Hocho Masamune

ViDan888
Знаменитый Хочо Масамунэ имеет, оказывается, прорезные долы.
Вот здесь хорошо видно на этой копии.
https://www.e-sword.jp/tantou/1610-3023.htm
Насколько это было распространено? Просветите.
Этот вариант долов обозвали - Toru Goma.
護摩透
Я бы перевел как "палочки проходящие сквозь" т.е. прорезные.
BurN
Полное название такой гравировки будет такое:

爪付護摩(箸)樋欄間透(彫)

Цумэдзуки гома(баси)*-хи ранма-сукаси(бори)*.

*То, что взято в скобки, зачастую опускается для сокращения, хотя подразумевается.

Гомабаси - гравировка связанная с религией буддизма, в Японии она соотносится с божеством-хранителем Фудо-Мёо. Представляет из себя два коротких параллельных дола, изображая палочки используемые в ритуальном подношении, подобные тем что применяются для еды.
Цумэ - когти, стилизованная рукоять санко(цука)кэн меча ваджра.
Сукасибори - сквозная резьба, с помощью нее гравировке придается глубина и объем, часто называется как - ранма-сукаси(бори), фрамужная сквозная (резьба).

Насколько это было распространено? Смотря, что Вы имеете в виду.

Сквозная техника гравировки начала набирать популярность лишь в относительно спокойное время Эдо, когда оружие стало больше предметом статуса своего владельца, предметом искусства, нежели инструментом война. Ранее гравировки были куда более простые и наносились в религиозных целях, нежели для украшения. Однако даже во время Эдо широкого распространения техника сквозной резьбы не получила, в виду своей сложности и дороговизны исполнения, а также далеко не всегда возможного и уместного ее применения.
Что же касается гомабаси в технике сукасибори, то это один клинок - Хотё-сукаси Масамунэ. Один из трех клинков танто Хотё-Масамунэ, получивших свое название из-за весьма необычных форм, более схожих с традиционными кухонными ножами, нежели обычными танто того времени, имеющий в отличие от двух других сквозную резьбу. Ну и конечно его многочисленные копии и просто подражания со сквозными долами на других клинках, начавшие появляться как грибы после дождя во второй половине 19 века, когда этот Хотё-сукаси появился из закромов семьи Найто на всеобщее обозрение и сразу же стал чрезвычайно популярным. Я так думаю, что тут явно опять не обошлось без участия семьи Хонами, стараниями которой собственно и создан был бренд "Масамунэ", но тем не менее.
Если же говорить о гомабаси и просто долах в сквозном исполнении в отрыве от Хотё-Масамунэ, то я не встречал и не слышал, чтобы подобная техника применялась. И мне не трудно понять почему, ведь это лишено всякого практического смысла, подобные сквозные прорези лишь ослабляют клинок, не давая ничего взамен. Более, того я сильно сомневаюсь, что эта и другие гравировки на Хотё-Масамунэ, были сделаны изготовившим их мастером или даже кем-то в то время. По моему мнению, все они были нанесены в конце 16 начале 17 века с подачи Хонами Котоку, дабы они более соответствовали статусу эксклюзивных и дорогих подарков. Хотя совсем исключать их оригинальное происхождение, в виду общей необычности их сугата, я бы не стал, мало ли как оно там было на самом деле...

ViDan888
Спасибо Максим Владимирович!

BurN
...Ну и конечно его многочисленные копии и просто подражания со сквозными долами на других клинках, начавшие появляться как грибы после дождя во второй половине 19 века...

Вот и я, как начинающий подражатель, вознамерился.