Люблю я Луркмор: Тёплый ламповый звук

Yep

Теория очень сложна и неинтересна не-нердам, и нужна лишь для оправдания покупки ламп не только по их визуально-эстетическим качествам. Так, например, (спойлер: лампы управляются напряжением, а биполярные транзисторы - током, к тому же транзисторы обладают экспоненциальной входной характеристикой и испытывают значительное влияние температуры на характеристики (что, впрочем, успешно устраняется введением отрицательной обратной связи (ООС) в усилительные каскады, что при некотором ухудшении коэффициента усиления значительно повышает стабильность его работы).
На руку «не транзисторам» играют:
- характер искажений ламповых однотактных усилителей за счёт преобладания чётных гармоник в спектре искажений;
- передаточная характеристика выходного трансформатора, заведомо обладающего нелинейной амплитудно-частотной характеристикой;
- отсутствие глубокой ООС в ламповиках, и как следствие - якобы "более натуральный" ("теплый", "воздушный" и т.д.) звук (при объективно бо́льших фиксируемых искажениях);
- и т. д. :
)
На самом деле, лампы - большие, красивые, блестящие и в темноте светятся, поэтому их напоказ выставляют. А транзисторы - маленькие невзрачные хуёвины, которые в корпус с глаз долой прячут. Поэтому очень круто иметь ламповик дома и всем его показывать (если он красиво сделан).
У аудиофилов, обывателей и радиолюбителей


Сетевой кабель за 4875 $ «со скоростью 91 % скорости света», и это не предел Пруфлинк


Ethernet патч-корд 1.5 метра за 499 $ (то есть практически даром) - Пруфлинк.


тоже тёплый, тоже ламповый, но на транзисторах


Наглядно показаны преимущества ламповых диодов перед полупроводниковыми
Аудиофилы с высоким уровнем ФГМ скажут вам, что они не признают транзисторные аппараты из-за того, что они искажают сигнал, несмотря на то, что фиксируемые приборами искажения у почти любых современных транзисторных приборов во много раз меньше, чем у ламповых. На самом деле пидарасы испытывают баттхёрт по элементарной причине - «у меня дешёвая аудиотехника». Пофиг, что тоже звучит, пофиг что готов за секунды - дешёвый транзистор не ласкает ЧСВ.
Более того, грызня поклонников ламп и транзисторов элементной базой не ограничивается. К разряду «лампового звука» относятся следующие явления:
Теплый межблочный кабель. В самом деле, здоровому человеку вряд ли придёт в голову различать направление аудиокабеля (пожильно), и прогревать кабель перед использованием.
Бескислородная медь, естественно, монокристаллическая. Полезно знать, что вся электротехническая (катодная) медь уже лет 40 как бескислородная, даже в проводе от китайского утюга.
Нарезание траекторий. Каждый новый кабель нужно некоторое время гонять на качественной классической музыке, чтобы электроны нарезали в нём траектории. Всё последующие электроны, бегущие по нарезанным орбитам обеспечивают более качественный звук. И не дай Б-г послушать по этому кабелю попсу - орбиты будут навсегда испорчены.
Звучащий сетевой шнур. Оказывается, от шнурка питания тоже зависит звук. Nuff said. Естественно, про километры гнилой алюминиевой совковой проводки на скрутках, соседей с пылесосами и сварочными аппаратами, кривые электроподстанции никто не вспоминает. Оно и логично, их не купить в Audio Hi-End магазине. Производители же таких кабелей просто на говно исходят, расхваливая свой продукт. В апогее доходит до составления аккумуляторной батареи размером с оную на дизель-электрической подводной лодке. К слову - в 95 % случаев, такие кабели НЕ содержат никаких фильтров (мотивации - ферритовые фильтры портят звук; шумы мы почистим, но вместе с водой выплеснем и ребёнка; шумы не уменьшают музыкальность, а вот фильтры - таки да), так что аналогия с ржавой водопроводной трубой и фильтром для воды здесь, как правило, не уместна.
Прогрев проводов, колонок и CD-проигрывателей после покупки. Длительный, утомительный прогрев на белом или розовом (важно!) шуме всего тракта «вычистит» шероховатости и грязь из звука. А как же. После 48-ми часов страшного шипения записи даже Филиппа Бедросовича покажут волшебную глубину студийной атмосферы и воздушность, взвешенность звука. Для динамиков прогрев (точнее, первичная проработка) имеет место быть, это всё же механическая система - многие, надеюсь, понимают важность обкатки авто перед началом его эксплуатации, здесь то же. Электрохимические процессы (в электролитических конденсаторах) также могут потребовать несколько часов первичной приработки - на заводе осуществляют только проверку работоспособности, обкатывают же лишь отдельные экземпляры в лаборатории (независимо от стоимости изделия). А вот прогрев проводов - ну вы понели :3.На самом деле все просто - аудиофилы по ограниченности своих знаний в схемотехнике приписывают особенности эксплуатации ламп другим деталям - проводам, резисторам и так далее.
Сущности. На самом деле, звук не зависит от схемы, а зависит лишь от типа примененных деталей - ведь весь звук формируют сущности, живущие в радиодеталях (в первую очередь в лампах). Хорошие, годные детали выпускались в 3-ем Рейхе фирмой Telefunken и содержат в себе хорошо воспитанные, благородные сущности, которые способны оживить произведения музыкального искусства. В советских же деталях живут быдляцкие сущности, которые способны воспроизводить лишь пьяный бред, записанный на магнитофон «Маяк», и голос Левитана. Множество немецких деталей со временем способно воспитать годную сущность в советской детали 50-60х годов, но - они бессильны против современных японских комплектующих, которые могут передать лишь бум-тыц-музычку.
Деликатная подвеска CD. Оказывается, если привод чтения дисков завернуть во что-то лампово-мягкое (тёплый клетчатый плед?), он зазвучит. А уж если подвесить его по всем правилам БДСМ, то зависть товарищей-аудиофилов обеспечена. А уж если убрать свист во время вращения CD и скрип привода головки, которые радуют уши владельцев дешёвого китайского барахла:
Чудесные пирамиды. Согласно этой вырвиглазой теории ПИРАМИДЫ (мои глаза!) могут затачивать иглы, утеплять трансформаторы, облагораживать провода и лампы.
Подставки для акустических кабелей. Некоторые поциенты считают, что кабель не может лежать просто на полу. Они используют специальные деревянные подставки-плашечки, изготовленные из разнообразных пород дерева. В зависимости от длины и толщины кабеля, их количество на протяжении от усилителя к колонкам разнится, но важно одно: кабель не должен соприкоснуться с этим грязным ужасным, (омг, бетонным!) полом. Свято верят, что подставки из вишни делают звук «смолянистее», а осина (божеупаси) сушит звук и делает его «тощим». Самый нейтральный звук у берёзы. Стоимость оных - от $200 за штуку (ибо хэндмейд!).
Зелёный маркер для CD. Если торец компакт-диска покрасить специальным зелёным маркером за $25 (no fake - [1], покупайте только оригинальную продукцию, опасайтесь подделок.), то диск будет лучше читаться и гораздо натуральней звучать. А если покрасить DVD, то изображение на нём будет насыщенней и приблизится по качеству к блюрею. [2]
Можно заметить по этому поводу только одно: аудиофилы совершенно не понимают сути звукоусиления и путают инструментальные усилки, одной из задач которых действительно является внесение приятных искажений в звук музыкального инструмента, с звуковоспроизводящей техникой, в которой эти самые искажения нафиг не упали, ибо все необходимые эффекты (в том числе и тёплый ламповый звук) уже давно находятся на самой записи. Дополнительные же ламповые искажения не «подогревают» звук, а превращают его в тёплое ламповое говно, имеющее мало общего со звуком, записанным на носитель.
Неискушенный обыватель может спросить: почему в аудиосрачах основной уклон приходится на обсуждение именно усилителей, а также - кабелей? Слушая лампофага, можно придти к выводу, что провода определяют 50% звука, а значение усилителя перевалит за 100%, в то время как людям, далёким от темы, главным кажется величина колонок (что, впрочем, тоже не совсем верно). Ответ прост: самодельный усилитель, а тем более - кабель, требует минимума знаний и опыта для сборки (хотя зачастую сборка происходит настолько безграмотно, что усилитель сгорает синим пламенем сразу после включения), не требует большого объёма и высокой культуры столярных работ, потребных для изготовления АС, не требует он и знания схемотехники на приличном уровне, без которого невозможно собрать не то что цифровое устройство, но даже банальный радиоприёмник.
http://lurkmore.ru/Теплый_ламповый_звук

GeorgeM

написато пионерами для пионеров.
Чё с них возьмёшь, гуманитарии!(С)...

Ил

Бездарно спроектированная и собранная схема убивает любые плюсы элементной базы. А на Лукморе вечно 80% инфы стёб причём далеко не всегда удачный

Yep

да я вот тоже хотел спросить специалистов - где автор не прав, если не обращать внимания на стёб?
то что провода по 200 баксов метр фуфло - это ежу вроде должно быть понятно, и так далее по всем пунктам.
однако, когда-то очень давно, лет наверное 30 назад, еще в журнале Радио читал такую фигню, что у транзисторов низкие искажения только в определенном диапазоне, которые при его превышении возрастают нелинейно, и дают некрасивый для слуха эффект.
а вот у ламп искажения возрастают линейно и приятны для слуха.
?

GeorgeM

в звуковой электронике линейных процессов вообще не наблюдается... Искажения есть везде и всегда, вопрос только в их типах и количестве. Если вкратце - ламповые искажения более благозвучны как правило, хотя изгадить кривым проектированием и исполнением можно что угодно.

Вдобавок ко всему ламповая схемотехника относительно проста, меньше деталей в звуковом тракте - меньше искажений вносимых этими деталями, если они достаточно качественные. Ещё один ярко выраженый плюс ламп - отстутствие обратного тока. То есть ПОЛНОЕ отсутствие. И естессно плавный вход в насыщение, в отличие от полупроводников которые дают ярко выраженую "ступеньку", читай мерзкие на слух гармоники. В связи с отсутствием глубокой ООС (если не допущено грубых ошибок при проектировании) лампа даёт и большую скорость нарастания сигнала.

Естессно существует и множество минусов ламповой техники, обусловленых меньшим ку ламп, необходимостью достаточно высокой выходной нагрузки, что приводит к необходимости применять моточные изделия(горячий привет от кпд, полосы пропускания и фчх!), высоким собственным шумом ламп, высоковольтным питанием, неудобностью построения каскадов усиления тока(лампа это усилитель НАПРЯЖЕНИЯ), большой чувствительностью к качеству и геометрии монтажа и т.д.

Это если очень сильно вкратце.

А вообще - каждая вещь хороша на своём месте, где лучше лампа, где транзистор...

greeca

про то что межблочные провода имеют свою емкость и индуктивность, автор статьи стыдливо умалчивает. и про то что почти вся электротехническая медь делается из втормета, а следовательно из за примесей кабель может уже чуть ли не свойствами полупроводника обладать тоже. Я сам инженер АСУ, в шнурковщину не верю, НО-на хорошем тракте межблочник из литцендрата может подчеркнуть верха, сам убеждался.

13mm

А вот как делают теплые лампы http://www.dailymotion.com/video/x3wrzo_fabrication-d-une-lampe-triode_tech

Postoronnim V

Про медь - не верится, что медь из втормета полупроводник.

Про подчёркивание верхов соединителем из литцендрата - это говорит лишь неравномерности АЧХ. ИМХО, происходит из за того, что, из за личной изолированности общая поверхность проводника выше. Проводимость в области низких частот пропорциональна сечению проводника. С повышением частоты проводимость будет в большей степени определятся поверхностной проводимостью проводника. Но, при так себе проводящих свойствах материала проводника в области верхних частот со временем возможен и спад АЧХ. В идеале стабильный литцендрат должен быть золотым.

Про низкие искажения транзисторов. Давайте уточним - какие искажения?
1. Искажения гармонические.
2. Искажения динамического диапазона.
3. Интермодуляционные искажения
4. Искажения АЧХ тракта.
5. Шум отдельно не выделяю, т.к. этот вопрос тоже сложен и связан с некоторыми вышеперечисленными пунктами.
И давайте уточним - какие транзисторы? Биполярные или униполярные?
Резкое насыщение запросто может быть и в ламповом и в транзисторном усилителе. Это больше зависит от схемотехнического решения, выбора режимов работы элементов (особенно выходных каскадов). В ламповом усилителе ступеньку запросто может дать вогнаный в насыщение магнитопровод выходного трансформатора.

Многое уже сказал выше ГеоргеМ..
Биполярный транзистор был самым простым и могли работать на приличных мощностях. Схемы с ними были много сложнее. Каждый элемент - это грубо говоря лишний вклад в общую картину искажений. Тот же электролитический конденсатор в транзисторном усилителе далеко не так благополучен в плане линейности и шумов, как старинный слюдяной в ламповой схемотехнике. ( а эти конденсаторы ещё и практически эталон стабильности десятилетиями). Кроме прочего, элементы ламповой техники не подверженны изменению характеристик на фоне естественной радиации.
Униполярные транзисторы были гораздо более капризны в плане получпения приличной мощности. Хотя звучали усилители на них гораздо приятнее, чем на биполярных транзисторях.
Не нужно забывать. что это радиолюбители и, отчасти, военые могли проектировать и собирать аппаратуру из того. что было им оптимально. А массовая аппаратура проектировалась исходя из спущеннызх ГОСТОВ, ОСТОВ, ТУ, в которых регламентировалась потребляемая мощность изделия. КПД,... Да и режимы работы элементов тоже регламентировались Грубо говоря была мощность передатчика или усилителя 1 вт - допускалось ставить туда ключевой элемет мощностью до 1 - 1.2 вт. И хоть все знали. что этот элемент сдохнет через полгода. но двухватный элемент. который бы там проработал четверть века ставить ни кто бы не позволил.

Так. что дело скоре в правильности пути решения какой либо поставленной цели. Если прощне получить на лампах хороший звук, то почему бы так и не поступать? ну а остальное антураж.

2 ГеоргеМ : Если можно, то поясните, что Вы имели в виду в плане влияния на точность воспроизведения , отметив отсутствие обратного тока у ламп?

GvozD

Люблю я Nikko NA-2000. Хоть и не лампа, а звучал не хуже. И полкило в тепло переводил.

Rinat74

13mm
А вот как делают теплые лампы http://www.dailymotion.com/video/x3wrzo_fabrication-d-une-lampe-triode_tech

Класс! Мужик на клошара похож, но с руками всё в поряде.

Postoronnim V

Впечатляет. Руки точно из нужного места растут.
Интересно сколько такая лампа протянет? Катод прямого накала, да неактивированный скорее всего. Геттера вроде тоже не заметил.

Charnota

GeorgeM
Естессно существует и множество минусов ламповой техники, обусловленых меньшим ку ламп

Извиняюсь, я отстал от жизни?

Лет 25 назад, как я помню, коэффициент усиления трансзистора не превышал 50, у лампы же его величина измерялась сотнями.

Отчего весь усилитель собирался на паре ламп.
Или на десятке транзисторов.

GeorgeM

?
так...
возьмём к примеру предварительный каскад.
Лампы: максимальный КУ одного триода лампы 12AU7(аналог 6н1п) - 18, 12AY7 - 40 12AT7 - 60, 12AX7(аналог 6н2п) - 100(за что её и пихают везде куда ни попадя). Заметьте, лампы а не каскада, где он может быть в разы меньше(у КП к примеру - обычно 1:1 или вообще отрицательный, при двух задействованых триодах. У фазоинверторов то же самое, но это уже часть оконечника).
Транзисторы:
Даже у старого германия (мп 39-42 и т.п.) КУ болтается в районе 50-200. У современных транзисторов общего назначения - где то от 100 и до 3000.

Ввиду таких цифр, КУ транзисторного каскада обычно определяется обратной связью по принципу "скока нада - стока и накрутим, пофиг всё" а вот уже от обратной связи и начинается немалая часть той бяки, за которую транзисторы и не любят.

Charnota

GeorgeM
Даже у старого германия (мп 39-42 и т.п.) КУ болтается в районе 50-200.

Гм. А я считал, что 50 у них - предел.

Чёт я совсем заплохел 😞

GeorgeM

Не, в принципе были типы и с КУ около 20-50, но ввиду узкой специализации они вымерли как динозавры, и теперь их специально искать будешь - не найдёшь. Столкнулся недавно с необходимостью подобрать пару германиевых транзюков с КУ 100 - реально заколебался искать, что ни тыкну - всё от 120ти начинается. ;-)

Charnota

GeorgeM
Не, в принципе были типы и с КУ около 20-50

Не, я имел в виду не "в принципе", а именно серий МП-37 - МП-42.

GeorgeM

Ну и в этих сериях были с ку около 20-50, там по буковкам надо смотреть. Вживую я их правда не упомню. Разве что в радиокружке на первом году чего то там паял на МП с ку около 23-25, но это смутно, может это был ку каскада...

Из современьщины даже есть, вот что: 2N4402 pnp hfe=50-150. (ничего разброс, ага)
Ну и для контраста: BC516 pnp hfe=30000. (не опечатка)
%-))

А ко мне тут лампапусечка приехала, 6550 называется. Мощность рассеяния за 40 ватт. Буду на ней однотактный гитарник фигачить, изврат выйдет тот ещё...

ycb1

Смутно помню, лет 40назад видал схему усилителя комбинированного, входной каскад на лампе 6ж1п остальное на транзистрах... охренительные характеристики.. (было в брошурке "В помощь радиолюбителю)хотели делать, потом лень стало.. 😊

GarrY-VRN

полуофф. мой знакомый, на первом курсе, паял ламповый усилитель для трансивера-на 1 лампе и еще примерно десяток элементов. в антенну 5,5 кВт, если не изменяет память, шло... в средневолновом диапазоне..

Charnota

ycb1
входной каскад на лампе 6ж1п остальное на транзистрах...

Странно.

А почему не наоборот?

GeorgeM

апатамушта не нужен трансформатор.

ycb1

входное сопротивление большое и высокая чуствительность тоже.. да и путных триодов не было..

Andrew L2

Чего, опять начали рвать боян на тему, чего лучше - лампа или транзистор? 😀
У каждого свой вкус - кто-то любит арбуз, а кто-то свиной хрящик.... 😊

GeorgeM

А шо, кто то рвёт? Тут вроде понимающие люди собрались. %-))

Просто Серый

Лукмор- говно,

А Лампы -круты,
Особенно 300 В)))