Настоящий хамон или хадори?

ozhAlex5550001
На фото два европейских меча и сакс. Судя по всему полированы в Японии. Это настоящая линия закалки или работа полировщика?
ozhAlex5550001



ozhAlex5550001
Взять посмотреть разумеется не выйдет.
Они даже неизвестно где лежат.
ГрозаБ
Вполне может быть настоящим. Зонная закалка это не японское наоу-xау, ее использовала вся европа с кельтского железного века по сей день плюс добрая половина азии. Просто эти клинки по японским стандартам с роду не полировались, вот и xамон на ниx обычно не виден - разве что на кавказскиx кинжалаx и баронгаx моро
BurN
То что отчетливо видно на фотографиях как светлая область, без всякого сомнения, результат работы полировщика - хадори. Закаленная часть клинка (якиба) несущая в себе узоры закалки (хамон) специально выделяется при современном японском стиле полировки, дабы подчеркнуть ее форму и эффектнее передать красоту клинка.

Однако наличие на клинке хадори вовсе не означает, что он обязательно имеет якиба (область закалки), полировщик мог добавить произвольное хадори на клинок с полной закалкой или вообще без оной, дабы представить предмет в общепринятом виде, или в том, в котором это будет выглядеть наиболее красиво.

Узнать есть ли там настоящие узоры закалки, можно лишь посмотрев на поверхность под правильным углом в отраженном свете, что позволит видеть переходы в кристаллической структуре стали. По представленным фотографиям это сделать едва ли возможно, потому можно лишь предположить о вероятном наличии зонной закалки и ее элементов у данного предмета.

Жорка26
BurN
полировщик мог добавить произвольное хадори на клинок с полной закалкой или вообще без оной, дабы представить предмет в общепринятом виде, или в том, в котором это будет выглядеть наиболее красиво.
А как такое получается?
Niels
Жорка26
А как такое получается?
Подозреваю, что как-то используются трафареты + разнонаправленная полировка. Можно ведь ёкотэ "нарисовать" даже там, где оно на самом деле зализано 😊
Впрочем, это только предположение - интересно было бы узнать, как на самом деле.
111daddy
Niels
Подозреваю, что как-то используются трафареты + разнонаправленная полировка. Можно ведь ёкотэ "нарисовать" даже там, где оно на самом деле зализано 😊
Впрочем, это только предположение - интересно было бы узнать, как на самом деле.
Насчет трафаретов не скажу, а екоте можно, подтверждаю.
BurN
Хорошо, я постараюсь рассказать о процессе полировки чуть подробнее, для понимания того, как достигается подобный эффект.

Хадори (выделение лезвия-кромки) или кэсё-тоги (декоративная полировка) один из завершающих этапов работы полировщика особым природным абразивом. Данный процесс является неотъемлемой частью современного способа полировки традиционного японского холодного оружия, при котором создается визуальный контраст между глубокой темной сталью основного тела клинка - дзи и светло-белой сталью острия - ха.

В начале хотелось бы акцентировать внимание, на том, что подобная технология начала применяться лишь в начале 20 века, до этого времени японские клинки после полировки выглядели куда более скромно и естественно.

Декоративная полировка выполняется после завершения всех основных этапов, с последовательно утончающимися абразивами. Тут следует также отметить, что она может быть выполнена исключительно на природных абразивах, в то время как основные этапы полировки в современном стиле допускают использование и искусственных (например, на основе карбида кремния или оксида алюминия и даже синтетических алмазов в начальной стадии - арато).
Декоративная полировка начинается с природного камня утигумори, который является очень мягким хотя и не очень тонким (в сравнении с другими природными абразивами применяемыми в финальных стадиях, например кома-нагура или нарутаки), однако его уникальность состоит в том, что его частицы хорошо дробятся и не царапают деликатную сталь японского клинка.
Полировка с использованием утигумори делается в несколько этапов, последние выполняются уже на тонких пластинах камня приклеенных японским лаком на особую бумагу для более точной работы по сложной поверхности области с хамон, их называют хадзуя (придающий "изысканность" лезвию).
Частицы камня утигумори из-за своей мягкости воздействуют на твердые и мягкие компоненты поверхности стали различно, тем самым выделяя ее рисунок, становятся видны узоры ковки и закалки, а в общей картине вся поверхность значительно осветляется.

После утигумори клинок выглядит туманным, а рисунок ковки смотрится плоско и несколько грубовато. Поэтому для придания ему объема и глубины применяют подготовленные особым образом камни нарутаки, их называют дзидзуя (придающий "изысканность" поверхности). Дзидзуя подготавливаются также как и хадзуя (тонкие пластинки наклеенные на бумагу), либо используются группами небольших кусочков по 2-3 мм. прижимаемых пальцем, для той же цели.
Нарутаки более твердые и тонкие чем утигумори они сглаживают и затемняют сталь при этом оставляя видимым рисунок ковки, проявленный предыдущим абразивом. Клинок приобретает гладкость и глянец, узоры ковки и закалки хорошо выделены и имеют мягкий классический вид.

Собственно на этом этапе и завершалась истинно традиционная полировка клинка, однако полировщики никогда не останавливались на достигнутом, постоянно экспериментировали с различными материалами и техниками.
Так вскоре к традиционной технологии полировки исключительно на воде, добавился еще один завершающий этап с маслом - нугуи (втирание). Для этого различные абразивные порошки (камней кома-нагура, нарутаки, цусима, различные оксиды железа, киноварь, оксид хрома итд.) разводились в масле, фильтровались через бумагу и втирались в клинок с помощью хлопкового тампона. Сталь клинка темнела, приобретала таинственное глубокое синее сияние с фиолетовыми отливами.

Однако при этом темнела и якиба (закаленная область) элементы хамон теряли свою выразительность и становились плохо видны при обычном осмотре. Поэтому полировщики в начале прошлого века добавили еще один этап к традиционному процессу и назвали его хадори (выделение острия-лезвия) или кэсё-тоги (декоративная полировка), сейчас такая полировка считается современным стандартом для всех ново полируемых клинков.
Хадори - это повторная полировка специально подготовленным камнем утигумори (фактически это хадзуя которой предана форма круга или овала, реже ромба) по уже затемненной поверхности клинка, в ходе которой выделяется (заново осветляется) область ха (режущей кромки-лезвия).
Обрабатываемая область не всегда следует за линиями закалки (в некоторых случаях это просто физически невозможно), она выбирается полировщиком по его усмотрению так, чтобы она включала в себя всю или ту часть области якиба, несущую в себе наиболее значимые элементы хамон.
В результате элементы закалки становятся хорошо видны даже при обычном осмотре клинка, также достигается выразительный контраст между разными областями клинка, темной сталью - дзи и светлой - ха.
Разные полировщики выполняют процедуру хадори по-разному, некоторые акцентируют область хамон и ниои гути более ярко и лишь незначительно осветляя остальную якиба, а некоторые выбеливают все в один тон. Хадори может быть мягким и тогда клинок будет смотреться ближе к традиционной старой полировке, а может и быть очень ярким, делая контраст между областями еще более сильным, клинок выглядит "агрессивным".

Если клинок не имеет закалки вовсе (например, он пострадал в пожаре или лишился ее в результате многочисленных переточек), полировщик все равно выполняет процедуру хадори в завершающем этапе полировки, дабы придать клинку общепринятый красивый вид. Если полировщик очень искусный, он даже может создать иллюзию активности хамон внутри своего хадори, так что даже искушенные любители нихонто не заметят подмены, рассматривая клинок на фотографиях. Однако в любом случае, все обманы и ухищрения будут раскрыты, стоит лишь взглянуть на поверхность в отраженном свете под острым углом. Дисперсия света от мельчайших частиц стали в пограничных областях безошибочно позволит установить истинное положение вещей.

Поверхность клинка при операциях полировки, слева на право: после завершения основных стадий (на искусственных камнях, поверхность выглядит как зеркало, узоры невидны), после стадии утигумори-дзидзуя, затем хадзуя, далее нугуи, и в конце хадори.

Подробнее о полировке нихонто можно посмотреть тут: http://nankikenmadokoro.masa-mune.jp/newpage3.html

Жорка26
спасибо
basp07
Так же интересно, благодарю.
Niels
Спасибо, очень интересно! Глубина Ваших знаний, как всегда, впечатляет.
Если можно, ещё один "технический" вопрос.
Линия закалки ведь идёт, в большинстве случаев, нерегулярными "волнами". И, насколько я понял из описания, при выполнении хадори на клинке с якиба, полировщик всё-таки более-менее следует этой линии, а не рисует совсем уж отсебятину 😊 Как удаётся полировщику раз за разом проходить абразивом по области со столь неравномерной границей? Ведь, если я правильно понял, при выполнении хадори обрабатывается ТОЛЬКО область якиба (ну или хотя бы "примерно якиба"). Это чисто за счёт мастерства и высокой культуры движений, или всё-таки используются некие технические приспособления - ну там, те же трафареты, либо какая-то мастика, закрывающая те области, которым хадори не нужна...?

UPD: посмотрел предложенную Вами ссылку, нашёл там ответ на свой вопрос. Руками делают, маленькими круглыми пластиночками абразива. Очуметь можно...