Не имея собственного интереса в данной теме, я просто оставлю здесь когда-то сделанные мной выдержки из исследования Kenji Tokitsu реальных обстоятельств жизни реально жившего человека. Присутствующие кое-где мои добавления были сделаны давно и я их уже давно не отстаиваю.
В возрасте 22 лет М написал 'Описание техники меча в школе Энмей рю' (Enmei ryu kenpo sho) Shining Circle. 'Эн' обозначает круг, цикл, 'мей' обозначает свет, блестящий, бриллиантовый, ясный, совершенство. Эта работа содержит 22 инструкции.
В 1641 г. он пишет '35 инструкций по стратегии' (Hyoho sanju go kajo). Этот текст написан для Хосокава Тадатоши, правителя Кумамото на острове Кюсю, у которого он жил как гость в завершающий период своей жизни. Этот текст близок по содержанию к Горин но шо.
Перед самой смертью он пишет текст 'Путь следования в одиночестве' (Dokkodo). Текст состоит из 21 афоризма философского и морального содержания.
В 1600 г. первая битва М - атака замка Фушими. Через месяц - оборона замка Гифу. Еще через месяц - сражение при Сэкигахара. М сражался в отряде Укита, который был вассалом даймё Шинмена Сокан, чьим вассалом давно являлась семья М.
В 1614 - зимняя битва при Осаке. 1615 - летняя битва при Осаке. При Осаке М участвует уже скорее в ранге советника.
1637-1638 - подавление восстание христиан на Кюсю. М командует (участвует в командовании) войсками даймё Огасавара/Ogasawara. При осада Shimabara М был ранен в ногу камнями, метаемыми осажденными крестьянами.
Но сам М писал, что участвовал в сражениях шесть раз и из них четыре раза в качестве военачальника.
Более того, в Nitenki 'Writings on the Two Heavens', представляющей собой описание жизни М, составленное в 1712 Toyoda Seigo, последователем школы М и вассалом даймё Matsui, на основании устных преданий внутри школы, отец М - Шинмен Муниносукэ Нобуцуна был адептом школы Тори рю и практиковал искусство дзиттэ и владение двумя мечами.
Таким образом, мягко говоря, более чем вероятно, что М изучал семейное искусство меча и дзиттэ и был последователем старой семейной школы фехтования, которая и послужила основой для его будущей школы.
В своем первом тексте Hyodokyo (Зеркало пути стратегии), написанной им в возрасте 21-24 лет, М изложил 28 инструкций по стратегии. Основные положения этого текста были на более глубоком уровне изложены позднее в Горин но шо. Важно отметить, что в Hyodokyo уже были главы 'Два меча' и 'Использование дзиттэ'.
Происхождение техники второго меча от техники владения дзиттэ свидетельствует, что второй (короткий) меч применялся не в качестве полноценного оружия, а, как и дзиттэ, использовался для парирования и обездвиживания меча противника, представляя собой аналогию щита или кинжала. Дзиттэ в его боевом варианте являлось достаточно громоздким оружием. И в мирную эпоху вполне предсказуемо использование в левой руке малого меча, который и так всегда при самурае, чем ношение с собой оригинального предмета для левой руки.
Из вышесказанного можно сделать два интересных вывода. Во-первых, изображение М с двумя мечами в руках вовсе не обозначает, что он и собирается фехтовать двумя руками, а во-вторых, само по себе метания меча означает, что он не особенно нужен его владельцу в предстоящем бою, и что его применение в качество второго меча в левой руке не является системообразующим фактором в технике данного мастера.
Так же небезынтересно, что на важный бой с сильным противником М выбрал в качестве оружия практически посох, а не два меча. Если мастер в совершенстве владеет каким-либо видом оружия и это оружие является коронным и любимым, естественно предположить, что именно это оружие было бы рядом с мастером в самые трудные минуты.
По некоторым сведениям это не было чисто дуэлью двух мастеров. В отличие от основной версии, изложенной в многочисленных новеллах о Мусаши и в вышеупомянутой Нитенки, составленной по рассказам учеников М и для учеников школы М в 1712 г. и скорректированной в 1755 г., существует текст, написанный в 1688-1704 гг. в семье Нумата и базирующийся на воспоминаниях одного из свидетелей дуэли Нумата Нобумото, администратора замка Модзи, принадлежащего даймё Хосокава. Как фехтовальщик Кодзиро был сильнее Мусаши и являлся официальным мастера меча при дворе Хосокава на севере Кюсю. М заказали убить Кодзиро под видом дуэли. Именно поэтому после дуэли М скрывался в замке Модзи у Нобумото и впоследствии какое-то время передвигался под охраной отряда с ружьями. Более того предлагается версия, что именно ученики М или слуги одного известного даймё, тайно прибывшие на остров в нарушение договоренностей, добили Кодзиро, что и вызвало негативную реакцию общественности. Кстати, с этой точки зрения описанная в известном романе Эйдзи Ёшикава погоня за М после дуэли выглядит вполне закономерно. Иначе непонятно, зачем после честного поединка гоняться за победителем.
Позднейшая дружба М с Хосокава Тадатоши, для которого он написал '35 инструкций по стратегии' (Hyoho sanju go kajo) и покровительство Хосокава после дуэли подтверждает предположение о заказном характере поединке. Клан Сасаки был могущественным (до сих пор фамилия Сасаки весьма распространена) и имел сильное влияние на Хосокава, которые не были этим довольны. Возможно Сасаки Кодзиро был навязан Хосокава в качестве придворного фехтовальщика. В любом случае фигура Кодзиро - популярного в обществе и уже в юности отличавшегося явными дарованиями, не устраивала клан Хосокава. Более того, школа Ганрю, адептом которой являлся Кодзиро и название которой которое он использовал для себя в качестве прозвища, имела отношение к ямабуши, горным отшельникам и мистикам. То есть Сасаки Кодзиро, помимо своей популярности, еще был представителем и могущественного клана Сасаки и мистической школы ямабуши. Понятно, что немногие даймё хотели бы иметь такого придворного. Также известно, что мастера фехтования часто использовались как секретные агенты. Сам Ягю Муненори, будучи советником сёгуна, рассылал своих учеников ко многим даймё в качестве наставников-фехтовальщиков с целью сбора информации. Возможно и по этой причине тоже школа Ягю (Yagyu shin kage ryu) получила такое распространение.
Не случайно ситуация с этой дуэлью завершила определенный этап в жизни М и привела его к избеганию в дальнейшем каких-либо поединков по собственной инициативе. И показательно, что остров Фунаджима, на котором была дуэль и где похоронен Сасаки Годзиро, называется теперь Ганрюджима, а не Мусашиджима.
В 1638г. во время пребывания М в Izumo [Shimane] даймё Matsudaira Naomasa, герой битв при Осаке предложил М сразиться против его сильнейших бойцов. Против бойца с восьмигранным посохом длиной 2 метра 40 сантиметров М выбрал также два деревянных меча. Примечательно, что М сначала атаковал обе руки противника и только затем голову.
Нужно обратить внимание, что в своих поздних дуэлях М предпочитал побеждать без удара, заставляя противника отступать, пятиться и покидать пределы додзё или упираться спиной в стену.
По описаниям М могучего телосложения и ростом 1 метр 80 сантиметров. Его сила превосходила среднего человека.
Нитен имеет несколько значений:
Два неба
Два небесных тело или дух солнца и дух луны
Другое небо или другой мир.
Но также М использует вместо тен 'небо' слово то 'меч'.
В китайской традиции также известно обозначение меча в правой руке как 'солнце', а в левой как 'луна' (в 'Сказании о Юэ Фэе').
Предположим, что Нито - это внешняя сторона школы, для тех, кто ограничивается неординарной техникой и этим удовлетворяет свое любопытство и интерес. А Нитен - это внутреннее, для постигающих суть стратегии М. Стратегии, а точнее и полнее по-японски хейхо, которому и посвящена большая часть Горин но шо. И именно хейхо, а точнее его постижение, и было целью и центральной частью жизни и искусства М. И именно то, что сделал М на этом пути, чего он достиг, какой ценой он этого достиг, и делает М великим, отдельно стоящим от сонма фехтовальщиков и дзен-буддистов, подвижником. Гораздо более близким по жизни и по духу великим мистикам и просветленным, а не банальным 'изобретателем' позиции из двух скрещенных над головой длинного и короткого мечей.
В тексте, написанном в 1641 году для Хосокава Тадатоши 'Hyoho sanju go kajo' М для названия своей школы использует фразу 'Hyoho nito ichi ryu'. Тем не менее, своему третьему приемному сыну Hirao Yoemon (впоследствие Takemura Yoemon), который пробыл вместе с М больше других приемных сыновей М, М передал в это же время школу под названием Энмей рю. Возможно даймё Хосокава не интересовали сложные философские аспекты двух небес. И гораздо ближе и интересней было понять, как это М так замечательно управляется с двумя мечами сразу. Так или иначе, но в этом тексте, как и в Горин но шо, также адресованном Хосокава Тадатоши, М называет свою школу 'Школа двух мечей'.
Уважительное обращение к М - Niten-sama - мастер 'Обоих небес'.
Hyoho shiju ni kajo '42 инструкции по стратегии' содержит дополнительные статьи по сравнению с Hyoho sanju go kajo. Примечательно, что в этой работе в дополнительных статьях содержаться подробные инструкции о пяти позициях с двумя мечами, которых нет в других текстах М. Но дальнейшие пояснения после описания как держать два меча в исходном положении, показывают, что основная роль отводилась все-таки длинному мечу. Существует предположение, что эти статья были позднее добавлены учениками М, так как в текстах однозначно оригинальных, самого М не сильно волнуют вопросы практического применения двух мечей сразу.
Некоторое время М называл свою школу Мусаши рю. На Кюсю до сих пор существуют несколько школ с таким названием. Существовали многие школы и мастера, обучающие двум мечам. В большинстве своем это производные от школ М и его учеников. Например Iba Hideaki (1648-1713) адепт Шин каге рю, проиграв мастеру из Энмей рю, стал его учеником и впоследствии основал школу Shin gyoto ryu на базе двух изученных им ранее школ. Также известны: Tetsujin ryu, Mirai chishin ryu, Onko chishin ryu, Hozan ryu, Ippo ryu, Imaeda ryu.
Сегодня существует несколько школ, носящих название Hyoho niten ichi ryu. Каждая из этих школ естественно является аутентичной школой М, ведущей свою генеалогию непосредственно от него. Но, объективно говоря, ветвиться школа М начала во время седьмого после самого М носителя Aoki Kikuo в период Мэйдзи, когда феодальные традиции рушились и возрастала социальная мобильность.
Около 1640 г. при дворе Хосокава количество учеников М достигало одной тысячи.
По другим данным М дал трем ученикам прочитать в его присутствии Горин но шо, после чего сжег рукопись. Но Фурухаши по памяти записал, что смог вспомнить.
Также один из учеников Фурухаши - Matsui Ichimasa передал текст дальше под названием Shichi (Мудрость воина), содержащий некоторые дополнения по сравнению с другими копиями.
Про М говорили: 'Это невозможно - владеть двумя мечами, держа каждый одной рукой, не имея при этом врожденной физической силы как у М'.
Существует следующая история про М, подтверждающая его необыкновенную физическую силу. Даймё Нагаока спросил у М как следует выбрать правильный бамбуковый шест для флага. М попросил показать все заготовленные шесты. Беря их в одну руку по одному и сильно встряхивая, М переломал их все кроме одного, который он, естественно и рекомендовал в качестве флагштока.
В Горин но шо использование двух мечей не очевидно. Описания всех техник даны для одного меча. Если читать Горин но шо, исключив упоминания названия школы и фразы о двух мечах, носимых в 'наших краях', читатель никогда бы и не заподозрил, что это текст школы 'Двух мечей'.
Так что, скорее всего, левше от рождения и правше по воспитанию (а в Японии левшей переобучали), М во время тренировок просто просился меч в родную левую руку. Не случайно он и пишет, что тренируясь с двумя мечами и держа каждый одной рукой, ученику будет легче научиться владеть мечом одной рукой.
Известна следующая история про М. К нему обратился юноша с наивной просьбой показать 'смертельный прием', так как он испросил разрешения у своего даймё отомстить или защитить честь своего отца на дуэли. Не будучи продвинутым фехтовальщиком и владея мечом не более, чем было необходимо в его возрасте, юноша понимал что победить для него невозможно. М, проникнувшись ситуацией, предложил ему за предстоящую ночь выучить следующий прием: Держа в левой руке танто, а в правой руке длинный меч, внезапно сблизившись с противником и левой рукой с танто имитировав свою атаку или встретив атаку противника, проткнуть его грудь длинным мечом в правой руке. Естественно, М накачал его психологически: на месте дуэли перед поединком присядь и, если увидишь муравьев, то это будет знаком, что ты победишь (в это время года муравьи в Японии присутствуют повсеместно). Также М обещал присутствовать на дуэли и молиться за юношу. Так что тому вообще не придется ни о чем беспокоиться и волноваться. На следующее утро юноша естественно увидел кучу муравьев вокруг себя и почувствовал небывалый подъем и прилив уверенности. Победа была одержана.
Очень интересно и ново.
Тоже интересовался этой личностью, тоже читал "Книгу Пяти колец".
Но легенды при всей их привлекательности и кинематографичности всегда казались именно легендами и рассказывали о человеке-легенде.
Как в кун-фу Панде: "Легенды рассказывают о легендарном воине-драконе. О его мастерстве ходили легенды!")))
У вас - достоверность.
Норман
популярный герой театральных пьес, радиопостановок 1940-х гг. и телесериалов 1970 гг.
...выдержки из исследования Kenji Tokitsu реальных обстоятельств жизни реально жившего человека
Тут такой существенный момент имеет место быть - это исследование представляет ценность почти исключительно для европейцев или азиатов впитавших европейскую культуру.
В традиционных культурах Восточной Азии история как наука имеет прежде всего воспитательную и назидательную ценность. Точность передачи и достоверность фактов глубоко вторичны. В своё время Конфуций, составляя Шу цзин (Книгу истории) не просто игнорировал неподобающие с его точки зрения записи, а физически уничтожал носители. Оставлялись только безупречные с моральной точки зрения и высокоценные с воспитательной. Примеру "Учителя 10 000 поколений" следовали, следуют и ещё долго будут следовать. Для европейца изучающего восточно-азиатские письменные источники самая насущная проблема - исключить последующие фальсификации (зачастую они вносились в хроники при каждой новой династии). При том, что для учёного-азиата это не является фальсификацией, т.к. не только не даёт фальсификатору личной материальной выгоды, а напротив того - несёт несомненное общественное благо, воспитуя разумное, доброе, вечное.