Всем доброго дня.
Заранее предупреждаю, что по историческому ХО знаю очень мало, так, общие фразы.
Я иногда просматриваю эту ветку и на днях меня посетили такие размышления:
Я исхожу из того, что многое длинноклинковое ХО было разработано под определенную работу в определенных условиях. Конкретно я заинтересовался рукоятями. Если я смотрю на западноевропейские длинномеры, то большинство рукоятей состоят из дерева и различных металлов (например литые бронзовые или с намотанными цепочками). Иногда и кожа. А если посмотреть на японские мечи, в простонародье называемых катанами, то там вроде дерево покрытое шкурой ската и обмотанное шелковым или хлопковым шнуром.
Прошу не придираться к терминам, сейчас дело не в этом.
Так вот, как там было с гигиеной? Я, как пользователь обычных складных и нескладных ножей могу предположить, что после схватки кровь и другие соки поверженного противника достаточно хорошо можно убрать с оружия европейского типа. И с рукояти тоже. А как же с японцами? Мне представляется проблематичным убрать все остаки из под всех шнуров. А если их не убрать, то будет неаккуратно и начнет вонять и разлогаться.
Если судить по популяризируему образу аккуратных японцев, то мне кажется маловероятным пренебрежительное отношение к таким вещам. Собственно вопрос: Как с этим делом боролись? Я знаю, что рукояти у японских мечей снимались, следовательно можно было обмыть со всех сторон. А как же быть со шнурком? Его регулярно меняли?
Буду благодарен за пояснения.
С уважением
С моей точки зрения замена шнурков тоже является самым логичным. Но не факт, что так и было.
Потому и хотелось бы узнать. Просто я слабо себе могу представить, что после боя народ возвращался в лагерь и после непродолжительного отдыха собирали мечи и несли на перемотку. Тут, с моей точки зрения, со временем должны были или рационализировать, или положить на гигиену.
Может такое быть, что к одному мечу было несколько рукоятей? Тоесть, одной пока пользуешься, другие на перемотке.
Хотя правомерно ли подходить с современной позиции к тем временам, да еще и к другому народу?
------------------
Just for Fun
tortuga
Потому и хотелось бы узнать. Просто я слабо себе могу представить, что после боя народ возвращался в лагерь и после непродолжительного отдыха собирали мечи и несли на перемотку. Тут, с моей точки зрения, со временем должны были или рационализировать, или положить на гигиену.
во времена войн всех против вся - владельцы мечей жили недолго. И мечи были расходным материалом, при соответствующем качестве.
tortuga
Может такое быть, что к одному мечу было несколько рукоятей? Тоесть, одной пока пользуешься, другие на перемотке.
нереально
В общем, аккуратнее надо рубить.
во времена войн всех против вся - владельцы мечей жили недолго. И мечи были расходным материалом, при соответствующем качестве.Много мяса и крови, выживали хитрейшие 😊 Тут особо не до гигиены было.
В общем, аккуратнее надо рубить.В точку 😊
Там есть узел, каким закрепляется шнуровка; не слабоват ли он?Нет не слабоват, а очень да же крепок. Пальцами фиг развяжешь...
Ага, особенно если перед тренировкой пол в додзё моешь - за месяц рукоять бокена превратилась в такое, что взять противно, пришлось зашкурить по новой.
>Перед боем рукоять часто поливали водой для лучшего хвата.
Чтобы все детали разбухли, накаго не шатался и мэкуги не вываливалась. Как молоты в кузнице перед работой в ведре замачивают.
Если нет шнура, можно медную проволоку примeнить, такое тоже бывало. Выглядит красиво, только узел вязать ещё труднее.
На катане моя обмотка. Фучи и кашира тоже мои.
Вот на схемке: до этого этапа (картинка 1) все понятно и такому ежу, как ваш покорный слуга. Зато потом начинается вполне японская мистика. Если синий конец (картинка 2) вполне вменяемо за что-то цепляется и тянется куда надо, то красный (картинка 3) делает немыслимую петлю, про которую я и сказал "слабое место", потому что она ни за что не цепляется (на картинке окрашена эта петля), ничем не держится, и потяни сильнее за шнур - она тут же выскользнет. Вот этого я и не понимаю.
А по длине рукояток, какой длины они должны быть, чем определяется их длина, какими пропорциями относительно человека (типа, может быть, сколько хватов в длине должно умещаться, или подобные меры)?
По длине цука: вопрос одновременно и простой и сложный. Простой, потому что приобретя опыт в кэндо, иайдо, или похожих дисциплинах, вы сами все поймете. А сложный, потому что выбирая длину цука нужно (как по хорошему) учитывать такую кучу факторов, которую я пожалуй не смогу описать кратко. Если говорить в самом общем смысле - то фехтование требует овладения всего одним принципом - принципом работы с центром тяжести вынесенным за пределы тела. Сама сущность хорошего удара катана в том, что вы наносите не столько мечом, сколько телом. А цука играет здесь жутко важную роль посредника между телом и клинком. Хреновая цука - хреновый удар. Мастера привыкшие к разным мечам, могут корректировать динамику техники приемов применимо к заданному клинку, но это вопрос большой практики.
Учитывая ваш вопрос, я не могу дать ответ по существу(долго), а потому в качестве варианта могу предложить только так: если вы сообщите длинну клинка (целая и отдельно хвостовик до мунэмати) то я мог-бы порекомендовать длину цука. Но нужно помнить, что это будет рекомендация основанная на той технике которую я практикую и т.д.
Для танто значение будет 12,5см. но это скорее кодати, или вакидзаси, если угодно. Дифференцировать танто и кодати легко - по вертикальному удару сверху-вниз (тычковому) - если у вас в руках танто - получиться стандартный удар ножом в область ключицы. А в случае кодати, это будет прямолинейное движение подобное удару копьем. Разница между ножом и коротким мечом - это разница в рычаге рукояти при проведении определенных техник.
Нумминорих
кто-нибудь знает, или встречал инфу; интересует, на каких приспособлениях, с помощью чего японские мастера изготавливали шнуры? Какой-нибудь станок, приспособа?
Наблюдал в живую в Японии, как ткутся шнуры, пояса для кимоно, сами ткани для кимоно - в ручную, на станках из бамбука и на бамбуковых перфокартах!!!. Включая театральные занавесы размером с школьный спортзал.
Ткут мужики, половина ногтех на руках у них - по 2 см длиной и заточены как мелкая расческа, для особо тонких работ по поясам, где рисунок очень тонкий и в день ткется 3-5 см с утра до вечера.
А плоский шнур делает машина, все обыкновенно, основа и уток...
Нумминорих
Но шнур-то другой, там переплетение диагональю идет, и образует трубку;
точно не знаю, но ИМО - на страых мечах не должно быть никакой трубки.
http://images.google.com.ua/imgres?imgurl=http://www.n-p-s.net/image/repair/tsukamaki-11.JPG&imgrefurl=http://www.n-p-s.net/tsukamaki-1.htm&h=210&w=500&sz=47&hl=ru&start=4&tbnid=e nn2mCe8qnECLM:&tbnh=55&tbnw=130&prev=/images%3Fq%3Dtsukamaki%26gbv%3D2%26svnum%3D10%26hl%3Dru%26sa%3DG
тут еще посмотреть: обратите внимание на форму цука по второй ссылке.
перемещено из Историческое холодное оружие