По-моему, неплохая идея.

Gambler

Может вам (жителям России - участникам форума)стоит попробовать пролоббировать организацию своего собственного ДНД? Письмецо может какое послать Путину или еще что-то в этом роде.

Вот статья, которая мне показалась любопытной:
Добровольные дружины как асимметричный ответ террористам
Главные вопросы эффективности "народной стражи" - выдавать ли оружие, и если да, то каким категориям граждан

Иван Преображенский
14 сентября 2004

Читайте сюжет: Гражданское сопротивление терроризму
[версия для печати]

На расширенном заседании правительства РФ в понедельник Владимир Путин объявил о значительных изменениях, которые предполагается произвести в системе государственной власти России в целях ее укрепления. Среди радикальных политических инициатив и громких назначений практически незамеченным осталось предложение Владимира Путина о воссоздании 'добровольных народных дружин', которое в реальности могло бы стать одной из главных мер в деле борьбы с терроризмом.

Надо отметить, что инициатива воссоздания народных дружин не нова. Подобные предложения уже высказывались за последние годы. В частности, предполагалось не только вновь их создать, но и снабдить полномочиями, практически равными милицейским, и даже вооружить. Тогда эта идея не вызвала одобрения у большей части общества и была тихо 'похоронена'. Зачем же вновь озвучивать ее сейчас, наряду с такими радикальными мерами, как коренное изменение системы государственной власти в стране? Чем воссоздание добровольных народных дружин может повлиять на борьбу с терроризмом в России? Ведь, по сути, дружинники существовали при Советском Союзе и никак особо себя не проявили.

Однако в ситуации, когда государство вынуждено бороться с терроризмом, необходимо посмотреть по-новому и на возможность воссоздания народных дружин. Очевидно, что так называемый международный терроризм не является, в отличие от государства, организацией формальной. Для того, чтобы его победить, недостаточно уничтожить 'руководителей террора' или захватить столицу, которой у преступников нет. У террористического интернационала и его российского ответвления нет гимна или флага, который можно захватить, или регулярной армии, которую можно разгромить при помощи современного оружия. Нет даже четкой агентурной сети, как у международных разведок, которую можно было бы раскрыть и уничтожить.

При этом структура современного государства, в частности России, изначально предполагает возможность защиты граждан лишь от любого другого зарубежного государства, либо же одного гражданина страны от другого. А вот защита от терроризма - функция для государства принципиально новая. Для того, чтобы научиться эту задачу решать, могут потребоваться годы, и это будут годы опыта и новых и новых жертв. Значит, современное государство в борьбе с терроризмом оказывается малоэффективно. Это подтверждает и американский опыт, когда на теракты 11 сентября США ответили крупномасштабными, но малоэффективными в плане уничтожения инфраструктуры террора военными действиями в Афганистане и Ираке.

Значит, для борьбы с неформальной структурой террора удобнее прибегать к средствам столь же неформализованным. И тут возможны варианты. Например, этнические или этно-религиозные чистки. К ним прибегали в Средние века, например, на Ближнем Востоке, где с 12 века действовала секта 'исмаилитов' или 'ассасинов' (по созвучию с 'гашишин' - от слова гашиш, которым они обкуривались перед 'операцией'). Последователи этой секты в тот исторический период активно практиковали убийства своих противников. Убийцами бывали специально подготовленные смертники, то есть те, кого сегодня назвали бы 'шахидами'. Для борьбы с исмаилитами мусульманские правители того времени использовали в основном наиболее эффективное средство - народ. После очередного убийства толпы жителей города, опасаясь возможного наказания правителем и при этом гораздо лучше стражников осведомленные о местах проживания исмаилитов, устремлялись по улицам, сжигая дома и убивая людей, попавших под подозрение.

Однако сегодня очевидно, что подобный способ решения проблемы неприемлем - взрыв ксенофобии и погромы не могут быть оружием современного демократического государства, которое должно стремиться защитить права всех без исключения своих граждан.

Есть и еще один способ - это борьба с терроризмом 'гражданского общества' как единого целого, как некоего неформального организма, который бы помогал власти и правоохранительным органам, направлял бы их и в то же время контролировал. Однако, как известно, в России гражданского общества, по крайней мере, в западном понимании на сегодня нет. Значит, нам не годится и этот способ. Ведь для построения гражданского общества нужны десятилетия, а столько времени у России, уже подвергшейся полномасштабной террористической атаке, - нет.

Однако есть и другой способ - это как раз создание добровольных народных дружин. Так же как и просто толпа, они обладают достаточными знаниями для поиска в своем районе, дворе, селе и городке потенциальных террористов. Однако 'добровольные дружинники', в отличие от толпы, не нацелены на то, чтобы вершить самосуд. Их задача - уберечь свои дома и детей, а не уничтожить террористов всех до единого. Вероятно, этот фактор и учитывался Владимиром Путиным при выборе именно этого средства 'асимметричного ответа' терроризму.

Но и при воссоздании народных дружин перед государственной властью встает много трудностей. В первую очередь, это вооружение. Дадут ли народным дружинникам право на ношение оружия, и если да - то должны ли они будут покупать его сами или получать, как и сотрудники правоохранительных органов, табельные "стволы".

Думается, что на первый вопрос ответ может быть только утвердительным - 'добровольные народные дружинники' должны иметь огнестрельное оружие. В противном случае они не будут представлять из себя силы, способной на местном уровне противодействовать терроризму и защищать своих близких. В безоружные 'дружины' вряд ли пойдет кто-то кроме пенсионеров, поскольку пользы от красной повязки на рукаве - немного. Конечно, есть много противников разрешения гражданам пользоваться оружием, на том основании, что им могут воспользоваться криминальные элементы. Однако очевидно, что криминал у нас и так вооружен, пусть и нелегально, а вот обычные граждане не имеют никаких средств защиты.

Значит, дружинники должны быть вооружены - но как? Очевидно, что в современной России, где даже сейчас не так сложно приобрести разрешение на ношение оружия - были бы деньги, доверять правоохранительным органам выдачу оружия дружинникам рискованно. Значит, необходимо придумать некий другой метод вооружения. Например, разрешив к продаже лишь несколько видов боевого огнестрельного оружия, позволить легально покупать его. Причем, желательно, чтобы оно продавалось за довольно приличные деньги лишь людям с определенным образовательным и имущественным цензом. То есть тому самому пресловутому, пока не слишком многочисленному среднему классу, который не заинтересован в дестабилизации обстановки и которому есть что терять. Мелкий буржуа или мещанин, как известно, - наиболее консервативная часть общества в любой стране и при этом наиболее прочная опора власти. Этим людям можно доверить оружие и не опасаться, что они будут применять его для собственной выгоды, а не для защиты своих детей. Разумеется, предложенная система не идеальна, и в процессе реализации может потребовать значительной корректировки, однако вряд ли есть другой легальный способ вооружить народные дружины.

Помимо необходимости снабдить дружинников оружием есть и другие проблемы. Например, оплата их работы. Должна ли она производиться или нет? Если да - то кто будет им оплачивать потраченное время? Думается, что в этом случае необходимо брать пример с Израиля, уже давно ведущего борьбу с терроризмом. Дружинники либо должны вообще не получать никакого содержания - поскольку государство доверило им защищать свои дома и детей, а за это денег не берут; либо же им могут что-то выплачивать по своей инициативе жители охраняемого района, села или улицы.

И, наконец, необходимо иметь в виду, что государство должно именно разрешить и простимулировать создание народных дружин, а не строить эту систему сверху, сразу же превращая ее лишь в один из формальных винтиков борьбы с терроризмом и тем самым лишая гибкости и эффективности. При этом работу народных дружин государственные органы должны так или иначе контролировать, с тем чтобы эти вооруженные формирования не вышли из-под контроля в момент кризиса.

Если все это удастся реализовать, Россия сможет из казалось бы не слишком серьезной организации 'добровольных народных дружин' создать надежную неформальную систему, способную бороться с терроризмом его же методами, при этом не преступая закон.