Сейчас трудно даже представить как в условиях конспирации удавалось осуществлять все фотографические процессы.
Немцам было проще - они могли отправить пленку на проявку в Германию.
А теперь предположим, что запретов бы не было. Мог ли себе позволить фотокамеру простой советский солдат? Навряд ли.
Так в 1936-37 годах в советских магазинах цена Лейки начиналась от 2000 руб. , а ФЭДа в стандартной комлектации - от 712 руб.
При этом, по РСФСР средняя месячная зарплата на март 1936 г. составляла:
В крупной промышленности - 231 руб.

В строительстве - 224 руб.

Совхозы, коопхозы и др. сельхозпредприятия - 140 руб.

Железнодорожный транспорт - 227 руб.

Научно-исследовательские учреждения - 302 руб.

ВУЗы и ВТУЗы - 336 руб.

Учреждения здравоохранения - 189 руб.

Управление центральное-общее и ведомственное (СССР и союзных республик) - 427 руб.
Сельсоветы - 144 руб.

Судебные учреждения и юридическое обслуживание населения - 252 руб.

Лейка же в Германии конца 30-х стоила порядка 250 рейхсмарок, т.е. на уровне ежемесячного денежного оклада лейтенанта, и несколько ниже среднемесячной зарплаты по стране.

ded2008

Советские фотокорреспонденты не чурались использовать фотоаппараты зарубежного производства для съемки военных репортажей. В частности, такие мастера военной фотографии, как Евгений Халдей и Макс Альперт, снимали именно камерой Leica. Надежность камеры и точность съемки выходили на первый план, когда важный фоторепортаж с места событий готовился по заказу редакции крупных издательств. Советским фотокорреспондентам, снимавшим в прифронтовой полосе, выдавалось специальное разрешение для пользования иностранными фотокамерами. Известно, что фотокорреспонденты Марк Марков-Гринберг, Аркадий Шайхет и Борис Шейнин работали с аппаратами Leica. На редких кадрах можно также увидеть Г.Г. Петрусова с фотоаппаратом Contax и И.М. Шагина с камерой Leica.
http://smolbattle.ru/threads/В...паратура.36317/

п-ф

и к чему эта болтовня? во первых - фотографирование некоторых объектов, лиц, и техники строжайше запрещено и в мирное время. в тч на уровне закона о защите данных сотрудников спецподразделений.
во вторых - по определению о корров оборудование было казенное. что давали , тем и работали. и хз причом тут "расстреляли за фотоаппарат"? особенно при наличии удостоверения корра и командировки.
вы срочную откосили штолэ? иначе бы знали, что при любых перемещениях военнослужащего за пределами своей части, ему выдаецца на руки командировочное удостоверение и продаттестат, по которым он и существует - первое подтверждает что он не дезертир и тп, а по второму он собсно питаецца в других частях, бо на него продукты выделяюцца только после отметки оного ф штабе. а в армии фсе делаеца по приказу.
эт вам не фуфлыжникоф фотографировать.

ded2008

во первых многие фотокоры не являлись военнослужащими. а были обычными гражданскими людьми. зачастую в гражданской одежде. прибывали по командировочным удостоверениям в лучшем случае напечатнным на машинке с фотографией морды лица. на бумаге без каких либо степеней защщиты. что и могло использоваться шпионами. живые и мертвые смотрели. так как раз вроде фотокора чуть не расстреляли. воздушный тихоход глядели- там дамочка в гражданском платишке прыгала.. какой продатестат. если чел приехал на полуторке отснял пленку и через час уехал.

ded2008

пленки и аппараты были в основном трофейные. а что можно было противопоставить* фотоаппарат фотокор с пластинками?. глючный фэд? покукпали за свои деньги выменивали у трофейщиков за героические фото и рассказы о них в газетах.

ded2008

классическая лейка с цейсовским обьективом.. ну еще контаксы были опять же немецкие.

п-ф

ded2008
во первых многие фотокоры не являлись военнослужащими. а были обычными гражданскими людьми. зачастую в гражданской одежде. прибывали по командировочным удостоверениям в лучшем случае напечатнным на машинке с фотографией морды лица. на бумаге без каких либо степеней защщиты. что и могло использоваться шпионами. живые и мертвые смотрели. так как раз вроде фотокора чуть не расстреляли. воздушный тихоход глядели- там дамочка в гражданском платишке прыгала.. какой продатестат. если чел приехал на полуторке отснял пленку и через час уехал.

бухаете штолэ? у вам фсе смешалось - люди, кони, толстомордые реконструкторы , художественный вымысел и корреспонденты пионерской правды из тихохода.
сами себе противоречите. то у вам расстреливают без суда и следствия только за фотолейку, то прибывали по командировочным. определитесь уже с понятийным аппаратом.

п-ф

ded2008
классическая лейка с цейсовским обьективом.. ну еще контаксы были опять же немецкие.

а чо обладатель сего щастья исчо не расстрелян?

ded2008

так может у него разрешение от маршала конева. я ж говорю что трофейную технику использовали активно. так как своей особой веры не было. в курсе что фотоаппаратами награждали. причем это был очень дорогой подарок точнее награда и награждали очень высоких военных чинов. ТС ВВС - говорит о чем нибудь?

п-ф

ded2008
пленки и аппараты были в основном трофейные. а что можно было противопоставить* фотоаппарат фотокор с пластинками?. глючный фэд? покукпали за свои деньги выменивали у трофейщиков за героические фото и рассказы о них в газетах.

это опять вашы фантазии? тем более фэд не настолько глючный, как вы его тут пытаетесь представить. мой служебный на морозе -48 несколько часов отработал как летом. при этом тасма в руках крошилась.

п-ф

ded2008
так может у него разрешение от маршала конева. я ж говорю что трофейную технику использовали активно. так как своей особой веры не было. в курсе что фотоаппаратами награждали. причем это был очень дорогой подарок точнее награда и награждали очень высоких военных чинов. ТС ВВС - говорит о чем нибудь?

вы там были?

ded2008

то у вам расстреливают без суда и следствия только за фотолейку, то прибывали по командировочным. определитесь уже с понятийным аппаратом.

а где тут противоречия? на фронте всякое могло быть. я ж не говорю о массовости явления. ну хлопнули какогонибудь хитрого либермана из заводской многотиражки "свет октября" и пошла рассылка чтоб корам давали справку на иностранный аппарат. мол можно и не шпион этот дядька. а то что лазит где не проят и фоткает. так то работа его. больно не бить, оказывать помощь и кормить по возможности.

ded2008

вы там были?

я мемуары читал. людей оттуда.

ded2008

это чтоже у вас за служебный фэд? тем более выпуск первой модели был прекращен в 50тых годах. я о ней веду речь.

ded2008

то прибывали по командировочным

я вам скан живого удостоверения выложил.

сомневаетесь что легко подделать? да пожалуйста

ded2008

хотите даже чекуху нарисую.

п-ф

я мемуары читал. людей оттуда.
ближе к телу (С) чьи мемуары. конкретно. а то странно как то у вам выходит. мемуары читали, а про пленку спрашиваете.
я вам скан живого удостоверения выложил.
ага. йа заметил. как аргумент что не все корры были военнослужащими. спрошу исчо раз - бухаете штолэ?

ded2008

у бухаем и баб трахаем. а что. присоединяйтесь.

ded2008

я с той пленкой не работал. поэтому и спрашиваю. если вам есть что сказать то расскажите. а если вы работали с фэд 5 и тасмовской пленкой. то это все я и сам знаю.

п-ф

хотите даже чекуху нарисую.
на статью себе не нарисуйте

ded2008

это не пропаганда а просто доказательство того что вражеская разведка легко могла подделать не слишком серьезные документы.

ded2008

мне вот нравится вопрос задашь. в любой ветке. а тебе упреки. запугивания и куча вопросов. а где аоткуда а с чего ты взял. ну если вопросом не владеете то зачем в тему залазите? зачем мне ликбез везде проводить рассказывать элементарщину. давать ссылки на статьи и сайты. вопрос был позволяла ли немецкая фотопленка с форматом кадра 24х36мм периода войны делать например фотографии без потери качества ну хотя бы 10х15

ferrero

ded2008
позволяла ли немецкая фотопленка с форматом кадра 24х36мм периода войны делать например фотографии без потери качества ну хотя бы 10х15

Сомневаюсь я что на формате 10х15 могла быть катастрофическая потеря качества.

ded2008

я тоже думаю что нет. но вот в руках приходилось держать либо очень маленькие фронтовые фотографии. либо портретные и семейные сделанные явно в салоне. причем формат 10х15 это именно салонные фото. с пластиночных аппаратов. поэтому и возник вопрос. ксчтати если вдруг вспомните бабушкины фото в деревне. на стеночке висела рамка под общим стеклом где были фотографии всей родни. так вот больших фотографий ятам тоже не помню. формат 20х30 тогда явно успехом не пользовался если вообще был.

ded2008

может наиболее дешевая фотобумага была маленького размера поэтому выбирали ее. хотя возможности были напечатать и более крупный формат?

ded2008

Анатолий Васильевич Егоров не оставил мемуаров, но в последние годы жизни кое-что успел рассказать племяннику Михаилу.
Под Одессой Анатолию Егорову повезло обзавестись надежной техникой для работы. Конечно, отправляясь в действующую армию, он имел 'на вооружении' казенный советский 'ФЭД'. Однако через несколько дней, проведенных в окопах на передовой - среди пыли и грязи, - этот аппарат окончательно скис. Уже на подступах к Одессе кто-то из командиров помог 'безоружному' фотокорреспонденту: 'Когда ходили в контратаку, я видел на ничейной полосе убитого фашистского офицера, а у него на ремешке через плечо - фотоаппарат:' Пришлось Анатолию Васильевичу ночью ползать по нейтралке и искать труп этого гитлеровца. Нашел, и фотокамеру - знаменитую немецкую 'Лейку', - с него забрал. (Почему на нее никто из наших бойцов не позарился? Боялись неприятностей. Ведь тогда уже появился приказ: на фронте фотографировать солдатам и офицерам запрещено, за нарушение - трибунал.) С этой трофейной 'машиной' Егоров прошел всю войну:

ded2008

ПРИКАЗ ОБ ОХРАНЕ ТРОФЕЙНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВООРУЖЕНИЯ
И ИМУЩЕСТВА, ОСТАВЛЕННОГО НА ПОЛЯХ СРАЖЕНИЙ
?188 16 июня 1942 г.
:
5. Личные ценные вещи, как-то: бинокли, фотоаппараты, часы, портсигары
и тому подобные предметы, собранные войсками с убитых вражеских солдат
и офицеров, а также захваченные в обозах, штабах и складах противника,
сдавать по утвержденной описи на армейские склады трофейного вооружения
и имущества.
Ценные вещи, поступившие на склады, приходуются последними установ-
ленным порядком и зачисляются в наградной фонд военных советов армий.
:.
7. Виновных в присвоении личных ценных вещей предавать суду военного
трибунала.
Приказ объявить всему начальствующему составу действующей Красной
Армии.
Заместитель Народного комиссара обороны СССР
генерал-лейтенант интендантской службы ХРУЛЕВ

ded2008

"Мы привыкли считать фотографическую камеру отличительным признаком шпионажа; в мировую войну любой фотоаппарат в руках штатского, даже если человек находился на расстоянии пушечного выстрела от линии фронта, считался столь же опасным, как нападение с воздуха"
Это фраза из книги "Очерки секретной службы" американского журналиста Р. Роуана, которая вышла в свет в 1937 году, так что речь здесь идет о 1 мировой войне. Так что мы в этом вопросе не были особо оригнальными, разве, что ношение военной формы не освобождало от подозрений, равно как и нахождение от фронта на значительно большем расстоянии. Вот сборник очерков выпущенный в блокадном Ленинграде:"Обстрел. Снова патрулирование по городу, перевязки, доставка раненых в больницу. Однажды был поражен снарядом большой дом. Вера с подругами перевязала раненых, погрузила в карету скорой помощи, осталась закрыть ворота. Оглянулась - видит: хорошо одетый мужчина фотографирует развалины дома. Вера рассердилась, ведь должен знать, что это запрещено! Окликнула фотографа. Он огрызнулся, посмеялся: 'Тебе какое дело?' Вид у фотографа самый обычный, ничего подозрительного, но Вера позвала подругу, повела фотографа в Красный Крест. Там проверили паспорт - все в порядке. А Вера вцепилась в паспорт, не отдает. Над нею смеяться стали: 'Да что ты привязалась к нему?' А Вера стоит на своем: 'Фотоаппарат у него иностранный, давайте сведем в милицию, там разберутся'. Три девушки повели. А назавтра пришел начальник милиции в дружину, вынес Вере благодарность: паспорт оказался фальшивым, а 'фотограф' - диверсантом." Вера Щекина (название очерка) Вера Кетлинская (автор).
Возможно, это был Василий Федосеев, снимавший блокаду и чьи снимки есть в Военном Альбоме. Из рассказа о нем: Его часто задерживали и отправляли в милицию или комендатуру. Не помогало и тассовское удостоверение: ленинградцы были очень бдительными. У другого эти постоянные задержания могли бы напрочь отбить охоту к подобным вылазкам, а он как ни в чем не бывало накидывал на плечи видавший виды полушубок, прятал под него аппарат и снова уходил в город.
А то, что начальник милиции благодарил, так это так положено, чтобы не расхолаживать.

ded2008

ак говорят очевидцы, разрешения и удостоверения тоже ничего не гарантировали. Личные воспоминания Михаила Ивановича Савина:
На аэродром, где я хотел поснимать летчиков, принимавших участие в первых боях, иду в сопровождении двух красноармейцев, направивших на меня штыки.
Они приняли меня за шпиона, потому что был с фотоаппаратом. Никакие
документы не принимались в расчет. Понадобилось несколько часов для
выяснения моей личности. Хотели прикончить меня немедленно, как фашистского лазутчика - накануне так и поступили с нашим замом редактора. Но обошлось.
Я думаю, для начала надо вспомнить, про то, что все это происходило в армии и фотокорреспонденты были людьми военными. А для людей военных естественным состоянием является нахождение в расположении своей части. Все отклонения от этого должны быть подкреплены документами, с указанием куда и зачем. Все эти документы предъявлялись по первому требованию на заставах, контрольных пунктах, патрулям, о то и просто особо бдительным. Вещи тоже могли подлежать досмотру, поэтому и требовалось отдельные бумаги на разрешение снимать, как ответ на вопрос -"кто разрешил?", и на "лейку", реакция на -"почему аппарат фашистский?".
Для любителей же, проходящих через заставы в общем строю или колонне, главной опасностью являлась статья УК
193_27. а) Похищение на поле сражения вещей, находящихся при убитых и раненых (мародерство), влечет за собой - лишение свободы на срок не ниже трех лет.
б) То же деяние, при наличии отягчающих обстоятельств, влечет за собой - высшую меру социальной защиты с конфискацией имущества.]
Но фотоаппараты, все-таки были относительной редкостью, а часы, золингеногвские бритвы и ножницы, парабелумы и вальтеры, бинокли и авторучки и т.п. никак не хотели отправляться в места сбора и, я думаю, до конца войны, вернее до момента возвращения с войны, на это закрыли глаза.
Иначе особисты только этим и занимались, а от них требовался отчет по более серьезным вещам.

ded2008

Приказ начальника военного гарнизона г. Москвы Генерал-лейтенанта И.Г.Захаркина об объявлении в столице осадного положения ?13, от 25 июня 1941 г. Об обеспечении общественного порядка и государственной безопасности в г. Москве
...
5. Запретить фотографирование и производство киносъемок в пределах г. Москвы без разрешения коменданта гарнизона г. Москвы.
...
7. За невыполнение настоящего приказа виновные подлежат наказанию по законам военного времени.

нашел аналогичный приказ военного коменданта Ленинграда от 27 июня 1941г.

ded2008

ПРИКАЗ
начальника гарнизона г.Ленинграда об обеспечении общественного порядка и государственной безопасности в городе.
27 июня 1941г.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941г. Об объявлении в г.Ленинграде военного положения, в целях обеспечения в г.Ленинграде общественного порядка и государственной безопасности приказываю:
1. Время работы учреждений и организаций местного и областного значения установить с 8 час. 30 мин. утра, союзного и республиканского значения - с 9 час. утра.
2. Театрам, паркам, кино, клубам и другим зрелищным предприятиям свою работу заканчивать не позднее 22 час. 45 мин.
3. Торговым предприятиям (магазины, палатки, рынки и др.), предприятиям общественного питания (рестораны, столовые, кафе и др.) и предприятиям коммунального обслуживания (бани, прачечные, парикмахерские и др.) заканчивать свою работы в 22 час. 45 мин.
4. Воспретить въезд в г.Ленинград всем лицам, не прописанным на жительство в г.Ленинграде, за исключением лиц, специально командированных народнымиомиссарами СССР и РСФСР, а также по вызовам облисполкома и исполкома Ленсовета.
Примечание: Рабочим и служащим пригородов, работающим в г.Ленинграде, разрешается въезд в г.Ленинград по специальным пропускам предприятий и учреждений.
5. Запретить фотографирование и производство киносъемок в пределах г.Ленинграда без разрешения коменданта гарнизона г.Ленинграда.
6. Воспретить движение по г.Ленинграду легкового транспорта и пешеходов с 24 час. до 4 час. 00 мин. за исключением имеющих специальные пропуска.
Примечание. Во время воздушной тревоги транспорт и пешеходы действуют в соответствии с правилами местной противовоздушной обороны.
7. За невыполнение настоящего приказа виновные подлежат наказанию по законам военного времени.
8. Наблюдение за точным и неуклонным выполнением настоящего приказа возлагаю на коменданта гарнизона г.Ленинграда полковника Денисова.
9. Настоящий приказ ввести в действие с 24 час. 00 мин. 29 июня 1941г.
Начальник гарнизона г.Ленинграда
генерал-лейтенант ПОПОВ
Приказ опубликован: "Ленинградская правда", No_152, 28 июня 1941г.

ferrero

ded2008
я тоже думаю что нет. но вот в руках приходилось держать либо очень маленькие фронтовые фотографии. либо портретные и семейные сделанные явно в салоне. причем формат 10х15 это именно салонные фото. с пластиночных аппаратов. поэтому и возник вопрос. ксчтати если вдруг вспомните бабушкины фото в деревне. на стеночке висела рамка под общим стеклом где были фотографии всей родни. так вот больших фотографий ятам тоже не помню. формат 20х30 тогда явно успехом не пользовался если вообще был.

Дык качество зависит не только от формата. Сам фотоматериал, оптика, фокус-покус, точность экспонирования, режим обработки. Если деревенские клиенты были рады фоткам на которых можно узнать себя, то им возможно так и делали на скорую руку...

ded2008

я имел ввиду зернистость пленки а не качество экспонирования. кстати нашел форматы немецкой фотобумаги. 6х6 и 6х9 довольно таки распространены были. даже вроде 5х7 были.
некоторые видимо контактным способом с широкоформатной пленки печатали и бумага была как раз под кадр

ded2008

пластиночные фотоаппараты я так понимаю были популярны потому что стеклянные пластинки использовались многократно а покрытие на них сами фотографы делали в домашних условиях.
вот бы технологию где посмотреть.

ferrero

ded2008
я имел ввиду зернистость пленки а не качество экспонирования. кстати нашел форматы немецкой фотобумаги. 6х6 и 6х9 довольно таки распространены были. даже вроде 5х7 были.
некоторые видимо контактным способом с широкоформатной пленки печатали и бумага была как раз под кадр

Зернистость зависит от режима обработки и светочувствительности пленки.
У меня где-то было фото военкоров ПМВ. У одного был совсем маленький фотик, скорее 6х9. Размер визитки тогда был моден.

У меня была книга 1949г. Выбросил под настроение. Там рассказывали про рамки или кассеты для печати. Кладешь туда бумагу, сверху стеклянную пластину, которая прижималась к бумаге держателями. Включаешь свет...

Вот что-то вроде этого...



Нашел.
Справа масенький совсем и один вроде стерео.

ferrero

Интересная техника у авиаторов.