Крепление рукоятки

papasha1
Позвольте изложить мнение дилетанта по вопросам, затронутым в темах "Господам-самураям вопрос..." и " Пара вопросов по танто".
Постараюсь быть кратким.
А) Мэкуги
1) Назначение -
- обеспечить надлежащее положение хвостовика в вырезе рукоятки
- обеспечить сжатие пакета хабаки - сэппа -цуба -сэппа между клинком и рукояткой
2) Принцип действия - запорный клин
3) Материал - прочный, твердый, нехрупкий. Используется металл, древесина(дуб, бук, вяз, самшит, :., бамбук), кость, рог и т.п.
4) Размеры. Прежде всего следует отметить, что диаметр отверстия в хвостовике, как правило, составляет примерно 6,5 мм, диаметр мэкуги меньше или значительно меньше.
Посмотрим на фото из темы "Господам-самураям вопрос...", я позволил себе использовать эти фото только для комментариев к ним.
Фото 1- мэкуги для сира-сая. При толщине рукоятки примерно 27 мм, диаметр мэкуги в месте контакта с хвостовиком - приерно3,5 мм.
Фото 2 - без комментариев
Фото3 - нормальный клин для хорошего изделия. Материал - вероятно, рог или древесина с лаковым покрытием сферических поверхностей, на боковой поверхности клина - риски (насечка) под углом к оси клина.



papasha1
5) Способ крепления - смотри эскиз.
Сира-сая - желательно, чтобы контакт мэнуки и хвостовика происходил по линии (принимая во внимание разницу в диаметрах клина и отверстия в хвостовике).
Сержант - мне кажется, что при сборке пакет сжимался при помощи некоего приспособления, потом по месту сверлилось отверстие, при этом заусенцы металла на выходе сверла впивались в древесину рукоятки (верхнее отверстие), металлическая корка рукоятки и дерево в какой-то мере связывались меду собой.
Как я понимаю, в отличии от нихонто, при сборке всего остального подобного возможно применение грубой силы.

Б) Рукоятка и хвостовик
Насечка ясури предназначена для увеличения сцепление дерева с металлом и, как я понимаю, наносилась, в первую очередь, именно с этой целью. Увеличить сцепление без изменения коэффициента трения можно путем увеличения давления. Давление дерева на металл хвостовика можно увеличить путем смачивания дерева, которое "распухнет". Желательно, чтобы дерево распухало внутрь, а не наружу, не растрескалось, не расклеилось и т.д.
Во избежание этих неприятностей на рукоятку наматывается тесьма с натяжением, то есть рукоятка из сухой древесины с намоткой уже представляет собой продукт, способный выдержать внутреннее давление. Кстати, сейчас обечайки ТТРД делаются именно способом намотки.
В) Разборка - последовательность действий.
1) Плоской частью какого-либо предмета вдавливаем выступающую сферическую часть мэкуги в рукоятку. Ни в коем случае не пользуйтесь всякими давилками, стержнями и т.п., направляя их ось по оси мэкуги. Этот стержень неизбежно ( когда-нибудь) соскользнет со сферы мэкуги и оставит неприглядную вмятину на поверхности рукоятки (особенно, если это сира-сая).
2) Расположив стержень (хотя бы от того молоточка, что изображен на фото 2 ) под углом к оси мэкуги, кончиком стержня вдавливаем мэкуги как можно глубже в рукоятку. Далее, как правило, проблем нет.
Г) Сборка
1) Обычно при начале сборки совмещение отверстий рукоятки и хвостовика выглядит так (см. рис. 1).

2) Берется инструмент (типа отвертки) подходящего диаметра с овальным сечением стержня, вставляется в отверстие, крутится и все стает на свои места. Боковая грань острия обычной "плоской" отвертки может оставит вмятину на древесине рукоятки, поэтому предпочтительно вышеуказанное сечение. Далее - клин, молоточек (если вам угодно) или плоская часть какого-либо предмета. Я думаю, что молоточки, давилки - что-то чуждое, но об этом потом. Это не относится к изделиям, у которых рукоятка насаживается тем же способом, которым лопата или вилы насаживаются на подходящую дубину, а в качестве мэкуги используются маленькие чурбачки, изготовленные плотником.

Д) О смачивании
С учетом вышеизложенного, думаю, что для надлежащего крепления хвостовика к рукоятке смачивание является нелишним и даже полезным. С этой целью мочить рукоятку снаружи не имеет смысла. Наверное, последовательность действий была такая - выдавил мэкуги (ничего там сложного нет), потянул рукоятку, стоит крепко - все в порядке, сдвинулась - налил жидкость в отверстие ( закрыв противоположное отверстие в рукоятке пальцем), подвигал рукоятку по хвостовику, вставил мэкуги. Жди :

Кстати, второго дня провел эксперимент. Заметил, что два моих клинка стали как-то подозрительно себя вести. Свободно выходили из ножен (сира-сая) и входили в ножны со стуком. Два раза мизинцем, смоченным водой, провел по каждой стороне устья ножен одного из изделий. Подождал 3 (три ) минуты. Проверил. Второй день хабаки одного клинка вставляется в ножны с нормальным натягом. Контрольный - со стуком (как и было).
Рукоятки нихонто делались и делаются из сухой древесины:
Заметим, что ржавчина в средней части хвостовика и в районе хабаки и цубы, как правило, не одинакова. Естественно, этому можно найти разные объяснения.


Версия
Предназначение когай (стилет, шило, гвоздь, инструмент для развязывания узлов на доспехе, метка на бездыханном теле противника, инструмент для поддевания отсеченной головы противника, если статус победителя или его оруженосца не позволял прикасаться к голове просто руками, метательное оружие, вари-когай - палочки для еды, ) пока не имеет убедительного объяснения. "О применении когаи в роли заколки для волос свидетельствует и древнее написание этого слова иероглифами волосы - чесать, стягивать. Характерными деталями когай является расширение к вершине и изящная шишечка на конце рукояти."
А.Г.Баженов "Экспертиза японского меча" стр. 139

Честно признаюсь, настоящий когай в руках не держал. Но, судя по всему, сечение иглы имеет форму эллипса (и, по моей версии, должно иеть форму эллипса). Прошу тех, кто видел этот предмет, подсказать.
Итак, версия - когай - универсальный инструмент, предназначенный в первую очередь для монтажа рукоятки. Одно из значений иероглифа - "стягивать".
Плоской частью когай или его "изящной шишечкой" продавливается мэкуги. Наличие шнура обмотки не мешает.
Пакет стягивается путем поворота стержня когай (сечение - рис. 5), вставленного в отверстие рукоятки, вокруг его оси.
Вот такая версия.
Выводы и предложения (из собственного опыта).
1. При осмотре изделия вокруг не должно быть никаких каменных, плиточных , стеклянных и т.п. полов.
2. Стол - то же самое.
3. Рукоятки и ножны (если нет надежных защелок) должны быть зафиксированы шнурами. Сира-сая - только в чехле, если хранится в доступном месте.
4. Сборка и разборка - как я предлагал.
5. Дефекты на изделиях, возникшие по собственной небрежности, может никто и не заметит, но самому себе они сразу бросаются в глаза и становится "мучительно больно".
6. Не размахивайте клинком в сира-сая.

С уважением,

Mower_man
papasha1
Фото3 - нормальный клин для хорошего изделия. Материал - вероятно, рог или древесина с лаковым покрытием сферических поверхностей, на боковой поверхности клина - риски (насечка) под углом к оси клина.

буйволиный рог, ИМО.

Va-78
"нормальный" - бамбук. Даже для национальных сокровищ. Остальное - частные вариации.
Nisa
версия - когай - универсальный инструмент, предназначенный в первую очередь для монтажа рукоятки

Интересная гипотеза.
НО...не на одном когай не видел следов от монтажа. Может быть просто не попадалось...

"Голая" гипотеза 😛
Хотя ОЧЕНЬ понравился ход мысли и изложение.

ishimo
Вот пришла идея, что когай использовалась для развязывания узлов.... да на чем угодно. 😊
GSR
"Характерная и очень заметная деталь монтировки «нихон-то» - размещение на ножнах
маленьких подсобных предметов: шпильки «когай» и ножа (скорее, ножичка) «когатана», иногда
неправильно именуемого «козука». Но об этом чуточку ниже. Вообще обычай комплекто-
вать ножны большого меча или кинжала дополнительным режущим предметом распространен
достаточно широко и ни в коем случае не является японской находкой. Например, многие
кавказские «кама» или длинные западноевропейские охотничьи кортики оснащены чем-то
подобным. Просто в нашем случае мы сталкиваемся с устойчивой традицией, которая без
видимых отклонений прослеживается чуть не до X века. Согласитесь, впечатляет! Так что же
это за предметы и каково их истинное назначение? Вначале давайте посмотрим:
Пресловутую, злосчастную «когай» отчего-то любят именовать то «стилетом», то «шилом»,
то «гвоздем». Это простительно, если учесть, что реальной потребности в ней не возникало на
протяжении 300 лет, ровно с тех пор, как самурайское воинство попрощалось с традиционными
доспехами. Но было время, когда без этого притуплённого «гвоздя» не мог обойтись ни один
буси, пожелавший одеть, а особенно - снять броню. Классический японский доспех, вне зависимости
от его типа и стоимости, крепился множеством крепких и толстых шнуров. Эта замечательная
система позволяла регулировать конфигурацию в широких пределах, бегать, прыгать
и плавать - но попробуйте развязать намокшие узлы! Как раз для расправы со шнуровкой
была придумана шпилька когай, хотя изобретательные витязи нашли для нее множество иных
применений. Поскольку (как правило, но не всегда) эти предметы несли на себе индивидуальные
знаки владельца, узорную железку можно было вонзить в голову или тело зарубленного
врага, чтобы уже после, в спокойной обстановке, документально подтвердить победу. Можно
было метнуть увесистую когай точно в глаз внезапно появившегося противника, и т. п. Некоторые
шпильки разделяются на симметричные половинки вдоль осевой линии («вари-когай» )
- и в руках предусмотрительного самурая оказываются сразу два тяжеленьких снаряда или
палочки для еды. В пределах устоявшейся формы внешний декор когай менялся широко, и
сегодня мы сталкиваемся с различными по качеству и стоимости экземплярами - от незамысловатых
спутников пехотинца до филигранных творений известных мастеров:
Крохотный нож «ко-гатана» («маленькая катана» ) служил чисто бытовым целям, а его
твердый и острый, как бритва, клинок мог заменяться по мере износа, так как не соединялся с
рукояткой намертво, а просто плотно входил в ее недра своим хвостовиком. Если оба предмета
изготавливались как «пара» (а чаще всего именно так и было), их дизайн был идентичным:


Размещалась когай в подпружиненном кармашке ножен всегда с внешней («омотэ» ) от
тела стороны. Большие цубы имели специальное окно «когай-ана», а маленькие - неглубокий
вырез, позволявший доставать шпильку без обнажения главного клинка."
(с)

Хорев. "Японский меч. Десять веков совершенства"

------------------
Не мсти детям, не учи тупых, не спорь со старшими и не прощай равных.

iss
О предназначении когай хорошо говорить шутками:

Говоря о практичности ниппон в части оружия, часто забывают - как неудобно порой есть двумя палочками 😊
Человек не совершенен, он двойственен, ему нужно целых 2 палочки, 2 руки, 2 ноги, 2 глаза, день и ночь, жизнь и смерть 😊
Зеркало расскажет о несовершенстве 😊
Мечь самурая - зеркало его, дух. Но дух тоже хочет есть 😊
Но даже совершенному духу неудобно есть одной палочкой 😊
Зато удобно есть двумя, когда вторая отражается в зеркале его 😊
А если не отражается - неудобно 😊
Сытый дух ярок лицом 😊

Иносказательный перевод аллегорий: 1. возможно, когай как-то использовался при правке или ежедневной доводки полировки клинка. 2. возможно, использовался при сборке катана (при этом не обязательно продевать когай в отверстие). 3. возможно, с его помощью можно было каким-то образом оценить степень повреждения клинка после боя или его чистоту после чистки. 4. возможно, его практическое предназначение утратилось, а ритуальное "внутреннее", необходимое для жизни клинка сохранилось 😊

Эт для разрядки.

papasha1
Уважаемый iss,

Возникли вопросы (из Ваших Текстов):
- что такое "ниппон"
- неудобно есть одной или двумя палочками ?
- кому неудобно есть палочками (одной или двумя) ?
- эти вирши Вы сами сочинили, или Муза навеяла ? Если Муза, не затруднит ли Вас сообщить ее координаты ? По каждому умозаключению.

- какое отношение ко всему этому имеет когай ?

Об остальном умолчу.

С уважением,



Александр_Андерсон
палочкой 1й есть почти никак 2мя удобо есть все кроме супа) и каши

ниппон- мне кажеться значит япония

Nisa
Александр_Андерсон, считаю если по теме сказать по существу нечего - лучше промолчать..., а не флудить
Tonydin
Очень интересно узнать, про еще один девайс, "умабари" - лошадиная игла, зачем он нужен? И я так понимаю, если в оправе школы "Хиго" была умабари, то без когаи как-то обходились?
Nisa
Умабари цельнометаллический, обоюдоострый вид оружия(ножик, в сечении треугольник). Использовался для пускания крови лошадям. Умабари встречался вместо ко-гатана.
snowbars
скажите, я правильно понял, рукоять крепится забиванием деревянного клина? и всё?
STFlex
скажите, я правильно понял, рукоять крепится забиванием деревянного клина? и всё?
Помимо мэкуги, рукоять сажается с небольшим натягом.
Другое дело, что в син-гунто вместо мэкуги болт с гайкой или же фиксация идет гайкой на конце рукояти, т.е. конец хвостовика переходит в небольшой цилиндр с резьбой (не помню где такое видел, но что видел это точно)
Va-78
когай как-то использовался при правке или ежедневной доводки полировки клинка
исключено. тем более, что когаи из закаленной стали - исключение, а обычно сплавы цвет. металлов, и даже дерево/рог/кость.
возможно, использовался при сборке катана (при этом не обязательно продевать когай в отверстие
не... тож спецовый инструмент для сборки/разборки есть.
возможно, с его помощью можно было каким-то образом оценить степень повреждения клинка после боя или его чистоту после чистки.
бис каметаф. Но фантазия хорошая. 😊
возможно, его практическое предназначение утратилось, а ритуальное "внутреннее", необходимое для жизни клинка сохранилось
Ритуал - это абсолютная форма политики. Применяется в качестве стабилизирующего инструмента в системах управления.
Sinrin
скажите, я правильно понял, рукоять крепится забиванием деревянного клина? и всё?

Тем не менее держится крепко, и позволяет в то же время без проблем разобрать оправу, чтобы, скажем полюбоваться на хвостовик с подписью известного мастера.

snowbars
спасибо!