Авиационное чудо-оружие СССР в ВОВ

marafonec

Предлагаю тему без всякого там.
Чистая информация с минимумом комментариев. Ибо для победы, для уменьшения потерь или увеличения эффективности авиационного вооружения делалось все.
Многое сейчас кажется нелепым.
Но скептикам и хулителям этих девайсов хочу предложить создать и применить что-либо самому.

marafonec

Авиационная граната АГ-2

В ГСКБ-47 под руководством А.Ф.Турахина разработали необычный боеприпас - авиационную гранату АГ-2. Этот боеприпас предназначался для защиты самолетов-штурмовиков от нападения истребителей противника со стороны нижней части задней полусферы. Граната представляла собой сферический металлический корпус, отлитый из сталистого чугуна и снаряженный 80 граммами смеси К-2 и оснащалась тормозным парашютом. Парашют укладывался в специальную цилиндрическую коробку, которая жестко крепилась на соединительной втулке взрывателя (трубке ударного механизма). При сбрасывании боеприпаса, легкая жестяная крышка парашютной коробки, скрепленная с полюсным кольцом парашютного купола, срывалась вследствие аэродинамического удара, приводила к открытию парашюта и выдергивала боевую чеку. Под действие тормозных парашютов, гранаты отставали от самолета на безопасное расстояние и взрывались. При этом образовывалось до 100-130 осколков с радиусом сплошного поражения 8-10 метров. Отдельные осколки корпуса боеприпаса разлетались на дальность до 40-50 м. За основу взрывателя конструкторы взяли запал для ручных гранат УЗРГ. Согласно специфическим требованиям его доработали - уменьшив время замедления с 6 сек. до 3-4.

С самолетов Пе-2, Ил-2 и Ил-10 авиационные гранаты применяли сериями по 2-3 штуки, как в горизонтальном полете, так и при пикировании под углами до 30?. При скорости самолета 270 км/ч в горизонтальном полете АГ-2 отставали по высоте на 40-55 м и по дальности - на 220-280 м. Для защиты верхней части задней полусферы боеприпасы сбрасывали при пикировании носителя, что гарантировало их разрывы на дальности 280-320 м позади самолета, но с превышением в 50-100 м. Для применения гранат требовалось подпустить истребитель противника на 400-500 м. Однако использовать АГ-2 требовалось весьма осторожно и грамотно, чтобы не причинять урон в строю своим самолетам. При атаке противником группы самолетов гранаты разрешалось применять только экипажу замыкающей машины и с учетом положения 'соседей' в строю.

marafonec

"Огненный ёж" на Ту-2

Lopar

Платформа с автоматами ППШ себя не оправдала. Не тиражировалась.

marafonec

Lopar
Платформа с автоматами ППШ себя не оправдала.
Потому и Чудо - оружие. Или Чудо надо в кавычки взять? Хотя те же АГ оказались (причитал мемуары некоторые) довольно эффективным оружием.

Вут

А-7 подходит?


Samson67

Крылья Танка можно вспомнить...

george_gl

http://alternathistory.livejournal.com/830477.html

не конкретно про эти образцы, а про идею...

Lopar

Вут
Вахмистров забыли!
Даже применяли: http://www.airpages.ru/ru/tb3.shtml

marafonec

Лишнее потер.
Применение ПТАБ

Вут

Ух ты, Даже не знал, что птабы в яки вешали.

4V4N

Як-9Б.

4V4N

Тоже был немало удивлён.

4V4N

Был немало удивлён.

4V4N

Не авиация, но против неё.
http://billionnews.ru/war/1893-maskirovka-kremlya.html

marafonec

Вут
птабы в яки вешали

18 июня 1942

Приказ Народного Комиссара Обороны Союза ССР ? 0496 от 18 июня 1942 г. о применении истребительной авиации на поле боя в качестве дневных бомбардировщиков


Приказ
Народного Комиссара Обороны Союза ССР
? 0496 от 18 июня 1942 г.
о применении истребительной авиации на поле боя в качестве дневных бомбардировщиков

СЕКРЕТНО
ПРИКАЗ
НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР
? 0496
18 июня 1942г. гор. Москва
Содержание: О применении истребительной авиации на поле боя в качестве дневных бомбардировщиков.
Опыт войны показал, что наши истребители на поле боя и в ближайшем войсковом тылу на глубине 20-30 км от переднего края с успехом могут попутно выполнять задачи дневных бомбардировщиков. После сбрасывания бомб истребители выполняют свою основную задачу по уничтожению воздушного противника и по прикрытию своих войск. Применение истребителей на поле боя для бомбометания днем значительно увеличивает ударную силу нашей авиации, наши бомбовые выстрелы.

Следует учесть, что немцы и англичане используют одномоторные истребители в качестве дневных бомбардировщиков.

Бомбодержатели (по две балки на каждом самолете) на наших истребителях поставлены не случайно и не для украшения самолета, а для того, чтобы использовать и эти самолеты для дневного бомбового удара по врагу, по его живой силе и технике на поле боя.

Однако, этого до сих пор многие наши авиационные командиры не понимают и не используют истребителей для бомбометания днем противника на поле боя.

Приказываю:

1. Самолеты Лагг-3, И-153, И-16 и поступающие в авиачасти с бомбодержателями Як-1 и Як-7 обязательно использовать для решения бомбардировочных задач днем на поле боя на глубину до 20-30 км от переднего края.

2. Бомбовую зарядку на истребителях варьировать в зависимости от целей, используя для этого авиабомбы ФАБ-100, ЗАБ-100, ФАБ-50, ЗАБ-50 и осколочные АО-25.

3. Во всех истребительных полках, находящихся на фронте и в тылу, приступить немедленно к обучению бомбометанию днем всех летчиков, не умеющих бомбить.

4. О применении истребителей для бомбометания днем на поле боя и в войсковом тылу на глубину 20-30 км от переднего края доносить Командующему ВВС Красной Армии ежедневно к 22.00 отдельным донесением по телеграфу или шифром по радио, начиная с 20.6.42 г.

5. Разъяснить всем летчикам-истребителям авиачастей всю важность выполнения настоящего приказа.

6. При выдаче премий за боевые вылеты считать два боевых вылета истребителя с бомбами для дневного бомбометания за три боевых вылета.

7. Персональную ответственность за выполнение настоящего приказа возлагаю на командующих воздушных армий, командующих ВВС фронтов и командиров истребительных дивизий.

Народный Комиссар Обороны Союза ССР
И. СТАЛИН

Вут

Может, сюда же бронированный истребитель на базе Ил-2 втиснуть?

marafonec

А чо нет-то?

marafonec

Вспомним про КС и методы ее доставки:

Ампульная кассета АК-2У для бомбардировщика ДБ-3

Ампульно-бомбовая кассета АБК-П, возле нее ампулы АЖ-2

Виды ампул

На начало войны это было в ВВС, применялось ли? Не в курсе.
В справочнике по Ил-2 написано, что Ампулы могли грузиться в бомбоотсек навалом

Вут

SeRgek, marafonec вот вы на мой взгляд оба мужики нормальные, каждый со своей спецификой. Если сраца не будете, общаться будет интересно обоим.

marafonec

не наш случай.

По ампулам не нашел, но вот мелкие бомбы на Ил-2 грузились так

Загрузка бомб в доработанные крыльевые отсеки

КМБ-2 в самолете

КМБ-2 на земле

"Эксплуатация в строевых частях кассет мелких бомб КМБ выявила их существенные недостатки ['было много случаев, когда привозили ампулы и осколочные бомбы в кассетах на аэродром несброшенными:') и летом 1942 г. они были заменены бомбовыми кассетами КМБ-2. При этом был изменен и порядок комплектации штурмовиков кассетами мелких бомб. Если раньше один комплект КМБ приходился на три самолета Ил-2, то теперь каждый штурмовик получал комплект КМБ-2.

Новая кассета мелких бомб могла устанавливаться на всех самолетах Ил-2, выпущенных ранее с кассетами КМБ, с незначительными доработками защелок держателей авиабомб Дер-21 и задних направляющих трубок. По сравнению с КМБ, кассета КМБ-2 была более удобной в обслуживании и имела больший ассортимент и варианты загрузки авиабомб. Однако в КМБ-2 категорически запрещалось укладывать бомбы, снаряженные взрывателем типа АГМ-1, допускались только взрыватели типов АМ-А и АМ-Б.

Эксплуатация КМБ-2 на Ил-2 также была неудачной. К основным недостаткам кассеты КМБ-2 относились: самопроизвольное открытие створок бомбовых кассет и выпадение бомб из них, зависание в бомбоотсеках мелких бомб в результате вертикального и горизонтального их перемещения внутри самих кассет, а также из-за наличия внутри кассеты выступающих предметов.

По этой причине в октябре 1942 г. была проведена модернизация бомбардировочного вооружения Ил-2. Из состава вооружения самолета были изъяты КМБ-2 и балки для подвески 250-кг бомб и спецприборов (ВАП-250, УХАП-250). Это упростило производство штурмовика на заводах и одновременно облегчило его эксплуатацию в строевых частях. Калибры загружаемых бомб и спецприборов, управление сбрасыванием (пиротехническое и механическое) остались прежними. Изменился лишь способ загрузки бомб.

Мелкие бомбы калибра 1-25 кг теперь загружались непосредственно в бомбоотсеки самолета на створки бомболюков, через окна, сделанные в верхней обшивке крыла. Для подвески 50 кг и 100 кг бомб внутри бомболюка оставлены замки Дер-21, но ухваты, служившие для предотвращения качания бомб, ликвидированы - их роль выполняли наклонные боковые стенки бомболюка."

Картинки немного не соответствуют статье, точнее их порядок. Но все равно понятно.

4V4N

А Су-8 и ПИ-1 (две пушки 85мм) к вундерам отнести можно?

marafonec

В книжке прочитал, что бомберы в СССР в 41 и 42 годах выпускались чуть ли не меньше чем остальных самолетов. Приводят в вину Сталину его слова "Лучше два одномоторных самолета, чем один двухмоторный" В результате бомбить было просто некому. Многие типы истребителей дорабатывались под подвеску бомб.
Штурмовикам сам бог велел, и Сталин

"Приказ об использовании самолетов Ил-2 как дневных бомбардировщиков

? 0490 17 июня 1942 г.

Среди многих наших общевойсковых и авиационных командиров укоренилось совершенно неправильное мнение, что у нас, кроме самолетов Пе-2, нет других дневных бомбардировщиков и что поэтому при отсутствии или недостатке на фронте самолетов Пе-2 мы не можем бомбить противника днем на поле боя или по ближайшим тылам. Это в корне неверно. Мы располагаем штурмовиками Ил-2, которые являются лучшими ближними дневными бомбардировщиками против танков и живой силы противника. Штурмовик Ил-2, обладающий хорошей бронезащитой и вооруженный пушками, пулеметами и эресами, может, наряду со всем этим вооружением, брать бомбовую нагрузку в 600 кг, например 4 бомбы внутрь бомболюка по 100 кг каждая бомба и 2 бомбы снаружи по 100 кг каждая бомба или 24 бомбы внутрь бомболюка по 25 кг каждая бомба. Таких ближних дневных бомбардировщиков нет ни в одной другой армии, ни в немецкой, ни в итальянской.

Все дело заключается только в том, что наши штурмовые авиачасти по вине авиационных и общевойсковых командиров совершенно не используют или плохо используют штурмовики Ил-2 в качестве дневных бомбардировщиков, а посылают эти самолеты для действия по противнику только с боекомплектом для пушек, пулеметов и с подвеской эресов.

Мы можем и должны значительно увеличить наши бомбардировочные дневные удары по противнику, но для этого надо немедля покончить с вредной практикой недооценки самолетов Ил-2 как дневных бомбардировщиков и добиться того, чтобы ни один самолет Ил-2 не вылетал в бой без полной бомбовой нагрузки.

Приказываю

1. Под личную ответственность командиров штурмовых авиадивизий и авиаполков запретить выпускать Ил-2 в бой без бомбовой нагрузки.

2. Установить в зависимости от целей и выполняемых задач следующие варианты бомбовой зарядки для самолета Ил-2

а) 6 бомб по 100 кг каждая, из них 4 бомбы в бомболюк на внутренние замки и 2 бомбы - на наружные замки;

б) 24 осколочные авиабомбы внутрь бомболюка (с применением кассет КМБ-2) по 25 кг каждая бомба, или по 20 кг каждая бомба, или по 15 кг каждая бомба, или по 10 кг каждая бомба. При этом в случае применения 10- и 15-килограммовых бомб можно дополнительно подвешивать снаружи 2 бомбы по 100 кг каждая, а в случае применения 20-килограммовых бомб можно дополнительно подвешивать снаружи 2 бомбы по 50 кг каждая;

в) 140 осколочных авиабомб по 2'2 кг внутрь бомболюка и 2 бомбы по 100 кг каждая на наружные замки.

Во всех вариантах бомбовой зарядки для самолета Ил-2 общий вес авиабомб не должен превышать 600 кг.

3. Установить для летчиков-штурмовиков денежное вознаграждение в размере 1000 рублей за каждые 4 вылета с полной бомбовой нагрузкой при выполнении боевого задания по бомбометанию и штурмовым действиям по живой силе противника или по танкам и мотоколоннам.

4. Командирам штурмовых авиадивизий и авиаполков довести настоящий Приказ до всего летного состава штурмовых частей, вооруженных самолетами Ил-2.

5. О выполнении настоящего Приказа командующим ВВС фронтов и воздушных армий доносить командующему ВВС Красной Армии ежедневно к 22 часам.

Народный комиссар обороны И. Сталин"

4V4N

Малочисленность бомбёров-следствие того что не собирались никого бомбить, особенно вдали. А как началось-уже было не до них,тяжёлых. (КМК)

marafonec

Самая большая пушка на серийном самолете Як-9К

Самолет Як-9К с пушкой калибра 45 мм

"На базе пушки НС-37, с сохранением габаритных размеров, была создана авиационная, автоматическая 45-мм пушка НС-45. Вес пушки составлял 150-153 кг. Темп стрельбы 260-280 выст./мин. Питание пушки ленточное. В 45-мм авиационной пушке НС-45 впервые в СССР па самолете был применен дульный тормоз, поглощавший до 85% энергии отдачи. В 1944-45 г. в общей сложности было произведено около 200 пушек. Специально под эту пушку был спроектирован и построен истребитель Як-9К (крупнокалиберный) с пушкой НС-45 в развале двигателя, с боекомплектом 29 патронов. Всего было изготовлено 53 самолёта этого типа.

'Царь-пушки' советской авиации

44 самолета Як-9К проходили войсковые испытания с 13 августа по 18 сентября 1944 г. на 3-м Белорусском фронте и с 15 января по 15 февраля 1945 г. на 2-м Белорусском фронте. Предполагалось, что истребители с крупнокалиберными пушками будут действовать по группам вражеских бомбардировщиков, находясь вне зоны эффективного оборонительного огня их огневых точек. На один сбитый вражеский самолёт в среднем расходовалось десять 45-мм снарядов.

Однако сами Як-9К нуждались в прикрытии истребителей с 20-мм пушками, в числе которых были ведомые машины. Прицельная стрельба из 45-мм пушек получалась только на первом выстреле, остальные снаряды летели мимо. После очереди в три выстрела, сделанных даже на максимальной скорости, последняя резко падала, терялась устойчивость самолета, наблюдалась течь масла и воды в трубопроводах.

Кроме того, встретить большую группу вражеских бомбардировщиков в конце 1944 г. было большой редкостью, и особой необходимости в таком истребителе не было. По итогам войсковых испытаний в массовое производство Як-9К не запускался."

Вут

http://www.airwar.ru/enc/fww2/il2i.html

Опыт Сталинградских боев, а именно успешное применение Ил-2 в качестве истребителя транспортных и бомбардировочных самолетов люфтваффе, способствовал развитию идеи о превращении Ил-2 в бронированный самолет-истребитель.

В соответствии с этой концепцией, в мае 1943 г. принимается решение о постройке истребительного варианта штурмовика Ил-2. В Постановлении ГОКО No. 3336 от 17 мая 1943 г. указывалось, что: "Для борьбы с бомбардировщиками и истребителями противника считать необходимым часть самолетов Ил-2 превратить в истребители с ограниченной скоростью пикирования, для чего уменьшить полетный вес самолета Ил-2, сняв с него бомбовую нагрузку, PC, пулеметы ШКАС, превратить его из двухместного в одноместный и улучшить его аэродинамические свойства..."

Выполняя решение Государственного Комитета Обороны, С. В. Ильюшин уже в июле 1943 г. представляет на государственные испытания модифицированный самолет Ил-2И в варианте истребителя бомбардировщиков. Это был одноместный самолет Ил-2 с двигателем АМ-38Ф, переделанный из обычного серийного двухместного самолета-штурмовика. Его крыло усилили, изменив раскрой листов деревянной обшивки, увеличив площадь их склейки и приклепав обшивку к верхним полкам лонжеронов. С самолета Ил-2И сняли пулеметы ШКАС, бомбардировочное вооружение внутренних бомбоотсеков и узлы крепления к крылу пусковых балок ракетных снарядов. Люки подхода к пулеметам и вырезы под бомбоотсеки были заделаны. На вооружении самолета Ил-2И осталось только две пушки В Я с боезапасом по 150 снарядов. На наружные бомбовые замки самолета могли быть подвешены две бомбы массой по 250 кг.
........
При испытаниях самолет Ил-2И с нормальной полетной массой 5383 кг достиг максимальной горизонтальной скорости 415 км/ч на высоте 1300 м, т. е. при практически одинаковой полетной массе, но с более мощным двигателем он не смог превысить скорость опытного одноместного самолета Ил-2. Сказалась, по-видимому, недостаточная тщательность отделки внешней поверхности серийных самолетов Ил-2. Тем не менее, на высоте до 4000 м скорость самолета Ил-2И значительно превышала максимальную скорость широко применявшихся в войне вражеских бомбардировщиков Юнкерс Ju-87 и Хейнкель Не-111. Испытания на воздушный бой показали, что на высоте до 4000 м Ил-2И свободно атакует бомбардировщики Ju-87 и Не-111, а также транспортные самолеты противника со всех направлений сзади при полете последних по ломаному маршруту с доворотами, обеспечивающими возможность ведения бомбардировщиками прицельного оборонительного огня.

marafonec

А вот что знали про наше вооружение немцы в 42 году.
Книжка на немецком в ПДФ, но картинок много
https://yadi.sk/i/mWyGoTqfhW45f

Вут

А куда делась тема про сов авиапром?

4V4N

В Удалённое вход не закрыт,никому.

SanSanish

А речь о каком чудо оружии?
Реально изменившем тактику со стратегией или неудачных прожектах?
Были и такие, вроде "блохи" Москалева. Странная хрень прыгающая по полю боя на собственном хвосте. помесь кенгуру с троллейбусом.
Ни одно чудо оружие само по себе ни чего не меняет, кроме как в пропаганде.
А реально чудо оружием работала система из связки ИЛ/ЯК, дополненная ПЕ-2/ПО-2, плюс немножко ЛА, в сочетании с промышленностью.

Вут

SanSanish
система из связки ИЛ/ЯК, дополненная ПЕ-2/ПО-2, плюс немножко ЛА
Из более менее уникального только Ил-2. Остальное ни чем не примечательно на фоне других стран ни вместе ни по отдельности.

SanSanish
с промышленностью
Тож не вундерфавля. Не круче, чем у нацистов.

on/er

А немецкие чудеса инженерной мысли сюда постить будете? Типа неправильной музыки и антикурсового вооружения?

marafonec

on/er
А немецкие чудеса инженерной
Нет

Вут

marafonec
немецкие чудеса инженерной мысли сюда постить будете
Их было много и они были чудесатые - заслуживают отдельной кунсткамеры.

marafonec

Кста, насчет трофеев. Наши переобували мессеры и фоки (вооружение или еще что) или только красили и летали с их стандартом?

4V4N

Думаю только красили, да и то не всегда...

4V4N

заслуживают
Эт точно.!

Вут

4V4N
Думаю только красили, да и то не всегда...

Ну, звезды по крайней мере рисовали точно, ибо кучу раз свои сбивали.
Интересно, а боеприпасы где брали?

Bajonet

ибо кучу раз свои сбивали.

Амеры летали, не перекрашивая. На разведку в частности. Есть книга про 225 flight sqd "Checker tals". Там явное упоминание.

4V4N

Интересно, а боеприпасы где брали?
Заказывали, у Бормана. 😛
Дык там же где и самолёты. Не раз одно и другое из рук в руки переходило.

4V4N

Амеры летали, не перекрашивая
Во - пиндосы они какие! 😛 Нашим точно взападло такое! 😛

Вут

4V4N
Не раз одно и другое из рук в руки переходило.

Ща книжку читаю, там в 1942 на ме-110 наш летал. Где на уровне полка в товарных количествах в то время могло переходить в наши руки?

Bajonet
Амеры летали, не перекрашивая
Маньяки. Интересно, как он над своими летал - ни чем не отличаясь от фошистов.

Bajonet

Увы, цитату заксерачить смогу только через месяцок...

on/er

4V4N
Во - пиндосы они какие! 😛 Нашим точно взападло такое! 😛

Ну почему-же? Девятаев со товарищи ничего не перекрашивал. Правда, у них и времени на это не было.

marafonec

on/er
Девятаев со товарищи
Не корректное сравнение. К тому же этот побег не был первым. Массовым - да. Но не первым.

4V4N

Девятаев
Он к нам в школу приезжал. В девятом классе был я.

george_gl

теперешние впечатления от его рассказа ?

4V4N

Через 50 лет?

Было тихо и все слушали. Раскрыв рты. По крайней мере я. 😛
Тогда ещё были времена уважения м даже трепета...