Вот такой "хвост"

su1945
Ув. коллеги вот такое накаго.
Bishu Osafune Sukesada Saku, февраль 1535.
Хотел попросить помощи и определить, так ли это? И можно ли по мэй выделить конкретного Сукесаду из ряда кузнецов носивших это имя.

Rivkin
Учитывая что в наиболее полных книгах по Сукесада приводится 82 Легитимных типа подписи (десятков различных легитимных Сукесад), не говоря о потделках - без подобных книг подобное упражнение безсмыссленно. Одна из самых распространенных подписей, по сути зачастую представляющая из себя пожелание счастья, как джумие - пожелание долголетия.

Понять качество-тип можно посмотрев на хамон и хаду. Предмет наверное в полировке, покажите детали. 1535 - не самый плохой год для Сукесада, конец 16-го века как правило солидно хуже. С другой стороны есть пара вещей которые немного отталкивают.

su1945
К сожалению предмет крайне нуждается в полировке. На фото он гораздо лучше получился, чем в жизни. Просматривается мидарэ хамон, возможно хада итамэ-масамэ. Хира-дзукури. Ну как-то так. Не специалист...
Rivkin
Я думаю что это шобу зукури (шиноги уходит в киссаки, в отличии от нагамачи, где шиноги до киссаки не доходит). Если можно - положите меч держа за рукоять лезвием к поверхности скажем стола и немного разожмите рукоять. Какая сторона меча начинает падать первой (на сторону или остается неподвижным-падает клинком вниз)?
su1945
Ув. Rivkin, эксперимент не дал результатов. Всё время падает по разному.
Ув. BurN, обращаюсь лично к Вам. Посмотрите, что всё таки написано на накаго.
BurN
Ну раз лично ко мне, так и быть. Хотя тут все как обычно, клинка невидно, накаго показан не полностью, ну да нам не привыкать...

Определить конкретного мастера из династии Сукэсада даже держа клинок перед глазами зачастую очень не просто, не говоря уже об оценке по одной лишь стандартной подписи которую использовали абсолютно все из них.
Но не в этом случае, тут нам немного повезло, подпись имеет особые каллиграфические черты, которые позволяют значительно сузить рамки, также и наличие даты существенно в этом помогает.

Пока же о дате, Вы ее прочитали неверно, там указан 1551 год, а вовсе не 1535. Разница в 16 лет может показаться несущественной для клинка которому больше 400 лет, но только не случае когда мы ищем конкретное имя и даже конкретного мастера.
В указанное время работали множество мастеров Сукэсада, например сыновья одного из самых известных кузнецов династии Накагава Ёсадзаэмон, Якуро (нидай Ёсадзаэмон) и Гэнбэй, а также из соседней ветви рода нидай Хикобэй и нидай Хикодзаэмон, продолжать можно и дальше, имен там будет более чем достаточно.

Мне уже доводилось видеть подобный стиль написания, эта подпись принадлежит Хикодзаэмон-но-дзё Сукэсада (нидай Хикодзаэмон). Имхо конечно же. Но тут еще надо помнить что клинок должен подтвердить подпись, а не наоборот. Пока же видимая часть накаго выглядит хорошо и не вызывает у меня ни каких сомнений и вопросов.

А теперь небольшое но необходимое замечание. Учитывая особенности того времени, то что клинок не имеет дзокумэй, обычно указывает на его кадзу-ути (массовые заказы клинков) происхождение, а разница в отношении к работе между массовыми заказами и тюмон-ути (особыми заказами) была существенная. В создании клинка мастер вполне мог принимать минимальное участие, клинки изготавливались в рамках одного большого заказа разными мастерами и подписывались универсальной для них всех подписью.

su1945
Ув. BurN, снова огромное спасибо.
Полная подпись мастера выглядит так:
備前國長船住彦左衛門尉祐定作
или я ошибаюсь?
Ещё раз спасибо.
BurN
Все верно, 彦左衛門 Хикодзаэмон.
su1945
Накаго в полный рост. И на мой взгляд совершенно замечательная оправа син-гунто.




su1945
И мастер 備前國長船住彦左衛門尉祐定作 Хикодзаэмон-но-дзё Сукэсада (нидай Хикодзаэмон)вроде не самый плохой из Сукесада.