О перспективах развития российских ВВС

swan49

«КРАСНОЗВЕЗДНАЯ» АВИАЦИЯ РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ
Центр АСТ
06.08.2012
Air International, May 2012
Андрей Фролов

В статье известного эксперта по отечественной авиации Александра Младенова анализируется состояние и перспективы российских ВВС, причем в качестве информационного повода взята одно из последних интервью бывшего главкома ВВС Александра Зелина, данное им 16 марта 2012 года.
На наш взгляд, статья в Air International представляет собой развернутый комментарий к интервью, и фактически является «заметками на полях». Александр Младенов в своей статье «реконструирует» то, о чем главком умолчал или по каким-то причинам не сообщил. Не менее интересны и оценки автора относительно тех или иных отечественных авиационных платформ.
Наконец, материал ценен тем, что позволяет оценить ход мысли зарубежных авиационных экспертов относительно состояния и перспектив развития отечественной авиации.

Российские ВВС переживают наиболее глубокую трансформацию своей структуры в постсоветский период, в ходе которой стараются как минимум уйти от организации, застывшей на уровне эпохи Холодной войны, и соответствующего уровня мышления. Одновременно с этим ВВС приступили к реализации крупных программ по закупке вооружений, при этом данной род войск стремительно обновляет свой парк и пополняет склады новейшими управляемым системами вооружения. Ускоренные закупки были облегчены ростом военных расходов, которые финансируются за счет роста цен на нефть и газ на мировом рынке. В последние годы этот рост способствовал резкой активизации многих программ закупки российских самолетов, которые до этого практически не двигались с места из-за систематического недофинансирования.

Первым делом фронтовая авиация

Динамичный процесс в области закупок ВВС наиболее ярко проявляется в обновлении фронтовой авиации, где сразу несколько типов самолетов одновременно либо поступают на вооружение, либо проходят государственные испытания перед началом полномасштабного производства. Су-34 является первым тактическим самолетом нового поколения, поступившим на вооружение российских ВВС в значительных количествах, а Су-35С и Т-50 все еще проходят испытания.
Генерал Зелин в своей статье признал, что подписаны контракты на поставку 92 Су-34, за которым последуют новые заказы. Это доведет число Су-34 до 120-140 самолетов, и к 2020 г. Су-34 полностью займет место Су-24М/Р. Кроме 7000-й авиационной базы Воронеж-Балтимор (Западный военный округ) и 4-го Государственного центра боевой подготовки и подготовки летного состава в Липецке, по словам А. Зелина, Су-34 также должны поступить на вооружение 6988-й авиационной базы в Хурбе (Восточный военный округ), 6980-й АБ в Челябинске-Шагол (Центральный военный округ) и 6972-й АБ в Крымске (Южный военный округ).

Новые ударные возможности

В настоящее время ведется работа по приданию Су-34 новых возможностей, которые позволят российским ВВС получить реальную способность к реализации сетецентрической концепции командования и управления (command and control, C2). Кроме того А. Зелин дал понять, что на вооружение Су-34 может поступить новая крылатая ракета большой дальности, оснащенная ядерной БЧ. Таким образом, этот самолет дополнит стратегические бомбардировщики, а именно дальние бомбардировщики Ту-22М3. Главком признал, что на менее трех новых ракет вскоре дополнят арсенал Су-34. Это ракета воздух-земля (вероятно, Х-38), противорадиолокационная ракета большой дальности (Х-58УШКЭ) и противокорабельная ракета (Х-31ПД и/или Х-35УЭ).
Генерал А. Зелин также озвучил число модернизированных бомбардировщиков Су-24М. На российском Дальнем Востоке имеется 24 бомбардировщика Су-24М2 (6988-я АБ в Хурбе). Кроме того, не менее 17 бомбардировщиков, модернизированных по альтернативной программе, известной как СВМ-24 (прицельный комплекс самолетов оснащаются новой авионикой, которая повышает точность неуправляемого вооружения), имеются на вооружении 7000-й АБ в Морозовске и 4-го ЦБП и ПЛС.

«Супер Су-27» и его последователи

В дополнение к имеющемуся контракту на приобретение 48 истребителей Су-35С, подписанному в августе 2009 г., А. Зелин сообщил, что за ним последует очередной контракт на 48 Су-35С. Четыре самолета уже поставлены заказчику и в настоящее время участвуют в программе государственных летных испытаний.
Парк самолетов также расширится за счет 30 истребителей Су-30СМ, заказанных в марте 2012 г., со сроком поставки в 2013-2015 гг. Двухместные Су-30СМ оснащены двигателями с изменяемым вектором тяги и лучше всего подходят для подготовки летчиков строевых полков (включая тех, кто будет пилотировать истребители Су-35С и Т-50) расширенной тактике боевого применения.
Обе модификации Су-27 дополнят истребитель завоевания господства в воздухе пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), 60 экземпляров которого планируется закупить. Эти закупки будут финансироваться нынешней Государственной программой вооружения, и их планируется завершить к 2020 году.

МиГ-31

МиГ-31 остается важным и мобильным элементом системы ПВО. По словам А. Зелина, в ВВС числится 252 МиГ-31, но только 100 из них предполагается сохранить в боевом составе. Большинство, если не все из них, будут модернизированы в вариант МиГ-31БМ (включая несколько МиГ-31ДЗ и МиГ-31БС с системой дозаправки в воздухе, а также МиГ-31Б, у которого подобная система отсутствует), на котором будет установлена модернизированная РЛС, обладающая увеличенной дальностью обнаружения. В РЛС также будут добавлены новые режимы работы, новое оборудование пилотской кабины, а также новые ракеты «воздух-воздух», включая сверхдальние К-37М (с дальностью более 222 км) и Р-77-1 с активной ГСН. Главком также сообщил, что ВВС разрабатывают новую концепцию применения МиГ-31, которая предусматривает его частое перебазирование на неподготовленные передовые или гражданские аэродромы на территории всей России, но в первую очередь на Дальнем Востоке и Крайнем Севере.
В ходе подобных передислокаций в удаленные регионы, которые позволят закрыть «бреши» в системе ПВО, МиГ-31БМ используется автономно без поддержки наземных служб контроля воздушного пространства, используя собственную мощную РЛС, усовершенствованную систему обмена данных и совершенное навигационное оборудование.

Структурные изменения

Говоря о регулярной подготовке летчиков российских ВВС, А. Зелин отметил, что дефицита горючего, который был частным явлением в 1990 и 2000-х гг., нет. На сегодня летчики должны иметь годовой налет на уровне 100 часов, и в ближайшем будущем этот показатель планируется увеличить до 130 часов. В 2011 г. общий налет в ВВС достиг 340000 часов, а средний налет на летчика составил 90 часов. Говоря о системе мотивации и усилиях по сохранению подготовленного летного состава, А. Зелин упомянул о существенных переменах в системе выплаты жалования, введенной в начале 2011 г., которая привела к трехкратному росту зарплат.
С 2009 г. ВВС испытали ряд структурных реформ, которые имели в виду ликвидацию существующей командной структуры и созданию абсолютно новой системы управления с новыми штатами. В середине 2011 г. фронтовая авиация российских ВВС (разделенная на четыре подвида: истребители, фронтовые бомбардировщики, разведывательные и ударные самолеты) и части армейской авиации вместе с ее региональными командными структурами ВВС были переданы под оперативное командование вновь созданным военным округам (Западный, Центральный, Восточный и Южный). Эти военные округа являются командными структурами, которые действуют в качестве регионального командования над всеми вооруженными подразделениями; в военное время они трансформируются в стратегические объединенные командования. В то же время, по словам А. Зелина, развитие ВВС, регулярная боевая подготовка и обслуживание остается в компетенции ВВС.

oktagon

swan49
На сегодня летчики должны иметь годовой налет на уровне 100 часов, и в ближайшем будущем этот показатель планируется увеличить до 130 часов.

Для пилотов стран НАТО минимальный годовой налет на любом виде самолета 180 часов/год. Для КВС ВТА 300 часов минимум, для пилотов аппаратов высокой маневренности (истребители, штурмовики, фронтовые момбардировщики итд) минимум значительно выше, но как правило действующий летный состав имеет годовой налет 2+ минимума ( в США).

Mr.Woland

год назад был доклад, что только летчики палубной авиации США имеют средний налет за 150 часов.
Остальные вынужденны сокращать время полетов из-за экономии ресурсов.
Так-же в связи с сокращением времени налета авиации нац гвардии уменьшено количество пилотов, направляемых на переподготовку.

По поводу авиации НАТО. Франция - пиковый налет в 170 часов ЕМНИП. У остальных - сокращение расходов и падение ( например Италия) до 100 часов.

swan49

ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ РФ ОСТАЕТСЯ БЕЗ БУДУЩЕГО: ЛЕТЧИКИ БЕГУТ ИЗ ВВС ИЗ-ЗА ОБМАНУТЫХ ОЖИДАНИЙ

Вторник 7 августа 2012, 12:40

Из Военно-воздушных сил России в массовом порядке увольняются молодые летчики, не прослужившие даже года в армии. Причиной для ухода в отставку свежих кадров стало невыполнение командованием обещаний по выплате денежного довольствия, рассказал газете "Известия" источник в ВВС. По его данным, из 80 молодых летчиков, поступивших на службу в прошлом году, почти 60 уже начали процедуру увольнения. По мнению экспертов, если не принять срочных мер, к 2015 году армию покинут около 70% нынешнего боевого состава пилотов, что станет катастрофой для отрасли.

Один из увольняющихся военных - пилот Су-25 - поведал "Известиям", что при зачислении на службу летчикам была обещана с этого года зарплата в размере 100 тыс. рублей в месяц. Однако в действительности пилотам выплачивали всего по 60 тыс. рублей. С учетом изменившихся норм летных часов ситуация в ближайшее время станет еще хуже, пояснил летчик: тем, кто налетает меньше 100 часов, будут платить не более 37 тыс. рублей. Источник признался, что при такой постановке вопроса он лучше уволится из армии и пойдет в гражданскую авиацию, где средняя зарплата пилота составляет около 240 тыс. рублей.

По словам пилота, 70% зарплаты строевого летчика составляет надбавка за особые условия службы и премия за добросовестное исполнение обязанностей. Эти деньги начисляют только тем, что налетал 100 часов в год. И если для пилотов транспортных самолетов такая норма не представляет сложности из-за протяженности выполняемых ими маршрутов, то летчикам ВВС, летающим по 20-30 минут для совершения боевой задачи, выполнить ее трудно. Как выяснилось, в боевых эскадрильях молодых летчиков вообще не так часто пускают за штурвал, а на их освободившихся часах зарабатывают опытные пилоты.

К проблемам с зарплатой у летчиков ВВС добавились и другие, связанные с дополнительными расходами. С этого года отменен бесплатный проезд к месту проведения отпуска, сокращены программы медобслуживания для семьи, больше не выдают бесплатную летную форму. В гражданской же авиации пилота ждет не только высокая зарплата, но и бесплатное медицинское обслуживание, бесплатные перелеты в любую точку, возможность взять ипотеку со льготными условиями.

В итоге молодые летчики спешат уволиться из армии единственно возможным способом - списанием по состоянию здоровья. По данным "Известий", с начала этого года непригодными по стране воздушно-летными комиссиями были признаны около 300 военных летчиков, в том числе 60 пилотов, закончивших летное училище в 2010-м и 2011 годах. В прошлом году свежих кадров, не прошедших комиссию, было в несколько раз меньше.

Так как по состоянию здоровья ежегодно списываются и опытные летчики, уже через три года в этой военной отрасли может сложиться катастрофическое положение, предупреждают специалисты.

Впрочем, некоторые эксперты считают, что уже сейчас российская авиация, в том числе военная, в тяжелом кризисе. Так, в середине июля комиссия Общественной палаты по проблемам национальной безопасности обратилась с письмом к президенту Владимиру Путину, в котором просила главу государства помочь отрасли выйти из тупика.

Комиссия установила, что качество и организация подготовки летного состава, а также условия труда и быта летчиков не отвечают современным требованиям и значительно отстают от мировых стандартов. В том числе и по этой причине Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству летных происшествий и катастроф, указывали члены ОП.

О том, что в настоящее время разрушена система подготовки летчиков, инженеров и специалистов по Военно-космической обороне, говорил в прошлом месяце и дважды Герой СССР, генерал-майор авиации, летчик-космонавт Алексей Леонов.

По его мнению, Министерство обороны допустило ошибку, фактически ликвидировав несколько прославленных летных училищ. Так знаменитый космонавт прокомментировал объединение Академии им. Жуковского с Военно-воздушной академией им. Гагарина и последующую передачу подготовки курсантов в ВАИУ - Военный авиационный инженерный институт в Воронеже. Кроме того, Леонов отмечал ухудшение отношения к космонавтам со стороны властей - у многих нет даже своего жилья. (NEWSru.com)

oktagon

Mr.Woland
год назад был доклад, что только летчики палубной авиации США имеют средний налет за 150 часов.
Остальные вынужденны сокращать время полетов из-за экономии ресурсов.
Так-же в связи с сокращением времени налета авиации нац гвардии уменьшено количество пилотов, направляемых на переподготовку.
По поводу авиации НАТО. Франция - пиковый налет в 170 часов ЕМНИП. У остальных - сокращение расходов и падение ( например Италия) до 100 часов.




Я привел официальные данные. Исходя из того, что мне надо налетывать 40 часов /г для поддержки моего сертификата для типа, плюс инструменталка, я не вижу ничего сстранного.

swan49

МИНОБОРОНЫ НЕ ХОЧЕТ БРАТЬ НОВЫЙ ИЛ-476

Алексей Михайлов, Известия
29 августа 2012 года

Военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А (больше известен как Ил-476), закупки которого планируется начать в октябре этого года, не отвечает требованиям ВВС России. Об этом рассказал «Известиям» источник в Минобороне. По его словам, на самолете не установлено необходимое для выполнения боевых задач бортовое оборудование.

- В 2010 году Военно-воздушные силы сформировали два тактико-технических задания «Кузнецк» и «Кузнецк-2». «Кузнецк» - это проект модернизации уже существующего парка Ил-76 до уровня Ил-76МДМ, а «Кузнецк-2» - создание нового самолета. Однако впоследствии его подогнали под уже построенный Ил-76МД-90А, - пояснил собеседник «Известий».

При этом он подчеркнул, что у самолета нет нескольких важных систем, прописанных в техзадании: оборудования постановки активных и пассивных помех, кормовой огневой точки, системы полета строем, системы предупреждения о применении оружия. Кроме того, в компановку самолета должно входить погрузочно-разгрузочное оборудование для сброса грузов с многокупольными парашютными системами.

- Отсутствие этих систем делает Ил-76МД-90А непригодным для эксплуатации в ВВС России. По сути, мы получаем обычный коммерческий транспортник. Без боевых систем самолет становится уязвим для зенитных комплексов, атак авиации, - пояснил собеседник «Известий».

При этом он подчеркнул, что все эти системы должны быть интегрированы в бортовое оборудование самолета.

- Если на истребитель или штурмовик станцию радиоэлектронной борьбы (РЭБ) можно установить на внешнюю подвеску, то на Ил-476 ее придется прятать внутри корпуса. В уже готовом самолете для нее придется искать место, изменять центровку, подводить дополнительные линии питания и управления. Поэтому такие вещи обычно проектируются вместе с самолетом, а не как сейчас - самолет отдельно, системы отдельно, - продолжил этот же «Источник».

В корпорации «Ильюшин» «Известиям», в свою очередь, пояснили, что окончательное техзадание на самолет еще не получили.

- Министр обороны Анатолий Сердюков подписал ТТЗ 31 июля 2012 года - меньше месяца назад. Мы его еще не получили. Поэтому упрекать корпорацию в том, что самолет не соответствует требованиям военных, бессмысленно, требования появились уже после того, как самолет был построен, - пояснил представитель АК «Ильюшин».

Он добавил, что система радиоэлектронной борьбы, на отсутствие которой пеняют военные, будет разработана лишь в 2013 году.

- ОКР «Вторжение», по которым создается этот комплекс, будут завершены в 2013 году. Конечно, мы могли бы остановить строительство самолета и подождать систему, но это бессмысленно. Любая система интегрируется в бортовую электронику самолета на месяц-полтора, - пояснил представитель авиакорпорации.

Он добавил, что испытания самолета будут проходить в два этапа - сначала будут подтверждены летно-технические характеристики (ЛТХ) самолета, затем испытана работа самолета с новым оборудованием в соответствии с техзаданием Минобороны. Завершение госиспытаний намечено на начало 2014 года, тогда же в ВВС должны поступить первые две машины.

Всего в рамках Госпрограммы вооружений ВВС России должны получить до 2020 года 41 Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90 (так называемый Ил-476). Помимо этого будут модернизированы 43 самолета Ил-76, которым заменят оборудование, поменяют двигатели и продлят ресурс лет на 10-15.

По словам представителя ВВС России, большинство машин, которые есть в парке Минобороны, имеет остаточный ресурс 20-30 лет, а их модернизация до уровня Ил-76МДМ в три раза дешевле нового самолета.