бесконечная тема

Слепой Пью

просматривая старые номера 'Калибра', наткнулся вот на эту статью
коллеги, может кто-нибудь сможет дать компетентный комент?
от себя могу лишь добавить, что при последней перерегистрации, необходимость предоставления справок из психо- и невро- диспансеров не ставилась под сомнение (
может быть стоило сказать инспектору, что он не прав? ))



Всем владельцам оружия хорошо знакома процедура получения лицензий и разрешений: собираете справки из психоневрологического и наркологического диспансеров, медицинскую справку по форме 046, приносите фотографии, оплачиваете квитанции и получаете желаемое.
Вроде бы все правильно. Однако некий господин Р. Зямилов счел, что такой порядок противоречит здравому смыслу и праву.
Суть вопроса заключается в том, что справка по форме 046 уже в себе содержит обследование наркологом и психиатром, поскольку в законов "Об оружии" содержится требование о том, что лицо, претендующее на оружейную лицензию, не должно иметь психических заболеваний, а также страдать наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом.
Тем не менее, согласно пункту "г" статьи 22 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (известной также как приказ МВД ? 288), существует требование о том, что, что граждане России, которые приобретают гражданское оружие должны для получения лицензии на его покупку принести в милицию по месту жительства, помимо заключения медиков (вышеупомянутая справка по форме 046), еще справки из наркологического диспансера и психоневрологического диспансера, взятые также по месту жительства.
Поскольку господин Зямилов считает, что последние две справки не нужны и, по сути,дублируют справку 046, то данную норму Инструкции необходимо отменить.
Именно с таким иском он обратился в Верховный суд.
На состоявшемся судебном заседании ответчик (его интересы представляли два представителя МВД и представитель Генеральной прокуратуры не согласились с истцом на том основании, что в Законе "Об оружии" (28 статья), есть указание на то, что МВД может требовать с граждан и организаций документы, "необходимые для осуществления контроля за оборотом оружия", в число которых входят и справки НД и ПНД.
Рассмотрев доводы сторон, суд пришел к выводу, что в Законе "Об оружии" действительно не содержится прямого указания на данныесправки, а лишь медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием согласно нормам, принятым Минздравом РФ. В этих нормах также содержится требование осведетельствования претендента на оружие наркологом и психиатром, а значит, требование МВД незаконно.
Кроме того, суд отметил, что в Инструкции не содержится требований к форме справок из НД и ПНД, а такая неопределенность может ущемить права граждан. В ходе процесса сторона ответчика так и не смогла сформулировать этих требований.
Решением Верховного суда Российской Федерации от 24 июля 2003 г. признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт "г" пункта 22 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288, в части слов "справки из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства". Решение вступило в законную силу 23 сентября 2003 года.
Оценивая итоги этой поучительной истории, можно сделать сразу несколько выводов.
С одной стороны, отрадно, что правосознание наших граждан достигло именно той стадии, когда спорные вопросы решаются цивилизованным путем через легальные процедуры. Именно такой путь имеет будущее и это можно только приветствовать.
С другой стороны, хотя облегчение доступа к оружию теоретически не несет ничего страшного, но мы хорошо знаем практику вопроса.
Именно поэтому мы призываем: МВД, Минздрав и все другие заинте-
ресованные органы должны вместе тщательно проработать процедуру выдачи медицинского освидетельствования претендентов на оружие.
Конечно, это не должно означать, что человек сам должен бегать за справками из диспансеров - работу по проверке этих людей обязаны взять на себя медкомиссии, выдающие справки. В конце концов, именно так проводится проверка "на криминальность" в самом МВД: запросы о судимости и других компрометирующих материалах носят гриф "секретно", отсылаются по собственным каналам. Подавляющее большинство людей не видит эти бумаги.
Должна быть введена персональная ответственность врача за выдаваемую справку - в случае, если человек оказался психически больным, но получил "добро" на оружие у медиков, то этот врач должен быть наказан, вплоть до запрета заниматься профессиональной деятельностью в течение долгого времени.
Эти изменения должны быть абсолютно разумны, а механизм их принятия - прозрачен. Возможно, проект изменений о медицинском освидетельствовании нужно будет довести до сведения оружейной общественности, чтобы как следует обдумать и взвесить.
Создание "надежных" и разумныхправовых процедур в вопросе медицинского освидетельствования в конечном итоге нужно всем: как правоохранителям, так и владельцам оружия. Может показаться странным: какая польза от этого владельцам оружия? Ответ прост: во-первых, повысится качество медицинского осмотра, многие хлопоты медики смогут взять на себя, но, самое главное, прекратятся спекуляции некоторых политиков о том, что "медицинскую справку можно купить" и
Поэтому давать короткоствольное оружие гражданам нельзя.

finder00

Слепой Пью
просматривая старые номера 'Калибра', наткнулся вот на эту статью
коллеги, может кто-нибудь сможет дать компетентный комент?
от себя могу лишь добавить, что при последней перерегистрации, необходимость предоставления справок из психо- и невро- диспансеров не ставилась под сомнение (
может быть стоило сказать инспектору, что он не прав? ))

Все верно. Не нужны эти справки. Когда их требуют - произвол.

finder00

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 сентября 2003 г. N КАС 03-430

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Лаврентьевой М.Н.,
Анохина В.Д.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 23 сентября 2003 г. гражданское дело по заявлению Зямилова Р.В. о признании частично недействующим подпункта "г" пункта 22 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288 по кассационным жалобам МВД РФ и Министерства юстиции РФ на решение Верховного Суда РФ от 24 июля 2003 г., которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., представителей МВД РФ - Быченковой И.В., Министерства юстиции РФ - Обушенко Л.А., поддержавших доводы кассационных жалоб, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационные жалобы необоснованными, Кассационная коллегия

установила:

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 июня 1999 г. N 1814, утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 22 указанной Инструкции предусмотрено, что граждане Российской Федерации, впервые приобретающие газовые пистолеты или револьверы, огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства, сигнальное оружие либо приобретающие огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие в целях самообороны, для получения лицензий на их приобретение должны представить по месту жительства в орган внутренних дел медицинское заключение об отсутствии у заявителя противопоказаний для владения оружием, справки из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства.
Зямилов Р.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенного положения Инструкции не действующим в части, касающейся необходимости представления справок из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства.
В обоснование заявленного требования Зямилов Р.В. сослался на несоответствие оспоренного положения федеральному закону и нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконно обязанного представлять справки из указанных учреждений.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене судебного решения по мотиву неправильного применения судом норм материального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Признавая незаконным подпункт "г" пункта 22 Инструкции в части возложения на граждан России, впервые приобретающих газовые пистолеты или револьверы, огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства, сигнальное оружие либо приобретающих огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие в целях самообороны (для получения лицензий на их приобретение), обязанность по представлению по месту жительства в орган внутренних дел помимо медицинского заключения об отсутствии у заявителя противопоказаний для владения оружием еще и справок из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства, Верховный Суд РФ пришел к обоснованному выводу о том, что оспоренное положение Инструкции противоречит Федеральному закону "Об оружии".
Так, в соответствии с ч. 12 ст. 13 приведенного Закона для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации, а также другие документы в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 9 Закона.
Согласно же ст. 9 названного Федерального закона заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные и регистрационные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные данным Федеральным законом документы.
Указанные нормы Федерального закона давали Верховному Суду РФ основания для вывода о том, что при наличии предусмотренной законом обязанности по представлению гражданами (желающими получить лицензию на приобретение оружия) в орган внутренних дел медицинского заключения, которое должно содержать выводы комиссии по вопросу о противопоказаниях к владению оружием, в том числе и связанных с психическим заболеванием, алкоголизмом и наркоманией, предписание для представления в органы внутренних дел и справок из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства Министерство внутренних дел РФ неправомерно возложило оспоренную заявителем приведенную выше обязанность.
Поэтому Кассационная коллегия не может согласиться с доводом в кассационных жалобах о том, что МВД РФ вправе было установить в Инструкции такую обязанность на основании ст. 28 Федерального закона "Об оружии" и ст. 11 Закона РФ "О милиции", предусматривающих право органов внутренних дел требовать представления соответствующих документов и справок, в частности для осуществления контроля за оборотом гражданского и служебного оружия.
Такой вывод подтверждается, как это совершенно обоснованно отметил Верховный Суд РФ в своем решении, и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 сентября 2000 г. N 344 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия", который, как следует из его преамбулы, принят в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
Названным Приказом установлен порядок освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия и утверждена учетная форма N 046-1 "Медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина для выдачи лицензии на право приобретения оружия".
Медицинское освидетельствование осуществляется в лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих медицинскую помощь гражданину на постоянной основе (по месту жительства либо работы или по договору обязательного медицинского страхования).
В освидетельствовании принимают участие врач-терапевт участковый с привлечением имеющейся медицинской документации, а также специалисты - психиатр, нарколог, окулист. В случае отсутствия специалистов в данном медицинском учреждении привлечение их осуществляется на договорной основе.
Заключение специалистов утверждается клинико-экспертной комиссией медицинского учреждения и скрепляется печатью.
Из Примечания к данному Приказу следует, что наличие противопоказаний для получения лицензии на приобретение оружия врачами определяется исходя из перечня заболеваний, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", которое предусматривает, что лицензии на приобретение оружия не выдаются гражданам Российской Федерации при наличии у них хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или частично обостряющимися болезненными проявлениями; больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.
Согласно же пункту 6 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 284, Министерство здравоохранения Российской Федерации разрабатывает и утверждает выдачу в установленных законодательством Российской Федерации случаях соответствующих заключений при лицензировании отдельных видов деятельности.
При изложенных обстоятельствах довод в кассационных жалобах о неправильном применении Верховным Судом РФ норм материального закона нельзя признать обоснованным.
Несостоятельна и ссылка в кассационных жалобах на подпункты "а" и "б" п. 24 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814), согласно которым лицензии на приобретение оружия не выдаются гражданам Российской Федерации при наличии у них хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.
Как отмечено выше, вопросы наличия либо отсутствия этих заболеваний должны разрешаться именно медицинской комиссией и отражаться в соответствующем заключении, что прямо следует из содержания ст. 13 Федерального закона "Об оружии".
По изложенным мотивам кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2003 г. оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства внутренних дел РФ и Министерства юстиции РФ - без удовлетворения.

Слепой Пью

аминь!!!