Глупые вопросы, или то, о чем вы стеснялись спросить.

Вут
Может, не только у меня такие есть?
Вут
Начнем. Вопрос по навигации. В эпоху освоения тюменских Северов ни каких GPS не было. Между тем, вертолеты летали на сотни км. над однообразной белой тундрой, в условиях полярных сумерек.

Как они ориентировались?

SeRgek
думается мне что по радиомаякам и счислению)))
Вут
SeRgek
радиомаякам

Была такая мысль, но.. это ж надо их пеленговать.. Им туда штурмана дополнительно сжали? что за оборудование было? Хотя бы примерно? И, ладно, допустим, ты мотаешься по одному и тому же маршруту, изучил его, пеленги, а если тебе говорят - вот там-то партия стоит, надо до нее слетать - как тогда? Это ж надо с картой сидеть, пеленги эти расчитывать от радиомаяков?

А по счислению - надо азимут оч точно выдерживать - там зимой ориентиров практически нет, чуть промахнешься - и все. А плюс ветра..

Ну, я не оч хорошо себе это все представляю. Только в общих чертах.

SeRgek
Вут
это ж надо их пеленговать
ессна

Вут
Им туда штурмана дополнительно сжали?
он там всегда был

Вут
что за оборудование было?
радиополукомпас, тут подскажут точное наименование

Вут
а если тебе говорят - вот там-то партия стоит, надо до нее слетать - как тогда?
у неё радио есть - на неё летишь
Вут
Это ж надо с картой сидеть, пеленги эти расчитывать от радиомаяков?
а кому легко?
Вут
А по счислению - надо азимут оч точно выдерживать - там зимой ориентиров практически нет, чуть промахнешься - и все. А плюс ветра.
естессна

ALAM
Штурмана на вертолетих были(есть)только на ми6(ми26),на ми8 ведение навигации-обязанность второго пилота.под чутким конторем КВС естественно.Как?если кратко: часы,компас,линейка НЛ10,карта и пальчиком по карте.в качестве крайней меры-методом опроса местного населения 😊Блудили конечно,не без этого.Но в этом мало кто признается,только если по прошествии длительного времени,за рюмкой чая.
ALAM
А по счислению - надо азимут оч точно выдерживать - там зимой ориентиров практически нет, чуть промахнешься - и все. А плюс ветра.. Ну, я не оч хорошо себе это все представляю. Только в общих чертах.
Перед вылетом читаете прогноз,в данном случае ветер по высотам.согласно прогностического ветра считаете Угол сноса.с учетом угла сноса считаете курс полета(это я уж совсем по простому,так сказать "на пальцах"обьясняю) и так же считаете предполагаемую путевую скорость полета.Взлетели, после взлета по ближейщим характерным ориентирам проверяем соответствие ваших расчетов по прогнозу фактическим условиям полета.При необходимости вносите поправки в свои расчеты.и т.д...
ALAM
а если тебе говорят - вот там-то партия стоит, надо до нее слетать - как тогда?у неё радио есть - на неё летишь
Радио то у нее конечно может и есть,но я сомневаюсь что бы оно работало на частотах авиационого диапазона и можно было настроить на нее АРК.На Широковещательные радиостанции(ШВРС)можно было.а на те что были у нефтянников?не слыхал.
4V4N
радиополукомпас, тут подскажут точное наименование
Гирополукомпас и радиокомпас.
ГПК очень важен т.к. магнитный полюс близко и поправки вводить замучаешься. А так при взлёте направление есть, ГПК на ноль и вперёд. А потом назад, так же.
Почти то же с радио, но там если всторону от передатчика-маята. На больших стояли РСДН и РСБН. Эти и координаты выдавали.
4V4N
Радио то у нее конечно может и есть,но я сомневаюсь
Не надо сомневаться 😛 Одна из мощнейших систем радиовещания Маяк именно партией и была запущена.
4V4N
вертолеты летали на сотни км
Для вертолётов и ДПРМ в большинстве хватит (150км).
ALAM
Не надо сомневаться Одна из мощнейших систем радиовещания Маяк именно партией и была запущена.
Если я правильно понял ВУТа,вопрос был про геологическую(или буровую )партию 😊,и связную радиостанцию при ней.я не знаю,в каком диапазоне и на каких частотах они работали.Но я ни разу не слыхал что бы подобные радиостанции использовались в качестве приводных.
4V4N
Если был АРК, то настраивался на СВ диапазон. Правда при большой дальности до приличной СВ-грош цена навигации. На Канином Носу летать по московскому Маяку-конечно зашибись.
SeRgek
ALAM
Радио то у нее конечно может и есть,но я сомневаюсь что бы оно работало на частотах авиационого диапазона и можно было настроить на нее АРК.На Широковещательные радиостанции(ШВРС)можно было.а на те что были у нефтянников?не слыхал.

Вы хотите сказать что у них не было передатчиков на аварийных частотах?

OCTAGON
SeRgek
думается мне что по радиомаякам и счислению)))

ALAM
Радио то у нее конечно может и есть,но я сомневаюсь что бы оно работало на частотах авиационого диапазона и можно было настроить на нее АРК.На Широковещательные радиостанции(ШВРС)можно было.а на те что были у нефтянников?не слыхал.Вы хотите сказать что у них не было передатчиков на аварийных частотах?
У нефтянников?мне о существовании специально выделенных аварийных частот для нефтянников ничего не известно.а если нет частот,то нет и передатчиков на этой частоте 😊
SeRgek
ALAM
У нефтянников?
у геологических партий в условиях задачи.
ALAM
у геологических партий в условиях задачи.
У них скорее всего были связные радиостанции,в КВ диапазоне.и на выделенной своей рабочей частоте.наверняка была еще и выделенная резервная частота.а вот была ли у них еще и выделенная аварийная частота?не знаю.чесно говоря сомневаюсь
SeRgek
ALAM
а вот была ли у них еще и выделенная аварийная частота?не знаю.чесно говоря сомневаюсь
главное что бы радиокомпас мог на них настроиться

с другой стороны их же всё равно на вертолёте привозили, а далеко уйти они не могли, кто привёз - тот забирает)))

ALAM
а далеко уйти они не могли, кто привёз - тот забирает)))
Могли-могли.и еще как. 😊у меня,прошлым летом.Аська(АS350)крутится и крутится в одном районе,типа "..работаю с посадками,борт порядок,связь через час..".Пришел,заправился,и снова туда.вечером спрашиваю,чего мол там крутился?-человека искали.Утром нефтянники проснулись,глядь,а одного не хватает.ну,сначала думали позвонить ушел(у них там километрах в двух сопочка,откуда мобильная связь брала,вот они и ходили туда,как на переговорный пункт 😊).час-два подождали,нет человека,забеспокоились,пошли искать.не нашли.сообщили начальству,те вертолет прислали.а там между буровой и сопкой низинка,вся заросшая кустарником,типа ивы,или карликовой березки.если сердце прихватило,упал туда и х.р найдут.мимо будут ходить,и не увидят...так и не знаю,нашли потом этого мужика или нет.
а правило,кто привез-тот забирает,оно в основном действует в отношении,каких то краткосрочных забросов,типа рыбаков-охотников 😊.тогда долю выделяемую на экипаж не надо на двоих делить 😊 😊
SeRgek
ALAM
тогда долю выделяемую на экипаж не надо на двоих делить
гы
батя рассказывал: были у них учения (ДШБ Магдагачи) ну и в т.ч. высаживали они куда-то к границе с Китаем группы. Ну один экипаж высадил, а потом их куда-то в другое место направили. Ну учения закончились, все отчитались, на окончательном разборе (я так понимаю уже неделя как прошла) командир того экипажа спрашивает:
- А моих кто забрал?
- Каких твоих?
- Ну которых я высаживал.
- ??"??:%!!!!
- Помнишь куда высадил?
- Конечно!
😀
на подножном корму неделю сидели)))
Вут
Если я правильно понял ВУТа,вопрос был про геологическую(или буровую )партию
Спасибо всем!

Вопрос был вообще, как на том уровне техники осуществлялась навигация на местных линиях, в жопнейших навигационных условиях . Вопрос навеян рассказом товарища, который зимой летал в командировку на Ямал - сейчас то это непросто, а в додипиэсные времена...

Отца спросил, говорит, была у них в конце семидесятых в экспедиции радиостанция. Частот он, естественно не помнит, но я думаю, КВ - антенна метров 15, связь с базой километров 100. Аварийной не было.

Задам еще один глупый вопрос - как устроен радиокомпас? Явно ведь не ФАР там стояла? какая-то поворотная антенна? Если Маяк ловил, то, наверно, магнитная? Или как?

Вут
А ещё глупый вопрос: во время вмв как и откуда было поставлено снабжение Британии углеводородами? Чот не попадалось, что б бриты испытывали дефицит гсм.
4V4N
как устроен радиокомпас
Примено так.
http://oleg-tulin.narod.ru/index/0-13
4V4N
Коментов не ждите, поскольку враждую с радио с отрочества. 😛
Вут
Принцип работы радиокомпаса основан на авто-матическом сравнении двух сигналов, принимаемых направленной (рамочной) и ненаправленной (шлейфовой, поверхностной или тросовой) антеннами.

Вот оно чо! Ну, немного угадал насчет магнитной антенны. Спасибо!

SeRgek
Вут
А ещё глупый вопрос: во время вмв как и откуда было поставлено снабжение Британии углеводородами? Чот не попадалось, что б бриты испытывали дефицит гсм
откуда точно не скажу, а как - танкерами.
Вут
SeRgek
танкерами.

Ну, логично. Но я чот не слышал, про конвои с танкерами.

4V4N
Но я чот не слышал, про конвои с танкерами.
Мысль интересная...Может из Норвегии-Дании? А с другой стороны-авиация сколько сожрёт. Мелочевка.В Квантунской для танков самолётами подвозили. И успешно.
SeRgek
Вут
Но я чот не слышал, про конвои с танкерами
ну если ты чего-то не слышал... танкер - самая лакомая цель была... посмотри список потопленных ПЛ судов.
Вут
SeRgek
ну если ты чего-то не слышал..
Я о том и говорю- где посмотреть можно? Танкеров то должно было быть оч много, что б всю Британию с ее флотом и ВВС обеспечить.
SeRgek
Вут
Я о том и говорю- где посмотреть можно?
сайт есть
там все абсолютно жертвы подводной войны (на Западе ессно) присутствуют с датами владельцами и кто утопил (лодка, командир)
4V4N
сайт есть
Сержеек, а чего ссылками жмототесь? 😛
SeRgek
да попробуй его найди снова

а мои сообщения с ссылками одно мудило страшное удалило. Вут вумный - сам найдёт 😊

Вут
Пока получается что с США и Тринидада таскали, а еще в Шервудском лесу месторождения разрабатывали.
Girnyi_kot
Когда-то прочитал двухтомник Клэя Блера, называется кажись "Охотники" - первый том, и "Жертвы" - второй. Очень интересный труд про подводную войну Кригсмарине. Хорошая статистическая выборка по классам потопленных судов, составу конвоев, их маршрутам и т.д.
Танкерные конвои были.
panzerhaubitz
А вот надысь подумалось: задача стратегической авиации (Ту-95) какая? Не прорывать же противовоздушную оборону.

Хотя, из к/ф "Доктор Стрейнжлав...": "Если пилот не дурак, то на малой высоте реактивный бомбардировщик незаметен".

Наверное, только добамбливать, когда нет ни радаров, ни командования у пиндосов (после ударов РВСН и флотских МБР)?

Потому что иначе - только машины потеряют зря.

Вут
panzerhaubitz
А вот надысь подумалось: задача стратегической авиации (Ту-95)

На момент создания была, как я понимаю, именно что прорывать.

Вут
Ап 😊

Глупейший вопрос:
Континентальный европейцы - еврофайтеры, рафали, саабы, миражи - они как на общемировом уровне? по сравнению с сша и РФ?

SeRgek
есть видео где рафаль в ближнем бою раптора уделал, съёмки с кабины рафаля там как разхорошо слышно насколько на пределе человеческих возможностей это происходит. в РЭО французы вроде традиционно сильны

саабы - это сильно бюджетный вариант кмк.

4V4N
Вут
Ап 😊

Глупейший вопрос:
Континентальный европейцы - еврофайтеры, рафали, саабы, миражи - они как на общемировом уровне? по сравнению с сша и РФ?

Из общемирового уровня никто из первой десятки никогда не выбивался сильно. Ни взад, ни вперёд.

Вут
4V4N
Из общемирового уровня никто из первой десятки никогда не выбивался сильно. Ни взад, ни вперёд.

А была ли десятка? США, СССР, Британцы, шведы, французы, ну еще чуть канадцы. Ни кого не забыл?
Остальные отставали на поколение, или клонировали чужие разработки.